Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Кино
#статьи

Быть пятым элементом: чем нам мила Милла Йовович

Как советская девочка стала любимой экшен-героиней всего мира.

Фото: Eric Catarina / Gamma-Rapho / Getty Images

Мы говорим: «Мультипаспорт!» — подразумеваем Миллу Йовович. И она сама очень даже «мульти-», ведь в её копилке столько ярких героинь — от инопланетянки Лилу до пламенной Жанны д’Арк, от несгибаемой Элис до коварной леди Винтер. Милла не только снимается в кино, но и пишет стихи, занимается единоборствами, играет на гитаре — словом, излучает энергию во все стороны. Настоящий пятый элемент. За плечами у неё, правда, извилистый и нелёгкий путь: советское детство, эмиграция, развод родителей, с ранних лет — работа в шоу-бизнесе и все сопутствующие трудности. 17 декабря актрисе исполняется 50 лет. Вспоминаем, за что мы её полюбили!

В этой статье расскажем:

  • что помнит актриса о детстве в Советском Союзе;
  • как она в 16 лет сбежала из дома и вышла замуж;
  • как Милла обошла на кастинге Джулию Робертс и создала Лилу;
  • почему съёмки «Жанны д’Арк» были настоящей битвой;
  • как Йовович ради роли в «Обители зла» преодолела свой самый большой страх.

«…в Америке реальность вас бьёт сразу»

Милла Йовович свободно говорит на русском, сербском и французском языках — это помимо английского, конечно. И неудивительно: судьба связала её с самыми разными странами — от России до США.

Мама Миллы — советская актриса Галина Логинова, дебютировавшая в знаменитой исторической саге «Тени исчезают в полдень». В 1973 году она познакомилась в Киеве с врачом из Югославии Богданом Йововичем. Богдан тоже оказался человеком непростым: его отец и дядя участвовали в заговоре против югославского диктатора Иосипа Броза Тито, но были вынуждены вместе с семьями бежать в Советский Союз под видом туристов.

Связь Галины осудило руководство студии Довженко, «антиобщественное поведение» молодой актрисы разбирали на собрании, КГБшники стыдили: «Государство столько потратило на твоё образование, а ты — с иностранцем!» Галину всё это не смутило, они с Богданом поженились — и благодаря этому два года спустя на свет появилась маленькая Милица. Жили кочевой актёрской жизнью: то в Киеве, то в Днепропетровске, то в Москве. «Я многое помню, — рассказывала Милла в интервью. — Как веселилась с друзьями, как грустила, когда пропала моя собачка, как ходила к маме на съёмочную площадку. Как стояли в бесконечных очередях за едой».

В 1980 году семья уехала из Советского Союза. Начались скитания: Лондон, Сакраменто, затем — Лос-Анджелес. Было тяжело: Галина попыталась продолжить карьеру в Штатах, но у неё не было агента. А вот сильный русский акцент — был. Так что быть уборщицей и поваром в доме режиссёра Брайана де Пальмы — это максимум кинокарьеры, на который ей тогда приходилось рассчитывать.

«…Безусловно, в Америке реальность вас бьёт сразу, — говорила Галина впоследствии. — Я ясно осознавала, что оставляю карьеру актрисы, потому как Голливуд особо не принимает чужестранцев. Там надо быть своим, и желательно оказаться в мире кино в юном возрасте и постепенно там расти. И тем более ни о каком успехе не может идти речь, если у тебя русский акцент».

Галина Логинова
Кадр: фильм «Миллионы Ферфакса» / Киевская киностудия имени А. П. Довженко / «Время»

Трудности подкосили брак: через некоторое время Галина и Богдан развелись. Спустя ещё несколько лет отец Миллы попал в тюрьму за участие в мошеннической схеме. Девочка осталась с матерью.

У неё-то как раз был отличный английский, но в школе Миллу всё равно дразнили коммунисткой и русской шпионкой. Вместо модных джинсовых юбок девочка носила странную одежду с рынков и из винтажных магазинов. А вместо «нормальной американской еды» в ланч-боксе у неё было странное блюдо «борщ».

«Я никогда не была частью стаи, зато научилась оставаться одной и ценить время наедине с собой», — вспоминала Милла. Борщ она так и не разлюбила, а независимый стиль в одежде через много лет превратится в её собственный бренд Jovovich-Hawk с миллионным годовым оборотом.

Кажется, отсюда берёт начало её бунтарский дух, который она передала столь многим своим героиням. Будучи аутсайдером, юная Милла даже не пыталась вписаться в коллектив. Хулиганила в торговых центрах, мошенничала с кредитками… Против матери она, впрочем, тогда не бунтовала. «Я боготворила её, хотя она не из тех милых, добрых мамочек, которые целые дни напролёт пекут печенье», — делилась актриса.

«За плечами у неё больше достижений, чем у людей втрое старше…»

Галина, не пробившись в Голливуд сама, посвятила себя воспитанию дочери и её продвижению, став её агентом. Уже в девять лет Милла попала в модельный бизнес. Вскоре её лицо появилось на обложке итальянского журнала Lei («Она»), затем была фотосессия знаменитого фотографа Ричарда Аведона для журнала Mademoiselle, потом — контракты со множеством журналов, подиумы всего мира и первая слава.

Но цель всегда оставалась одна — стать кинозвездой. Галина записала десятилетнюю Миллу на курсы актёрского мастерства, а заодно — на фортепиано, гитару и балет, заставляла читать как можно больше классики, хотя знала, что шансов стать одновременно актрисой и моделью у девочки мало. «Когда я начала работать моделью в конце 1980-х, не принято было одновременно сниматься в кино, моделей не воспринимали всерьёз», — рассказывала впоследствии Йовович в интервью. И всё же, по сути, школьница должна была стать кормилицей семьи. «Чтобы обеспечить нам будущее, нужно было действовать решительно. У меня была работа и я погрузилась в неё с головой, мне было не до школьных проблем», — такой, по словам Миллы, был у неё настрой. В 12 лет девочка оставила школу, чтобы полностью сосредоточиться на карьере.

Через год она дебютировала в кино: снялась в маленькой роли в знаменитой эротической драме Залмана Кинга «Слияние двух лун». Не в сценах для взрослых, конечно. Зато в 15 лет Йовович сыграла в фильме «Возвращение в Голубую лагуну» — сиквеле нашумевшей драмы 1980 года. Как и Брук Шилдс в оригинале, пятнадцатилетняя Йовович должна была сняться в некоторых сценах обнажённой. Это вызвало споры, но и привлекло внимание. Йовович одновременно была номинирована на премию Young Artist Awards как лучшая молодая актриса — и на премию «Золотая малина» как худшая новая звезда! Впрочем, позже Йовович действительно вспоминала об этом фильме как о худшем в её послужном списке.

Кадр: фильм «Миллионы Ферфакса» / Киевская киностудия имени А. П. Довженко / «Время»

В 1992 году она снялась в байопике «Чаплин» в роли первой жены актёра, Милдред Харрис. Правда, кино провалилось в прокате. Но сыграть вместе с актёрами первого ряда (над байопиком работали Роберт Дауни—младший, Энтони Хопкинс и дочь самого Чаплина, Джеральдина) в фильме, номинированном на «Оскар» и на «Золотой глобус», дорогого стоило.

Следующей важной картиной для Миллы стала комедия Ричарда Линклейтера «Под кайфом и в смятении», этакий срез жизни старшеклассников в конце семидесятых. В фильме снялось и несколько других будущих звёзд — например, Бен Аффлек и Мэттью Макконахи.

Парня Мишель, персонажа Миллы, в картине сыграл малоизвестный актёр Шон Эндрюс. Во время съёмок вымысел плавно перешёл в реальность: Милла влюбилась в Шона, и парочка сбежала в Лас-Вегас, чтобы там пожениться. Правда, поскольку Йовович ещё не было и семнадцати, мама Галина включилась в дело и самолично аннулировала брак дочери-бунтарки. У той вовсю бурлил трудный возраст вперемешку со звёздной болезнью: Милла признавалась потом, что злоупотребляла алкоголем, хамила матери и вообще вела себя довольно-таки развязно. В этот период ей много раз предлагали и роли «через постель». Хорошо, что бдительная Галина старалась контролировать контакты дочери.

Фильм Линклейтера не окупился в прокате. Правда, потом он стал культовым, но в тот-то момент кино казалось провальным. К тому же Милла, активно участвовавшая в рекламной кампании (на афише было именно её лицо), была расстроена тем, что Линклейтер максимально урезал её роль. Остался, по сути, лишь эпизод, где она играет на гитаре и поёт песню. Между прочим, песня принадлежала самой Милле: к этому времени она уже вовсю сочиняла музыку и даже гастролировала по США с концертами.

Кадр: фильм «Под кайфом и в смятении» / Alphaville Films / Detour Filmproduction / Gramercy Pictures

Восхищённая пресса писала: «Ей чуть больше 20, но за плечами у неё уже больше достижений, чем у большинства людей втрое старше. Наблюдая за ней, мы лишь задаёмся вопросом: сколько ещё профессий она попробует, уже покорив мир как супермодель международного уровня, актриса и талантливая певица?..» Но самой Йовович не слишком нравилось начало её актёрской карьеры. «Я не совсем погружалась в роль и не слишком хорошо играла. Мне не хотелось идти по маминым актёрским стопам. Я просто красовалась на экране», — говорила она позже.

«Закрой глаза и забудь всё, что знаешь о Земле»

Разочарованная Милла взяла перерыв в карьере и уехала в Европу. Рука судьбы: как раз в это время модный французский режиссёр Люк Бессон искал актрису на главную роль для своего будущего фантастического фильма «Пятый элемент». В кастинге приняло участие 3 тысячи актрис (в том числе сама Джулия Робертс!), Бессон лично отсмотрел 300 из них. Главным критерием было то, может ли претендентка без запинки произнести имя героини — Лилуминай Лекатариба Ламиначай Экбат де Сэбат.

На первых пробах Йовович не особенно впечатлила режиссёра. Бессон планировал искать дальше, но тогда уж Милла взяла дело в свои руки. Она настояла на совместном обеде, на который явилась с выбритыми бровями и одетая максимально экстравагантно. Постановщик был безоглядно очарован — и роль досталась ей.

Кадр: фильм «Пятый элемент» / Hollywood Digital / The Magic Camera Company

Впрочем, есть и другая версия событий: согласно ей, наоборот, на пробах Милла была чересчур ярко накрашена и вызывающе одета. Вдобавок девушка заметно нервничала. Но несколько недель спустя они случайно встретились в отеле возле бассейна. Йовович выглядела очень просто: белая футболка, джинсы, ни грамма косметики, а волосы собраны в хвост. И вот тут-то Бессон и пленился. Варианты истории почти противоположные, но как бы там ни было, факт есть факт: 19-летняя Милла стала той самой Лилу, которую так долго искал режиссёр.

«У Миллы есть это свойство, она может стать чем угодно, — рассказывал Бессон в интервью. — Она может быть римлянкой или пришелицей из будущего. Она может быть Нефертити или инопланетянкой. Мне очень понравилась в ней эта физическая гибкость. На пробах я очень строг к актёрам, но она была просто лучшей. Ей приходилось трудно, но она всё смогла сделать! <…> Я просил её выполнить очень странные вещи. Например, я говорил: „Ты с другой планеты и никогда здесь не была. Закрой глаза и забудь всё, что знаешь на Земле“. И она делала это. Это главное: мне нужно, чтоб актёр доверял мне во всём».

Она действительно старалась: в течение нескольких месяцев ходила на карате и занималась по восемь часов в день, регулярно перекрашивала волосы в оранжевый (в итоге они повредились и стали выпадать, так что в фильме Йовович щеголяет в парике). А ещё они с Бессоном разработали «божественный язык», на котором говорит Лилу, — и к концу съёмок свободно на нём болтали и даже переписывались.

Вдобавок Йовович на площадке сымпровизировала несколько фраз Лилу, которые стали культовыми. «Курица, вкусно!» и «Лилу Даллас, мультипаспорт» — это её заслуга. «Я не сразу стала идеальной Лилу, — уточняла Милла. — Это была большая работа, я много изучала повадки животных. Лилу я сделала неуклюжей, но сильной, как львёнка, и в то же время лёгкой, как птица. И она невинная — красивый, мудрый ребёнок, чуткий к волшебству этого мира. Она пришлась по душе той моей части, которая любит миры Карлоса Кастанеды и Габриэля Гарсиа Маркеса».

Кадр: фильм «Пятый элемент» / Hollywood Digital / The Magic Camera Company

Неудивительно, что Милла сделалась персональным «пятым элементом» для режиссёра — во время съёмок Бессон и Йовович поженились. Не обошлось без драмы: режиссёр ради неё оставил свою супругу Майвенн, которая сыграла в картине инопланетную певицу Диву Плавалагуну.

Мировые сборы были сногсшибательными, но критика отреагировала по-разному. Одним «Пятый элемент» понравился, другие заклеймили его безвкусицей. Фильм получил лишь одну номинацию на «Оскар», и то — всего лишь за лучший монтаж звука. Зато во Франции он выиграл три «Сезара»: за режиссуру, операторскую работу и дизайн. А Миллу вновь номинировали на «Золотую малину» за худшую женскую роль! Но картина Бессона стала для актрисы чем-то вроде подлинного крещения в профессию.

Сейчас для всех именно «Пятый элемент» — тот фильм, из которого многие узнали о Милле Йовович. Он получил статус культового, и к нему постоянно возвращаются: например, в этом году, спустя почти 30 лет, его опять крутят на больших экранах, причём отреставрированную версию — в России за это активно взялась кинопрокатная компания A-One совместно с сетью «Формула кино / Синема Парк».

Сама же Йовович вспоминает фильм с большим теплом. Сцена, где над запертой в стеклянном саркофаге Лилу издеваются правительственные чиновники, ей кажется символичной.

Кадр: фильм «Пятый элемент» / Hollywood Digital / The Magic Camera Company

«Эта сцена изменила мою жизнь как актрисы. Именно тогда я по-настоящему поняла, что значит оставить саму себя позади и стать кем-то другим. И до сих пор, когда я смотрю этот фильм, он заставляет меня плакать, потому что я вижу Лилу, её невинность и уязвимость. Мне так жаль её, оказавшуюся в ловушке и не понимающую, что происходит», — говорит Милла.

«Я хотела сделать для него всё возможное»

В годы после успеха «Пятого элемента» Милла сотрудничала далеко не только с Бессоном — например, снялась в драме Спайка Ли «Его игра» в роли жертвы насилия, проститутки Дакоты Бёрнс. В 1999 году она появилась в клипе на песню If You Can’t Say No Ленни Кравица. Но главным её образом в конце девяностых, конечно, стала Жанна д’Арк в одноимённом фильме Бессона.

У картины оказалась трудная судьба, прямо как у самой Жанны. Первоначально над фильмом о французской национальной героине работала Кэтрин Бигелоу, а Бессон был исполнительным продюсером. Бессон продвигал Миллу, свою новую музу, на главную роль — но Бигелоу сопротивлялась. Тогда режиссёр разорвал контракт и запустил в работу свою собственную экранизацию, использовав наработки Бигелоу. Та была в ярости и пригрозила судебным иском — к счастью, спор удалось урегулировать частным образом.

И всё равно картину преследовали трудности. На съёмках в Чехии в первую же неделю погиб каскадёр. Бессона несчастный случай поверг в депрессию: он почти ни с кем не разговаривал и появлялся на съёмочной площадке только для того, чтобы выкрикнуть команды. Его стиль руководства и обычно-то был довольно авторитарным, а тут режиссёр и вовсе превратился в сущего деспота. «Это сорокалетний истеричный подросток. Чудовищная мания величия, приправленная тиранией, по 36 часов работы без перерыва, в грязи, с минимальными мерами безопасности и в то же время с армейскими порядками», — делился по секрету один из членов съёмочной группы.

Тяжёлая обстановка, конечно, передалась фильму. Критики разругали «Жанну д’Арк» за тяжеловесный, сумбурный сюжет, хотя и похвалили экшен-сцены. Фильм всё же получил несколько премий «Сезар», в основном в технических номинациях, а Йовович, уже традиционно, была номинирована на «Золотую малину». Милла показалась зрителям и критикам совсем непохожей на привычный образ французской героини.

Кадр: фильм «Жанна д’Арк» / Gaumont

Сейчас, много лет спустя, кажется, что в этой трактовке была своя правда. Йовович в доспехах, с короткими белокурыми волосами неистово кричит, машет флагом и стращает англичан. Можно считать её святой или невменяемой, но какая-то сумасшедшая харизма, передавшаяся ещё от Лилу, в ней есть. Кажется, этот огонь в ней загорался рядом с Бессоном. «Меня так вдохновил его гений, — вспоминала Милла. — Я влюбилась в него и хотела сделать для него всё возможное».

Однако провал картины как будто бы спалил эту страсть до конца. В том же году Йовович и Бессон развелись. Актрису ненадолго захватили необычные проекты: например, «Отель „Миллион долларов“» Вима Вендерса по сценарию Боно.В нём Йовович снялась вместе с Джереми Дэвисом и Мэлом Гибсоном.

Её героиня, полная смятения Элоиза, весь фильм ходит босиком — и Милла, готовясь к съёмкам, два месяца не надевала обувь. В «Образцовом самце» Бена Стиллера она сыграла восточноевропейскую злодейку Катинку, взяв за основу образ собственной матери Галины — этакая дружеская карикатура и одновременно маленькая месть за чересчур авторитарные родительские замашки.

Кадр: фильм «Отель „Миллион долларов“» / Icon Entertainmnet International / Kintop Pictures

Одновременно были новые модельные контракты (в 2004 году Йовович стала самой высокооплачиваемой моделью), запуск своей линии одежды, создание собственной группы Plastic Has Memory, совмещавшей фолк-мотивы с гранжем и трип-хопом. Милла также недолго встречалась с гитаристом Red Hot Chili Peppers Джоном Фрушанте… Но всё это было как будто антрактом перед новым творческим союзом — на этот раз с режиссёром Полом У. С. Андерсоном.

«Я русская, меня всё выводит из себя!»

В начале 2001 года Милла Йовович подписала контракт на участие в новом проекте Андерсона «Обитель зла» по мотивам знаменитой японской хоррор-игры. По сюжету, главная героиня по имени Элис оказывается в секретной лаборатории компании «Амбрелла», где сотрудники превратились в зомби из-за вируса, который сами и разрабатывали. Йовович приняла предложение сыграть Элис по личным мотивам: она и её брат Марко давно уже были поклонниками серии.

При этом взаимопонимание с Андерсоном у неё возникло не сразу — более того, Йовович чуть не покинула проект. Дело было в партнёрше по фильму, Мишель Родригес. После успеха драмы «Женский бой» Родригес считалась в Голливуде ведущей женской звездой боевиков. Из-за этого многие боевые сцены изначально с участием Йовович достались ей. Милла, расстроенная тем, что её героиню так обделили, явилась к Андерсону и убедила его переписать сценарий, чтобы вернуть Элис как можно больше экшена.

Кадр: фильм «Обитель зла» / Constantin Film Produktion GmbH / Davis-Films / Impact Pictures

Милла, как обычно, серьёзно подошла к творческой задаче — в данном случае, сражениям с зомби. Она занималась карате, кикбоксингом и основами боевой подготовки. Так что практически все трюки в фильме актриса выполнила самостоятельно. Только прыжок на бетонную платформу за неё совершил каскадёр — и то лишь потому, что руководство сочло сцену слишком опасной.

А сцена в тесном резервуаре для страдающей клаустрофобией Йовович стала, по её словам, самым страшным опытом в жизни. Как и в случае с Лилу, это был опыт преодоления себя. «Забавно, но Элис в каком-то смысле стала лучшей частью меня, особенно когда мне нужно быть смелой или сильной. Если мне страшно или я плохо себя чувствую, иногда думаю: „А что бы сделала Элис?“» — поделилась как-то Йовович.

Зрелище получилось кровавое, жестокое, но по-хорошему незамутнённое, бодрое и захватывающее. Критики морщили носы и называли «Обитель зла» шаблонным, банальным и безличным боевичком — зато зрители проголосовали долларом и валом валили на сеансы. Сам Джеймс Кэмерон признался, что фильм — одно из его любимых guilty pleasure.

Андерсон, за семь лет до того прославившийся другой экранизацией видеоигры, «Смертельной битвой», и тут не сплоховал, сняв идеальный боевик. На очереди были ещё пять частей со всё возрастающим многомиллионным бюджетом и всё более уничтожающей критикой от обозревателей, обозвавших серию «жертвой экспериментов». Части и правда как-то мутируют и начинают сливаться между собой.

В 2021 году серию ждал перезапуск — уже без участия Андерсона и Йовович. Но образ Элис — хрупкой женщины в красном лёгоньком платье и с большими пушками, истребляющей толпы зомби, чудовищных монстров и даже армию собственных клонов, — навсегда остался в сердцах зрителей.

«Обитель зла» Пола У. С. Андерсона стала самой прибыльной серией фильмов ужасов — и единственной киноадаптацией видеоигр, кассовые сборы которой только повышаются. А Йовович утвердила за собой репутацию главной звезды боевиков, переняв лавры Сигурни Уивер и Линды Хэмилтон.

Кадр: фильм «Обитель зла» / Constantin Film Produktion GmbH / Davis-Films / Impact Pictures

В 2003 году Йовович и Андерсон заключили помолвку, а в 2009-м — поженились. Противоположности сошлись. «Он настоящий британец, очень спокойный, — объясняла Милла. — Не теряет самообладания, и ничто его не может поколебать. Это хорошо, потому что я русская, нахожусь на противоположном конце спектра — меня всё выводит из себя!»

Потом у Йовович были попытки преуспеть в самых разных жанрах. Она продолжила сниматься в боевиках — таких, как вторичный и откровенно нелепый «Ультрафиолет». Попробовала себя в триллере («Идеальный побег») и даже в инди-драме («Дрянная девчонка»). Всё это не слишком-то высоко оценили и критики, и зрители.

Пожалуй, лучшее, что Милле удавалось с тех пор, — это проекты мужа: и «Мушкетёры», где она сыграла стимпанк-версию Миледи Винтер, и ещё одна экранизация игры, «Охотник на монстров», где она превратилась в яростного капитана Артемиду. Эти фильмы полны её харизмой. Что там — даже недавнее довольно трешовое фэнтези категории Б, «В потерянных землях», где Йовович рыщет с Дейвом Батистой по постапокалиптической Америке, излучает своеобразное обаяние.

Кадр: фильм «В потерянных землях» / Constantin Film / Dream Bros. Entertainment / Rusalka Film

Странное дело: не сказать, чтоб Милла достигла каких-то невероятных вершин в актёрстве или просто повторила свой ранний успех. Но, несмотря на все неудачи, она остаётся любима зрителями. Кажется, дело в том, ней сквозит какая-то целостность, и невинность, и вместе с тем сила.

Она отдаёт должное и кино, и своим хобби. Растит троих детей вместе с Андерсоном. Постоянно занимает высокие места в списках самых привлекательных женщин мира. Живёт между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом, постоянно тусуется на нью-йоркских и лос-анджелесских вечеринках вместе с Мишель Родригес, с которой они стали настоящими подругами. Помнит и о корнях: может наизусть прочитать «Муху-цокотуху» и пошутить на камеру про «водочку».

Она очень разная и при этом — неизменно живая, такая же, как та юная девушка, 30 лет назад угодившая в Голливуд прямо из Советского Союза. Всё равно что с другой планеты. Она будто всё та же Лилу и ей остаётся. «Не знаю, какая я. Но сейчас я здесь», — говорит Милла.


Хотите стать востребованным специалистом с высокой зарплатой?

Откройте доступ к 5 бесплатным курсам по IT, дизайну, маркетингу и другим топовым направлениям. Определите, какая сфера вам ближе, и узнайте, как в неё попасть.

Пройти курс



Хотели бы работать на удалёнке, но не знаете, с чего начать?

Попробуйте себя в IT, дизайне или маркетинге. На практике узнайте, как устроена работа по топовым digital-профессиям 2025 года.

Пройти курс
Хотите попасть в IT? ➞
Пройдите 4 бесплатных курса по топовым направлениям IT. Определите, какая сфера вам ближе, и сделайте первый шаг к новой профессии.
Пройти курс→
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована