Кино
#статьи

Что такое трейлеры и кто их создаёт

Как появились рекламные ролики к фильмам и как смонтировать свой первый трейлер.

Иллюстрация: Arian Zwegers / Wikimedia Commons / rawpixel / freepik / alexeyzhilkin / Freepik / Denise Jans / Timothy Simon / Felix Mooneeram / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

За более чем столетнюю историю кинематографа трейлеры к фильмам прошли путь от незамысловатых нарезок до отдельного вида искусства со своими правилами. Сегодня создание трейлеров — целая индустрия. Существуют компании, специализирующиеся на кинорекламе, и крупные киностудии отдают им огромные деньги за короткие продающие ролики о своих фильмах.

Из статьи вы узнаете:


Что такое трейлер

Трейлер — это небольшой видеоролик, созданный, чтобы анонсировать и прорекламировать фильм. В трейлере представлены, как правило, самые зрелищные моменты киноленты, которые способны произвести впечатление даже на равнодушного зрителя. При этом ролик должен сохранить интригу и обойтись без спойлеров.

Как появились трейлеры

Автором первого трейлера в истории киноиндустрии считается продюсер и рекламный менеджер сети кинотеатров Нильс Гранлунд. В конце 1913 года он смонтировал для бродвейского мюзикла «Ищущие удовольствий» (The Pleasure Seekers) небольшой рекламный ролик, состоящий из фрагментов репетиций.

Ролик показывали зрителям в перерывах между фильмами. Примерно в то же время видный кинодеятель Уильям Селиг использовал для своего многосерийного фильма «Приключения Кэтлин» (The Adventures of Kathlyn) похожую схему. Каждая серия заканчивалась на самом интересном месте и сопровождалась анонсом следующего эпизода.

Название «трейлер» укоренилось благодаря тому, что рекламные анонсы показывали после фильмов, своеобразным «прицепом» к основному зрелищу.

В последующие годы трейлеры как способ рассказать о фильме набирали популярность, а основанная в 1919 году Национальная кинослужба (NSS, The National Screen Service) к 1940-м годам стала фактически монополистом на рынке кинорекламы, занимаясь не только монтажом трейлеров, но и созданием и распространением постеров.

Трейлеры NSS были сделаны по одному шаблону и сопровождались громкими слоганами, неизменным закадровым голосом, объясняющим зрителям основные детали сюжета, и музыкой для создания нужного настроения. Один из классических примеров трейлеров той эпохи — рекламный ролик для культовой «Касабланки» 1942 года.

К началу шестидесятых годов ситуация начала меняться — в моду вошли авторские трейлеры. Альфред Хичкок одним из первых решил самостоятельно взяться за подготовку промо и в шестиминутном ролике провёл зрителям экскурсию по локациям своего триллера «Психо».

Параллельно ещё один признанный классик кинематографа Стэнли Кубрик развивал своё видение идеального трейлера. Трейлеры к «Доктору Стрейнджлаву», «Лолите» и «Заводному апельсину» наделали немало шуму, но апофеозом творческой работы режиссёра стал ролик к «Сиянию». Театральный трейлер легендарного хоррора состоял всего из одного кадра: открывающиеся двери лифта, из которых хлещет поток крови.

Ещё одной вехой в индустрии стал трейлер «Челюстей» Стивена Спилберга. Фильм стал хитом проката, а голливудские студии окончательно осознали важность качественного трейлера для успешного продвижения фильма.

В наше время производством трейлеров занимаются отдельные компании, работы которых ежегодно отмечаются наградами на специальных премиях (Golden Trailer Awards, Clio Entertainment Awards и другие), а трейлеры самых ожидаемых картин собирают в интернете десятки и сотни миллионов просмотров.

Виды трейлеров

Большинство трейлеров можно разделить на несколько видов.

Тизер

От англ. tease — дразнить. Формат самых ранних и неполных роликов. Тизеры обычно содержат мало материалов из будущего фильма. Его могут опубликовать тогда, когда фильм ещё полностью не готов. Зачастую тизер включает в себя только название фильма, имя режиссёра и других создателей картины, дату выхода и несколько абстрактных кадров. Задача тизера — создать интригу.

Тизер-трейлер

Иногда его ещё называют промотрейлером. На видео ниже можно увидеть, что такие ролики тоже часто собирают из черновых материалов фильма — без цветокоррекции или даже без спецэффектов.

Трейлер

Основная движущая сила промокампании фильма. Эти ролики уже могут содержать незначительные спойлеры и включают в себя самые эпичные экшен-сцены, спецэффекты и шутки. Нередко в трейлер вставляют сцены, которые при финальном монтаже могут быть изменены или даже вырезаны.

Международный трейлер

Для многих голливудских лент монтируются отдельные трейлеры для показа за пределами США. При монтаже могут учитываться как региональные культурные особенности, так и требования законодательства.

Трейлер с красной полосой

Более жестокая версия трейлера, адресованная прежде всего взрослой аудитории. Американская киноассоциация (MPAA) присваивает прокатные рейтинги не только фильмам, но и их трейлерам. Если трейлер начинается с зелёной плашки, его можно смотреть зрителям всех возрастов. Красная плашка означает, что это «красный трейлер» (red-band trailer): в нём есть нецензурные выражения, насилие, наркотики и обнажённая натура. В кинотеатрах такие трейлеры можно показывать только перед фильмами с возрастным рейтингом R, но многие студии выкладывают «красные трейлеры» в интернет, где цензура не так строга.

TV Spot

Это короткая версия трейлера, которую показывают на телевидении или в перерыве какого-то мероприятия. Как правило, такой ролик длится несколько секунд, потому что экранное время очень дорогое.

Например, трейлер нового «Индианы Джонса» продемонстрировали на Супербоуле-2023, главном соревновании по американскому футболу, где показать 30-секундное видео в перерыве между таймами стоит несколько миллионов долларов.

Из чего состоит трейлер

Несмотря на небольшой хронометраж, большинство трейлеров имеют трёхактную структуру, совсем как полнометражные фильмы:

  • В первом акте излагается предыстория.
  • Середина ролика продвигает историю дальше и обычно заканчивается драматической кульминацией.
  • К третьему акту музыка достигает апогея, а в концовке трейлера размещают мощные и эмоциональные моменты, иногда представляют актёрский состав, если в нём есть звёзды первой величины.

Почти все современные трейлеры собраны по проверенным годами лекалам. Вот основные приёмы, которыми пользуются современные создатели трейлеров.

  • Поворотная реплика (turn line). Момент, когда музыка прерывается, чтобы герой произнёс какую-то яркую реплику — своего рода панч.
  • За поворотной репликой зачастую следует подъём (rise) — эмоциональное нарастание, которое заканчивается наиболее эпичным моментом или резким переходом к титрам.
  • После титров часто появляется кнопка (button) — пугающий момент или шутка, которая завершает видео.

Ещё можно отметить такие элементы:

  • грохочущие, нагоняющие драматизма удары барабанов (hits);
  • затухание (hide), когда кадры сменяют друг друга, перемежаясь с затемнением экрана;
  • выключение (power down) — резкий переход к замедленной съёмке;
  • куда же без вечного гудка, которым теперь сопровождаются чуть ли не все блокбастеры. Моду на этот звук ввёл трейлер «Начала» Кристофера Нолана.

Кто создаёт трейлеры

Крупные студии и кинокомпании сами не занимаются производством трейлеров. За это отвечают отдельные специалисты — трейлермейкеры. Как правило, в творческую группу входит целая команда из 10–15 специалистов: режиссёр, монтажёр, графический дизайнер, композитор и даже маркетолог или продюсер.

Так как работа над роликом начинается на первых этапах съёмки фильма, трейлермейкерам приходится работать с сырым материалом, а некоторые кадры могут и вовсе не попасть в финальный монтаж ленты.

Музыку для трейлера также приходится писать с нуля или брать со стоков, так как саундтрек обычно создаётся уже после завершения съёмок. Поэтому очень часто в трейлерах мы слышим каверы на популярные песни или однотипную оркестровую музыку, которая призвана добавить эпичности происходящему.

Какими навыками должен обладать трейлермейкер

Для начала стоит сказать, какие навыки для этого специалиста не первостепенные (а возможно, и вовсе никогда ему не понадобятся).

  • Графический и прочий дизайн. Анимацию и дизайн в трейлерах делают другие специалисты. Трейлермейкер может представлять себе тот или иной дизайн и описать его словами в черновике трейлера, но делать эффекты самостоятельно ему не придётся.
  • Цветокоррекция — для этого тоже есть специально обученные люди. Иногда трейлермейкеру отдают в работу уже «покрашенные» кадры фильма. Но если материал ещё сырой, то цветокоррекцию трейлера должен делать тот же, кто делает это для всей ленты.
  • Саунд-дизайн. Звук в трейлерах важен не менее, чем картинка, а иногда и более. Трейлермейкер должен разбираться в том, как звуки и видео гармонируют друг с другом. Однако именно за саунд-дизайн отвечает саунд-дизайнер 🙂 Логика тут такая же, как и с цветокоррекцией: звук фильма и трейлера должен делать один человек. Но, как и в случае с графическим дизайном, трейлермейкер может скачать из интернета звуки (примерные, как он их себе представляет) и вставить их в черновик ролика, чтобы саунд-дизайнер понимал, что задумал создатель видео.
  • Звукорежиссура — для этого может понадобиться специальное оборудование, которым трейлермейкер не обязан уметь пользоваться. Например, только профессиональный звукорежиссёр сможет сделать звук, пригодный для кинотеатра.
Послушайте, как в этом трейлере гармонируют звук и картинка. Звук такого качества трейлермейкер не сделает

Так какими навыками всё же трейлермейкер должен обладать? Он должен уметь… монтировать и быть аккуратным и внимательным 🙂

Как смонтировать трейлер

Если вы всегда мечтали работать режиссёром монтажа в кино, то профессия трейлермейкера может стать прекрасной отправной точкой. Вот несколько советов по сбору трейлера:

  • Попросите бриф. Обязательно! Даже если заказчик скажет, что доверяет вашему таланту, всё равно вы должны понимать, чего он хочет, чтобы не получился эффект «ожидание ≠ реальность».
  • Отсмотрите полностью исходный материал со звуком и без. Со звуком материал смотрят, чтобы отобрать ключевые реплики героев, на основе которых будет строиться сюжет трейлера, а без звука — чтобы он не отвлекал от поиска красивых планов и эффектных кадров.
  • Внимательно отнеситесь к выбору музыки. Музыка существенно влияет на настроение трейлера.
  • Обращайте внимание на сочетание музыки и реплик героев. Важно, чтобы фразы звучали в такт фоновой музыке и чтобы слова и мелодия не мешали друг другу.
  • Старайтесь делать акцент на средних и общих планах, чтобы показать масштаб фильма, и на значимых для сюжета моментах.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована