«Собиратель душ»: новый триллер с Николасом Кейджем
Разбираемся без спойлеров, можно ли назвать его самым страшным фильмом года.
Кадр: фильм «Собиратель душ» / Saturn Films
12 июля стартовал в прокате новый фильм ужасов, погружающий нас в сеттинг 1990-х. Агенту ФБР Ли Харкер (Майка Монро) приходится взять на себя расследование преступления, тайна которого кроется в её собственном прошлом. Эта связь позволяет Харкер разгадать кейс серийного маньяка, предотвратив последующие убийства. Но то, что в начале выглядело как вполне реальная трагедия маленького городка, оказывается ещё и мистической историей о демонах из детства.
О чём мы расскажем:
- кто и как работал над фильмом;
- какие у картины главные плюсы и минусы;
- почему «Собирателя душ» называют самым страшным фильмом года;
- и что такого особенного в его рекламной кампании.
Хоррор-династия Перкинсов
О фильме стало известно в конце 2022 года, когда Осгуд (Оз) Перкинс, режиссёр картины, написал сценарий по своей идее. Достаточно быстро проектом заинтересовались в Saturn Films — кинокомпании Николаса Кейджа. Съёмки стартовали в январе 2023 года. Кейдж взял на себя продюсирование картины и исполнил в ней главную роль.
Интересно, что Оз Перкинс — сын того самого Энтони Перкинса, сыгравшего Нормана Бейтса в «Психо». С легендарным триллером — точнее, с его сиквелом — связана и судьба Оза, ведь именно в «Психо 2» (1983) состоялся его актёрский дебют. Оза можно увидеть и в других фильмах, например в первой части перезапуска «Звёздного пути» (2009), но, несомненно, принадлежность к хоррор-династии приносит свои плоды. В 2015 году он выпустил «Февраль», в 2016-м — «Я прелесть, живущая в доме», затем ленты «Гретель и Гензель» (2020) и «Голова, полная призраков» (2021). Всё это вполне успешные и сделанные со вкусом хорроры, которые не только пугают, но и радуют глаз. «Собиратель душ» не стал исключением в этом списке.
Лучший инди-хоррор?
За неполные два месяца всемирного проката фильм собрал более 100 миллионов долларов, и это новый рекорд для инди-хоррора — подобного успеха достигала лишь «Ведьма из Блэр» (1999). Кроме того, «Собиратель душ» уже стал самым успешным независимым фильмом года и занял первое место среди проектов студии Neon, обойдя «Паразитов». В большей степени такая оценка вполне заслужена, хотя на фильм и можно попробовать накинуть ярлык переоценённого проекта.
Визуальный хоррор
Как и прошлые фильмы Перкинса, «Собиратель душ» цепляет картинкой. Да, возможно, его сюжет предсказуем, а темп может заставить заскучать тех, кто ждал энергичного триллера, зато операторская работа и монтаж здесь становятся отдельным слоем повествования. Оператору Андресу Арочи удалось привнести в фильм изысканность и симметричность, которые буквально зачаровывают зрителя.
Длинные планы со статичной камерой сменяют динамичные форматы: расширение полей от квадратных ретросцен до широкоформатки, будто смотришь «Мамочку» (2014); медленное движение, перемежающееся с мельканием фотографий. Планы выверены до мельчайших деталей, когда пустоты за героями, призрачные силуэты и элементы заднего плана чудовищно нагнетают обстановку. Зритель, подобно самой Ли, оказывается изолированным посреди леса, в доме, через распахнутую дверь которого может войти любой монстр.
Читайте также:
Оккультное и сверхъестественное
Фильм до самого конца так и не отвечает на одну из главных своих загадок: дьявол действительно существует или всё это плод больного сознания? В «Собирателе душ» много предпосылок к восприятию картины как чисто сверхъестественного хоррора: паранормальные способности главной героини, куклы, наделённые тёмными силами, наконец, тот, кто отдаёт приказы.
Визуальные решения тоже настойчиво подталкивают нас к такой версии. Особенно когда мы видим мрачные силуэты и пугающие фигуры. Параллельно с этим зрителю дают понять, что всё происходящее — плод хрупкой психики человека в попытках самоанализа. Мы не можем доверять тому, что происходит на экране. Особенно после выпадения некоторых сюжетных линий, которые режиссёр обрывает явно сознательно, а не по ошибке. Видимо, вывод о существовании тёмных сил и преисподней каждому придётся делать самостоятельно.
Бриллиант фильмографии Кейджа
Дейл Коббл, которого играет Николас Кейдж, — психически больной человек, через которого, возможно, говорит сам дьявол. Лор фильма не позволяет нам понять, реальный это дьявол, находящийся где-то «внизу», или так проявляется душевное заболевание героя. Несмотря на это, Коббл довольно эффективно выполняет свою дьявольскую миссию, и у него даже находятся сторонники.
Кейдж показывает нам самого настоящего безумца, который даже не пытается свыкнуться с реальностью. Его сознание полностью захвачено тёмной сущностью. Мы узнаём, что в юности Коббл был звездой глэм-рока (хотя от этих времён осталась лишь привычка носить длинные волосы), а теперь он одинок, ни с кем не общается и, кажется, даже боится сам себя — своей отталкивающей внешности, своего безумия.
Фигура выходит почти трагикомическая: безумный маньяк, вдохновлённый образом лидера T. Rex Марка Болана; андрогинная пугающая маска, напоминающая то Крюгера, то монстра из «Варвара» (2022), но вызывающая даже что-то вроде сочувствия. Кейдж играет экспрессивно и блистательно, хотя работа с таким сложным гримом требует огромных усилий.
Конечно, появление лица Собирателя на экране вызывает эффект разорвавшейся бомбы, но пугает он больше не демонической внешностью, а своей одержимостью. Для режиссёра главным референсом к этому персонажу стал грустный аниматор, для Кейджа — его собственная мать, страдавшая шизофренией.
Читайте также:
Автобиография
Концепция зла во благо становится центральной проблемой семейных отношений главной героини, когда она вспоминает, как связана с Собирателем душ. Для Перкинса это не выдуманная проблема, ведь фильм основан на его собственной травме.
Отец режиссёра, Энтони Перкинс, был не только звездой «Психо», но и гомосексуалом «в шкафу», для которого женитьба на Берри Беренсон, матери Осгуда, стала так называемым лавандовым браком. Перкинс-старший умер в 1992 году от СПИДа, всю жизнь скрывая свою ориентацию. Эту тайну поддерживала и мать Осгуда. Она погибла в 2001 году, и её сыновья тяжело пережили эту потерю.
Вся карьера Перкинса выглядит как попытка убежать от собственной трагедии, и только с приходом в режиссуру он будто бы пытается отрефлексировать свой опыт. «Февраль» — режиссёрский и сценарный дебют — анализирует вопрос утраты. Что остаётся у человека после гибели самых близких людей, насколько глубока скорбь и возможно ли вообще заполнить эту пустоту? «Я прелесть, живущая в доме» — диалог с отцом в попытках узнать прошлое. Сказка «Гретель и Гензель» тоже оказывается размышлением об одиночестве.
«Собиратель душ», в свою очередь, становится своеобразным разговором о семейных тайнах: где та грань, до которой готовы дойти родители, чтобы уберечь ребёнка? Обернётся ли эта попытка только ложью или приведёт к чему-то страшному?
Семейная драма
То, что фильм существует как попытка проработки собственной травмы, считывается на раз. Героиня, как и сам Перкинс, заперта внутри трагедии, к разгадке которой она приближается с каждым актом. Куклы, которые использует Собиратель душ, будто бы вмещают в себе боль и тьму, скрытые внутри каждой семьи, какой бы счастливой она ни казалась.
Утаивание чего-то важного от самых близких приводит к катастрофе, подвергая риску не только одну семью, но и другие. Причём фильм даже не пытается давать происходящему моральную оценку — при желании можно встать на сторону каждого, даже одинокого Коббла.
Жанровые перипетии
Перед началом проката «Собиратель душ» засветился в сводках как «самый страшный хоррор года» — и это, пожалуй, самый любопытный аспект позиционирования картины. Потому что он не страшный. Тревожный? Будоражащий? Да, но не страшный. Некоторые критики и вовсе называют его скорее смешным, чем пугающим. Пожалуй, в этом один из главных плюсов картины — с точки зрения жанра фильм гораздо сложнее и глубже, чем просто хоррор.
Для начала, «Собиратель душ» — скорее классический триллер в духе «Сияния», где ювелирно выстроенный саспенс буквально приковывает взгляды к экрану. Медленно нарастающая тревога к третьему акту становится невыносимой. Фильм ориентирован на работу преимущественно с психологическим состоянием зрителей, хотя создатели не брезгуют и привычными для жанра приёмами: скримерами, брызгами крови, мёртвыми телами и шокирующим уродством.
Местами «Собиратель душ» напоминает такие триллеры, как «Семь» или «Зодиак», но только на первый взгляд. Здесь разгадывание загадок и расследование дела — лишь антураж для основной истории, хотя все элементы детектива на месте, даже письма с шифром. Нам просто предлагают как данность: вот есть загадка, а вот есть ответ на неё, но между ними мы или не будем ничего объяснять, или спишем всё на мистику. Конечно, такой подход чрезвычайно упрощает повествование, но будто бы ещё раз напоминает: это не детектив, «Собиратель душ» лишь притворяется им.
Комические элементы здесь действительно есть, и их немало. Чаще всего они связаны с героиней Монро и помогают глубже раскрыть её персонажа. В фильмах с простым и предсказуемым сюжетом главные герои часто выглядят как Мэри Сью, затерявшиеся в слоях смыслов и интерпретаций. Но в «Собирателе душ» нет такой проблемы — внезапная ирония скидывает с плеч зрителя нарочитую серьёзность и пафосность происходящего, позволяя в полной мере насладиться картиной. Стоит признать, что юмор тут специфический, но именно к такому, пожалуй, привыкли зрители хорроров.
Монстр без лица
На успех проката существенно повлияла крупная промокампания, выстроенная по-настоящему филигранно. Главной фишкой стала тайна лица убийцы, хотя (спойлеры!) его можно увидеть в первые же минуты фильма, — конечно, если вы не закрываете глаза на скримерах.
Компания Neon, которая занималась прокатом и продвижением фильма, сработала на славу — кейс этого промо вполне можно использовать в учебниках по пиару. При довольно низком бюджете команда добилась небывалого успеха.
Тон всей кампании задаёт серия промороликов. Уже в основном трейлере (который вышел первым) мы слышим Кейджа, но его голос будто бы вшит в фоновую музыку и с трудом прорывается через неё. Уже вполне крипово, сложно отрицать. По этим видео фанаты смогли угадать дату выхода и точное название фильма. Потом Neon выпустила ролик с записью звонка в полицию, но не простого звонка, а сообщения от анонимного убийцы. Он звонит в полицию, чтобы рассказать о своей дочери, — и это очень изящный твист, который особенно оценят те, кто видел концовку фильма. Стилистика роликов отлично вписывается в тренды, например, иногда напоминая эстетику Кайла Болла в работе с «Скинамаринк» (2023).
Разные клипы не только дополняют историю, но и создают вокруг фильма целую систему мифов. Будто он нечто большее, чем просто фильм. Например, в одном из клипов мы, как зрители found footage, становимся свидетелями ужаса Монро при первой встрече на площадке с загримированным Кейджем. Мифы эти, конечно, связаны с личностью, даже личиной Собирателя душ.
Весь визуал промо сводится к тому, что мы не видим лица Собирателя душ. Но не потому, что нам нужно сначала раскрыть преступления и найти убийцу. Зритель вместе с главной героиней должен вспомнить его лицо, ведь именно эти воспоминания — ключ к семейной тайне. Именно этот приём команда продвижения использовала на уличных билбордах с фрагментированным лицом Кейджа в гриме. На других билбордах был указан номер телефона — набрав его, можно было услышать пугающий голос, будто это не ты решил позвонить Собирателю, а он сам нашёл тебя. Кроме официально аффилированных ресурсов, фанаты нашли ещё один канал, где было размещено видео с силуэтом Собирателя душ.
Апогеем промо стал сайт, посвящённый преступлениям Собирателя душ: свидетельства, фотографии с мест преступления, записки и всё, что нужно для самостоятельного расследования. Также в социальной сети Letterbox можно найти рецензии и комментарии к фильму от пользователя по имени Mr_Downstairs.
В итоге мы наблюдаем интересный кинематографический кейс: фильм, который собрал свою фан-базу ещё до выхода в прокат. Если оценивать объективно, новая работа Перкинса не оправдывает ожидания зрителей, ведь «Собиратель душ» совсем не похож на «Молчание ягнят» или «Семь». Он гораздо больше, чем эти ожидания.
Читайте также:
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс