Мультфильм «Мемуары улитки»: почему никогда не поздно начать жить заново
Как терапевтичная анимация для взрослых помогает бороться с депрессией.


Кадр: мультипликационный фильм «Мемуары улитки» / Arenamedia / Screen Australia / Snails Pace Films
Австралия, 1970-е. Меланхоличная и застенчивая Грейс Пудл пытается найти силы жить дальше после разлуки с братом-близнецом. На плаву её держат только эксцентричная подруга Пинки и любовь к улиткам. Мир Грейс постепенно сужается до её комнаты, наполненной украденными в магазине безделушками.
С помощью стоп-моушн-анимации режиссёр мультфильма Адам Бенжамин Эллиот показывает, сколько стойкости требуется человеку, чтобы не опустить руки после жестоких ударов судьбы.
В этой статье расскажем:
- как девочка-подросток подружилась с эксцентричной дамой;
- как героиня сериала «Наследники» попала в мультфильм;
- почему режиссёр мультфильма не любит сидеть за компьютером;
- что читают улитки, когда им грустно.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
О чём сюжет «Мемуаров улитки»
Фильм начинается с трагедии главной героини Грейс — умирает её единственная подруга Пинки. Весёлая пожилая дама заменила Грейс семью и многие годы была для неё крепким тылом. Вместе с Пинки героиня сделала первую завивку волос, пережила тяжёлое расставание, изменилась и повзрослела. Теперь у неё никого не осталось, и, сидя в саду, Грейс вспоминает, как прошла её жизнь. Историю она рассказывает тем, кто был с ней рядом в самые трудные времена, — улиткам.
Любовь к улиткам Грейс унаследовала от матери, добродушной австралийки. Однажды, гуляя по улицам Мельбурна, та познакомилась с французом-жонглёром Перси, — это была любовь с первого взгляда. У пары родились дети, близнецы Грейс и Гилберт, но счастье семьи было недолгим: вскоре после родов мать умерла, а Перси пристрастился к алкоголю.
Тем не менее дети были счастливы с отцом: он поддерживал все их мечты и планы, создавал ощущение уюта. Когда Перси умер во сне, близнецов отправили в приёмные семьи в разных концах страны. Их общение свелось к редким письмам.
Грейс оказалась в Канберре под опекой своеобразной пары — Иэна и Нарелл. Однако взрослые были больше заняты друг другом, ходили на секс-вечеринки и ездили в круизы для нудистов. Они уделяли девочке мало внимания и в лучшем случае отправляли её на курсы психологической самопомощи, чтобы она сама разбиралась со своими проблемами.
Гилберт же попал в австралийский городок Перт, в семью фермеров. Его приёмные родители, Берни и Рут, оказались жестокими религиозными фундаменталистами: вместе с их детьми Гилберт каждый день работал на благо церкви, которой управлял Берни. Вырученные ребятами деньги отец семейства забирал и тратил на выпивку. У разлучённых близнецов началась непростая жизнь.

Читайте также:
После смерти Пинки взрослая Грейс осталась одна, и перед ней встал выбор: дальше сидеть в своей «раковине» или всё-таки разыскать Гилберта. Вот почему мультфильм называется «Мемуары улитки»: кажется, что зрителя ждёт фантастический рассказ о слизнях, но на деле улитка здесь — это Грейс.
Аниматоры намеренно закладывают символизм в образ героини: она носит вязаную шапку с глазами как у улитки, а когда ей страшно — садится в закрытую позу и замыкается, как в ракушке.
И всё же Грейс не опускает руки, несмотря на то что у неё трудный период. Она избавляется от старых вещей и поступает в академию искусств, чтобы исполнить мечту детства. В этом смысле «Мемуары улитки» — жизнеутверждающая история, которая показывает: даже глубоко сломленный человек может оправиться после тяжёлых потрясений. Главное — не закрываться в своей раковине, двигаться вперёд.
Как создавали мультфильм и кто в этом участвовал
Режиссёр Адам Эллиот начал работать с анимацией в 1996 году. Дебютным мультфильмом Эллиота была пластилиновая короткометражка «Дядя», за которую он удостоился награды Австралийского института кино. Первый «Оскар» режиссёр получил в 2004 году за 23-минутный мультфильм «Харви Крампет». Он рассказывает о победах и поражениях в запутанной жизни Харви — героя, в честь которого назван мультфильм.
Попробовать свои силы в полном метре Эллиот решил в 2009 году, когда выпустил визуально мрачный фильм в стиле стоп-моушн «Мэри и Макс». У восьмилетней девочки Мэри совсем нет друзей, и однажды она решает наугад выбрать фамилию в телефонном справочнике Нью-Йорка. Она пишет незнакомцу письмо — его получает 44-летний одинокий еврей Макс Хоровиц. Так начинается их дружба по переписке длиной в жизнь.
В «Мемуарах улитки» зрители могут услышать отголоски «Мэри и Макса»: режиссёр показывает дружбу девочки-подростка и пожилой дамы. Но акцент сделан не на внешней разнице между героинями, а на их внутренних переживаниях. Исследуя темы алкоголизма, сексуальности и религиозного фанатизма, режиссёр погружает зрителей в глубоко личные и эмоциональные размышления.
Персонажи мультфильма много рефлексируют над тем, как на них влияют предательство, потеря близких и несбывшиеся мечты. Например, из-за недовольства своей жизнью Грейс захламляет комнату кучей безделушек, а Гилберт постоянно играет со спичками, чтобы выразить приёмным родителям протест. Однако Эллиот не перегружает сюжет мраком и оставляет в нём островки счастья, за которые цепляются герои.
Работа над мультфильмом длилась почти восемь лет. Идея создать проект пришла к Адаму Эллиоту, когда его отец умер, оставив после себя три сарая, полные вещей. Разбирая их, режиссёр много думал о природе накопительства. Что заставляет людей хранить хлам? Как такое поведение можно объяснить с точки зрения психологии?
В финальном варианте сценария накопительство работает не как основная движущая сила сюжета, а как способ показать моральное состояние главной героини. В начале мультфильма мы видим, что Грейс живёт в чистой и убранной комнате, но чем глубже она погружается в депрессивный эпизод, тем больше вещей складирует у себя дома.
Адам Эллиот делает персонажей «Мемуаров улитки» сложными и противоречивыми, вкладывает в каждого частицу личного опыта. Это приближает героев к реальным людям. Например, прототипом Грейс стала давняя подруга режиссёра: в детстве её дразнили из-за того, что она родилась с заячьей губой.
В мультфильме этим недугом страдает Грейс, и одноклассники постоянно над ней смеются. А вот жизнерадостный образ Пинки складывается из черт сразу двух пожилых подруг Эллиота: одна из них, как и героиня мультика, играла в пинг-понг с Фиделем Кастро, а другая дала весёлой старушке своё имя.

Также реалистичности добавляют актёры озвучки, которые оживили персонажей своими голосами. Для Эллиота было важно, чтобы даже с закрытыми глазами он верил своим пластилиновым человечкам. Режиссёр был уверен, что звезда культового сериала «Наследники» австралийка Сара Снук — идеальный кандидат для озвучки Грейс.
Здесь актриса максимально далека от привычного для зрителей амплуа: вместо капризной и дерзкой Шив Рой на экране появляется робкая и сломленная Грейс Пудл. Кроме Снук, Адам Эллиот привлёк к озвучке и других соотечественников — среди них немало номинантов и обладателей элитных кинопремий:
- в роли судьи Джеймса — Эрик Бана, известный по фильму «Троя»;
- в роли Пинки — Джеки Уивер, двукратная номинантка на «Оскар»;
- в роли Гилберта — Коди Смит-Макфи, лауреат «Золотого глобуса» за роль в фильме «Власть пса»;
- в роли одного из мужей Пинки — Ник Кейв, фронтмен рок-группы Nick Cave and the Bad Seeds.

Читайте также:
Чем цепляет визуальный стиль «Мемуаров улитки»
Вся фильмография Адама Эллиота состоит из стоп-моушн-анимации. Когда у режиссёра спросили, за что он любит этот стиль, он ответил:
«Я просто не из тех, кто может сидеть за экраном компьютера весь день. Нам с моими художниками нравится работать руками. Мы любим экспериментировать с пластилином. Мы любим клеить, рисовать и устраивать беспорядок — это очень ощутимые, тактильные аспекты стоп-моушна, которые мне нравятся».
Благодаря анимации мультфильм до самого конца выглядит самобытным. Избавляясь от художественного лоска, аниматоры делают персонажей неидеальными, местами даже странноватыми. Но визуальный стиль подчеркивает сложность и неоднозначность их переживаний.
Всего в «Мемуарах улитки» 200 персонажей и 200 наборов декораций. Адам Эллиот говорил, что число элементов реквизита варьируется между 5000 и 7000. Команда аниматоров создавала все детали вручную из бумаги, пластилина и проволоки.
Сложнее всего было делать кукол: у каждой внутри целая система проволок, которая держит туловище и помогает двигать конечностями. Для многих героев аниматоры разработали дополнительные наборы запасных пластилиновых ртов. Глазные яблоки сделали магнитными и прикрепили к ним крошечные магнитики-зрачки.

По словам режиссёра, сложнее всего было снять первый кадр мультфильма. Работа над ним заняла целый месяц: две недели на установку персонажей и декораций, две недели на сам процесс съёмки. Эту сцену снимали в числе последних с помощью технологии управления движением и линзы для подводной съёмки. Режиссёр рассказал:
«Мы очень хотели, чтобы этот самый первый кадр впечатлял и перегружал зрителя, а также напоминал ему: это настоящий стоп-моушн без CGI».
Какую роль в мультфильме играют книги
Мультфильм Адама Эллиота продуман в каждой мелочи. Со зрителями говорят не только сами герои, но и то, что их окружает. Грейс и Гилберт постоянно читают книги, и аниматоры то и дело разворачивают их обложками к зрителям. В этих книгах спрятаны подсказки о дальнейшем развитии сюжета и о том, что тревожит героев.

Перед тем, как Гилберт попадает в приёмную семью, он читает «Повелителя мух» Уильяма Голдинга — гротескную антиутопию о благовоспитанных мальчиках, которые оказываются на необитаемом острове и постепенно забывают о человечности. Интерес Гилберта к «недетским» книгам показывает: он умён не по годам. И его ждёт жизнь с приёмными родителями — настолько тяжёлая, что её можно сравнить с выживанием в дикой природе.
Грейс в это время увлечена романом «Мемуары гейши» Артура Голдена. В формате дневника японская девушка Саюри, работающая гейшей в Киото во время Второй мировой войны, рассказывает о препятствиях и трудностях, с которыми сталкивается. Когда Грейс разлучают с Гилбертом, она тоже остаётся один на один со всеми проблемами: больше никто не защищает её от издёвок одноклассников и не разделяет страсть к улиткам.

В другой сцене Гилберт читает роман «Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат о девушке, которая мечтает стать известной писательницей и объездить весь мир. Как и героиня истории, Гилберт мечтает путешествовать. Мальчик с детства страдает пироманией, потому разучивает трюки и фокусы с огнём и мечтает колесить с собственным фаер-шоу.
Кроме того, в кадре появляется «Дневник Анны Франк» — книга о жизни еврейской девочки, которая вместе с родителями вынуждена прятаться в тайном убежище в период нацистской оккупации Нидерландов. В дневнике Анна пишет, что у нее замечательная любящая семья, но ей очень не хватает друга, с которым можно поделиться своими мыслями и переживаниями. Это резонирует с жизнью Грейс, которая чувствует себя одиноко в приёмной семье. И хотя новые родители не обижают девочку, им так и не удаётся стать для неё родными.

Читайте также:
Создатели «Мемуаров улитки» дают своей взрослой аудитории глубокие, но в то же время понятные жизненные уроки. Иногда они смешат, порой навевают грусть, но каждый из них заставляет замедлиться, вдохнуть поглубже и прочувствовать послание Адама Эллиота: жизнь можно понять, только оборачиваясь назад, но прожить её нужно, глядя вперёд.