Кино
#статьи

Как снять кино на смартфон и сколько на этом можно заработать

Рассказывает режиссёр Борис Гуц, снявший два фильма на iPhone.

Кадр: фильм «Эфир» / BondIt / Caliwood Pictures

Как появилось мобильное кино

Мобильник с камерой (0,1 мегапикселя) изобрели в Японии в 1999 году. А в 2005-м итальянцы Марчелло Менкарини и Барбара Сегецци использовали двухмегапиксельную раскладушку Nokia N90 для съёмок документального фильма. Его назвали «Новые разговоры о любви», по аналогии с фильмом Никколо Пазолини 1965 года.

Авторы сняли около 700 интервью с простыми итальянцами о любви, сексе и эротике. Из них смонтировали полуторачасовой фильм. Режиссёры признавались, что съёмка на телефон помогла войти в доверие и раскрепостить респондентов. Фильм проехался по миру — например, попал на знаменитый фестиваль неигрового кино IDFA в Амстердаме.

С годами качество картинки у смартфонов становилось всё лучше. На них стали снимать клипы, рекламу и игровые короткометражки. Часто это были рекламные коллаборации с производителями смартфонов. Из признанных мастеров первым отметился режиссёр «Олдбоя» Пак Чханук. В 2011 году он снял на iPhone 4 получасовой хоррор «Ночная рыбалка».

Прорыв мобильного кино случился в 2015 году. Режиссёр Шон Бэйкер из-за нехватки бюджета снял фильм «Мандарин» на iPhone 5S. При съёмке дополнительно использовались стабилизаторы, сменные объективы и приложение, где можно вручную настраивать баланс белого, светочувствительность и другие нюансы камеры.

По сюжету трансгендерная проститутка Син-Ди выходит из тюрьмы, где месяц сидела за хранение наркотиков. От подруги она узнаёт, что её парень, а заодно сутенёр, успел ей изменить. Теперь Син-Ди хочет найти соперницу и отомстить. Критики пишут, что, вопреки синопсису, фильм не «повесточный». В первую очередь это искренняя и эмоциональная история о дружбе, поддержке и взаимопомощи.

Кадр: фильм «Мандарин» / Cre Film / Duplass Brothers Productions

Поначалу создатели скрывали, что использовали iPhone. Но потом это стало приманкой для журналистов. Фильм получил положительные отзывы критиков и множество фестивальных наград. Но главное, мобильный фильм впервые вышел в кинотеатрах.

Развитие камер и попытки именитых режиссёров снимать кино на смартфон популяризировали этот метод. В 2010-х в мире появились десятки фестивалей мобильных фильмов, некоторые из них стали популярными.

Борис Гуц

режиссёр и продюсер


Снял два первых российских мобильных фильма: «Фагот» (2018) и «Смерть нам к лицу» (2019). Организует международный фестиваль Mobile Filmmaker’s, учит снимать и продюсирует мобильное кино.


«Когда [в 2016 году] вышел iPhone 7 — это были небо и земля в сравнении с предыдущими камерами. Люди поняли, что можно использовать этот инструмент, более дешёвый, чем кинокамера.

Это была не то что мода, а скорее открытие, сравнимое с тем, как в девяностых люди стали снимать на любительские камеры. Оказалось, не нужно таскать большие плёночные камеры или дорогую цифровую Arri Alexa, а можно снять кино на маленькую любительскую камеру. Так сняли „Ведьму из Блэр“ и ранние фильмы Ларса фон Триера.

Конечно, смартфон не подходит для всего. Условную „Дюну“ или „Звёздные войны“ на iPhone не снимешь. Но тот же Шон Бейкер, который сейчас выиграл Канны, снимал вообще на пятый iPhone».

Кадр: фильм «Смерть нам к лицу» / START

Известные фильмы и ролики, снятые на смартфон


Олив

Рейтинг IMDb: 5,9

Год выхода: 2011

Режиссёры: Патрик Гиллес, Хооман Халили

История таинственной молчаливой девочки с магическими способностями, которая возвращает чувства людям, потерявшим интерес к жизни. В фильме снялась 81-летняя на тот момент Джина Роулендс — обладательница «Эмми» и «Золотого глобуса», номинантка на «Оскар».

Эта артхаусная семейная драма стала первым полнометражным мобильным фильмом. Команда снимала на Nokia N8 с дополнительными линзами. Смартфон закрепили в муляже кинокамеры — актёры и критики узнали, что съёмка была мобильной, уже после премьеры.

В поисках Сахарного Человека

Рейтинг IMDb: 8,2

Год выхода: 2012

Режиссёр: Малик Бенджеллуль

Взявшая «Оскар» документалка об удивительной судьбе музыканта Сиксто Родригеса. Его альбомы провалились в США. Он бросил музыку и работал на стройке. А спустя двадцать лет узнал, что всё это время был звездой в ЮАР, куда кто-то привёз его кассету.

Малик Бенджеллуль снимал на камеру Super 8, но деньги на плёнку кончились. Тогда он установил на свой iPhone 3 китайское приложение 8 mm Vintage Camera, имитирующее плёночную картинку: результат почти не отличался. Так сняли остаток фильма.

Любовь в Нью-Йорке

Рейтинг IMDb: 5,6

Год выхода: 2014

Режиссёр: Тристан Поуп

Влюблённые проводят выходные: валяются в кровати, гуляют, веселятся, ужинают. В этой короткометражке нет особой драматургии. Это скорее киноэссе с атмосферными кадрами и романтичной музыкой.

Снег, пар, железо

Рейтинг IMDb: 7,3

Год выхода: 2017

Режиссёр: Зак Снайдер

История с насилием, обнажёнкой, слоу-мо и компьютерной графикой уместилась в несколько минут. Режиссёру «300 спартанцев» Заку Снайдеру на площадке помогали родные и друзья. Кино сняли за выходные с помощью нескольких iPhone 7 Plus со стабилизаторами.

Не в себе

Рейтинг IMDb: 6,4

Год выхода: 2018

Режиссёр: Стивен Содерберг

Триллер о женщине, которая убегает от сталкера. Из-за собственной ошибки она попадает в психиатрическую больницу. Но оказывается, что там работает её преследователь. Теперь женщина вынуждена защищаться.

Ещё один прорыв в мобильном кино. За дело впервые взялся кинодел такого масштаба: Стивен Содерберг — режиссёр франшизы о друзьях Оушена, лауреат «Оскара» и Каннского фестиваля. Съёмки на iPhone 7 заняли десять дней, кино попало в международный прокат. Свой следующий фильм, спортивную драму «Птица высокого полёта», Содерберг тоже снял на iPhone.

Snowbrawl

Рейтинг IMDb: 6,6

Год выхода: 2019

Режиссёр: Дэвид Литч

Дети рубятся в снежки — и это выглядит как блокбастер. Эпичный ролик с демонстрацией возможностей iPhone 11 Pro снял режиссёр «Джона Уика» Дэвид Литч. Конечно, в дело пошли примочки — стабилизаторы и дополнительные объективы. Как снимали, рассказали в специальном видео.

Эрмитаж

Рейтинг IMDb: 5,5

Год выхода: 2020

Режиссёр: Аксинья Гог

Пятичасовая прогулка по музею в разрешении 4K. Снято одним дублем на iPhone 11 Pro — на сколько хватило заряда аккумулятора. Самое длинное видео среди проектов Apple, сделанное командой из семи человек.

Что с мобильным кино в России

В 2018 году режиссёр Борис Гуц выпустил комедию «Фагот» — первый российский фильм, снятый на iPhone. По сюжету главный герой хочет расстаться с девушкой и придумывает для этого необычный способ. Кино сделано в формате POV: зрители видят происходящее глазами героя, а сам он остаётся за кадром.

В 2019-м Борис снял ещё один мобильный фильм — комедийную мелодраму «Смерть нам к лицу». Главная героиня смертельно больна и готовится к своим похоронам, но её муж не готов сдаваться и пытается за несколько дней найти деньги на лечение. Кино в жанре мокьюментари — псевдодокументального фильма — снимали уже на два смартфона.

«У меня закончился проект, и я хотел что-то снять. Просто с подругами-актрисами что-то сделать, скажем так, по фану. Быстренько написал сценарий „Фагота“. Снимать хотели на GoPro, но это было неудобно — решили использовать iPhone. Сняли за четыре смены с бюджетом 600 тысяч рублей.

Мы не планировали где-то показывать фильм, хотели сразу выложить на YouTube. Но в итоге нас взяли на фестиваль „Окно в Европу“, там мы получили два приза (приз Гильдии киноведов и кинокритиков России и приз президента фестиваля Армена Медведева. — Ред.). Ко мне подошли дистрибьюторы и сказали: не надо выкладывать, давайте мы покажем в кинотеатрах. Не помню точно, но примерно в 50–60 кинотеатрах по всей России две недели показывали наш фильм. Это было удивительно: снятое за копейки кино вдруг показывают в больших кинотеатрах в Москве, Питере, даже на Южном Сахалине.

„Смерть нам к лицу“ — уже другая история. Бюджет был покрупнее: около 5 миллионов рублей. Мы получили Гран-при фестиваля «Окно в Европу», объездили ещё несколько фестивалей, тоже какие-то призы получали. И вышли в ограниченный прокат. Была большая премьера в кинотеатре „Октябрь“ в Москве. Потом мы продали фильм на платформу Start, откуда она уже разошлась по другим платформам. Ещё мы презентовали „Смерть нам к лицу“ в Каннах. Тоже пример того, как можно на телефон снять неплохое кино.

Ещё наша продюсерская компания Move On сделала несколько короткометражек: „Эфир“, „Пофиг“, „Водитель мечты“. Они объездили много фестивалей. Кто-то из авторов побеждал в Австралии как лучший режиссёр, кто-то в Европе на каких-то фестивалях. Начинающие авторы охотно берутся за это, потому что снимать на смартфон намного дешевле, чем на большие камеры».

Борис Гуц

Кадр: фильм «Эфир» / BondIt / Caliwood Pictures

В 2020 году режим самоизоляции из-за коронавируса побудил российские стриминги взяться за мобильное кино: вышли сразу несколько проектов.

На «Окко» появился сериал «Взаперти» с Анной Чиповской и Дмитрием Ендальцевым — вертикальный скринлайф, снятый на Samsung Galaxy за три дня. Девять пятиминутных серий о паре, которая решила расстаться, но вынуждена жить в одной квартире из-за ковида.

«Иви» выпустил сериал «Нежность» Анны Меликян со звёздным кастом: Виктория Исакова, Константин Хабенский, Евгений Цыганов, Юлия Пересильд и другие. По сюжету девушка пытается найти мужчину мечты. Два сезона сняты на iPhone с чёрно-белым фильтром.

Комедийная мелодрама «Дважды два» вышла в кинотеатрах и на онлайн-платформах. Две пары заводят откровенный разговор. Возникает ссора «пара на пару», но и внутри каждого союза всплывают конфликты. Снято на Samsung Galaxy.

На этой волне в России появились фестивали: Mobile Filmmaker’s, MobyFest, «Эстетика кадра». Судя по их сайтам, к 2024 году сохранился лишь Mobile Filmmaker’s, который организуют Борис Гуц и продюсер Максим Муссель, — но теперь его проводят не в России.

Какие истории подходят для мобильного кино

Борис Гуц считает, что для мобильного кино нужен особый сценарий. Низкий бюджет не может быть единственным оправданием съёмки на смартфон. Этот выбор нужно подкреплять сценарно и визуально.

«Камера телефона даёт в первую очередь реалистичность и правдоподобность. Мы с утра до ночи смотрим видосы друзей в соцсетях. Сторис с концерта, какого-нибудь пляжа. Или просто девушка снимает, как она красится. Мы привыкли и понимаем, что это — настоящее. То, что происходит за стеной или в соседнем дворе.

Когда вы снимаете фильм на телефон, должен быть тот же эффект. Не надо упирать на световое решение. С телефоном не получится передать изыски, которые может подарить большая кинокамера. Любой большой фильм показывает нам сказку. Куча постановочного света, какие-то блики. Мы так мир не видим. Мы видим его очень просто, как показывает камера телефона. В этом её ценность.

Это должно быть практически документальное кино. Диалоги не важны: они могут быть, их может не быть. Но история должна быть абсолютно реалистичной. Актёры должны быть готовы даже не играть, а изображать что-то очень натуральное. Потому что всю фальшь, которая будет в кадре, телефон усиливает. Такой же органичной и натуральной должна быть работа художника-постановщика.

Вот Содерберг снял фильм ужасов „Не в себе“. Про девушку, которая попала в психушку. Именно благодаря телефону там передаётся это сумасшествие, которое происходит в психбольницах. Камера телефона даёт неожиданные ракурсы. Ты можешь поставить её в совершенно невозможных местах, в которые большая камера просто не залезет.

Кадр: фильм «Не в себе» / Regency Enterprises / Fingerprint Releasing

Когда мы собирались снимать „Фагот“, была идея использовать Arri Alexa. Но так как там изображение от первого лица, мы не могли поместить камеру между актёром и актрисами. Оставались варианты — либо GoPro, либо телефон. GoPro тогда была не очень, и всё равно нужно было выводить изображение на планшет. Тогда я решил сразу снимать на телефон.

По моему опыту, зрители и дистрибьюторы могут простить всё что угодно, кроме скучного неинтересного сценария и плохой актёрской игры. А качество камеры — это вообще второй вопрос. Вспомните успех „Ведьмы из Блэр“ и „Паранормального явления“».

Борис Гуц

За сколько можно продать фильм, снятый на мобильник

По словам Бориса Гуца, любой малобюджетный фильм, и мобильное кино тоже, зарабатывает не в кинотеатрах, а благодаря продаже платформам и телеканалам. За качественный фильм готовы платить от 500 тысяч до миллиона рублей.

«Я до сих пор получаю деньги со своего первого фильма „Арбузные корки“ 2016 года (снят не на смартфон. — Ред.) — за какие-то показы „Ростелекома“, в самолётах, где-то ещё.

Кадр: фильм «Арбузные корки» / «Молох»

Свои мобильные фильмы я продюсировал сам, оба окупились и принесли прибыль. Другой пример коммерчески успешного проекта — фильм Марии Шалаевой „Синдром жизни“ со Светланой Немоляевой, где я был сопродюсером. Целиком снят на iPhone 11 Pro. Его мы продали на Kion на этапе сценария, получили бюджет на производство. Команда заработала, все довольны».

Борис Гуц

Как снимать кино на смартфон: технические советы

Рекомендации Бориса Гуца по производству мобильного кино.

Препродакшен

  • Мобильное кино — это авторское кино. Тут допустимо и даже полезно, когда сценарист, режиссёр, оператор и монтажёр — это один человек. Но если у вас есть возможность привлечь в команду других профессионалов, которые разделят и дополнят ваше видение, используйте её.
  • Раскадровка от иллюстратора не обязательна. Но пригодится подробный режиссёрский сценарий с описанием всех кадров. Для мобильного кино лучше подходят крупные планы и портреты — так легче передать чувства и эмоции персонажей. Интерьерные съёмки стоит делать в узких или небольших пространствах.
  • Использование дополнительных гаджетов вроде объектива или стабилизатора должно быть оправдано сценарно. Ответьте себе на вопрос «Зачем это использовать?». Например, для динамичных и психологических сцен подойдёт ручная камера. Но если вы хотите снять длинную проходку по нескольким лестничным пролётам через перила, как будто это летит муха, — без стабилизатора не обойтись.
  • Чтобы телефон не зазвонил в разгар съёмок, включайте авиарежим.
Кадр: фильм «Смерть нам к лицу» / START

На что снимать

  • Снимайте кино на iPhone, а клипы и рекламу — на Samsung. У первого изображение кинематографичнее: более размытое и пластичное. У второго лучше резкость и контрастность.
  • Используйте приложение Filmic Pro — оно превращает iPhone в камеру с ручными настройками экспозиции, фокуса, баланса белого и так далее. Приложение платное. Можно воспользоваться дешёвыми аналогами, но Filmic Pro считается лучшим, к тому же его разработчики сотрудничают с Apple.
  • При необходимости используйте дополнительные объективы. У камер мобильников высокая глубина резкости: всё, что в кадре, всегда в фокусе. Не получится вывести героя на передний план, а задний фон план размыть, как это часто делается в кино. Но сменные объективы для смартфонов помогают разнообразить и улучшить картинку. Они бывают трёх типов: широкоугольные, телеобъективы и сверхширокоугольные.
    Широкоугольные захватывают в кадр больше изображения, чем стандартная камера.
    Телеобъективы и зумы приближают изображение и размывают фон.
    Сверхширокоугольные — рыбий глаз, или фиш-ай, — дают панорамное изображение с эффектом дверного глазка. Ещё есть объектив для макросъёмки, но для кино такой вряд ли пригодится. Производителей мобильных объективов много. Из бюджетных Борис Гуц советует китайские Sirui.
  • Используйте штативы и стабилизаторы, чтобы картинка не дрожала. Лучше заранее протестировать стабилизатор: будет ли он держать ваш смартфон в любой ситуации. Некоторые гаджеты слишком тяжёлые. Плюс не все электронные стабилизаторы умеют держать смартфон с прикрученным объективом. Если нет бюджета, возьмите вместо стабилизатора обычную селфи-палку — так делали при съёмках «Фагота».

«С объективами есть проблема. Мы снимали сцену, где герой входит в автобус. Как только ты накручиваешь на телефон объектив, люди сразу отворачиваются или закрывают лицо. А без объектива всё нормально — ну телефон и телефон.

Чтобы картинка не была скучной и унылой, нужно добавлять художественности. Например, мы снимали сцену разговора двух героинь в библиотеке. Они сидели в креслах на фоне стены. Мы поставили свет, всё супер. Берём телефон — и там всё плоско. Поэтому сцену решили по-другому: героини шли вдоль книжных полок навстречу камере. Полки помогли создать глубину кадра.

Совет простой: при съёмке на мобильник используйте геометрию локации. В киноязыке есть понятие глубинной мизансцены: когда действие в кадре происходит как на переднем плане, так и на заднем. Тогда создаётся впечатление, что это кино».

Борис Гуц

Как записывать звук

Зрители не прощают проблемного звука. О нём нужно позаботиться. Уличные шумы и фоны можно писать прямо на мобильник. А вот запись речи актёров на улице уйдёт в брак — её лучше делать на петличный микрофон. Лайфхак с двумя смартфонами: на один снимаете, а ко второму подцепляете петличку — и записываете на него звук. Если у вас есть специальные киношные микрофоны на палке, используйте их, когда это возможно. За сведением звука лучше обратиться к профессиональному звукорежиссёру на постпродакшене.

Свет и цветокоррекция

  • Возможности цветокоррекции мобильной съёмки сильно ограничены. Какую картинку вы снимете, такой она по большому счёту и останется. Поэтому используйте Filmic Pro, чтобы сразу получить желаемое.
    Но что-то подкорректировать можно. Например, у iPhone тёплая цветопередача, ближе к красно-жёлтым тонам. Это проблема для большого кино, но помогут фильтры. Их можно наложить в программах для обработки: ProMovie, DaVinci. Конечно, за цветокоррекцией лучше обратиться к профессионалам.
  • При съёмке в темноте мобильное изображение шумит и зернит. С этим ничего не сделаешь. Придумайте, как это обыграть и использовать. Либо снимайте днём, а на цветокоррекции затемняйте.
  • В большинстве фильмов, снятых на цифровую камеру, к изображению добавляют шум. Иначе картинка получается слишком стерильной. Используйте шумы и фильтры для большей кинематографичности.

Съёмка в общественных местах

  • Законодательство разрешает снимать в общественных местах: на улице, в магазине, автобусе и так далее. Включая людей, если они не являются объектом съёмки. Что такое «объёкт съемки», юридически не зафиксировано. То есть спрашивать разрешения у случайных людей, которые попали в кадр, не нужно. Но нельзя специально снимать людей, когда это нарушает их право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Если вам сделали замечание и попросили не снимать, нужно прекратить съёмку.
  • Разрешение на съёмку нужно для событий с ограниченным входом — например, по билетам или спискам.
  • Снимать сотрудников организаций вроде менеджеров в супермаркете можно. А вот публиковать видео без их разрешения нельзя. В служебных помещениях организаций можно снимать только с разрешения.
  • Нельзя снимать вблизи государственной границы, снимать объекты таможни и РЖД, стратегические общедоступные объекты вроде ГЭС и АЭС.

Перспективы мобильного кино

Волна популярности мобильного кино, случившаяся в 2010-х, спала. Именитые режиссёры продолжают снимать короткометражки на смартфон, но обычно это рекламные коллаборации с производителями. В то же время смартфон — отличный инструмент для начинающих. Ведь для фестивалей и дистрибьюторов история важнее, чем качество картинки.

«Снимать полнометражные фильмы на смартфон — это не вошло в киноиндустрию. Люди поняли, что это инструмент, который подходит не каждому сценарию. Как в изобразительном искусстве: если нужно нарисовать на стене, ты возьмёшь не масло, а баллончик с красками, как Бэнкси и другие граффитчики.

Если вы напишете сценарий, под который нужно использовать телефон, то его нужно использовать. Но таких сценариев мало. Если ваш фильм подходит для съёмки на фотоаппарат, Blackmagic или Arri Alexa — лучше снимать на них».

Борис Гуц

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована