Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Кино
#статьи

«Нэчжа побеждает Царя драконов» — самый кассовый мультфильм в истории кино

Мифы, капризные подростки и национальный юмор.

Кадр: мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» / Chengdu Coco Cartoon / Beijing Enlight Media

Китайский мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» — нашумевшая новинка этого года. Заработав в родном прокате миллиард долларов за премьерную неделю, он принялся покорять большие экраны по всему миру. Теперь «Нэчжа» стал самым кассовым анимационным проектом в истории, оставив позади «Головоломку 2». В чём секрет успеха истории о герое китайских мифов — непоседливом мальчике-демоне?

Кадр: мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» / Chengdu Coco Cartoon / Beijing Enlight Media

В этой статье мы рассказываем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.

Что происходит в мультфильме

Новый мультфильм — продолжение «Нэчжи» 2019 года. События первой части происходят в альтернативном Древнем Китае, 35 столетий назад. В семье благородного генерала Ли Цзина должен родиться потомок Жемчужины Духа — светлого божественного начала. Но из-за путаницы на Небесах в доме Ли на свет появляется непоседливый мальчик Нэчжа — Жемчужина Демона, потомок тьмы.

Высшие силы прокляли малыша: он проживёт всего три года, а затем его поразит Небесная молния. Нэчжа не готов подчиниться судьбе, потому ищет способ победить свою тёмную сторону. Если он спасёт свой родной город Чэньтангуань от атаки Царя драконов, проклятие исчезнет.

Тем временем в семье коварного Царя драконов Ао Гуана по ошибке рождается малыш Ао Бин — человеческое воплощение светлой Жемчужины Духа. Нэчжа и Ао Бин — абсолютные противоположности, но их связывает предание. Они должны сойтись в смертельном поединке, а вместо этого становятся лучшими друзьями и сражаются вместе. Так они спасают Чэньтангуань от нападения Царя драконов и лишаются тел, обратившись в призраков. На этом заканчивается первый «Нэчжа».

Сюжет нового мультфильма «Нэчжа побеждает Царя драконов» начинается сразу после концовки предыдущей части. Благодарные жители города пытаются вернуть духам физическую оболочку — для этого они собирают цветы волшебного Семицветного лотоса, который поможет слепить им новые тела. Но ритуал прерывает Царь драконов. Он убеждён, что его сын Ао Бин убит Нэчжей в жестоком поединке, и отправляет армию в Чэньтангуань, чтобы отомстить.

Пытаясь спасти местных от атак магических существ, Ао Бин жертвует собой. Его физическая оболочка ещё не успела окрепнуть в цветке лотоса, потому дух юноши угасает.

Кадр: мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» / Chengdu Coco Cartoon / Beijing Enlight Media

Нэчжа не готов потерять лучшего друга, потому вместе со своим духовным учителем Тайи думает, как спасти Ао Бина. Единственный способ — отправиться в магическую школу на Небесах и пройти испытание Высших сущностей. Это поможет Ао Бину вознестись и получить новую оболочку.

Но вот незадача: ещё на пороге небожители почувствуют тёмную энергию Нэчжи и не пропустят его. Тогда они с Тайи придумывают план: чтобы дух Ао Бина не исчез без тела и Нэчжа смог попасть в школу, теперь юноши будут делить одно тело на двоих. Но им стоит поторопиться, ведь Царь драконов отступил только при условии, что они вернут Ао Бина к жизни. Если не успеют за семь дней — Царь драконов разрушит Чэньтангуань.

Как снимали анимацию

Новая часть саги о Нэчже — прорыв для Китая, ведь это первый фильм страны, снятый в IMAX. Исполнительные продюсеры Кристофер Чен и Алина Янь Цю рассказывают, что команда мультфильма уделяла много времени детальной проработке анимации: «Даже западные зрители были бы шокированы, увидев уровень качества анимации. Благодаря развитию компьютерной графики за последние пять лет видно значительный скачок в качестве между двумя „Нэчжами“».

Художники используют традиционные для китайской культуры способы, а именно — живопись тушью и бронзовые вставки, — и оживляют их с помощью CGI-эффектов и 3D-моделирования. Чтобы ускорить процесс рендеринга и сделать сцены с водой и лавой более правдоподобными, аниматоры использовали ИИ.

После успеха первой части производство следующего «Нэчжи» стало вопросом времени. Вскоре на работу над новым мультфильмом выделили 80 миллионов долларов — рекордную для Китая сумму. Это сразу сделало анимацию самой дорогой в истории Поднебесной. Всего над мультфильмом работало около 4000 человек из 138 студий.

За режиссуру, как и в прошлый раз, отвечал Ян Юй. С подросткового возраста он рисовал комиксы и пробовал делать рекламу, но крупные компании не замечали Яна. После смерти отца он работал над проектами в гараже и три года жил за счёт пенсии матери. Но в 2008 году удача улыбнулась начинающему аниматору. Его короткометражный фильм See Through про двух сбитых лётчиков на необитаемом острове заработал призы на китайских и европейских фестивалях. Успех открыл ему дорогу в большую анимацию: Юй основал собственную студию и взял псевдоним Цзяо Цзы в честь любимой еды — пельменей цзяоцзы.

Кадр: мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» / Chengdu Coco Cartoon / Beijing Enlight Media

В 2016-м Ян сорвал куш: крупная китайская киностудия Bejing Enlight Pictures выкупила у него права на экранизацию адаптированного сюжета о Нэчже. Тогда прокатчики Китая грезили об успешном национальном фильме и увидели в сюжете о мальчике-демоне потенциал. Они не прогадали: вторая часть превзошла успех первой и стала самым кассовым анимационным проектом в истории.

Почему Нэчжа так важен для китайской культуры

Ян Юй опирался на роман «Возведение в ранг духов»: текст писателей Сюй Чжунлиня и Лу Сисина, вышедший ещё в XVI веке, собрал все известные истории о подвигах Нэчжи и Ао Бина и их смертельном бое. Режиссёр переработал каноничные образы и подарил зрителям запутанную мифологическую историю о взрослении, рассказав её на современный лад. Теперь духи не просто совершают подвиги и сражаются друг с другом, но и дурачатся, противятся воле богов, защищают близких.

Кадр: мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» / Chengdu Coco Cartoon / Beijing Enlight Media

История Нэчжи стала символом идентичности внутри китайской культуры. Премьера каждого фильма о нём — событие для китайцев даже за пределами страны. Например, менеджер по продаже ювелирных изделий Стефани Чжань уже много лет живёт в Сиднее, но потратила целый час на дорогу в дождливый день, чтобы добраться до кинотеатра и посмотреть второй мультфильм.

Она рассказала, что этнические китайцы в зале хлопали в конце сеанса: «Там насыщенный сюжет с трогательными эмоциями, забавными моментами, а боевые сцены были впечатляющими — наравне с эпическими битвами в чём-то вроде „Мстителей“. <…> Теперь я с надеждой отношусь к отечественным фильмам».

Культовый персонаж сопровождает китайцев во все трудные исторические моменты. Первый мультфильм про Нэчжу вышел в 1979 году, и его посмотрели практически все жители страны: Министерство культуры Китая внесло фильм в список выдающихся объектов искусства, а недавно, в 2021 году, в стране выпустили специальные марки по мотивам первого мультфильма — аж 6,9 миллионов наборов.

Незадолго до премьеры в Китае завершилась культурная революция, и анимация перенесла на экран все переживания народа. Четыре драконьих царя пытались убить главного героя, словно они «банда четырёх» — группа высокопоставленных чиновников, включавшая вдову Мао Цзэдуна, которые пытались захватить власть после смерти Мао.

Изображение: постер к мультфильму «Нэчжа побеждает Царя драконов» / Chengdu Coco Cartoon / Beijing Enlight Media

Экранизация 2019 года тоже пришлась кстати. История дерзкого духа, который не собирается играть по чьим-то правилам, вышла на экраны в период огромного давления США на Китай. Технологические санкции, торговая война и дипломатические трения оказывали давление на население. Но когда на экране появился национальный герой, готовый бросить вызов судьбе и небожителям, — люди на время почувствовали облегчение.

Сейчас ситуация с США повторяется и осложняется нестабильностью по всему миру. Потому история про Нэчжу снова на экранах, чтобы напомнить китайцам: однажды всё наладится.

Что о мультфильме говорят зарубежные критики и зрители

Реакция китайских зрителей была достаточно предсказуема, учитывая любовь к персонажам, но и за рубежом мультфильм оценили по достоинству. А что говорит публика в других странах? На Rotten Tomatoes картину оценили на 99% свежести.

Французский кинокритик Анна Ли призналась, что очарована озорством Нэчжи и его преданностью по отношению к родителям и Ао Бину. Она назвала мультфильм «выигрышным сочетанием драмы, молодёжного юмора и экшена» и похвалила создателей за тщательную проработку антагонистов.

Изображение: постер к мультфильму «Нэчжа побеждает Царя драконов» / Chengdu Coco Cartoon / Beijing Enlight Media

Голландский журналист Димитри Вармус предупреждает, что неподготовленный зритель, не знакомый с китайской мифологией, может запутаться в обилии персонажей. Вармус отдаёт должное аниматорам за детальную проработку сражений, во время которых «ваш рот почти открывается от удивления».

Рецензент издания Variety Карлос Агилар в своём ревью отметил, что мультфильм перенасыщен событиями и героями китайской мифологии, но похвалил режиссёра за ориентированность на западного зрителя: после каждого нового героя или мифологической локации в сюжете, на экране появляется текстовая пояснительная плашка.

Довольны продолжением «Нэчжи» остались не только международные критики, но и зрители. За три дня в прокате США мультфильм заработал более 7 миллионов долларов и вошёл в пятёрку лидеров текущих кинопоказов страны.

Кадр: мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» / Chengdu Coco Cartoon / Beijing Enlight Media

В России у сиквела «Нэчжи» тоже есть потенциал. На момент подготовки к прокату дистрибьюторская кинокомпания Arna Media сообщила, что мультфильм планировали показать на 1600 экранах по всей стране. Заместитель генерального директора компании Вера Фетищева назвала фильм «тёмной лошадкой», добавив, что сейчас он уже успел превратиться в феномен.

Также она считает, что «Нэчжа 2» поможет россиянам лучше понять китайскую культуру. Но чтобы передать все отсылки и национальный колорит, нужен качественный дубляж. Автор адаптированного перевода и режиссёр русского дубляжа Максим Кофов рассказал, что в переводе было много сложностей, но похвалил сам мультфильм. За премьерный уик-энд на больших экранах России «Нэчжа 2» заработал 26 миллионов рублей и занял четвёртое место в российском прокате.

«Например, стишки, которые произносит Нэчжа на протяжении всего фильма. Если переводить их дословно, то они просто не будут работать. Но если это переложить на что-то похожее в нашей культуре, то это уже начинает срастаться со зрительским интересом».

Максим Кофов

Нет сомнений, что успех «Нэчжи» — не случайность. Мультфильм стал мгновенным хитом среди этнических китайцев по всему миру, которые выстраивались у касс в очередь за билетами на премьеру. Зрители, не погружённые в китайский культурный контекст, тоже оценили новинку по достоинству. В чём секрет?

Пока в Китае ужесточалась цензура и накалялись отношения с США, крупные киностудии Поднебесной ловили удачу за хвост. Анимация, основанная на традиционном китайском фольклоре в сочетании с современными спецэффектами, оказалась выигрышной формулой.

Благодаря тренду на этнические и деколонизационные истории вроде «Моаны» киноиндустрия постепенно отходит от голливудского стандарта и обращает внимание зрителей на самобытность других стран. Мультфильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» — хороший вариант, чтобы познакомиться с качественной китайской анимацией.



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?
Узнайте ответ за 15 минут и попробуйте свои силы в новой специальности.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована