Скидки до 50% и курс по ИИ в подарок 2 дня 12 :27 :27 Выбрать курс
Кино
#статьи

Жанры кино: как их распознать и зачем они нужны

Разбираемся, как фильмы говорят с нами с помощью условностей и кодов.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Кино — это не просто череда сменяющихся кадров, а сложный язык, в котором движение камеры, диалоги и даже цветовая гамма несут смысл. Основу этого языка составляют жанры — устойчивые наборы характеристик, которые помогают зрителю мгновенно «прочитать» фильм и понять, чего ожидать от его просмотра: слёз или смеха, тревоги или острых ощущений. Но за кажущейся простотой жанровой классификации скрывается их эволюция, культурные коды и социальные установки. В этой статье мы разберём ключевые кинематографические жанры, научимся их распознавать и вспомним фильмы, определившие жанры на годы вперёд.

В материале расскажем:

  • как жанры кино связаны с Древней Грецией;
  • как отличить фантастику от фэнтези, а драму от мелодрамы;
  • что случится, если смешать боевик с мелодрамой;
  • как научиться лучше понимать современное кино.

Зачем нужны жанры

Жанр — это не ярлык, а негласный договор между автором и зрителем. Когда мы садимся в кресло, мы уже знаем: если на афише изображён космический корабль и инопланетный пейзаж — нас ждёт научная фантастика; если на постере мы видим влюблённую пару — мелодрама. Жанры формируют ожидания, задают ритм, определяют эмоциональную траекторию зрителя.

Концепция жанров зародилась в Античности: ещё Аристотель разделил литературные произведения на эпос, лирику и драму. В кинематографе же жанры начали формироваться одновременно с его возникновением. В дальнейшем границы жанров становились всё более чёткими, а к уже привычным жанрам добавлялись новые.

Жанры в современном понимании окончательно сформировались с расцветом Голливуда. Крупным киностудиям понадобилась система, позволяющая быстро «упаковывать» истории для широкой аудитории. Со временем жанры кино стали не просто маркетинговым инструментом, но ещё и художественной формой — своего рода грамматикой, в рамках которой режиссёры могли высказываться.

Основные жанры в кинематографе

Сегодня всё сложнее определить границы между жанрами. Даже крупнобюджетные блокбастеры нередко сочетают элементы экшена, драмы, фантастики и иногда абсурда. Но именно знание классических жанров позволяет лучше понимать современное кино. Рассмотрим основные жанры фильмов.

Драма: богатый внутренний мир

  • Особенности: фокус на внутреннем мире персонажей, конфликтах, моральных дилеммах; минимум экшена, максимум эмоций
  • Поджанры: психологическая, историческая, военная, подростковая драма
  • Примеры: «Форрест Гамп» (1994), «Пианист» (2002), «Паразиты» (2019)

Драма — самый «человечный» из жанров. В центре внимания здесь не захватывающие события, а в первую очередь переживания персонажей, их психология, взаимоотношения и взаимодействия.

Кадр: фильм «Пианист» / Agencja Produkcji Filmowej / Bac Films / Beverly Detroit

Как правило, драмы отличаются медленным темпом повествования и реалистичной подачей. Акцент делается на диалогах, поведении и мимике персонажей. Музыка в драмах обычно сдержанная, а временами и вовсе отсутствует — чтобы ничто не отвлекало от тончайших изменений в интонации и пауз в диалогах.

Комедия: смех как зеркало общества

  • Особенности: смешит зрителя, но с помощью сатиры или социальной критики её создатели могут говорить и на серьёзные темы
  • Поджанры: романтическая, чёрная и абсурдистская комедия, трагикомедия
  • Примеры: «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Один дома» (1990), «500 дней лета» (2009)

Комедия — это не просто сборник шуток и забавных скетчей, а жанр, который в лучшем своём проявлении позволяет высмеивать пороки, раскрывать абсурдность бытия и заставить задуматься над серьёзными темами — с помощью улыбки, комичных героев и нестандартных ситуаций.

Кадр: фильм «500 дней лета» / Watermark

Главные особенности комедийных фильмов: гротеск, ироничные реплики, лёгкая запоминающаяся музыка. Комедийный герой часто нарушает социальные нормы и делает то, о чём другие только мечтают.

Боевик: концентрированное ультранасилие

  • Особенности: динамика, погони, взрывы, боевые сцены, крутые главные герои
  • Поджанры: фильм о боевых искусствах, комедийный боевик, криминальный боевик
  • Примеры: «Леон» (1994), «Брат-2» (2000), «Джон Уик» (2014)

Боевики, или «экшены», — это истории, где всё решают действия: драки, перестрелки, погони, столкновения с миром и другими героями. Но за динамикой часто скрывается простая мораль: защита слабых, месть за несправедливость, борьба за выживание.

Кадр: фильм «Джон Уик» / 87Eleven / Company Films / DefyNite Films

Боевики легко распознать по динамичному монтажу, бодрому музыкальному сопровождению и обилию экшен-сцен. Герои боевиков — это не обязательно гора мускулов. Мода на гипермаскулинных главных героев прошла — сегодня бал правят молчаливые мстители.

Триллер: искусство саспенса

  • Особенности: напряжение, интрига, ощущение опасности; часто переплетается с детективом или хоррором
  • Поджанры: эротический, психологический, политический триллер
  • Примеры: «Психо» (1960), «Молчание ягнят» (1990), «Исчезнувшая» (2014)

Триллер держит в состоянии постоянного напряжения и тревожного ожидания. В голове у зрителя до самых финальных титров постоянно возникают вопросы: «Что скрывает герой?», «Успеет ли он?», «Правда ли совы — не то, чем кажутся?».

Кадр: фильм «Исчезнувшая» / 20th Century Fox Film Corporation / Artemple — Hollywood

За кадром звучит тревожный саундтрек, камера неотступно следит за героем, а повороты сюжета не оставят равнодушным даже искушённого поклонника жанра.

Ужасы: природа страха

  • Особенности: вызывает страх, тревогу, отвращение; работает с архетипами на подсознательном уровне
  • Поджанры: слэшер, фолк-хоррор, мистика
  • Примеры: «Пила: Игра на выживание» (2004), «Прочь» (2017), «Носферату» (2024)

Хоррор — жанр, который отсылает зрителя к самым глубоким страхам: смерти, одиночеству, потере контроля. Но даже вымышленные ужасы всегда отражают эпоху: в 1950-е люди боялись атома, в 1980-е — СПИДа, а сегодня — социальной изоляции.

Кадр: фильм «Носферату» / Atomic Arts / BlueBolt / Clear Angle Studios

Ужастики — один из самых разнообразных жанров, вобравший в себя множество поджанров: от слэшеров и фолк-хоррора до психологического и космического ужаса. Каждое течение использует свой арсенал выразительных средств — будь то скримеры, тревожный саундтрек, тёмная палитра или гнетущая пустота в кадре.

Фантастика: метафора настоящего

  • Особенности: вымышленные миры, технологии, альтернативные реальности
  • Поджанры: научная фантастика, киберпанк, постапокалипсис, космоопера
  • Примеры: «Чужой» (1979), «Бегущий по лезвию» (1982), «Интерстеллар» (2014)

Несмотря на то что технологиям в фантастических фильмах уделяется немало внимания, главной движущей силой остаются люди. Перемещая события в вымышленный мир — далёкого будущего, других галактик или альтернативной истории, — создатели размышляют о человеческой природе, власти, любви и одиночестве.

Кадр: фильм «Интерстеллар» / Legendary Picture / Paramount Pictures / Warner Bros. Pictures

Космические корабли, футуристичный дизайн, парадоксальная физика, этические дилеммы — всё это неотъемлемые составляющие жанра. В фантастике тоже нередко смешиваются жанры — достаточно вспомнить фантастическую комедию «Автостопом по галактике» или серию фантастических боевиков «Терминатор».

Фэнтези: создавая мифы

  • Особенности: магия, проработанная мифология, вымышленные расы и миры
  • Поджанры: эпическое, тёмное, городское фэнтези
  • Примеры: «Властелин колец: Возвращение короля» (2003), «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004), «Константин: Повелитель тьмы» (2005)

Фэнтези обращается к архетипам и мономифу: герой покидает привычный мир, проходит через испытания, теряет и обретает себя. Именно эта схема превращает личную драму в универсальный миф. Этот жанр говорит со зрителем на языке сказки, но при этом затрагивает самые серьёзные темы: свободы воли, вечной борьбы добра со злом, ксенофобии и экологических проблем.

Кадр: фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана» / 1492 Pictures / Warner Bros. Pictures

Нередко фэнтези предстаёт перед нами в средневековом антураже, но действие многих лент происходит и в наши дни — например, в картинах поджанра городского фэнтези. Большое значение создатели фэнтези уделяют выбору главного героя и последствиям этого выбора, а также тому, какие трансформации и испытания проходит герой на пути к заветной цели.

Вестерн: ковбои и индейцы на бескрайних просторах

  • Особенности: Дикий Запад, одиночество, моральный выбор, конфликт цивилизации и природы
  • Поджанры: спагетти-вестерн, истерн, космический вестерн
  • Примеры: «Хороший, плохой, злой» (1966), «Мертвец» (1995), «Омерзительная восьмёрка» (2015)

Ковбои, револьверы, широкополые шляпы и резвые скакуны — всё это лишь декорации для гораздо более глубоких конфликтов. Вестерн проводит границу между цивилизацией и дикостью, законом и справедливостью, прошлым и будущим. Порой эта граница размывается — и тогда мы получаем лучшие образцы жанра.

Кадр: фильм «Омерзительная восьмёрка» / The Weinstein Company LLC

Эстетику вестерна сложно с чем-то спутать даже в его гибридных формах вроде космического вестерна. Если на экране по степи летит перекати-поле, а два молчаливых героя в шляпах разных цветов готовятся к дуэли на безлюдной улице ровно в полдень — перед вами вестерн.

Детектив: в поисках истины

  • Особенности: расследование, загадка, поиск истины
  • Поджанры: нуар, полицейский детектив, шпионский детектив
  • Примеры: «Китайский квартал» (1974), «Воспоминания об убийстве» (2003), «Достать ножи» (2019)

Детектив — это игра в прятки с правдой. Герой собирает пазл, но часто обнаруживает, что последний кусочек — он сам. Современные представители жанра нередко выходят за его границы и отступают от классических детективных конвенций. Так, к привычной формуле с преступлением, расследованием и непременной разгадкой примешиваются элементы психологического триллера, хоррора или даже комедии.

Кадр: фильм «Достать ножи» / Karno’s Film / Media Rights Capital / T-Street

Прошло время, когда в угоду нуарной моде детективы носили плащи, шляпы и выкуривали на экране по несколько пачек сигарет за раз. Однако мода на «странноватых» сыщиков никуда не ушла — наш современник Бенуа Блан из серии фильмов «Достать ножи» не даст соврать.

Мелодрама: испытание любовью

  • Особенности: любовь, эмоции, обаятельные главные герои
  • Поджанры: производственная, историческая, мыльная опера
  • Примеры: «Москва слезам не верит» (1979), «Титаник» (1997), «Дневник памяти» (2004)

Мелодрама — жанр, в котором чувства важнее логики. Здесь любовь — не просто отношения двух людей, а столкновение судеб, ценностей, эпох. Иногда мелодрамы относят к одному из поджанров драматических фильмов, но, учитывая разнообразие, которое наметилось внутри самих мелодрам, гораздо логичнее выделить их в отдельное направление.

Кадр: фильм «Дневник памяти» / Avery Pix / Gran Via / New Line Cinema

Любовь, для которой не существует временных и социальных барьеров, — лейтмотив большинства мелодрам. Крупные планы глаз и мимики главных героев, проникновенные музыкальные кульминации, счастливый, а иногда не очень конец — вот главные слагаемые успеха.

Смешение жанров

Современное кино всё чаще отказывается от чистых жанров. «Дюна» — это и фантастика, и боевик, и политическая драма. «Всё везде и сразу» — боевик, семейная драма и абсурдистская комедия в одном флаконе.

Это не хаос, а эволюция. Жанры становятся ещё одним инструментом для рассказа увлекательных историй, а не просто стерильными ярлыками. Авторы смешивают культурные коды, чтобы осмыслить современность и затронуть темы, не умещающиеся в рамки привычных жанров.

На стыках нескольких жанров возникают новые.

  • Байопик — биографический фильм, рассказывающий историю реальной личности.
  • Приключенческое кино — как следует из названия, фильмы про похождения отчаянных искателей приключений.
  • Артхаус — не жанр в классическом смысле, а эстетическая позиция: акцент на авторском видении и символизме.
  • Мокьюментари — фильмы, снятые в псевдодокументальной манере. Сюда же можно отнести жанр найденной плёнки, он же found footage.
  • Супергеройское кино — давно вышло за рамки боевиков и стало, по сути, современным мифом.

Что знание жанров даёт зрителю

Жанр — это ключ к пониманию смысла фильма. Зная язык жанров, мы не просто смотрим фильм — мы читаем его, как открытую книгу. Мы замечаем, как режиссёр играет с ожиданиями зрителя, ломает шаблоны или, наоборот, возвращает нас к истокам.

Часто разочарование зрителей при просмотре фильма возникает не из-за слабости самого произведения, а из-за непонимания его жанровой природы: кто-то ждёт от хоррора глубокой драмы, а от комедии — философского трактата. Даже в эпоху смешения жанров полезно обращать внимание на то, как сама команда фильма определяет его, — это помогает увидеть замысел, а не искать то, чего изначально не было.

В эпоху стримингов, когда алгоритмы подбирают контент по тегам, важно не терять связь с живым языком кино. Жанры — это не ограничения. Это мост между автором и зрителем. И чем лучше мы понимаем, на чём он построен, тем глубже можем погружаться в каждую историю и сопереживать её героям.



Хотите стать востребованным специалистом с высокой зарплатой?

Откройте доступ к 5 бесплатным курсам по IT, дизайну, маркетингу и другим топовым направлениям. Определите, какая сфера вам ближе, и узнайте, как в неё попасть.

Пройти курс



Мечтаете работать в IT, но не знаете, с чего начать?

Откройте доступ к 4 бесплатным IT-курсам. Попробуйте себя в Java, Python, тестировании ПО, SQL и Excel. Определите, какое направление вам подходит, и получите подарки.

Пройти курс
Хотели бы работать на удалёнке? ➞
Освойте IT, дизайн или маркетинг. Пройдите 5 онлайн-курсов для старта работы по топовым digital-профессиям.
Пройти курс→
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована