Быть пятым элементом: чем нам мила Милла Йовович
Как советская девочка стала любимой экшен-героиней всего мира.
Мы говорим: «Мультипаспорт!» — подразумеваем Миллу Йовович. И она сама очень даже «мульти-», ведь в её копилке столько ярких героинь — от инопланетянки Лилу до пламенной Жанны д’Арк, от несгибаемой Элис до коварной леди Винтер. Милла не только снимается в кино, но и пишет стихи, занимается единоборствами, играет на гитаре — словом, излучает энергию во все стороны. Настоящий пятый элемент. За плечами у неё, правда, извилистый и нелёгкий путь: советское детство, эмиграция, развод родителей, с ранних лет — работа в шоу-бизнесе и все сопутствующие трудности. 17 декабря актрисе исполняется 50 лет. Вспоминаем, за что мы её полюбили!
В этой статье расскажем:
- что помнит актриса о детстве в Советском Союзе;
- как она в 16 лет сбежала из дома и вышла замуж;
- как Милла обошла на кастинге Джулию Робертс и создала Лилу;
- почему съёмки «Жанны д’Арк» были настоящей битвой;
- как Йовович ради роли в «Обители зла» преодолела свой самый большой страх.
«…в Америке реальность вас бьёт сразу»
Милла Йовович свободно говорит на русском, сербском и французском языках — это помимо английского, конечно. И неудивительно: судьба связала её с самыми разными странами — от России до США.
Мама Миллы — советская актриса Галина Логинова, дебютировавшая в знаменитой исторической саге «Тени исчезают в полдень». В 1973 году она познакомилась в Киеве с врачом из Югославии Богданом Йововичем. Богдан тоже оказался человеком непростым: его отец и дядя участвовали в заговоре против югославского диктатора Иосипа Броза Тито, но были вынуждены вместе с семьями бежать в Советский Союз под видом туристов.
Связь Галины осудило руководство студии Довженко, «антиобщественное поведение» молодой актрисы разбирали на собрании, КГБшники стыдили: «Государство столько потратило на твоё образование, а ты — с иностранцем!» Галину всё это не смутило, они с Богданом поженились — и благодаря этому два года спустя на свет появилась маленькая Милица. Жили кочевой актёрской жизнью: то в Киеве, то в Днепропетровске, то в Москве. «Я многое помню, — рассказывала Милла в интервью. — Как веселилась с друзьями, как грустила, когда пропала моя собачка, как ходила к маме на съёмочную площадку. Как стояли в бесконечных очередях за едой».
В 1980 году семья уехала из Советского Союза. Начались скитания: Лондон, Сакраменто, затем — Лос-Анджелес. Было тяжело: Галина попыталась продолжить карьеру в Штатах, но у неё не было агента. А вот сильный русский акцент — был. Так что быть уборщицей и поваром в доме режиссёра Брайана де Пальмы — это максимум кинокарьеры, на который ей тогда приходилось рассчитывать.
«…Безусловно, в Америке реальность вас бьёт сразу, — говорила Галина впоследствии. — Я ясно осознавала, что оставляю карьеру актрисы, потому как Голливуд особо не принимает чужестранцев. Там надо быть своим, и желательно оказаться в мире кино в юном возрасте и постепенно там расти. И тем более ни о каком успехе не может идти речь, если у тебя русский акцент».

Кадр: фильм «Миллионы Ферфакса» / Киевская киностудия имени А. П. Довженко / «Время»
Трудности подкосили брак: через некоторое время Галина и Богдан развелись. Спустя ещё несколько лет отец Миллы попал в тюрьму за участие в мошеннической схеме. Девочка осталась с матерью.
У неё-то как раз был отличный английский, но в школе Миллу всё равно дразнили коммунисткой и русской шпионкой. Вместо модных джинсовых юбок девочка носила странную одежду с рынков и из винтажных магазинов. А вместо «нормальной американской еды» в ланч-боксе у неё было странное блюдо «борщ».
«Я никогда не была частью стаи, зато научилась оставаться одной и ценить время наедине с собой», — вспоминала Милла. Борщ она так и не разлюбила, а независимый стиль в одежде через много лет превратится в её собственный бренд Jovovich-Hawk с миллионным годовым оборотом.
Кажется, отсюда берёт начало её бунтарский дух, который она передала столь многим своим героиням. Будучи аутсайдером, юная Милла даже не пыталась вписаться в коллектив. Хулиганила в торговых центрах, мошенничала с кредитками… Против матери она, впрочем, тогда не бунтовала. «Я боготворила её, хотя она не из тех милых, добрых мамочек, которые целые дни напролёт пекут печенье», — делилась актриса.
«За плечами у неё больше достижений, чем у людей втрое старше…»
Галина, не пробившись в Голливуд сама, посвятила себя воспитанию дочери и её продвижению, став её агентом. Уже в девять лет Милла попала в модельный бизнес. Вскоре её лицо появилось на обложке итальянского журнала Lei («Она»), затем была фотосессия знаменитого фотографа Ричарда Аведона для журнала Mademoiselle, потом — контракты со множеством журналов, подиумы всего мира и первая слава.
Но цель всегда оставалась одна — стать кинозвездой. Галина записала десятилетнюю Миллу на курсы актёрского мастерства, а заодно — на фортепиано, гитару и балет, заставляла читать как можно больше классики, хотя знала, что шансов стать одновременно актрисой и моделью у девочки мало. «Когда я начала работать моделью в конце 1980-х, не принято было одновременно сниматься в кино, моделей не воспринимали всерьёз», — рассказывала впоследствии Йовович в интервью. И всё же, по сути, школьница должна была стать кормилицей семьи. «Чтобы обеспечить нам будущее, нужно было действовать решительно. У меня была работа и я погрузилась в неё с головой, мне было не до школьных проблем», — такой, по словам Миллы, был у неё настрой. В 12 лет девочка оставила школу, чтобы полностью сосредоточиться на карьере.
Через год она дебютировала в кино: снялась в маленькой роли в знаменитой эротической драме Залмана Кинга «Слияние двух лун». Не в сценах для взрослых, конечно. Зато в 15 лет Йовович сыграла в фильме «Возвращение в Голубую лагуну» — сиквеле нашумевшей драмы 1980 года. Как и Брук Шилдс в оригинале, пятнадцатилетняя Йовович должна была сняться в некоторых сценах обнажённой. Это вызвало споры, но и привлекло внимание. Йовович одновременно была номинирована на премию Young Artist Awards как лучшая молодая актриса — и на премию «Золотая малина» как худшая новая звезда! Впрочем, позже Йовович действительно вспоминала об этом фильме как о худшем в её послужном списке.

В 1992 году она снялась в байопике «Чаплин» в роли первой жены актёра, Милдред Харрис. Правда, кино провалилось в прокате. Но сыграть вместе с актёрами первого ряда (над байопиком работали Роберт Дауни—младший, Энтони Хопкинс и дочь самого Чаплина, Джеральдина) в фильме, номинированном на «Оскар» и на «Золотой глобус», дорогого стоило.
Следующей важной картиной для Миллы стала комедия Ричарда Линклейтера «Под кайфом и в смятении», этакий срез жизни старшеклассников в конце семидесятых. В фильме снялось и несколько других будущих звёзд — например, Бен Аффлек и Мэттью Макконахи.
Парня Мишель, персонажа Миллы, в картине сыграл малоизвестный актёр Шон Эндрюс. Во время съёмок вымысел плавно перешёл в реальность: Милла влюбилась в Шона, и парочка сбежала в Лас-Вегас, чтобы там пожениться. Правда, поскольку Йовович ещё не было и семнадцати, мама Галина включилась в дело и самолично аннулировала брак дочери-бунтарки. У той вовсю бурлил трудный возраст вперемешку со звёздной болезнью: Милла признавалась потом, что злоупотребляла алкоголем, хамила матери и вообще вела себя довольно-таки развязно. В этот период ей много раз предлагали и роли «через постель». Хорошо, что бдительная Галина старалась контролировать контакты дочери.
Фильм Линклейтера не окупился в прокате. Правда, потом он стал культовым, но в тот-то момент кино казалось провальным. К тому же Милла, активно участвовавшая в рекламной кампании (на афише было именно её лицо), была расстроена тем, что Линклейтер максимально урезал её роль. Остался, по сути, лишь эпизод, где она играет на гитаре и поёт песню. Между прочим, песня принадлежала самой Милле: к этому времени она уже вовсю сочиняла музыку и даже гастролировала по США с концертами.

Восхищённая пресса писала: «Ей чуть больше 20, но за плечами у неё уже больше достижений, чем у большинства людей втрое старше. Наблюдая за ней, мы лишь задаёмся вопросом: сколько ещё профессий она попробует, уже покорив мир как супермодель международного уровня, актриса и талантливая певица?..» Но самой Йовович не слишком нравилось начало её актёрской карьеры. «Я не совсем погружалась в роль и не слишком хорошо играла. Мне не хотелось идти по маминым актёрским стопам. Я просто красовалась на экране», — говорила она позже.
«Закрой глаза и забудь всё, что знаешь о Земле»
Разочарованная Милла взяла перерыв в карьере и уехала в Европу. Рука судьбы: как раз в это время модный французский режиссёр Люк Бессон искал актрису на главную роль для своего будущего фантастического фильма «Пятый элемент». В кастинге приняло участие 3 тысячи актрис (в том числе сама Джулия Робертс!), Бессон лично отсмотрел 300 из них. Главным критерием было то, может ли претендентка без запинки произнести имя героини — Лилуминай Лекатариба Ламиначай Экбат де Сэбат.
На первых пробах Йовович не особенно впечатлила режиссёра. Бессон планировал искать дальше, но тогда уж Милла взяла дело в свои руки. Она настояла на совместном обеде, на который явилась с выбритыми бровями и одетая максимально экстравагантно. Постановщик был безоглядно очарован — и роль досталась ей.

Впрочем, есть и другая версия событий: согласно ей, наоборот, на пробах Милла была чересчур ярко накрашена и вызывающе одета. Вдобавок девушка заметно нервничала. Но несколько недель спустя они случайно встретились в отеле возле бассейна. Йовович выглядела очень просто: белая футболка, джинсы, ни грамма косметики, а волосы собраны в хвост. И вот тут-то Бессон и пленился. Варианты истории почти противоположные, но как бы там ни было, факт есть факт: 19-летняя Милла стала той самой Лилу, которую так долго искал режиссёр.
«У Миллы есть это свойство, она может стать чем угодно, — рассказывал Бессон в интервью. — Она может быть римлянкой или пришелицей из будущего. Она может быть Нефертити или инопланетянкой. Мне очень понравилась в ней эта физическая гибкость. На пробах я очень строг к актёрам, но она была просто лучшей. Ей приходилось трудно, но она всё смогла сделать! <…> Я просил её выполнить очень странные вещи. Например, я говорил: „Ты с другой планеты и никогда здесь не была. Закрой глаза и забудь всё, что знаешь на Земле“. И она делала это. Это главное: мне нужно, чтоб актёр доверял мне во всём».
Она действительно старалась: в течение нескольких месяцев ходила на карате и занималась по восемь часов в день, регулярно перекрашивала волосы в оранжевый (в итоге они повредились и стали выпадать, так что в фильме Йовович щеголяет в парике). А ещё они с Бессоном разработали «божественный язык», на котором говорит Лилу, — и к концу съёмок свободно на нём болтали и даже переписывались.
Вдобавок Йовович на площадке сымпровизировала несколько фраз Лилу, которые стали культовыми. «Курица, вкусно!» и «Лилу Даллас, мультипаспорт» — это её заслуга. «Я не сразу стала идеальной Лилу, — уточняла Милла. — Это была большая работа, я много изучала повадки животных. Лилу я сделала неуклюжей, но сильной, как львёнка, и в то же время лёгкой, как птица. И она невинная — красивый, мудрый ребёнок, чуткий к волшебству этого мира. Она пришлась по душе той моей части, которая любит миры Карлоса Кастанеды и Габриэля Гарсиа Маркеса».

Неудивительно, что Милла сделалась персональным «пятым элементом» для режиссёра — во время съёмок Бессон и Йовович поженились. Не обошлось без драмы: режиссёр ради неё оставил свою супругу Майвенн, которая сыграла в картине инопланетную певицу Диву Плавалагуну.
Мировые сборы были сногсшибательными, но критика отреагировала по-разному. Одним «Пятый элемент» понравился, другие заклеймили его безвкусицей. Фильм получил лишь одну номинацию на «Оскар», и то — всего лишь за лучший монтаж звука. Зато во Франции он выиграл три «Сезара»: за режиссуру, операторскую работу и дизайн. А Миллу вновь номинировали на «Золотую малину» за худшую женскую роль! Но картина Бессона стала для актрисы чем-то вроде подлинного крещения в профессию.
Сейчас для всех именно «Пятый элемент» — тот фильм, из которого многие узнали о Милле Йовович. Он получил статус культового, и к нему постоянно возвращаются: например, в этом году, спустя почти 30 лет, его опять крутят на больших экранах, причём отреставрированную версию — в России за это активно взялась кинопрокатная компания A-One совместно с сетью «Формула кино / Синема Парк».
Сама же Йовович вспоминает фильм с большим теплом. Сцена, где над запертой в стеклянном саркофаге Лилу издеваются правительственные чиновники, ей кажется символичной.

«Эта сцена изменила мою жизнь как актрисы. Именно тогда я по-настоящему поняла, что значит оставить саму себя позади и стать кем-то другим. И до сих пор, когда я смотрю этот фильм, он заставляет меня плакать, потому что я вижу Лилу, её невинность и уязвимость. Мне так жаль её, оказавшуюся в ловушке и не понимающую, что происходит», — говорит Милла.
«Я хотела сделать для него всё возможное»
В годы после успеха «Пятого элемента» Милла сотрудничала далеко не только с Бессоном — например, снялась в драме Спайка Ли «Его игра» в роли жертвы насилия, проститутки Дакоты Бёрнс. В 1999 году она появилась в клипе на песню If You Can’t Say No Ленни Кравица. Но главным её образом в конце девяностых, конечно, стала Жанна д’Арк в одноимённом фильме Бессона.
У картины оказалась трудная судьба, прямо как у самой Жанны. Первоначально над фильмом о французской национальной героине работала Кэтрин Бигелоу, а Бессон был исполнительным продюсером. Бессон продвигал Миллу, свою новую музу, на главную роль — но Бигелоу сопротивлялась. Тогда режиссёр разорвал контракт и запустил в работу свою собственную экранизацию, использовав наработки Бигелоу. Та была в ярости и пригрозила судебным иском — к счастью, спор удалось урегулировать частным образом.
И всё равно картину преследовали трудности. На съёмках в Чехии в первую же неделю погиб каскадёр. Бессона несчастный случай поверг в депрессию: он почти ни с кем не разговаривал и появлялся на съёмочной площадке только для того, чтобы выкрикнуть команды. Его стиль руководства и обычно-то был довольно авторитарным, а тут режиссёр и вовсе превратился в сущего деспота. «Это сорокалетний истеричный подросток. Чудовищная мания величия, приправленная тиранией, по 36 часов работы без перерыва, в грязи, с минимальными мерами безопасности и в то же время с армейскими порядками», — делился по секрету один из членов съёмочной группы.
Тяжёлая обстановка, конечно, передалась фильму. Критики разругали «Жанну д’Арк» за тяжеловесный, сумбурный сюжет, хотя и похвалили экшен-сцены. Фильм всё же получил несколько премий «Сезар», в основном в технических номинациях, а Йовович, уже традиционно, была номинирована на «Золотую малину». Милла показалась зрителям и критикам совсем непохожей на привычный образ французской героини.

Сейчас, много лет спустя, кажется, что в этой трактовке была своя правда. Йовович в доспехах, с короткими белокурыми волосами неистово кричит, машет флагом и стращает англичан. Можно считать её святой или невменяемой, но какая-то сумасшедшая харизма, передавшаяся ещё от Лилу, в ней есть. Кажется, этот огонь в ней загорался рядом с Бессоном. «Меня так вдохновил его гений, — вспоминала Милла. — Я влюбилась в него и хотела сделать для него всё возможное».
Однако провал картины как будто бы спалил эту страсть до конца. В том же году Йовович и Бессон развелись. Актрису ненадолго захватили необычные проекты: например, «Отель „Миллион долларов“» Вима Вендерса по сценарию Боно.В нём Йовович снялась вместе с Джереми Дэвисом и Мэлом Гибсоном.
Её героиня, полная смятения Элоиза, весь фильм ходит босиком — и Милла, готовясь к съёмкам, два месяца не надевала обувь. В «Образцовом самце» Бена Стиллера она сыграла восточноевропейскую злодейку Катинку, взяв за основу образ собственной матери Галины — этакая дружеская карикатура и одновременно маленькая месть за чересчур авторитарные родительские замашки.

Одновременно были новые модельные контракты (в 2004 году Йовович стала самой высокооплачиваемой моделью), запуск своей линии одежды, создание собственной группы Plastic Has Memory, совмещавшей фолк-мотивы с гранжем и трип-хопом. Милла также недолго встречалась с гитаристом Red Hot Chili Peppers Джоном Фрушанте… Но всё это было как будто антрактом перед новым творческим союзом — на этот раз с режиссёром Полом У. С. Андерсоном.
«Я русская, меня всё выводит из себя!»
В начале 2001 года Милла Йовович подписала контракт на участие в новом проекте Андерсона «Обитель зла» по мотивам знаменитой японской хоррор-игры. По сюжету, главная героиня по имени Элис оказывается в секретной лаборатории компании «Амбрелла», где сотрудники превратились в зомби из-за вируса, который сами и разрабатывали. Йовович приняла предложение сыграть Элис по личным мотивам: она и её брат Марко давно уже были поклонниками серии.
При этом взаимопонимание с Андерсоном у неё возникло не сразу — более того, Йовович чуть не покинула проект. Дело было в партнёрше по фильму, Мишель Родригес. После успеха драмы «Женский бой» Родригес считалась в Голливуде ведущей женской звездой боевиков. Из-за этого многие боевые сцены изначально с участием Йовович достались ей. Милла, расстроенная тем, что её героиню так обделили, явилась к Андерсону и убедила его переписать сценарий, чтобы вернуть Элис как можно больше экшена.

Милла, как обычно, серьёзно подошла к творческой задаче — в данном случае, сражениям с зомби. Она занималась карате, кикбоксингом и основами боевой подготовки. Так что практически все трюки в фильме актриса выполнила самостоятельно. Только прыжок на бетонную платформу за неё совершил каскадёр — и то лишь потому, что руководство сочло сцену слишком опасной.
А сцена в тесном резервуаре для страдающей клаустрофобией Йовович стала, по её словам, самым страшным опытом в жизни. Как и в случае с Лилу, это был опыт преодоления себя. «Забавно, но Элис в каком-то смысле стала лучшей частью меня, особенно когда мне нужно быть смелой или сильной. Если мне страшно или я плохо себя чувствую, иногда думаю: „А что бы сделала Элис?“» — поделилась как-то Йовович.
Зрелище получилось кровавое, жестокое, но по-хорошему незамутнённое, бодрое и захватывающее. Критики морщили носы и называли «Обитель зла» шаблонным, банальным и безличным боевичком — зато зрители проголосовали долларом и валом валили на сеансы. Сам Джеймс Кэмерон признался, что фильм — одно из его любимых guilty pleasure.
Андерсон, за семь лет до того прославившийся другой экранизацией видеоигры, «Смертельной битвой», и тут не сплоховал, сняв идеальный боевик. На очереди были ещё пять частей со всё возрастающим многомиллионным бюджетом и всё более уничтожающей критикой от обозревателей, обозвавших серию «жертвой экспериментов». Части и правда как-то мутируют и начинают сливаться между собой.
В 2021 году серию ждал перезапуск — уже без участия Андерсона и Йовович. Но образ Элис — хрупкой женщины в красном лёгоньком платье и с большими пушками, истребляющей толпы зомби, чудовищных монстров и даже армию собственных клонов, — навсегда остался в сердцах зрителей.
«Обитель зла» Пола У. С. Андерсона стала самой прибыльной серией фильмов ужасов — и единственной киноадаптацией видеоигр, кассовые сборы которой только повышаются. А Йовович утвердила за собой репутацию главной звезды боевиков, переняв лавры Сигурни Уивер и Линды Хэмилтон.

В 2003 году Йовович и Андерсон заключили помолвку, а в 2009-м — поженились. Противоположности сошлись. «Он настоящий британец, очень спокойный, — объясняла Милла. — Не теряет самообладания, и ничто его не может поколебать. Это хорошо, потому что я русская, нахожусь на противоположном конце спектра — меня всё выводит из себя!»
Потом у Йовович были попытки преуспеть в самых разных жанрах. Она продолжила сниматься в боевиках — таких, как вторичный и откровенно нелепый «Ультрафиолет». Попробовала себя в триллере («Идеальный побег») и даже в инди-драме («Дрянная девчонка»). Всё это не слишком-то высоко оценили и критики, и зрители.
Пожалуй, лучшее, что Милле удавалось с тех пор, — это проекты мужа: и «Мушкетёры», где она сыграла стимпанк-версию Миледи Винтер, и ещё одна экранизация игры, «Охотник на монстров», где она превратилась в яростного капитана Артемиду. Эти фильмы полны её харизмой. Что там — даже недавнее довольно трешовое фэнтези категории Б, «В потерянных землях», где Йовович рыщет с Дейвом Батистой по постапокалиптической Америке, излучает своеобразное обаяние.

Странное дело: не сказать, чтоб Милла достигла каких-то невероятных вершин в актёрстве или просто повторила свой ранний успех. Но, несмотря на все неудачи, она остаётся любима зрителями. Кажется, дело в том, ней сквозит какая-то целостность, и невинность, и вместе с тем сила.
Она отдаёт должное и кино, и своим хобби. Растит троих детей вместе с Андерсоном. Постоянно занимает высокие места в списках самых привлекательных женщин мира. Живёт между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом, постоянно тусуется на нью-йоркских и лос-анджелесских вечеринках вместе с Мишель Родригес, с которой они стали настоящими подругами. Помнит и о корнях: может наизусть прочитать «Муху-цокотуху» и пошутить на камеру про «водочку».
Она очень разная и при этом — неизменно живая, такая же, как та юная девушка, 30 лет назад угодившая в Голливуд прямо из Советского Союза. Всё равно что с другой планеты. Она будто всё та же Лилу и ей остаётся. «Не знаю, какая я. Но сейчас я здесь», — говорит Милла.
Хотите стать востребованным специалистом с высокой зарплатой?
Откройте доступ к 5 бесплатным курсам по IT, дизайну, маркетингу и другим топовым направлениям. Определите, какая сфера вам ближе, и узнайте, как в неё попасть.
Пройти курс