Лучшие мультфильмы Хаяо Миядзаки
С чего начать знакомство с творчеством знаменитого японского аниматора.
Иллюстрация: кадр из аниме «Унесённые призраками» / «Мальчик и птица» / «Ходячий замок» / «Мой сосед Тоторо» / «Небесный замок Лапута» / Studio Ghibli / 大臣官房人事課 / Wikimedia Commons / Дима Руденок для Skillbox Media
Имя культового режиссёра Хаяо Миядзаки прочно закрепилось в поп-культуре. Его стиль анимации отличается яркими и детализированными пейзажами, тщательной прорисовкой механических конструкций и выразительными персонажами. Хотя японский аниматор никогда не стремился в мейнстримное кино, его работы обрели поклонников по всему миру. А критики всегда отмечали не только выразительность художественного стиля Миядзаки, но и глубину сюжетов.
Последствия войны, проблема загрязнения окружающей среды, взросление и поиск себя — одни из самых частых тем в анимации мэтра. Свою первую мультипликацию — «Верные слуги-псы» — он нарисовал карандашом в 1963 году. С тех пор Миядзаки так и не приобщился к современным технологиям анимирования, и это стало его фишкой. Настолько, что в 2014 году он получил «Оскар» «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию».
Миядзаки начинал с должности фазовщика в Toei Animation, а потом, спустя двадцать с лишним лет, вместе с Исао Такахатой, Ясуёси Токумой и Тосио Судзуки основал собственную студию. У своего отца Кацудзи аниматор перенял любовь к самолётам, а потому назвал студию в честь итальянского Caproni.Ca 309 Ghibli. Здесь аниматор начал работу над культовыми картинами «Унесённые призраками», «Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок».
Эти мультфильмы сняты больше двадцати лет назад. Но люди ходят на повторные показы в кинотеатрах в честь юбилея так же охотно, как и в первый раз. Всего за годы работы Миядзаки создал более 25 полнометражных работ. Мы собрали свой небольшой топ мультфильмов режиссёра, позволяющих познакомиться с его творчеством.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Небесный замок Лапута
12+
Жанр: стимпанк, приключения
Рейтинг IMDb: 8,0
Дата выхода: 2 августа 1986 года
Продолжительность: 2 часа 5 минут
Дебютная работа Миядзаки в студии Ghibli. Сюжет разворачивается в альтернативном начале XX века. Девочка Сита находит загадочный магический артефакт — Летающий Камень. Но за ним охотятся воздушные пираты, армия и правительственные агенты. Когда Сита пытается скрыться от преследователей, на её пути появляется Падзу — ровесник девочки, подмастерье городского инженера. Вместе ребята выясняют, что камень указывает путь к древнему летающему острову Лапута. По легенде, там находятся древние сокровища, и преследователи не остановятся, пока не получат ключ к ним.
Аниматор ориентируется на детскую аудиторию, поэтому, несмотря на экспериментальные образы, создаёт понятный приключенческий фильм. В отличие от сюжетов следующих работ Миядзаки, сюжет «Небесного замка Лапута» следует классической трёхактной структуре повествования: завязка, развитие конфликта, развязка. Но Миядзаки начинает использовать в этом мультфильме приёмы, которые впоследствии стали для него фирменными. Аниматор противопоставляет милитаризм и пацифизм; демонстрирует, что люди должны использовать машины в мирных целях. При этом он уделяет много экранного времени теме экологии — она станет одной из самых любимых в его творчестве. Через всю картину красной нитью тянется мысль: нужно чувствовать природу, чтобы жить с ней в гармонии.
Женские персонажи — визитная карточка Миядзаки. В мультипликации того времени протагонистом обычно становился персонаж мужского пола. Девушкам же оставались роли дам в беде, которых спасали главные герои. Героини в «Небесном замке Лапута» — объёмные и выразительные. И в сюжете они играют не менее важную роль, чем персонажи-мужчины. Сита — искренняя, немного наивная и нежная, но при этом её вряд ли можно назвать слабой и уязвимой. Другого женского персонажа — предводительницу воздушных пиратов Дору — Миядзаки, напротив, изобразил жёсткой и внушающей страх. Но ближе к финалу мультфильма зрители понимают, насколько ошибочным может быть первое впечатление: аниматор раскрывает Дору как невероятно заботливого и любящего человека. Таких же многослойных героинь Миядзаки продолжил создавать и в следующих проектах.
«Небесный замок Лапута» — один из самых значимых проектов не только для карьеры Миядзаки, но и для всей поп-культуры, фактически первый мультфильм в жанре стимпанка. Этот термин, производный от понятия «киберпанк», впервые использовал американский писатель Кевин Джетер в 1979 году, за семь лет до выхода «Небесного замка» чтобы охарактеризовать своё произведение «Ночь морлоков». Образы воздушных пиратов «Небесного замка» вдохновили создателей мультфильма «Чудеса на виражах» студии Disney. А летающие города появились в компьютерных играх Final Fantasy, BioShock Infinite. Режиссёр нашумевшей новинки студии Pixar «Дикий робот» Крис Сандерс в интервью рассказал, что вдохновлялся этой работой Миядзаки, когда создавал дизайн главной героини Роз.
Рыбка Поньо на утёсе
6+
Жанр: фэнтези, приключения
Рейтинг IMDb: 7,6
Дата выхода: 19 июля 2008 года
Продолжительность: 1 час 41 минута
История о преданной любви и дружбе в исполнении Миядзаки. Главные герои мультфильма — мальчик Сосукэ и рыбка Поньо. Сосукэ вместе со своей мамой Рисой живёт в домике на утёсе. У них тёплые отношения, хотя временами Риса становится довольно строгой, потому что переживает за сына. Его отец, капитан рыболовецкого судна, редко появляется дома. Риса с Сосукэ очень скучают по нему, поэтому она часто ворчит, а Сосукэ вечно ждёт его возвращения.
Поньо — дочь морского колдуна и богини океана. С кучей сестёр она обитает на дне океана в жилище своего отца. Однажды любопытной Поньо становится интересно, как живут люди на суше, и она уплывает из дома. Рыбка случайно попадает в стеклянную банку, и её уносит на берег. Там Поньо находит Сосукэ и уносит её к себе домой. Между двумя героями сразу устанавливается необъяснимая связь, и они становятся неразлучны.
Если в «Небесном замке Лапута» Миядзаки делает упор на детскую аудиторию, здесь он как бы обманывает зрителей. Визуально мультфильм напоминает добрую сказку, но аниматор поднимает в нём тему загрязнения окружающей среды довольно прямолинейно, не боясь показывать последствия. Главным противником природы в «Рыбке Поньо» становится магия. Этот ход нетипичен для Миядзаки, ведь зачастую он переплетает магическое с обыденным. Два начала мирно сосуществуют друг с другом в остальных мультфильмах аниматора, но здесь волшебство словно стремится уничтожить всё живое.
Сказочная задумка считывается не только в стиле анимации, но и в самом сюжете. Самая яркая параллель — с «Русалочкой» Андерсена. Изначально Поньо живёт с отцом и сёстрами на дне океана, мечтая увидеть мир людей, прямо как Русалочка. И хотя героини похожи, в сравнении с Русалочкой Поньо кажется более бойкой. Настоящее имя рыбки, которым её называет отец, — Брунгильда. В германо-скандинавской мифологии это одна из самых воинственных валькирий. Азиатский колорит и отсылки к европейской культуре делают «Рыбку Поньо» и другие работы Миядзаки узнаваемыми среди проектов других мультипликаторов.
Унесённые призраками
12+
Жанр: фэнтези, приключения, драма
Рейтинг IMDb: 8,6
Дата выхода: 20 июля 2001 года
Продолжительность: 2 часа 4 минуты
Самая знаменитая работа Миядзаки, которая принесла ему невероятный успех в прокате и заветную статуэтку «Оскар».
Десятилетняя девочка Тихиро переезжает вместе с родителями в новый дом. Но по дороге они попадают в странный лес и оказываются в тупике. Перед высокой стеной они находят вход в тёмный тоннель. Пройдя по тоннелю, они обнаруживают заброшенный город с пустующими ресторанами. В одном из них семью Тихиро ждёт накрытый стол. Отец с матерью остаются, чтобы перекусить, а Тихиро отправляется исследовать город. Когда девочка возвращается к ресторану, то обнаруживает, что её родители превратились в свиней.
С помощью прорисовки архитектуры «Унесённых призраками», Миядзаки даёт зрителям подсказки ещё в самом начале. Когда семья Тихиро заезжает на просёлочную дорогу, возле большого дерева её ждут старые ворота — «тории». Это ритуальные врата, которые в японской религии синто обычно располагались перед местами поклонения. Считалось, что это окно в потусторонний мир ками — японских божеств. Раньше люди приходили сюда, чтобы пообщаться с духами. Помимо ворот, внимательные зрители заметят и маленькие домики для подношений богам. Их строили возле ферм или жилых домов, чтобы люди могли приносить туда еду и воду, задабривая духов.
В «Унесённых призраками» Миядзаки вновь сочетает японский фольклор с элементами европейской культуры. Здесь аниматор позволяет себе немного сатиры и высмеивает капитализм в лице Юбабы — владелицы купален «Абура-я». Она превращает родителей Тихиро в свиней и берёт девочку к себе на работу, дав ей имя Сэн. Юбаба показана неоднозначной и противоречивой личностью: алчная и жадная до золота женщина, которая связывает своих работников особым контрактом, забирая у них имена, но в то же время защищает их или вознаграждает за достойный труд. Также она очень любит своего сына Бо и искренне заботится о нём. Юбаба — главный эксплуататор фильма — единственный персонаж европеоидной внешности. И хотя она выглядит весьма карикатурно, она носит европейское платье, её апартаменты обставлены по-европейски. В сравнении с минималистичными комнатами в японском стиле, где живут бедные девушки, которые на неё работают, дом Юбабы больше походит на дворец.
Скепсис по отношению к западным ценностям не чужд Миядзаки и в реальной жизни. В 2003 году аниматор не приехал на церемонию вручения премии «Оскар» за «Унесённых призраками». Так он выразил протест против политики США на Ближнем Востоке. Позже он рассказал об этом в интервью: «Меня не было на вручении „Оскара“, потому что я не хотел посещать страну, которая бомбила Ирак. В то время мой продюсер заткнул меня и не позволил сказать это. Но сегодня я его здесь не вижу. Кстати, мой продюсер тоже разделял это чувство».
Мальчик и птица
18+
Жанр: фэнтези, драма, приключения
Рейтинг IMDb: 7,4
Дата выхода: 14 июля 2023 года
Продолжительность: 2 часа 4 минуты
Сюжет разворачивается во времена Второй мировой войны. Мать двенадцатилетнего Махито погибает во время воздушного налёта на Токио. Его отец женится на Нацуко — младшей сестре своей покойной жены. Вместе они эвакуируются в её домик в небольшом городке.
На новом месте Махито приходится нелегко: сложные отношения с беременной мачехой и насмешки в новой школе выбивают парня из колеи. Ещё и какая-то серая цапля постоянно преследует его в новом доме. Однажды на домашних книжных полках мальчик находит книгу «Как поживаете?», подписанную его матерью. Она хотела подарить роман Махито, когда он подрастёт.
Но на этом странности не заканчиваются. Вскоре Махито узнает, что цапля умеет говорить и на самом деле это внутри неё заточён человек. Она приводит мальчика к загадочной башне в лесу неподалёку от дома. Башню построил прадед Махито — Масато, который исчез много лет назад.
Персонажи в этом мультфильме — отражение жизненного опыта Миядзаки. Студию Ghibli он основал вместе с продюсером Тосио Судзуки и режиссёром Исао Такахатой. Именно Такахата был одним из главных менторов Миядзаки и с самого начала разглядел его талант. Судзуки говорил, что три персонажа «Мальчика и птицы» олицетворяют создателей студии и полностью описывают их отношения между собой: Махито — Миядзаки, прадедушка — Такахата, а серая цапля — Судзуки. В апреле 2018 года, как раз в разгар работы над картиной, Такахата умер. Хаяо Миядзаки очень тяжело переживал его смерть и больше года не мог вернуться к «Мальчику и птице». Ему было очень больно рисовать Такахату, поэтому он не захотел делать акцент на отношениях Махито и прадедушки.
В оригинале мультфильм называется «Как поживаете?» (в другом переводе — «Как вы живёте?») в честь одноимённой книги Ёсино Гэндзабуро для детей и подростков. Это название перекликается с тем романом, что Махито находит на полке. Поскольку Миядзаки ассоциирует себя с главным героем, неудивительно, что эта книга повлияла на него и в реальной жизни.
Поучительная история Гэндзабуро стала бестселлером в Японии сразу после выхода в 1937 году. В ней Ёсино затрагивает темы нравственности, правильного поведения и между строк задаёт читателям вопрос: «Правильно ли вы живёте?». В мультфильме Миядзаки наталкивает зрителей на размышления «между строк» благодаря японской концепции «ма». Это моменты безмолвия персонажей, когда повествование словно зависает. Пустота даёт каждому возможность увидеть в происходящем скрытый смысл и время на то, чтобы обдумать происходящее.
Читайте также:
Ведьмина служба доставки
6+
Жанр: фэнтези, сказка, приключения
Рейтинг IMDb: 7,8
Дата выхода: 29 июля 1989 года
Продолжительность: 1 час 43 минуты
Недавно маленькой колдунье Кики исполнилось 13 лет. По традиции, чтобы стать настоящей ведьмой, ей нужно покинуть родной дом и прожить год среди обычных людей. Вместе со своим говорящим котом Дзидзи она отправляется в город. Поначалу Кики сложно адаптироваться и жить самостоятельно. Но со временем она находит друзей и даже открывает собственное дело — службу доставки выпечки. На метле добираться до клиентов всяко быстрее, чем на машине.
История создания «Ведьминой службы доставки» не менее интригующая, чем сам мультфильм. В 1971 году Миядзаки вместе с Исао Такахатой отправился в путешествие по Европе, чтобы найти референсы к будущим работам. Такие экспедиции для мира анимации — нормальная практика. Во время этой поездки команда студии Ghibli решила заглянуть в Швецию, чтобы обсудить покупку прав прав на экранизацию «Пеппи Длинныйчулок» у Астрид Линдгрен.
Затея с треском провалилась, потому что на тот момент за плечами Миядзаки и Такахаты не было кассовых проектов — «Небесный замок Лапута» и «Могила светлячков» провалились в прокате. Студии Ghibli отказали, и проект по «Пеппи» закрыли. Но некоторые концепт-арты стали частью «Ведьминой службы доставки». Колдунья, которую Кики встречает во время своего первого полёта, стала счастливой обладательницей двух рыжих косичек: её нарисовали по тем самым эскизам из европейского путешествия. А выдуманный город Корико, куда прилетает жить Кики, в точности повторяет архитектуру Стокгольма.
В какой-то степени «Ведьмина служба доставки» стала не просто спасательным кругом для студии Ghibli, но и новым витком её развития. Сборы в прокате превысили 4,5 миллиона долларов, а критики отметили умелое, свойственное работам Миядзаки сочетание волшебного с повседневным: «Несмотря на то что в центре фильма маленькая ведьма, на самом деле это также один из самых приземлённых фильмов Миядзаки. Хотя в нём и существуют ведьмы и говорящие кошки, мир на экране узнаваем и очень похож на наш собственный. Он не наполнен фантастическими существами, духами или странными событиями. Напротив, люди в этом мире живут довольно обычно».
Ходячий замок
6+
Жанр: стимпанк, фэнтези, драма
Рейтинг IMDb: 8,2
Дата выхода: 5 сентября 2004 года
Продолжительность: 1 час 59 минут
Мультфильм снят по мотивам книги Дианы Уинн Джонс. Юная шляпница Софи знакомится с таинственным волшебником Хаулом, когда тот спасает её от приставаний двух военных. Эта встреча переворачивает жизнь девушки с ног на голову. От ревности злая Ведьма Пустоши превращает Софи в старуху, и та в ужасе бежит из города, пытаясь найти того, кто поможет снять проклятье.
На пути ей встречается удивительный дом на ножках. Его хозяином оказывается тот самый волшебник Хаул, который живёт здесь вместе со своим помощником, демоном Кальцифером. Он служит Хаулу по договору, условия которого не может разглашать. Оказывается, что проклятия лежат и на всех обитателях «ходячего» дома: на Хауле, Кальцифере и даже на Ведьме Пустоши. Героям предстоит разобраться в случившемся и понять, как снять чары.
Мультфильм неспроста называется «Ходячий замок». В какой-то степени замок тоже становится персонажем картины. У него есть железный рот, глаза и даже язык. При этом они не выполняют своей функции, а выступают скорее архитектурными элементами. Замком управляет Кальцифер — это перекликается с тем, как в аниме жанра меха герои управляют боевыми человекообразными роботами-гигантами.
И хотя сюжет разворачивается на фоне разгорающейся войны, сражаться замок неспособен. Такая задумка противоречила бы пацифистской идеологии мультфильмов Миядзаки. Ходячий замок больше напоминает оборонительную крепость, чем орудие смерти. А ещё его образ перекликается со всеми нам известной избушкой на курьих ножках из русского фольклора. В интервью на Венецианском кинофестивале 2004 года Миядзаки объясняет: «Был там такой смешной дом на куриных ногах, в котором жила эта, как её… Баба-яга, да? Мне это очень понравилось, и так я придумал мой замок. Всё, что читаю и вижу, я использую в моей работе».
Для автора первоисточника — Дианы Уинн Джонс — это произведение стало возможностью поделиться личной трагедией. Во время работы над романом автор боролась с раком лёгких и в сюжете провела параллель между собой и героиней Софи, которую заколдовала Ведьма Пустоши. Внутри она тоже молодая женщина, из-за болезни запертая в угасающем теле.
Принцесса Мононоке
12+
Жанр: драма, фэнтези
Рейтинг IMDb: 8,3
Дата выхода: 12 июля 1997 года
Продолжительность: 2 часа 13 минут
Исторический мультфильм с элементами сказки и боевика. Действия мультфильма разворачиваются в Японии эпохи Муромати, когда в стране появляется первое огнестрельное оружие. На деревню народа эмиси нападает Наго — огромный вепрь, одержимый демоном. Юный принц Аситака одолевает Наго в бою, но во время сражения вепрь успевает коснуться правой руки Аситаки и передаёт ему своё проклятие.
После этого принц покидает деревню вместе со своим верным спутником — антилопой Якулом, чтобы найти исцеление. По дороге он сталкивается со сражением Людей и Леса. Люди — Железный город под руководством расчётливой госпожи Эбоси. Им противостоит Древний Лес, который охраняют кабан Оккотонуси, волчица Моро и её приёмная дочь Сан. Теперь юному принцу предстоит выбрать, на чьей он стороне.
После выхода фильма «Шёпот сердца» в 1995 году работники студии Ghibli стали размышлять, что выпускать дальше. У Хаяо Миядзаки давно была идея создать исторический боевик о древней Японии, но планы изменились. Аниматор вынашивал задумку 15 лет, и за это время картины про крестьян и самураев наскучили зрителям. Тогда было решено пересмотреть концепцию.
В 1995 году Миядзаки снял клип для группы Chage & Aska и после этого с новыми силами взялся за историю о Мононоке. Смена деятельности вдохновила аниматора посмотреть на проект под другим углом. Он взял за основу свою мангу «Путешествие Сюны», фильм Акиры Куросавы «Семь самураев» и создал один из самых жестоких фильмов в своей карьере. Этой работой Миядзаки хотел разрушить стереотип о том, что фильмы его студии предназначены только для детей.
Несмотря на долгую проработку идеи, во многом Миядзаки был не уверен до самого конца производства. Только в процессе работы аниматор понял, как хочет закончить проект, поэтому многие изначально задуманные сюжетные повороты отличаются от итоговых. Например, поначалу главой Железного города должен был стать монах Дзико, а не госпожа Эбоси. Миядзаки подчёркивал: «Иногда фильм — это поиск вслепую».
Мой сосед Тоторо
6+
Жанр: приключения, фэнтези
Рейтинг IMDb: 8,1
Дата выхода: 16 апреля 1988 года
Продолжительность: 1 час 26 минут
Пятидесятые годы XX века. Отец с двумя дочерьми переезжает в обветшалый деревенский домик. Пока мать находится в больнице, работой по дому занимаются отец и старшая дочь Сацуки. В это время младшая непоседливая Мэй гуляет по окрестностям и встречает маленького лесного духа. Тот случайно приводит её к более крупному духу — хранителю леса по имени Тоторо. Чуть позже Сацуки тоже знакомится с духом, когда сестры вместе ждут отца на остановке. Постепенно Тоторо становится другом девочек и помогает им в их повседневных приключениях. Волшебных существ, как в других фильмах Миядзаки, тут видят только дети.
Сам Тоторо как персонаж олицетворяет природу, а не конкретного героя японского фольклора. Миядзаки наделяет это очаровательное существо чертами разных японских мифологических существ. При создании Тоторо аниматор черпал вдохновение в японских верованиях синто, где каждый природный элемент — от камней до деревьев — дом для духов.
Помимо основной сюжетной линии, Миядзаки оставляет в фильме глубокие послания. Аниматор показывает, что мать Мэй и Сацуки больна, но не уточняет, чем именно. Эта загадка добавляет мультфильму глубины и интригует не только детскую, но и более взрослую аудиторию. Многие поклонники и критики считают, что болезнь матери отражает общественные условия Японии того времени. В картине не просто рассказывается о болезни отдельного человека, эта болезнь становится метафоров социального и психологического истощения, с которым столкнулась послевоенная Япония.
В своих работах Миядзаки поднимает важные социальные темы. В «Моём соседе Тоторо» аниматор показывает сосуществование человечества с природой, то, как важна семья, и то, почему доброта на самом деле — не слабость, а огромная сила.
Ветер крепчает
12+
Жанр: драма, исторический, биографический
Рейтинг IMDb: 7,8
Дата выхода: 20 июля 2013 года
Продолжительность: 2 часа 6 минут
Этот мультфильм — вольный пересказ биографии японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси. Всю жизнь он мечтал покорить небо, но, к сожалению, в период Второй мировой войны это можно было сделать только на военном самолёте. Из-за проблем со здоровьем близорукому парню путь в лётчики был закрыт. Но грёзы о полётах не давали ему покоя, и он стал талантливым авиаконструктором — тем самым, что создал смертоносные истребители Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero. Используя их, японцы уничтожили 266 самолётов в Китае. А во время нападения на Пёрл-Харбор в строю находилось 420 моделей Zero.
Одиннадцатый фильм Миядзаки должен был стать прощальным, поэтому начинается не с излюбленных аниматором полётов, а с крушения. Юному Хорикоси снится сон о встрече со знаменитым итальянским авиаконструктором Джанни Баттистой Капрони. Тот убеждает его, что создавать самолёты куда лучше, чем летать на них. Проснувшись, Дзиро принимает решение построить собственный самолёт.
Весной 1932 года, после неудачных испытаний спроектированного Дзиро самолёта, он отправляется на горный курорт Каруидзава, где вновь встречает девушку Наоко и влюбляется в неё. Любовная линия истории отсылает к одноимённой автобиографической повести «Ветер крепчает» Тацуо Хори, современника Хорикоси. Они удивительно похожи внешне, и Миядзаки обыгрывает эту деталь. Название повести Тацуо, в свою очередь, отсылает к строчкам из стихотворения французского поэта Поля Валери «Кладбище у моря»:
«Крепчает ветер!..
Значит, жить сначала!»
Цепочку литературных отсылок закольцовывает сцена, где главный герой мультфильма Хорикоси сидит на подножке поезда и читает книгу французской поэзии.
Для Миядзаки в мультфильме «Ветер крепчает» важно погрузить зрителей в разум гениального человека, чтобы исследовать сложную природу чувства вины. Сегодня это довольно распространённый в военных историях троп — его можно обнаружить, например, в «Оппенгеймере» или «Игре в имитацию». Можно ли сожалеть о содеянном, если последствия твоих решений были очевидны с самого начала? Какова цена мечты и всегда ли цель оправдывает средства?
Некоторым критикам показалось, что Миядзаки слишком поверхностно говорит об ужасающих последствиях и романтизирует Хорикоси. Но в действительности аниматор пытается показать изнанку человеческого тщеславия и то, как эгоистичное решение одного способно повлиять на судьбы многих.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс