Кино Музыка
#новости

16 главных записей февраля: кантри Бейонсе, диско Dua Lipa, ода любви Дженнифер Лопес

А ещё пранк Idles и возвращение Бет Гиббонс.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Ежемесячный дайджест, в котором мы разбираем 16 новых релизов в самых популярных современных жанрах:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Поп-музыка


Beyonce — Texas Hold’ Em; 16 Carriages

Бейонсе выпустила две новые песни — Texas Hold’ Em и 16 Carriages — и анонсировала выход альбома Renaissance Act II 29 марта. Это вторая часть трилогии Renaissance — первый альбом вышел в 2022-м. Обе новые композиции выдержаны в стиле кантри — Бейонсе раньше работала в нём только раз, в треке Daddy Lessons из мультижанрового альбома Lemonade.

Концепция Renaissance — возрождение наследия танцевальной афроамериканской музыки 1970–1980-х: диско, хауса и R&B. На первый взгляд, кантри — самый стереотипно белый и консервативный жанр США — в этот замысел не вписывается. Но если вспомнить биографию певицы, всё становится на места. В детстве Бейонсе каждый год посещала родео в техасском Хьюстоне — там она познакомилась и с деревенской эстетикой, и с выступлениями темнокожих ковбоев. Выяснилось, что и в кантри-музыке хватает афроамериканцев — достаточно вспомнить исполнителей вроде Чарли Прайда и Микки Гайтон или тот факт, что банджо исторически был инструментом темнокожих. Подсветить этот культурный пласт для Бейонсе — задача очень важная.

Новые кантри-песни Бейонсе звучат очень по-разному. Texas Hold’ Em — типичный вестерн, музыка Дикого Запада: ударные гремят, будто вместо них использован ящик виски, а ещё есть банджо и альт. Вокальная мелодия, ускоренная относительно слегка бегущей вперёд музыки, абсолютно типична. 16 Carriages — более современная. Это спокойная баллада, выполненная в манере Нэшвилла — поп-кантри с размеренным темпом, богатыми струнными и сложным многоголосным бэк-вокалом.

Dua Lipa — Training Season

Новый альбом Дуа Липы на подходе, хотя дата релиза пока неизвестна. В феврале вышел уже второй после Houdini сингл, который певица представила на церемонии вручения Grammy. Дуа Липа вдохновлялась периодом своих неудачных свиданий — его она называет тренировочным сезоном, после которого должны наконец прийти настоящие отношения. Поэтому в клипе она символично сидит в кафе одна, хотя рядом кружит толпа мужчин.

Training Season развеивает опасения касательно однообразия грядущего альбома. Один из его продюсеров — Кевин Паркер, лидер психоделик-рок-группы Tame Impala. Его фирменный приём — сочетать психоделические синтезаторы с диско-битами и фанк-грувом. Трек Houdini — типичная песня для Паркера: сравните с Daffodils для Марка Ронсона. Чего-то подобного мы ожидали и от Training Season, но композиция звучит совсем по-другому: в ней фанковый бас и богатые инструментальные хуки с акустической гитарой, оркестровыми элементами и писком синтезатора на фоне.

Jennifer Lopez — This Is Me… Now

Джей Ло выпустила альбом — продолжение альбома 2002 года This Is Me… Then. Он был посвящён Бену Аффлеку, с которым певица тогда встречалась и позже рассталась. Новый проект посвящён всё тому же Аффлеку, за которого Дженнифер вышла замуж в 2022-м.

This Is Me… Now — зрелый альбом о любви без восторгов, идеализации, ревности и юношеского максимализма. Певица анализирует, почему она вернулась к экс-партнёру и что дают ей отношения. За любовью, доверием и страстью чувствуется неуверенность в будущем, но Лопес не теряет надежды и решается попробовать ещё раз, демонстрируя силу характера.

This Is Me… Then был смесью R&B с хип-хопом. Новый альбом выдержан в этих же стилях, правда, сшиты они намного аккуратнее — их трудно разделить, не нарушив целостность песни. Оркестровые аранжировки вплетены в хип-хоп-биты, тут и там мелькают винтажные семплы, а в контрасте с нежным пением звучит низкий электронный бас.

Shygirl — Club Shy

Британская певица Shygirl — одна из наиболее заметных представительниц современного альтернативного попа. Она не появляется в чартах, но её любят критики: в 2023 году Shygirl даже попала в список номинантов на Mercury Prize — награды для автора альбома года в Британии. Shygirl сотрудничает с многими представителями электронной поп-сцены — от Бьорк и Arca до Mura Masa и Sega Bodega. А простые песни певицы насыщены интересными решениями в разных рейв-стилях.

Каждая из шести песен мини-альбома — коллаборация. Среди партнёров такие же необычные и многожанровые певцы и певицы — Empress Of, Cosha, SG Lewis, Lolo Zouaï и электронные продюсеры — Boys Noize, Kingdom. Песни просто распирает от необычных решений: тут и гиперпоп, и хаус, и электроклэш. Подача у Shygirl холодная и немного отстранённая — такой флешбэк в R&B начала десятых, контрастирующий с продвинутой музыкой.

Хип-хоп


Kanye West & Ty Dolla Sign — Vultures 1

Альбом Канье Уэста, записанный с певцом Ty Dolla Sign, стал первой частью трилогии — две другие выйдут тоже в 2024 году.

Канье опять придумал себе другой звук, — на этот раз он приблизился к мейнстримному хип-хопу. Vultures частично состоит из трэпа в стиле десятых, но в альбоме куда больше тихих и лаконичных песен с неожиданно простым для Канье продюсированием. Рэпер почти отказался от старого метода семплирования и перешёл на синтезатор с минималистичным звучанием. Под него Канье и Ty Dolla Sign читают про секс и деньги и поют баллады. Ярких экспериментов почти нет: в песне Paperwork Канье попробовал записать дрифт-фонк, но почему-то ограничился только дропом.

Зато удивили тексты альбома: мы ждали от Канье провокационных заявлений в духе White Lives Matter, но в песнях ничего такого — только секс, деньги, успех. Впрочем, самые внимательные найдут пару строк, которые можно считать комментарием к последним скандальным высказываниям Канье. В них рэпер бравирует тем, что его отменяют, называют антисемитом и сумасшедшим, а он всем назло популярен.

Dizzee Rascal — Don’t Take It Personal

Диззи Раскалу давно не нужно ничего доказывать — он стоял у самых истоков грайма, а сейчас выпускает альбомы по фану и ничем себя не ограничивает. И это не мешает ему оставаться одним из главных игроков британской рэп-сцены.

Предыдущий альбом E3 AF вышел в 2020-м и звучал как классический среднетемповый грайм, разнообразный в плане инструментов: там были и тяжёлые синтезаторы с глубокими басами, и лёгкие биты с танцевальными ритмами. В новом альбоме Раскал разнообразил грайм включениями других жанров: биты больше ориентированы на гэридж, а иногда музыкант использует афробитс — смесь попа, хип-хопа и африканских ритмов.

Любители громких грайм-бэнгеров тоже получат своё: в альбоме есть и классические треки вроде What You Know About That, и ускоренный бейслайн вроде Switch & Explode — последний заставляет вспомнить классический хит Диззи Bassline Junkie.

Little Simz — Drop 7

Хип-хоперши постоянно сталкиваются с сексизмом — и не только рэперов, которые относятся к женщинам потребительски, но и слушателей, которые охотно покупаются на секс. Впрочем, большинство рэп-исполнительниц — Ники Минаж, Карди Би, Megan Thee Stallion и другие — охотно его продают.

Британка Little Simz ничем таким не занималась, зато стала одной из самых концептуальных и необычных рэп-артисток наших дней. В 2021 году она выпустила фееричный альбом Sometimes I Might Be Introvert, полный красивого соул-вокала и оркестровых элементов. По уровню продюсирования такой сложный альбом с живыми инструментами удавался разве что Канье Уэсту — в My Beautiful Dark Twisted Fantasy. Но сейчас Little Simz ушла в эксперименты.

Новый мини-альбом Drop 7 преимущественно электронный и перкусионный. В нём мало инструментов, а основой стал низкий гул баса и ударные, характерные для реггетона — жанра, который уже давно ассоциируется не только с испаноязычными песнями про вечеринки у бассейна, но и с авангардной электронной музыкой. Лишь раз за весь альбом появляется живой и привычный звук — на дёрганые ударные в песне Far Away ложится умиротворяющее фортепиано.

Альбом очень короткий — пять из семи песен длятся около двух минут или того меньше. Он выглядит как проба пера, а не как серьёзный шаг на пути к новому звучанию, так что продолжит ли Little Simz работать с реггетоном дальше — вопрос.

Yeat — 2093

В 2021–2022-х годах Yeat стал самым ярким новичком в хип-хопе: начал с TikTok и дошёл до признания самыми популярными рэперами. Его хвалили за разработку звучания рейджа — футуристичного и синтезаторного варианта трэпа. Такое описание со временем логично вылилось в то, что Yeat решил буквально записывать музыку будущего в научно-фантастическом стиле, о чём и говорит название альбома.

Правда, у него получился скорее ретрофутуризм: звук альбома напоминает электронную музыку 1980-х и саундтрек «Бегущего по лезвию», а синтезаторные вскрики звучат как выстрелы бластеров из «Звёздных войн». Густой звук синтезаторов, плотный низкий бас и многослойный автотюн топят речитатив рэпера, который используется скорее как инструмент, а не как средство донесения текста.

Рок


Chelsea Wolfe — She Reaches Out to She Reaches Out to She

Первый за пять лет альбом Челси Вульф. Певица известна тем, что не привязывается к жанрам, — но её альбомы всегда сохраняют мистическую атмосферу. Иногда можно было услышать, как в смешении дарк-фолка, готик-рок и дум-метала проскальзывают электронные элементы. В новом альбоме Вульф развернула их на полную мощность.

Жанр She Reaches Out to She Reaches Out to She, пожалуй, можно назвать дарк-вейвом — по структуре и подаче это готик-рок, исполненный на нероковых инструментах. Плывущие и нечёткие ударные, мрачные шумы, загадочные электронные подложки и минимум гитар — они не играют риффы, а лишь иногда включаются в общий поток звуков протяжными запилами. Самые пугающие места альбома — небольшие паузы, внезапно прерывающие музыку. Челси Вульф с детства страдает сонным параличом, и теперь он как будто передался её музыке — она не может двигаться, и её движение нельзя форсировать, а потом она вдруг прыгает на слушателя потоком мрачных образов.

Idles — Tangk

Перед новым альбомом шумные панки из Бристоля прогрели слушателей парой нестандартных ходов. Сначала вышел сингл Dancer — казалось бы, типичная песня Idles с грязными гитарами, но в нём ощущается диско-грув, хотя откровенно танцевальных ритмов или слэп-баса в песне нет. В итоге Dancer звучит как LCD Soundsystem на территории панка.

Потом вышел пранковый клип Grace: вместо музыкантов Idles на экране появляется Крис Мартин из Coldplay, и все четыре минуты нам показывают видеоряд из клипа Yellow. При этом музыка и вокал принадлежат Idles. С согласия Криса Мартина Idles обработала клип нейросетью, чтобы движения губ вокалиста соответствовали тексту.

Клип вполне отвечает духу альбому Tangk — в нём группа деконструирует собственный стиль. Чтобы осуществить эту задумку, она позвала новых продюсеров — Найджела Годрича, наиболее известного по работе с Radiohead, и хип-хоп-продюсера Kenny Beats.

Результат закономерен и чем-то напоминает легендарный постпанк-альбом Flowers of Romance группы Public Image Ltd — в нём отцы постпанка показали, что можно играть рок практически на одних барабанах. Основу нового альбома Idles составляет контринтуитивное движение ударных и электронный бас, а гитары мелькают редко и в основном сопровождают бит. Иногда группа вовсе выходит за пределы рока — как, например, в песне A Gospel, где фортепиано повторяет простейший отрывок.

MGMT — Loss of Life

В 2019 году психоделический инди-дуэт перешёл из мейджор-лейбла Columbia в небольшой лейбл Mom + Pop. Loss of Life стал первым альбомом в новом лейбле, и фанатам было интересно, как изменится звучание MGMT.

К новой записи группа привлекла необычный набор продюсеров. С одной стороны — Патрик Уимберли, который работал над альбомами Бейонсе, Соланж, Элли Голдинг, Joji, с другой — Дэниел Лопатин, который под ником Oneohtrix Point Never выпускает экспериментальную электронику.

С такими продюсерами звучание альбома можно повернуть в любую сторону — и в итоге MGMT выпустила свой самый ориентированный на живые инструменты альбом. В нём ощущается дух рока 1970-х — с объёмными фортепианными проигрышами и возвышенными мелодиями. Сразу вспоминается Дэвид Боуи времён альбома Hunky Dory и, конечно, The Beatles — вечный ориентир для винтажных поп-рок музыкантов. Так, песня Mother Nature сильно напоминает Hey Jude, а в треке Bubblegum Dog на клавишных даже сыграл Шон Леннон.

Впрочем, MGMT ориентировались не только на эпоху поздних битлов. Торжественные и ревущие гитары — оммаж брит-попу 1990-х и группам вроде Oasis и Blur. Привычные для MGMT синтезаторы в альбоме тоже встречаются — правда, редко, а служат они лишь украшением отдельных мелодических ходов.

Modern English — 1 2 3 4

Британская группа, играющая постпанк и нью-вейв, появилась ещё в конце 1970-х, несколько раз распадалась и собиралась снова — и в 2024-м презентовала свой девятый альбом. Для любителей ностальгии новый альбом Modern English — настоящий подарок: спустя 45 лет звук будто и не изменился. Современные постпанки играют более брутальную или депрессивную музыку и смешивают жанр с другими, а «1 2 3 4» звучит как диск из 1981 года — настоящий, не стилизованный.

Modern English колеблется между напором энергичной панк-музыки и мелодичными и лёгкими нью-вейв-номерами, а завершается классической готик-рок-балладой Voices — медленный темп, минимум инструментов и атмосфера холода.

Так же изменчива лирика: тексты то сюрреалистичны, то буквальны. Например, в песне Not My Leader музыканты прямо обращаются к политикам, которые будто живут на Марсе и не знают ничего о нуждах простых людей. На эту песню вокалиста Робби Грея вдохновили размышления о том, что с 1980-х в США и Британии ничего не изменилось: тогда были Тэтчер, Рейган, коррупция, жадность и бедность, и сейчас то же самое.

Электронная музыка


Burial — Dreamfear​; Boy Sent from Above

Главный адепт меланхолии в электронной музыке выпустил новый сингл на две песни общей продолжительностью 26 минут. На этот раз Burial отошёл от эмбиента, который преимущественно выпускал в последние годы, и вернулся к переработке наследия рейв-музыки девяностых — этим он занимался ещё в середине нулевых. Правда, на этот раз под пересборку попали не гэридж и дабстеп, а несколько других жанров.

Трек Boy Sent from Above начинается с электро в стиле восьмидесятых, а продолжается тяжёлым техно из начала девяностых. Запись звучит как пиратское радио: звук с помехами, песни внезапно прерываются синтезаторным гулом без бита, потом музыка возвращается или и вовсе начинает играть совсем другая песня. В композиции поймана безграничная эйфория золотой эпохи рейва, когда дофамин и серотонин от музыки и запрещённых веществ вырабатываются с такой силой, что танцоры будто переносятся в иной мир. При этом в звуковом полотне сквозит тоска по несостоявшемуся — Burial не ходил на рейвы девяностых, а только слушал рассказы старшего брата и принесённые им пластинки.

Beth Gibbons — Floating on a Moment

Услышать новый материал Бет Гиббонс — каждый раз праздник: экс-вокалистка Portishead выходит в свет раз в пару лет и обычно в дуэте с кем-то. Трио ничего не выпускало с 2008 года, сама Бет порадовала только одним сольником, записанным в 2002 году с Полом Уэббом из группы Talk Talk. Последний раз она появлялась на публике ещё до пандемии — в 2019 году вместе с польским национальным оркестром исполнила «Симфонию №3» Хенрика Гурецкого. И вот неожиданно Гиббонс выпускает первую за 20 с лишним лет сольную песню, да ещё и анонсирует альбом — пластинка Lives Outgrown выйдет 17 мая.

Новая песня Floating on a Moment задаёт противоположный «Симфонии №3» вектор — это интимная фолк-песня с небольшими элементами трип-хопа, больше похожая на альбом Out of Season с Полом Уэббом. Одинокие и задумчивые гитары поддерживает элегичная электроника, а голос Бет Гиббонс звучит всё так же трагично, как и 30 лет назад, когда вышел первый альбом Portishead «Dummy».

Infected Mushroom — Reborn

Новый альбом израильских мастеров пси-транса Infected Mushroom «Reborn» — сборник ремиксов на их же треки, причём преимущественно ранние, записанные в 1999–2002 годах. Группа обратила особое внимание на альбомы The Gathering 1999 года и Classical Mushroom 2000-го.

Альбом звучит как плейлист для тренажёрного зала: треки «набрали массы» и звучат увесисто и брутально благодаря использованию других синтезаторов. Не забыла Infected Mushroom и о непривычных для пси-транса инструментах, создающих вайб группы: в песнях мелькают то синтезированные виолончели, то гитары, а ещё инструментом становится заикающийся голос.

Four Tet — Loved; Daydream Repeat; Three Drums

В 2020 году Four Tet, он же Киран Хебден, выпустил сразу два альбома, после чего только давал живые выступления. Например, неожиданно объединился со Fred again… и Skrillex и выступил с ними на фестивале «Коачелла». После сотрудничества с такими непохожими продюсерами от Four Tet можно было ожидать безумных экспериментов, но он остался верен себе. 15 марта он выпустит альбом Three, а пока выложил три новых трека.

Loved — классический даунтемпо в стиле Four Tet с довольно грубой среднетемповой бас-бочкой и обрывистым саунд-дизайном. Разные синтезаторные паттерны и эффекты то появляются, то исчезают, не выстраиваясь в единую мелодию.

Daydream Repeat — техно с настойчивым грувом, тихими ударными и освежающей мелодией на фортепиано, которая то рассыпается и начинается заново, то развивается дальше по ходу трека. При этом мелодия появляется не сразу, а в начале трека звучит абстрактный индустриальный шум.

Three Drums — не песня, а сюита из несколько частей. Всё начинается со сбивчивого барабанного брейка и возвышенной мелодии, в которой переплелось несколько текстур, звучащих по мере развития трека выше и громче. А заканчивается всё спокойным гудением синтов и бормотанием.


Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована