Другое кино: что это и как смотреть
Разбираемся в разнообразии кино вне мейнстрима.
Кадр: фильм «Рассекая волны» / Zentropa
В разное время, на разных этапах развития кинематографа термин «другое кино» относился к разным типам фильмов. Некоторые причисляют к другому кино артхаус — фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию. Это и фестивальные ленты, и авангардные экспериментальные картины, и работы независимых авторов. Иногда другим кино называют все фильмы, которые сложно отнести к какому-то отдельному жанру.
В конечном счёте каждый зритель сам решает для себя, что считать другим кино. В этом материале мы попробуем в общих чертах описать основные визуальные и смысловые особенности другого кино, а также рассмотрим основных представителей этого направления кинематографа.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Что понимают под другим кино
В современном кинематографе термин «другое кино» чаще всего применяют к произведениям независимого кино — картинам, которые создаются без или с минимальным участием киностудий.
Обычно независимые фильмы отличаются от мейнстримных не только более низкими бюджетами, но и художественными особенностями и темами, к которым кинематографисты обращаются в своих проектах.
Однако сейчас не всегда просто провести чёткую границу между другим и коммерческим кино. Многие видные представители изначально авторского и независимого кино последние пару десятилетий снимают крупнобюджетные проекты для больших студий — среди них Квентин Тарантино, Кристофер Нолан, Пол Томас Андерсон и даже суперзвезда американского независимого кино Джим Джармуш. Сами студии с начала 2000-х стали активнее вкладываться в авторское кино и открыли ряд независимых дочерних компаний: Focus Features, Fox Searchlight Pictures, Warner Independent Pictures и другие.
Как зарождалось независимое кино
Впервые словосочетание «независимое кино» было использовано ещё в 1908 году в отношении кинематографистов, отказавшихся присоединиться к монополизировавшему рынок кинотресту Томаса Эдисона. Многие из них перенесли производство в тогда никому не известный Голливуд и вскоре положили начало собственной монополии, на вершине которой располагалась большая пятёрка киностудий. Крупные студии не только занимались производством кинокартин, но и самостоятельно отвечали за их дистрибуцию через сеть собственных кинотеатров.
При таком положении вещей независимым творцам становилось всё сложнее снимать и продвигать свои фильмы. Поэтому с введением в 1948 году ряда законов, обязавших студии продать свои кинотеатры, и появлением недорогих портативных кинокамер после Второй мировой войны случился бурный всплеск независимого и авангардного кино. Некоторые из фильмов той волны даже были удостоены наград престижных кинофестивалей, — например, «Маленький беглец», снятый в 1953 году Рэем Эшли, Моррисом Энджелом и Рутом Оркиным.
С отмены кодекса Хейса начинается период нового Голливуда, при котором режиссёрам предоставлялась невиданная до тех пор творческая свобода. Режиссёр становился ключевой фигурой всех кинопроцессов и автором произведения киноискусства в противовес устоявшимся законам киноиндустрии, согласно которым кино — продукт коллективного труда режиссёра, сценариста, композитора, оператора и актёров.
Многие из деятелей этой эпохи вдохновлялись европейским интеллектуальным кино и, в частности, французской новой волной. Фильмы таких режиссёров, как Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Стэнли Кубрик, Роберт Олтмен, считаются классикой мирового кинематографа. Но, несмотря на то, что режиссёры зачастую использовали новаторские приёмы и не боялись экспериментировать как со сценарной структурой, так и с визуальной составляющей, большинство творцов встроилось в студийную систему и их проекты финансировались студиями либо напрямую, либо посредством сложных дистрибьюторских схем.
Параллельно свои самые важные работы снимали представители европейского артхауса: Федерико Феллини, Ингмар Бергман, режиссёры французской новой волны (Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар и другие) и нового немецкого кино (Вим Вендерс, Вернер Херцог, Райнер Вернер Фассбиндер и другие).
Как выглядит индустрия независимого кино
В 1981 году голливудский актёр и режиссёр Роберт Редфорд на деньги от съёмок в вестерне «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» основал институт независимого кино «Сандэнс», который занимается поддержкой и развитием талантов независимых кинематографистов и театральных деятелей из разных стран. С января 1985 года институт организовывает одноимённый кинофестиваль. Этот фестиваль считается одной из главных стартовых площадок для молодых режиссёров, актёров, продюсеров и представителей других смежных профессий. Каждый год компании-дистрибьюторы заключают на кинорынке «Сандэнса» сделки по покупке прав на международный показ лент — участниц фестивальных программ.
Наряду с «Сандэнсом» стали появляться и другие фестивали независимого и авторского кино: Raindance Film Festival, South by Southwest, Tribeca Film Festival и прочие. Появление новых площадок, а также стремительное развитие цифрового видео, доступных цифровых кинокамер и программ для нелинейного монтажа породило настоящий бум независимого кино в 1990-х — или, как его чаще называют, инди-кино. Тогда-то крупные голливудские студии и обратили своё пристальное внимание на инди-режиссёров и стали одну за одной скупать успешные независимые кинокомпании: Miramax, New Line Cinema и другие.
Тогда же в независимом кино начали появляться свои поджанры, сформировавшиеся в условиях ограниченных бюджетов и практически неограниченной творческой свободы. Сюда можно отнести найденную плёнку, мамлбкор и даже внежанровые направления вроде «Догмы 95», одним из создателей которой выступил датский режиссёр Ларс фон Триер.
Другое кино сегодня
Несмотря на то, что сегодня ветераны независимого кино всё чаще снимают проекты для крупных стриминговых платформ и студий-мейджоров, а грань между мейнстримом и другим кино провести становится всё сложнее, всё же каждый год в мире независимого авторского кино появляются новые имена.
С начала 2010-х ценители кино с интересом следят за творчеством вундеркинда Ксавье Долана («Мамочка»), который не только снимает и пишет сценарии своих лент, но и сам регулярно появляется в кадре на главных ролях. Режиссёрский дуэт Дэниэла Квана и Дэниэла Шайнерта, более известный как Дэниэлы, дебютировал на «Сандэнсе» с камерной трагикомедией «Человек — швейцарский нож», а уже их следующая лента «Всё везде и сразу» стала триумфатором прошлогоднего «Оскара».
География независимого кино больше не ограничивается США или Европой, а режиссёры из разных стран всё чаще становятся лауреатами престижных фестивалей. Признанные мастера независимого кино обращаются к новым методам кинопроизводства. Спайк Ли и Алехандро Ходоровски собирают деньги на новые проекты с помощью краудфандинга, а Пак Чханук и Стивен Содерберг снимают кино на iPhone.
Знаковые ленты
Предлагаем вам вспомнить наиболее важные и запоминающиеся картины, снятые вне кинематографического мейнстрима.
Ночь живых мертвецов
Рейтинг IMDb: 7,8
Год выхода: 1968
Жанр: ужасы
Продолжительность: 1 час 36 минут
Страна: США
Режиссёр: Джордж Ромеро
В ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О’Дэй, Карл Хардмен, Мэрилин Истман
В 1968 году молодой и тогда ещё никому не известный режиссёр Джордж Ромеро совершил настоящую революцию, сняв на свои собственные деньги малобюджетный ужастик про восставших из могил мертвецов. Денег не хватило даже на цветную плёнку, зато режиссёра никто не ограничивал в изображении натуралистичных сцен насилия. Фильм стал хитом проката и сформировал стандарты для жанра хоррор на долгие годы вперёд.
Беспечный ездок
Рейтинг IMDb: 7,3
Год выхода: 1969
Жанры: драма, приключения
Продолжительность: 1 час 35 минут
Страна: США
Режиссёр: Деннис Хоппер
В ролях: Питер Фонда, Деннис Хоппер, Джек Николсон, Тони Бэзил
Роуд-муви Денниса Хоппера и Питера Фонды про двух байкеров, путешествующих по просторам Америки, наряду с «Бонни и Клайдом» дал начало эпохе нового Голливуда. Картина не боялась открыто говорить на табуированные темы и показывала социальную напряжённость, опустошённость молодёжи 1960-х и недоверие к правительству. При скромном бюджете около 360 тысяч долларов фильм собрал внушительную кассу, был показан на Каннском кинофестивале и получил две номинации на «Оскар».
Любовное настроение
Рейтинг IMDb: 8,1
Год выхода: 2000
Жанры: драма, мелодрама
Продолжительность: 1 час 38 минут
Страна: Гонконг
Режиссёр: Вонг Карвай
В ролях: Мэгги Чун, Тони Люн Чувай, Пинглам Сиу, Джо Чун
Артхаусная мелодрама одного из главных деятелей гонконгской новой волны повествует о запретной любви двух соседей, каждый из которых находится в браке. Новаторские художественные приёмы, такие как коллажная техника в изображении нескольких сцен, и чётко выверенный ритм повествования, при кажущемся хаосе которого ни на минуту не теряется нить сюжета, принесли картине мировую славу, а с ней — и множество фестивальных наград.
Малхолланд Драйв
Рейтинг IMDb: 7,9
Год выхода: 2001
Жанры: триллер, драма, детектив
Продолжительность: 2 часа 27 минут
Страны: США, Франция
Режиссёр: Дэвид Линч
В ролях: Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг, Джастин Теру, Энн Миллер
После неудачной работы на ниве мейнстримных блокбастеров («Дюна» 1984 года) выдающийся сюрреалист Дэвид Линч вернулся к съёмкам сложных и многогранных психологических триллеров и в 2001-м выпустил свой магнум опус — «Малхолланд Драйв». История молодой актрисы и потерявшей память девушки принесла Линчу приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, а сама картина регулярно входит в списки величайших фильмов всех времён. Отказавшись раскрывать истинный смысл сюжета, режиссёр ограничился лишь несколькими подсказками, которые должны помочь внимательному зрителю пролить свет на происходящее на экране.
Бешеные псы
Рейтинг IMDb: 8,3
Год выхода: 1992
Жанры: криминал, драма, триллер
Продолжительность: 1 час 39 минут
Страна: США
Режиссёр: Квентин Тарантино
В ролях: Харви Кейтель, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Крис Пенн, Стив Бушеми
Уровень насилия, явленный зрителю в дебютной ленте Квентина Тарантино, невозможно представить в любом крупном студийном проекте 1990-х. Продав в 1989 году сценарий фильма «Настоящая любовь» за 30 тысяч долларов, начинающий кинематографист решил снять на вырученные деньги собственный фильм. Благодаря полезным знакомствам бюджет ленты удалось увеличить до 1,5 млн долларов. Отсутствие строгих рамок позволило никому не известному тогда режиссёру создать культовый фильм про ограбление, которое пошло не по плану, и стать иконой американского независимого кино.
Ночь на Земле
Рейтинг IMDb: 7,7
Год выхода: 1991
Жанры: драма, комедия
Продолжительность: 2 часа 9 минут
Страны: Франция, Великобритания, Германия, США, Япония
Режиссёр: Джим Джармуш
В ролях: Джина Роулендс, Вайнона Райдер, Армин Мюллер-Шталь, Джанкарло Эспозито, Рози Перес, Исаак Де Банколе
Пятый фильм одного из главных режиссёров американского независимого кино Джима Джармуша состоит из пяти новелл, каждая из которых показывает одну ночь из жизни таксиста в пяти разных городах мира. Режиссёр, который к моменту работы над этой картиной уже сформировал собственный творческий почерк, написал сценарий всего за восемь дней. Как и другие работы Джармуша, «Ночь на Земле» предлагает зрителю целую палитру разномастных героев, нестандартных ситуаций и абсурдных историй.
Рассекая волны
Рейтинг IMDb: 7,8
Год выхода: 1996
Жанр: драма
Продолжительность: 2 часа 39 минут
Страны: Дания, Швеция, Франция, Нидерланды, Норвегия, Исландия, Испания
Режиссёр: Ларс фон Триер
В ролях: Эмили Уотсон, Стеллан Скарсгард, Кэтрин Картлидж, Жан-Марк Барр
Первую картину трилогии «Золотое сердце» один из главных артхаусных режиссёров последних десятилетий Ларс фон Триер снимал по всем заветам им же написанного киноманифеста «Догма 95». Все съёмки проходили на натуре, без сложного освещения и с использованием ручной камеры. Лента о наивной девушке, ищущей любовь в богом забытой деревне, была удостоена множества наград на международных кинофестивалях.
Секс, ложь и видео
Рейтинг IMDb: 7,2
Год выхода: 1989
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 40 минут
Страна: США
Режиссёр: Стивен Содерберг
В ролях: Джеймс Спэйдер, Энди Макдауэлл, Питер Галлахер, Лора Сан Джакомо
Дебютный фильм Стивена Содерберга рассказывает о сложных взаимоотношениях разочаровавшейся в браке женщины и одинокого мужчины. Снятая за скромный по меркам Голливуда бюджет в 1,2 млн долларов, картина получила главный приз Каннского фестиваля и стала одним из главных инди-фильмов конца XX века. Наиболее сильные стороны ленты — сценарий, не боящийся затрагивать деликатные темы, и выдающаяся актёрская игра Энди Макдауэлл и Джеймс Спэйдера. Последний за свою роль получил награду в Каннах.
Клерки
Рейтинг IMDb: 7,7
Год выхода: 1994
Жанр: комедия
Продолжительность: 1 час 32 минуты
Страна: США
Режиссёр: Кевин Смит
В ролях: Брайан О’Хэллоран, Джефф Андерсон, Мэрилин Гильотти, Лиза Спунауэр, Джейсон Мьюз, Кевин Смит
Свой режиссёрский дебют Кевин Смит снял за смехотворные 27 с половиной тысяч долларов и вряд ли предполагал, что его фильм станет культовым и будет спустя годы включён в Национальный реестр фильмов США. Незамысловатая история о буднях продавцов супермаркета впечатлила не только рядовых зрителей, но и жюри престижных кинофестивалей. Критики отмечали остроумные диалоги, запоминающихся персонажей и захватывающий сюжет.
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света
Рейтинг IMDb: 6,5
Год выхода: 1999
Жанр: ужасы
Продолжительность: 1 час 21 минута
Страна: США
Режиссёры: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес
В ролях: Хезер Донахью, Джошуа Леонард, Майкл С. Уильямс, Боб Гриффин, Джим Кинг
Снятая в жанре мокьюментари, картина возродила формат найденной плёнки (found footage), при котором зритель узнаёт о событиях как бы из найденных видеозаписей на камерах пропавших или погибших героев. Низкобюджетный инди-фильм собрал почти 250 млн долларов в мировом прокате, став одним из самых успешных независимых фильмов в истории. Тогда же компания Lionsgate запустила целую медиафраншизу, которая включает в себя сиквелы, комиксы и видеоигры.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс