8 фильмов, похожих на «Король и Шут: Навсегда»
Что посмотреть, чтобы проникнуться эстетикой мрачного фэнтези.


Кадр: фильм «Король и Шут. Навсегда» / Лунапарк / Лига Фильм / Плюс Студия
В феврале 2026 года выйдет в прокат «Король и Шут. Навсегда» — фэнтези-продолжение сериала «Король и Шут», в котором Горшок и Князь вместе пытаются спасти волшебный мир от злого Некроманта. По словам режиссёра Рустама Мосафира, сценарий фильма представляет собой самостоятельную историю, понятную каждому — даже тому, кто не знает, что Михаил Горшенёв и Андрей Князев вместе придумали сказочную вселенную. Почему бы им, мёртвому и живому, не встретиться в этой вселенной, полной мрачных чудес?
Такой подход наверняка найдёт понимание у молодой аудитории, выросшей на фанфикшене — авторских историях о мирах и героях, придуманных другими людьми. А вот поймут ли эти зрители киноязык фильма «Король и Шут. Навсегда» — большой вопрос. Рустам Мосафир снимает своё кино с опорой на фэнтези 1980-х годов, то есть тех времён, когда компьютерные технологии только зарождались. Поэтому драконов делали из стали и меха, мир умещался в павильоне, а атмосферу создавали благодаря почти абсурдному сочетанию ужасного с повседневным и отвратительного с возвышенно-прекрасным.
Будут ли хорошо выглядеть все эти приёмы в современном кино — неизвестно. Но к просмотру фильма «Король и Шут. Навсегда» стоит подготовиться — особенно тем, кто вырос на совсем другой, более поздней эстетике, порождённой изобретением компьютерной графики. Киножурналист Клара Хоменко собрала восемь фильмов, которые Рустам Мосафир называет в качестве источников вдохновения.
Халиф-аист
0+
Год выхода: 1981
Режиссёр: Валерий Угаров

Некоторые советские мультфильмы лучше не смотреть на ночь — «Халиф-Аист» Валерия Угарова как раз из таких. Угаров начинал на «Союзмультфильме» как художник в составе классического «Ну, погоди!», но первая же его режиссёрская работа «Разгром» в составе альманаха «Весёлая карусель» оказалась максимально далека от привычного для тех лет стиля. Образы перетекают друг в друга, пространство постоянно меняется, а герои делают странные вещи — чего только стоит бегемот, поедающий пианино.
Манера съёмки Угарова воспринимается по-разному. Четырёхсерийный экшен для детей «На задней парте» смотреть весело. От «Халифа-аиста» же становится как минимум неуютно. К середине история о скучающем халифе, который по милости колдуна и своего визиря застрял в теле аиста, превращается в полноценный боди-хоррор. Максимальной жути мультфильм достигает в сцене, где невероятные чудовища волокут к колдуну насмерть перепуганного крокодила: гротеск здесь так плотно соединён с абсурдом, что даже у взрослого зрителя почва уходит из-под ног.

Читайте также:
Лабиринт
16+
Год выхода: 1986
Режиссёр: Джим Хенсон
В ролях: Дэвид Боуи, Дженнифер Коннелли

История о девушке, которая пытается спасти брата от Короля гоблинов, далеко не сразу стала культовой. Фильм провалился в прокате, не заработав даже половины из потраченных на него 25 миллионов долларов, и получил волну негатива от критиков. У них в голове не укладывалась смесь из мюзикла, фэнтези и драмы о взрослении девочки-подростка. Сегодня «Лабиринт» — классический пример того, как можно снять прекрасное кино, имея на руках вместо CGI павильон со 120 грузовиками веток.
Режиссёр «Лабиринта» и отец «Маппет-Шоу» Джим Хенсон вложил всю душу в проект, где больше половины ролей играли разнообразные чудовища-куклы. Управлялись они самыми невероятными способами. Одну только мимику трусливого гоблина Хогла обеспечивали 18 моторов, за каждую из частей его лица отвечал отдельный человек — и всем им надо было научиться действовать синхронно. Зато великана, охраняющего вход в царство гоблинов, мог перемещать всего один кукловод: тело персонажа высотой в четыре с половиной метра весило несколько тонн, и «ходить» ему приходилось при помощи крана.
Единственное, что было нарисовано в «Лабиринте» при помощи компьютера, — полёт совы, в которую превращался Король гоблинов. А исполнитель этой роли Дэвид Боуи стал, конечно, главной звездой картины, а потом и своего рода архетипом. Хенсон уговаривал его два года, прежде чем Боуи согласился взять сценарий, — но уж когда взял, то так проникся, что специально для картины написал пять песен, ставших потом хитами. Так что Некромант, выглядящий как икона глэм-рока, пришёл в фильм «Король и Шут. Навсегда» именно из «Лабиринта».
Бесконечная история
0+
Год выхода: 1984
Режиссёр: Вольфганг Петерсен
В ролях: Бэррет Оливер, Джералд Макрэйни, Драм Гаррет, Дэррил Кукси

Ещё один пример того, сколь изобретательным было кино до появления компьютерных спецэффектов. Экранизацию сказки Михаэля Энде снимали в самом большом павильоне Западной Европы в ФРГ — и в его стенах режиссёр Вольфганг Петерсен со своей командой умудрился создать абсолютно уникальный мир. Что-то отдалённо похожее по детализации сейчас может сделать Джеймс Кэмерон — спустя 30 лет и вооружённый передовыми компьютерными технологиями. У Петерсена не было ничего, кроме желания воплотить на экране самые невероятные фантазии, и делать это приходилось подручными средствами.
Один из главных героев картины, дракон с собачьей головой по имени Фалькор, представлял собой конструкцию из авиационной стали длиной 15 метров. В ней было 16 подвижных частей, в том числе та самая голова весом в 100 килограммов. Чтобы снять полёт Бастиана на Фалькоре, требовалась целая команда операторов и спецтехника. Зато, когда по сценарию дракон поднимался в небеса один, всё было намного легче во всех смыслах: Петерсен использовал для этого точную копию большого дракона. Её размер не достигал и полуметра. Такой же фокус проделали с гигантской черепахой Морлой: сделали три куклы для разных съёмок, из которых самая большая была размером в 15 метров, а самая маленькая — 50 сантиметров.
Кстати, Михаэль Энде, автор серии книг о Бастиане и стране Фантазии, в итоге подал на создателей экранизации в суд. Он заявил, что фильм опошлил придуманный им мир, и потребовал не выпускать его в прокат. Всё, чего он добился, — убрал своё имя из титров. Писатель был в чём-то прав: сценарий фильма проще и намного менее тонок, чем роман. И всё-таки это очень сильное детское кино, в котором есть немыслимые по драматизму сцены смерти, горя и выбора.
Тёмный кристалл
12+
Год выхода: 1982
Режиссёры: Джим Хенсон, Фрэнк Оз
В ролях: Джим Хенсон, Кэтрин Маллен, Фрэнк Оз, Дэйв Гольц

Если в «Лабиринте» были герои-люди, то в этом фильме Джима Хенсона играют только марионетки — и «Тёмный кристалл» примечателен уже этим. По сей день нет больше ни одной картины, где действовали бы только персонажи, столь отличные внешне от зрителей. Хенсон, подобно Толкину и Льюису, которыми зачитывался в детстве, придумал собственный мир, в котором горы могли ходить, у каждого народа был собственный язык, а почерневший от чужой злобы и преступлений Кристалл должен был снова стать светлым в руках доброго мальчика-гелфлинга.
Сюжет «Тёмного кристалла» мало чем отличается от архетипической истории об Избранном, который рождён спасти мир. Но эту одинаковую во все времена историю стоит посмотреть в двадцатый раз, чтобы поразиться фантазии и мастерству Хенсона и его команды. Его куклы не только улыбаются или двигаются — они дышат, моргают, у них меняется мимика даже тогда, когда они просто находятся в кадре. Это настоящее чудо кинематографа докомпьютерной эпохи, которое, скорее всего, невозможно повторить. «Тёмный кристалл» — пример того, что нет ничего невозможного, если очень хочется снять кино, какого никто ещё не снимал.

Читайте также:
Конан-варвар
18+
Год выхода: 1982
Режиссёр: Джон Милиус
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Макс фон Сюдов, Джерри Лопес

Можно как угодно относиться к книгам Роберта Говарда о диком киммерийце Конане, но надо признать одно их важное достоинство: Конан — не Избранный. Он просто дикарь, который «сделал себя сам», пройдя путь от наёмника до императора. Соответственно, и фильм Джона Милиуса во время выхода был сюжетно более свеж, чем картины по архетипу «жил-был герой, которому предстояло спасти мир от сил тьмы, вот пророчество на эту тему». Квест Конана — это квест мстителя. Герой, не отличающийся особой добродетелью, преследует убийцу своей матери и оказывается втянутым в события мирового масштаба.
Частично «Конан-варвар» снят в павильоне, но всё-таки для большинства сцен сооружали специальные декорации на свежем воздухе. Стоили они очень дорого, так что часть локаций отстроили в виде миниатюрных моделей, к которым приближали камеру, чтобы создать эффект натуральной величины. Получилось убедительно — как и сцена, в которой Арнольд Шварценеггер (для которого роль Конана была большим голливудским дебютом) перегрызает шею стервятнику. Это была кукла, сшитая из частей мёртвой птицы, и тащить её в рот актёру не очень-то понравилось.
Шварценеггер вообще намучился на этих съёмках от жары, непривычной работы, эротических сцен и того, что не все понимали его английский с немецким акцентом. К тому же на актёра напала собака и прилично его покусала. В ответ на жалобы Милиус похлопал Шварценеггера по плечу и сказал: «Это всё забудется, боль пройдёт — а кино останется». Режиссёр был большим поклонником Ницше, цитата которого вынесена в титры картины: «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». После успеха «Конана-варвара» в прокате эту фразу полюбили миллионы мальчиков, которые очень хотели подражать самому крутому герою во вселенной.
Легенда
12+
Год выхода: 1985
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Том Круз, Миа Сара, Тим Карри

Один из самых неприятных, но при этом завораживающих фэнтези-фильмов прошёл тот же путь, что и его собратья: от кассового провала до культового статуса. Это был второй фильм Ридли Скотта подряд, который не оправдал надежд студий и критиков: перед «Легендой» режиссёр как раз снял «Бегущего по лезвию». Скотту хотелось создавать новые миры, но они оказались слишком неуютными для зрителей. И всё-таки «Легенду» покупали на кассетах, смотрели и пересматривали, потому что в ней было много привлекательного: история любви между очаровательными героями Тома Круза и Миа Сары, жуткая атмосфера погибающего мира, до костей пробирающая сцена смерти единорога…
В этой картине нет ни марионеток, ни аниматроников — всё перевоплощение достигалось при помощи грима. Тим Карри, сыгравший роль Тьмы, проводил в кресле гримёра по пять часов каждый день и вставал из него демоном с красным скуластым лицом и метровыми рогами из лёгкой стали. Остальным было чуть проще: их грим занимал по три часа. Правда, потом надо было целый день работать на съёмочной площадке, и это была та ещё работа. Например, Роберт Пикардо, игравший болотного монстра, должен был со своим накладным лицом сидеть под грязной водой и не дышать, пока режиссёр не даст команду выпрыгивать.
Тому Крузу тоже пришлось нырять — правда, на природе, а не в павильоне, где снимали волшебный лес. Это была одна из немногих сцен на натуре, и снимали её во Флориде, так что Круз прыгал в воду, тревожа местных крокодилов. Итогом всех этих испытаний стал фильм хронометражем в два часа — слишком много для семейного кино. Так что Скотт вырезал 20 минут и потом признавал, что это сильно испортило фильм. К счастью, существует режиссёрская версия в 113 минут; очень советуем её посмотреть.
Чёрный котёл
12+
Год выхода: 1985
Режиссёр: Тед Берман, Ричард Рич

Однажды студия Disney чуть было не сняла фэнтези-мультфильм категории R — и это кончилось таким провалом, что картину три года не хотели выпускать на видеокассетах. А начиналось, понятное дело, с радужных планов освоить новый рынок: фэнтези входило в моду, особенно у подростков. Так что студия купила права на экранизацию книг Ллойда Александера «Хроники Придейна», планируя ужать их в один мультфильм и сделать чуть помрачнее, как сейчас модно… Что могло пойти не так?
Disney получил настолько страшную историю, что на тестовом показе дети вопили от страха, да и взрослым было нехорошо. После милых мультиков с принцессами и весёлыми говорящими зверями увидеть на экране, как с людей слезает кожа, как они покрываются нарывами и бьются в корчах, как из котла хлещет кровь и поднимается армия мертвецов… И это при том, что «Чёрный котёл» уже был урезан до рейтинга PG. Картину отправили на перемонтаж, премьеру перенесли на лето 1985 года — где её благополучно раздавил фильм «Назад в будущее».
Каким мог бы быть «Чёрный котёл», если бы студия оставила концепт молодого Тима Бёртона, работавшего над ним на начальной стадии? Каким бы он был, если б не вырезали множество сцен, необходимых по логике сценария? Мы этого уже никогда не узнаем. Но даже в таком виде «Чёрный котёл» производит неизгладимое впечатление и остаётся документом эпохи популярности жанра.
Уиллоу
12+
Год выхода: 1988
Режиссёр: Рон Ховард
В ролях: Вэл Килмер, Уорвик Дэвис, Джин Марш

В фантастических фильмах 1980-х снималось много карликов — правда, зрители редко видели их лица, поскольку в основном актёры находились внутри костюмов. Один из них — Уорвик Дэвис, который снимался в массовке на «Звёздных войнах» Джорджа Лукаса. Однажды он заменил на съёмках заболевшего коллегу Кенни Бейкера (R2-D2) и очаровал всех на площадке. Джордж Лукас написал сценарий, а в режиссёрское кресло сел Рон Ховард. Так появился «Уиллоу» — фильм-сказка о начинающем волшебнике по имени Уиллоу, который спасает случайно найденного ребёнка, а заодно и весь мир.
Из ряда фэнтези-картин того периода фильм выбивается нетривиальным подходом к съёмкам. Во-первых, в «Уиллоу» играет 220 настоящих карликов — среди них можно увидеть многих актёров, ставших впоследствии популярными. Во-вторых, съёмки проходили не в павильонах, как было принято, а по всему миру — от Новой Зеландии до Китая, то есть настоящего в картине намного больше, чем созданного при помощи человеческой изобретательности. В-третьих, здесь не так много кукол-аниматроников. Сцены превращений людей в животных оказались слишком сложными для кукольного исполнения, поэтому их отрисовали вручную и обработали на компьютере — это была передовая для тех лет технология.
Наконец, «Уиллоу», как и «Конан-Варвар», оказался успешен в прокате — хотя и не настолько, чтобы Лукас взялся за продолжение. Придуманный им и сценаристом Бобом Долмэном мир в итоге переместился на страницы книг — сперва выпустили роман, в который вошло много придуманного, но не снятого материала, а затем свет увидел целый цикл «Хроника войны теней». Спустя 34 года Disney, пригласив Ховарда на место исполнительного продюсера, снял сериал «Уиллоу», где рассказывается о событиях после фильма: спасённая Уиллоу девочка выросла, стала королевой — и вот теперь помощь требуется её дочери.

Читайте также:
Хотите стать востребованным специалистом с высокой зарплатой?
Переходите в Telegram и откройте доступ к 5 бесплатным курсам по IT, дизайну, маркетингу и другим топовым направлениям. Определите, какая сфера вам ближе, и узнайте, как в неё попасть.
Пройти курс