Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Кино
#статьи

Какая гадость эта ваша заливная рыба: что и почему мы смотрим в Новый год

Разбираемся, как появилась традиция новогоднего кино в России и при чём тут фильмы про Гарри Поттера, хоббитов и джедаев.

Иллюстрация: кадр из фильма «Один дома», «Ирония судьбы», «Хоббит», «Гарри Поттер» / Colowgee для Skillbox Media

Вся страна с нетерпением ждёт 31 декабря, который в этом году объявлен выходным, чтобы начать готовить праздничный стол и смотреть новогодние фильмы. У кого-то это «Ирония судьбы», у кого-то — все фильмы про Гарри Поттера нон-стоп, а кто-то включает комедию «Один дома» — традиция! И, собирая собственный список фильмов к празднику, наша редакция задалась вопросом: а почему мы вообще это смотрим? Клара Хоменко рассказывает:

  • как чёрт стал первым новогодним героем;
  • как в СССР запретили Новый год и при чём тут серый волк;
  • почему смерть Сталина вернула взрослым людям ёлочки;
  • как «Карнавальная ночь» разрешила советским людям веселиться;
  • как телевизор сделал кино частью новогоднего ритуала;
  • о чём на самом деле «Ирония судьбы»;
  • как голливудские рождественские фильмы стали нашими новогодними;
  • и почему мы смотрим в Новый год «Властелина колец», когда там даже зимы нет.

Появление кинематографа

На рубеже XIX–XX веков технические опыты с фотографией и оптическими иллюзиями привели к созданию аппаратов, способных записывать и воспроизводить движущиеся изображения. Вместе с ними появилось кино. Ключевой датой считается 1895 год, когда братья Люмьер впервые публично продемонстрировали в Париже знаменитое «Прибытие поезда». Сперва кино воспринималось как технический аттракцион, но уже через несколько лет превратилось в самостоятельное искусство.

Кадр: фильм «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота» / Lumière

Его жанры сформировались так же стремительно. Первыми фильмами были комедия, детектив, мелодрама — и экранизации. Один из пионеров кинематографа Жорж Мельес снял «Золушку» по сказке Шарля Перро в 1899 году — то есть всего через четыре года после показа братьев Люмьер. В России первой экранизацией классики оказалась «Песня про купца Калашникова», снятая в 1909-м. А в 1913-м появился первый российский новогодний фильм.

«Ночь перед Рождеством»

Экранизация повести Николая Гоголя. В канун Рождества чёрт крадёт месяц — да попадается кузнецу Вакуле, который тут же находит нечистому применение. Вакуле очень нужно в Петербург — выпросить у царицы черевички, чтобы покорить гордое сердце красавицы Оксаны.

Фильм вышел 26 декабря 1913 года и вызвал изумление публики: галушки на экране правда скакали в рот толстого казака, а чёрт реально уменьшался до размеров ладошки и прятался в карман Вакулы. Критики писали, что фильм сохранил чисто гоголевский юмор (и это при отсутствии звука), хвалили игру одного из первых русских киноактёров Ивана Мозжухина (он играл чёрта) и отмечали, что фильм чрезвычайно хорош в качестве чуда под Рождество.

Кадр: фильм «Ночь перед Рождеством» / «А. Ханжонков и Ко»

«Ночь перед Рождеством» стала первой экранной попыткой связать зимний праздник с особым, сказочным кинематографическим настроением. Позднее, в советское и постсоветское время, эта связь будет переосмыслена и перенесена с Рождества на Новый год, а заодно появится и новая «Ночь перед Рождеством», снятая великим советским сказочником Александром Роу. Но сама модель — праздничное кино как пространство чуда, юмора и временного выхода из повседневности — никуда не денется.

Политика раннего СССР

Революция 1917 года изменила многое, в том числе и подход к праздникам. Рождество, бывшее прежде главным событием календаря, оказалось под запретом как буржуазный пережиток. Взамен новое государство рабочих и крестьян пыталось внедрить в качестве праздника встречу Нового года — правда, и её запретило в конце 1920-х. Ёлки назвали поповским дурманом, продавать и тем более украшать их было чревато общественным осуждением, а то и арестом.

Только в 1935-м ёлку, теперь уже новогоднюю, вернули советскому народу. Вернее, вернули её детям — взрослые по-прежнему не должны были отмечать праздник, пусть даже ставший к тому моменту полностью светским. Новый год превратился в торжество детской мечты, в символ заботы родителей о детях. Вокруг него начал складываться новый ритуал: появился Дед Мороз в качестве лесного волшебника, традиция утренников, сладости в качестве подарков — и новогодние мультфильмы.

Дед Мороз и серый волк

В канун Нового года Дед Мороз спешит к лесным зверям с подарками. Обитатели волшебного леса очень рады этому и отправляются вместе рубить ёлку. В это время злой волк, переодевшись в Деда Мороза, крадёт маленькую зайчиху и уносит её в мешке в своё логово, чтобы сожрать. Дед Мороз пускается в погоню.

Сценарий к этому мультфильму написал легендарный советский иллюстратор и мультипликатор Владимир Сутеев. Ему же принадлежит первый советский звуковой мультфильм «Улица поперёк» — и первый советский новогодний мультфильм, в котором Дед Мороз воплощает в себе одновременно доброго волшебника, власть, обеспечивающую защиту и справедливость, и универсальную отцовскую фигуру.

Впоследствии по этому же сценарию Сутеева был снят ремейк, где Деду Морозу помогал водитель-снеговик, а волку — злая и циничная ворона, которая может считаться одной из лучших злодеек советского кино.

Оттепель

Во «взрослом» кинематографе тема Нового года отсутствовала ещё 20 лет. Идеология военного и послевоенного времени не оставляла пространства для этого праздника, который по сути своей был глубоко личным. И если ребёнку было прилично надеяться на чудо, ждать подарков и веселиться, то взрослые должны были строить коммунизм, оборонять страну от врага, восстанавливать разрушенное фашистами и верить исключительно в направляющую роль партии и товарища Сталина.

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв, возглавивший страну, решил, что советским гражданам будет полезно выдохнуть. Начался короткий период оттепели: культ личности осудили, как и перегибы прошлого, а советская культура расширила круг тем и интонаций. На экране стали выходить фильмы о современности, молодёжи, любви и дружбе, появились живые, узнаваемые персонажи, говорящие обычным языком.

Кадр: фильм «Я шагаю по Москве» / «Мосфильм»

Кино становится не только средством пропаганды, но и пространством личного переживания. В нём появляется место для бытовых радостей. Советский человек по-прежнему самый передовой и постоянно думает о будущем — но при этом ему можно ещё и смеяться над пустяками, переживать о ерунде, жить свою маленькую частную жизнь.

Карнавальная ночь

В Доме культуры переполох: на носу встреча Нового года, а временный руководитель Серафим Иванович Огурцов собирается превратить весёлый бал в унылое партсобрание. Организатор праздника Леночка Крылова вместе со своими молодыми друзьями делает всё, чтобы танцы, песни и весёлые номера всё-таки остались в программе.

Даже съёмки этой картины воплощали собой битву нового со старым. Во-первых, Эльдар Рязанов тогда был совсем молод, это было его первое кино, и вся съёмочная группа относилась к нему пренебрежительно. Его выручил игравший Огурцова Игорь Ильинский: актёр с огромным опытом, он общался с режиссёром подчёркнуто уважительно, подавая пример всей команде.

Во-вторых, не было такого старшего товарища, который не сказал Рязанову, что его сценарий к фильму — отвратительная и пошлая глупость. Несколько раз картина была под угрозой закрытия, и только вмешательство мэтров советского кино — Ивана Пырьева, который тогда курировал «Мосфильм», и Михаила Ромма — спасло «Карнавальную ночь» для зрителя.

В канун нового, 1957 года фильм вышел на экраны и произвёл фурор. Билетов было не достать. От касс змеились огромные очереди. Вся страна смеялась над чинушей Огурцовым, подпевала никому тогда ещё не известной актрисе Людмиле Гурченко и с замиранием сердца следила за борьбой молодёжи с руководством. Ведь всё, что делали Леночка Крылова и её товарищи, ещё три года назад попадало под расстрельные статьи. А теперь советские люди хотя бы на экране могли запихнуть назначенного партией руководителя в ящик — и им ничего за это не было. Совсем ничего.

Развитие телевидения

Телевизоры в домах советских людей стали появляться с 1960-х годов — а вместе с ними традиция праздничных передач. 7 ноября и 1 мая транслировали демонстрации трудящихся, специально снятые концерты. Для Нового года придумали особый формат праздничной программы, «Голубой огонёк» — в этом названии было заложено символическое значение телевизора, который на «огонёк» голубого экрана собирал семьи, друзей, соседей.

Кадр: передача «Голубой огонёк» / «Мосфильм»

Телевизор стал частью праздника, элементом новогоднего стола. Поскольку он долго был предметом роскоши, то ритуал часто получался такой: люди из нескольких домов (или квартир, или комнат) стягивались к счастливому владельцу телевизора, приносили кто что мог в качестве угощения и вместе отмечали Новый год, любуясь на звёзд советской эстрады, кино и спорта.

С развитием телевидения в сетке вещания стали появляться ещё и фильмы. Это был переломный момент, когда новогоднее кино пришло в каждый дом и стало такой же частью праздничного ритуала, как селёдка под шубой или оливье. Первые новогодние телефильмы снимали не для большого экрана, а для ТВ, и это были фильмы-концерты, где номера связывались между собой каким-то сквозным сюжетом. А потом всё изменилось раз и навсегда.

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Женя Лукашин, тихий скромный врач, собирается в Новый год сделать предложение Гале, с которой давно встречается. Но в канун праздника он по старой традиции идёт с друзьями в баню, там нечаянно напивается и оказывается в Ленинграде, в квартире, очень похожей на его собственную. В этой квартире живёт учительница Надя.

Каждый год перед 31 декабря в Сети начинают обсуждать, не пора ли отправить этот фильм на свалку истории. Ведь мямля Женя живёт с мамой, Ипполит абьюзер, а Надя совершает главную ошибку своей жизни, когда пытается вообще найти себе мужчину. Это происходит частично из-за утраты бытового контекста — например, молодые зрители не понимают, что Женя живёт с мамой, поскольку квартиру в СССР нельзя было купить, их давали на семью, и разъехаться было совершенно невозможно. Но прежде всего современные зрители упускают из виду, что «Ирония судьбы» была первым фильмом для взрослых о чуде.

Кадр: фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» / «Мосфильм»

Уделом советского человека в кино был труд: для обновления жизни он должен либо работать, либо страдать. «Карнавальная ночь», где герои буквально отбили себе праздник, — классический пример. Чуда не существовало. Чудо допускалось только в детских сказках. Единственный фильм, в котором никто не трудился, не составлял плана действий и получил желаемое просто по идиотскому стечению обстоятельств — это «Ирония судьбы».

Чудо Нади и Жени абсолютно незаслуженно: они ничего не делают ради него и не могут даже поговорить друг с другом. Ещё оно аморально: Женя встретил любовь благодаря тому, что напился; его рождественский дед — герой Георгия Буркова, который предложил отправить друга в Ленинград, святой дух — водка.

В результате два человека в случайно образовавшемся частном пространстве печали, песен и обретённого взаимопонимания могут сами сделать свой выбор — в мире, где они выбора в основном лишены. Жизнь советского человека к 1975 году, когда вышла картина, была настолько предопределена и детерминирована, что даже обстановка в квартирах, сколько ни пытайся придать ей индивидуальность, оставалась одинаковой для всех.

«Чародеи»

В Китежградском научно-исследовательском институте чародейства и волшебства готовятся представить московской комиссии новую разработку — волшебную палочку. Создавал её отдел Алёны Саниной, которая готовится выйти замуж за любимого Ивана и уехать в другой город. Но в Алёну влюблен заместитель директора института, товарищ Сатанеев, и у него свои планы.

Второй по значимости советский новогодний фильм, в отличие от «Иронии судьбы», выпускался сразу на телевидении — и составляет отличную контрастную пару к картине Рязанова. «Чародеи», снятые по мотивам культового романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», — первая сказка для взрослых в СССР. Чудеса в ней поставлены на производственный поток и предоставляются в соответствии с прейскурантом. Волшебная палочка имеет инвентарный номер. Все приключения героев происходят на работе и из-за работы, личная жизнь начинается и заканчивается в основном там же.

Кадр: фильм «Чародеи» / Гостелерадио СССР / «Одесская киностудия»

В «Чародеях», как и в «Иронии судьбы», много музыки — но если у Рязанова музыкальные номера камерны и почти интимны, то Константин Бромберг придал им эстрадный размах. Его фильм, во многом сатирический, фиксирует жизнь советского человека эпохи развитого застоя: он по-прежнему должен неустанно трудиться, но по сути своей уже не строитель социализма, а обыватель. Под праздник советский человек хочет и может уйти с работы пораньше, достать из холодильника с трудом добытые дефицитные продукты, принарядиться и устроить танцы под шлягеры современной эстрады. Он даже может верить в чудеса — но строго в личном порядке и в соответствии с номенклатурой.

Распад СССР

1990-е годы радикально изменили культурную среду страны. Исчезла единая государственная система кинопроката и телевизионного планирования. Появились новые телеканалы. Эфир и видеорынок стремительно заполнялись голливудскими фильмами — и бывший советский, а ныне российский зритель столкнулся с совершенно другой логикой главного зимнего праздника. Западное кино было рождественским, то есть изначально построенным вокруг идеи чуда, семейного уюта и индивидуального счастья. Оно предлагало не только непривычно яркую картинку, но и предсказуемый счастливый финал, а ещё визуальный образ нормальной жизни.

Кадр: фильм «Чудо на 34-й улице» / 20th Century Fox Film Corporation / Hughes Entertainment

В чудовищных условиях экономической турбулентности, политической неопределённости, полной утраты привычных жизненных рамок и образа хоть какого-то будущего это оказалось чистой благодатью. Рождественское кино органично и почти моментально встроилось в быт россиян. Изначально чужое по культурному коду, оно стало восприниматься как универсальное праздничное, а со временем закрепилось в телесетке и стало обязательной частью новогоднего ритуала.

«Один дома»

Кевин — самый младший в большой семье Маккалистеров, поэтому у родителей вечно не хватает на него времени, особенно в канун большой рождественской поездки в Париж. Рассердившись на несправедливое отношение, Кевин загадывает желание: пусть вся семья исчезнет, а он останется один, свободный и самостоятельный. Утром Маккалистеры уезжают в аэропорт, забыв мальчика дома.

Кадр: фильм «Один дома» / 20th Century Fox Film Corporation / Hughes Entertainment

Это самая кассовая рождественская картина всех времён и народов. Благодаря ей в Голливуде существует выражение to be Home Aloned — то есть попасть под каток настолько же популярного фильма, как «Один дома», и лишиться части сборов. В Россию это кино добралось на кассетах и быстро обрело бешеную популярность, которая по сей день не снижается. Во-первых, оно смешное. Во‑вторых, в сюжете заложен невероятный уровень стресса: насколько плохо всё должно быть, чтобы родители забыли дома собственного ребёнка? Это добавляло семейству Маккалистер симпатии замученных жизнью российских зрителей.

Особенности праздничного ритуала

Встреча Нового года в России — это событие, к которому до сих пор принято долго готовиться. В советской традиции нужно было хотя бы за неделю до праздника купить и нарядить ёлку, за два дня — подготовить продукты для застолья, за сутки — испечь торт, а с утра устроить уборку и приступить к резке салатов.

В наше время еду можно заказать в доставке, а торт купить. Зато появились вечеринки, к которым принято украшать дом, придумывать костюмы, готовить угощение. Новый год — праздник общих дел, которыми гораздо приятнее заниматься вместе. Это способ объединиться, почувствовать контроль над хаосом повседневной жизни.

Новогоднее кино — важная часть такого процесса. Чем дольше оно длится, тем лучше: нарезка салатов тоже дело не минутное. А чем более сказочный сюжет у фильма, тем психологически проще погрузиться в особую атмосферу ожидания чуда. Именно поэтому в наше время такой популярностью в качестве новогоднего кино стали пользоваться длинные фэнтези-саги.

Кадр: фильм «Иван Васильевич меняет профессию» / «Мосфильм»

Ещё одна важная функция кино как части новогоднего ритуала — связь поколений и преемственность традиции. Совместный просмотр в канун праздника связывает личные воспоминания с общими культурными образами. Фильмы ассоциируются не столько с сюжетом, сколько с семейными традициями, ощущением уюта, временным отстранением от забот. Поэтому комедия «Иван Васильевич меняет профессию», например, превратилась в новогоднее кино, хотя действие там происходит летом.

Властелин колец

Юный Фродо из Шира несёт к Роковой горе Кольцо Всевластия, чтобы уничтожить его — пока кольцо не уничтожило мир.

Кадр: фильм «Властелин колец» / New Line Cinema / The Saul Zaentz Company / WingNut Films

Единственная на этот момент экранизация саги Толкина, снятая Питером Джексоном, превратилась в новогоднее кино из-за особенностей российского телевещания. Многие каналы любят устраивать дни просмотра одной франшизы: фильмы идут весь день, прерываясь только на рекламу. Это идеально соответствует задачам Нового года: можно не переключать канал и переделать кучу дел, пока хоббиты, люди, гномы и эльфы заняты своими делами. Особенно трогательные или любимые моменты — время для перерыва и чашки чая с бутербродом.

Гарри Поттер

Мальчик-сирота понятия не имеет, что рождён для великих дел, пока ему не приходит письмо из Хогвартса.

Кадр: фильм «Гарри Поттер и философский камень» / 1492 Pictures / Heyday Films / Warner Bros. Pictures

Во-первых, в этой саге есть Рождество и сцены его празднования. Во-вторых, восемь фильмов и сказочная, хотя и мрачноватая под конец атмосфера — то, что нужно для предновогоднего периода. А в-третьих, на саге о Гарри Поттере выросло целое поколение, для которого экранизация романов Роулинг ассоциируется с прекрасными временами детства и юности.

Ёлки

В одной очень-очень большой стране все знают друг друга через несколько рукопожатий. Иногда это позволяет исполнять мечты.

Кадр: фильм «Ёлки» / «Базелевс Продакшн»

Эту бесконечную историю о встрече Нового года уже не раз пытались прервать и продюсеры, и актёры, и даже — при помощи гневных отзывов — сами зрители. Но «Ёлки» бессмертны: недавно вышел двенадцатый фильм, и единственная причина думать, что не будет следующего, — его «несчастливый» порядковый номер. И пока очередная часть собирает немаленькие деньги в кинотеатрах, в телесетки и личные списки стримингов по всей стране уже ставят две первые части — самые лучшие.



Как начать карьеру в IT в 2025 году?

Откройте доступ к 4 бесплатным IT-курсам. Попробуйте себя в Java, Python, тестировании ПО, SQL и Excel. Выберите подходящее направление и получите полезные подарки.

Пройти курс



Хотели бы работать на удалёнке, но не знаете, с чего начать?

Попробуйте себя в IT, дизайне или маркетинге. На практике узнайте, как устроена работа по топовым digital-профессиям 2025 года.

Пройти курс
Хотите попасть в IT? ➞
Пройдите 4 бесплатных курса по топовым направлениям IT. Определите, какая сфера вам ближе, и сделайте первый шаг к новой профессии.
Пройти курс→
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована