Что такое сценарий фильма и сериала?
Рассказываем о видах и этапах создания. А также о том, что поможет написать первый сценарий.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Из статьи вы узнаете:
- что такое сценарий;
- какие виды сценариев бывают;
- из каких этапов состоит работа над сценарием;
- что поможет написать сценарий.
Что такое сценарий?
Сценарий — это литературно-драматическое произведение, где подробно описаны действия и диалоги, происходящие в фильме, клипе, рекламном ролике.
Также сценарии пишут для компьютерных игр и мероприятий. Но в этой статье речь пойдёт именно о киносценариях.
Читайте также:
Виды сценариев
Можно выделить два вида сценариев:
- Оригинальный основан на собственной идее сценариста, режиссёра или продюсера.
- Адаптированный базируется на истории, которую уже рассказывали в другой форме — например, книги, пьесы, шоу, снятого ранее фильма. Чаще всего адаптированные сценарии пишут на основе книг-бестселлеров. Вряд ли этот вариант подойдёт начинающему сценаристу, поскольку права на адаптацию нужно покупать.
Ещё есть режиссёрский сценарий — это документ, где прописаны важные для съёмок технические нюансы. Например, расположение камер, цветовое оформление сцены, движение и реакции актёров и так далее.
Этапы работы над сценарием
Выделяют пять этапов работы над сценарием.
- Замысел. Идея может появиться откуда угодно — случайная мысль, наблюдение на улице… Например, сценарист и режиссёр фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартин Макдона вдохновился реальным билбордом с надписью о нераскрытом преступлении.
- Логлайн — это описание сюжета и основного конфликта фильма в 1–3 предложениях. Он отвечает на вопрос: «Про что это кино?» Придумать сильный логлайн очень трудно. На это можно потратить не один месяц. Зато это хороший способ проверить идею: слабый и размытый замысел тяжело перенести в логлайн.
- Синопсис — свободное изложение концепции сценария, краткое содержание фильма. В нём в общих чертах прописаны завязка, поворотные точки, кульминация и развязка.
- Поэпизодник — рыба будущего сценария. Последовательность сцен, иногда с фрагментами диалогов. На этом этапе многие сценаристы используют карточки, на которых записывают содержание сцен. Их можно раскладывать и менять местами, пока не сложится понимание структуры истории.
- Собственно, сценарий, готовый к производству. Содержит описания, ремарки и диалоги.
Можно пропустить все этапы и написать готовый сценарий за ночь. Но, как правило, работа над проектом включает всё перечисленное. Сначала автор придумывает логлайн, пишет синопсис, затем расписывает структуру и набрасывает диалоги, потом на основе всего этого пишет сценарий.
Читайте также:
Структура сценария
Жанровый сценарий обычно имеет классическую трёхактную структуру.
- Первый акт: завязка. Зрителя знакомят с главным героем и его привычным миром, который к концу акта должен быть разрушен. Например, в «Аватаре» бывший морпех Джейк Салли прикован к инвалидному креслу. Это его привычный мир. Однако вскоре Джейк отправляется на планету Пандора, где ему достаётся аватар — отдельное тело, в которое переносится сознание. У героя появляется вызов — втереться в доверие к аборигенам.
- Второй акт: конфронтация. У героя появляется цель, ради её достижения он оставляет привычный мир и отправляется в «путешествие». В пути он сталкивается с препятствиями и решает конфликты. Конфликты могут быть внешними и внутренними, но обязательно должны нарастать по мере развития сюжета.
Второй акт обычно содержит один или несколько поворотных пунктов, где меняется ход событий, а герою предстоит принять важное решение. Так, во втором акте Джейк Салли приходит к решению сражаться с людьми на стороне народа На’ви. - Третий акт: кульминация и развязка. Герой доходит до апогея в противостоянии с внешними и внутренними противниками. Здесь происходит кульминация — высшая драматическая точка: финальный бой, самый трудный выбор, гибель или спасение. После кульминации наступает развязка — все конфликты разрешаются. В «Аватаре» это победа На’ви над людьми и окончательное переселение сознания Джейка в аватар. Также в финале может быть намёк на продолжение истории.
Конечно, сценарист может менять местами элементы сюжета: например, начать фильм с финала. Примеры нелинейных сюжетов — «Криминальное чтиво» и «Бойцовский клуб». В артхаусных фильмах и вовсе нет чётких законов. Но у хорошей жанровой истории (да и нежанровой тоже) всегда будет начало, середина и конец.
Что поможет написать сценарий фильма или сериала
Писать сценарий — как собирать пазл. В голове есть отдельные кусочки, которые постепенно складываются в цельную картину. И сложится она, только если писать. Пусть это и напоминает порой блуждание в тумане.
Вот что стоит делать каждому, кто задумал написать сценарий:
- Читать сценарии. Многие известные сценаристы считают чтение сценарных учебников не очень полезным, а иногда и вредным занятием. Другое дело — читать хорошие сценарии. Это отличная школа. Тем более что сейчас их легко найти в интернете.
- Рассматривать референсы. Полезно смотреть фильмы, чем-то похожие на тот, что вы задумали написать (и, конечно, читать их сценарии). Так можно уберечься от штампов и заезженных приёмов — и, наоборот, подметить удачные сюжетные ходы, принципы и интонацию.
Найти референсы легко: достаточно написать в поиске «фильмы о… IMDb» (например, «о семейных конфликтах», «о сильных женщинах», «о путешествиях во времени» и так далее). Лучше писать запрос по-английски. - Изучать фактуру. Начинающим сценаристам советуют писать о том, в чём они разбираются. Но бывает, что нужно изучить неизвестную тему. Например, какие улики могут быть на месте преступления. Такое исследование — обязательная часть сценарной работы. Можно искать информацию в интернете или поговорить со специалистом.
- Освоить сценарную запись. В отличие от прозы, сценарий — это документ, который пишется по определённым правилам. Чтобы понять их, достаточно прочитать пару сценариев. Также есть специальные программы — например, WriterDuet или «КИТ Сценарист».
- Получать обратную связь. Вариться в собственном соку — вредно для сценариста. Может случиться так, что человек потратит месяцы и годы на «гениальную идею», которую никто не поймёт. «Противоядие», распространённое в сценарной среде, — рассказывать друг другу свои идеи. Это помогает по-новому взглянуть на историю и доработать её. Получить обратную связь на логлайн, синопсис, поэпизодник или готовый сценарий — то, к чему стоит стремиться.