«Нана»: дружба, любовь и панк-рок
Рассказываем, почему стоит посмотреть это культовое аниме.
Кадр: мультипликационный сериал «Нана» / Madhouse
Аниме «Нана» вышло в 2006 году, но и спустя два десятилетия считается культовым. Даже те, кто далёк от мира аниме и манги, скорее всего, хоть раз видели изображения с Наной Осаки: короткая стрижка, высокие ботинки, кожаная куртка и неизменная гитара. Её стиль так пришёлся по душе модницам со всего света, что положил начало целому тренду nana core.
«Нана» — один из самых ярких проектов в жанре дзёсэй. История о поиске себя и своего места в мире, о том, на какие жертвы можно пойти ради дружбы и любви, — и о том, ради чего мы готовы пожертвовать даже ими. Официально аниме не было закончено, создательница одноимённой манги Ай Ядзава приостановила работу в 2009 году из-за болезни. Но даже несмотря на то, что тайтл официально не закончили, за 47 серий создатели «Наны» выстраивают перед зрителями полноценную социальную драму. Почему стоит посмотреть это аниме — разбираемся в статье.
Вы узнаете:
- насколько разными могут быть девушки с одинаковыми именами;
- какими песнями стоит пополнить плейлист любителям рока;
- почему стаканы с клубничками причиняют боль фанатам «Наны»;
- из-за чего может закончиться даже самая крепкая дружба.
Что происходит в тайтле
Это история о двух девушках с одинаковым именем — Нана. Они знакомятся в поезде, который направляется в Токио. Нана Комацу хочет поскорее увидеться с возлюбленным, а Нана Осаки мечтает построить в столице музыкальную карьеру. Из-за непогоды поездка затягивается, и за пять часов в дороге героини легко находят общий язык. Хотя они тепло общаются, после приезда их пути расходятся. Но ненадолго: через пару дней Наны вновь пересекаются на просмотре одной из квартир в Токио. Решив, что так будет выгоднее, девушки заселяются вдвоём, разделив арендную плату пополам. Так и начинается история их дружбы.
Нана Комацу — влюбчивая и наивная, она обожает романтику и милые вещи (например, стаканы с клубничками). Комацу так сильно хочет всем нравиться, вызывать любовь и получать одобрение, что вторая Нана даже даёт ей щенячье прозвище Хати — как у собаки Хатико. Несмотря на свою детскую непосредственность, Хати часто заводит отношения с более взрослыми и даже женатыми мужчинами. (Куда делся её возлюбленный? О, вам понравится эта часть истории, но лучше запастись бумажными платочками.)
Чтобы получить одобрение мужчин, Комацу часто поступается собственными желаниями. Хати кажется, что, если она не будет всегда позитивной и «удобной», партнёр попросту отвернётся от неё. А одиночество для Наны Комацу — сущий кошмар. И то, как она, милое летнее дитя, впервые шагнувшее в самостоятельную жизнь, учится быть самодостаточной, — важная часть истории.
Нана Осаки, на первый взгляд, полная противоположность Хати. Внешне девушка кажется отстранённой и холодной и больше напоминает кошку, которая гуляет сама по себе. Она редко говорит о своей жизни, но на протяжении всех серий зрителю постепенно рассказывают о её нелёгком прошлом. Нана стремится в Токио, чтобы заявить о своей независимости и зарабатывать на жизнь музыкой.
Она по-прежнему влюблена в своего бывшего парня Рэна — экс-басиста группы Blast, где Нана была вокалисткой, когда жила в родном городе. И хотя Хати думает, что её подруга переехала в Токио ради Рэна, на самом деле Осаки хочет отточить мастерство и завоевать большую сцену. Кажется, что эти две идеи не противоречат друг другу, но сама девушка часто сталкивается с внутренним конфликтом из-за своей любви.
В тайтле показана ретроспектива их дружбы, а каждый эпизод начинается с трогательного послания одной из девушек другой: «Эй, Нана…». Аниме больше сосредоточено на прошлом, а в манге используется, только чтобы показать, почему жизнь героинь в настоящем сложилась именно так.
Это не просто история о повседневности двух подруг в большом городе: «Нана» поднимает довольно сложные темы — прямо, откровенно, а порой и грубо. Отношение к материнству, измены, выбор между любовью и карьерой. И хотя дружба двух Нан здесь кажется неизменной составляющей, девушки постоянно рискуют потерять друг друга в вихре романтики и рок-н-ролла.
Как музыка становится несущей конструкцией аниме
Нана Осаки — вокалистка локальной панк-группы Black Stones (сокращённо Blast). Но есть в аниме и другая музыкальная группа — Trapnest. Она уже завоевала популярность, собирает большие залы и может похвастаться целой армией поклонников. Солирует в Trapnest девушка по имени Рэйра, а Рэн, бывший парень Наны, играет на басу.
Значительная часть сюжета выстроена вокруг музыкального соревнования, творческих поисков, репетиций и концертов. Песни из «Наны» стали культовыми, а чтобы озвучить голоса Наны и Рэйры, авторы аниме пригласили реальных певиц: Анну Цутию и Оливию Лафкин.
Black Stones звучит жёстче и больше ориентирована на панк, а музыка Trapnest — тягучий, мягкий рок. Их противостояние и контраст наглядно отражены в разных вариантах опенинга. Как это часто бывает в аниме, опенинг подчёркивает эволюцию персонажей и сюжета, подсвечивает нюансы внешних взаимоотношений и внутренних конфликтов.
До 22-й серии опенингом служит песня Rose, которую исполняет Нана Осаки. Она поёт о том, как ранят нарушенные обещания, об одиночестве и жажде любви, о мучительных поисках выхода и утешения. «I need your love, I’m a broken rose» — не сосчитать, сколько девичьих слёз было пролито под эти строчки.
Песню о сломанной розе сменяет нежная лирика и жёсткие гитары в треке Wish, который исполняет Рэйра. Если Нана Осаки — это воплощение гранж-шика, то Рэйра — настоящая рок-дива с великолепной гривой кудрей и бездонными глазами. Смена опенинга происходит не случайно: группа Trapnest врывается в хрупкий мирок, выстроенный Нанами и участниками Black Stones, образуя запутанные любовные многоугольники и разворачивая настоящую драму.
Музыка и любовь к ней заставляют героев решать непростые вопросы. Можно ли заработать на жизнь музыканту? Что происходит с мечтой, когда на пути к ней мы сталкиваемся с бытовыми проблемами? Рэн готов оставить девушку и друзей в родном городе, чтобы стать знаменитым. Нобу — гитарист Black Stones и давний друг Наны — всем сердцем предан музыке и ради возможности возродить группу готов даже отказаться от значительного наследства.
Барабанщик Ясу — одновременно успешный юрист, который разрывается между карьерой и зовом сердца. Так что музыка в «Нане» — не только яркий саундтрек, но и мощный катализатор внутренних конфликтов.
Как создатели работают с деталями
Ещё одна важная часть «Наны» — мода. Чтобы создать характерную эстетику своих героинь, Ай Ядзава тщательно проработала гардероб каждой. В образе Наны Осаки легко считывается влияние бренда Vivienne Westwood (как минимум за счёт знаменитого кольца Armour). Это яркая смесь панка, гранжа и глэм-рока, которая при этом не переходит грань между соблазнительностью и пошлостью.
Хати более традиционно женственна. В её гардеробе много светлых оттенков, феминных платьев и юбок. Она очень любит аксессуары: заколки, шарфы, платки, ободки. Используя одинаковые приёмы, она каким-то образом ухитряется каждый раз выглядеть иначе. Однажды Нана даже пошутила, что не узнала Хати из-за нового наряда и причёски.
Символическими деталями наполнено всё пространство взаимодействия героинь. Имя «Нана» переводится как «семь», а живут они в 707-й квартире: две семёрки, две Наны. Квартира девушек действительно занимает важное место в сюжете. У каждой из них есть своя спальня, и Нана Осаки с самого начала ясно даёт понять, что неприкосновенность личного пространства для неё очень важна. Но есть и общая комната, а в ней — обеденный стол, за которым Наны пьют чай, просто болтают, делятся сокровенным, устраивают весёлые посиделки с друзьями, выясняют отношения.
Именно этот уголок становится символом их союза, «точкой сборки» всего сюжета — не зря нам показывают его в каждом варианте опенинга: сначала в мягких лучах утреннего солнца, затем в тёплом свете заката, а ближе к концу аниме — в драматичном и холодном ночном варианте с огромной луной в окне.
Когда девушки только начинают жить вместе, Хати покупает для них с Наной милые стаканы с красными клубничками. Осаки поначалу относится к покупке с иронией, но эти стаканы становятся важным символом дружбы девушек. Потому, когда в одной из самых известных сцен тайтла Нана случайно их разбивает, разбиваются и сердечки зрителей.
Почему «Нана» — одна из лучших историй о дружбе
Мы привыкли, что если в фильмах и сериалах нам рассказывают о расставании, то это чаще всего история о несчастной любви. Создатели «Наны» показывают, что потеря друга тоже может разбить сердце. И хотя в процессе сближения героини лучше узнают самих себя и учатся выстраивать отношения с мужчинами — их дружба остаётся главной темой аниме.
Однажды в закадровом послании Нана обращается к Хати со словами: «Прости, что не сдержала обещания. Ты, наверное, не помнишь, но я правда собиралась построить тот великолепный дом с большим двориком. Я буду тебя там ждать. И каждый раз, когда очередной парень заставит тебя плакать, ты сможешь вернуться домой и просто… улыбнуться».
Эта история могла бы стать обычным аниме о жизни и том, как она меняется. Однако путь, который проходят Нана и Хати, одновременно увлекателен и разрушителен. Создатели не боятся выкручивать переживания персонажей на максимум, чтобы показать их недостатки или последствия принятых решений. Часто ход мыслей персонажей может вызывать зрителей негодование, но именно поэтому «Нана» и стала культовым аниме.
На протяжении всех серий невольно закрадывается мысль: «Действительно ли Наны такие разные?» И это один из любимых тропов мангаки «Наны» — Ай Ядзавы. В проекте «Соседские истории» диаметрально противоположными, на первый взгляд, героинями были Мадико и Микако. А тему выбора между профессиональной реализацией и личным счастьем Ядзава поднимала в «Ателье Paradise Kiss». Так что в «Нане» Ядзава собирает все интересные ей аспекты внутреннего конфликта современной женщины и создаёт сильное социальное высказывание.
Особенным это аниме делает не любовная линия каждой Наны, а явная и неугасающая привязанность подруг, над которой не властны время и обстоятельства. Главная боль тайтла в том, что порой этого оказывается недостаточно. Иногда даже самые крепкие взаимоотношения изживают себя. И хотя между героинями не происходит ничего катастрофического, в воздухе повисает мысль: ничего уже не будет как раньше. В реальной жизни такое тоже случается, и за счёт гиперрреализма «Нана» трогает ничуть не хуже мелодрам.
Чёткого ответа, почему так произошло, зрителям не дают, оставляя место для размышлений. Ведь в реальности мы тоже не всегда до конца можем понять, в какой момент наши пути с людьми расходятся. Во взаимоотношениях бывает сложно разобраться, даже имея за плечами огромный жизненный опыт. А если мы говорим о двух двадцатилетних девушках, которые только учатся принимать важные решения, — итог наверняка будет печальным.
Был ли у их отношений другой путь? Зрителям остаётся лишь гадать. Персонажи «Наны» каждый раз изо всех сил пытаются сделать «верный выбор», которого, похоже, в мире этого аниме не существует. Помимо взросления, настоящей дружбы, мечты и смены жизненных приоритетов, «Нана» ещё и о том, что вся наша жизнь лишь последствия наших поступков и решений. Даже если мы не в силах что-либо изменить, предугадать или же предотвратить, — чем это обернётся, зависит лишь от нас.
Читайте также:
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс