Что такое глэм-рок и как он создал новый визуальный стиль
Глэм не стал новым словом в музыке, но совершил революцию в моде.
Фото: Larry Busacca / Getty Images
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Что такое глэм-рок
Жанр появился в начале 1970-х. И хотя с тех пор минуло 50 лет, никто до сих пор не дал ему определения.
Определить характерные черты звучания в этом жанре сложно. Исполнители бросались в разные стороны в поисках источников вдохновения. В музыкальном разнообразии глэм-рока можно выделить два основных направления: первое — близкое к хард-року, второе — близкое к арт-року.
О них мы поговорим чуть позже. Сначала — подробнее о визуальных особенностях глэма, которые, в отличие от музыкальных, определяются легко и конкретно: яркая андрогинная одежда, большое количество блёсток и косметики.
Под влиянием гламурной эстетики яркая подводка для глаз и помада перекочевали в панк-рок, готический рок и движение «новых романтиков», а сложный грим на некоторое время стал трендом даже в метале.
Читайте также:
Мода глэма
В конце шестидесятых традиционный «приличный» мужской образ — костюм-тройка, туфли и шляпа — дополнили длинными волосами, яркими принтованными рубашками и брюками-клёш. Музыканты пошли ещё дальше.
Они стали выходить на сцену в блестящих ботинках на огромной подошве, в боа из перьев, комбинезонах из спандекса, шёлковых рубашках и шарфах, бархатных куртках, с локонами и маникюром. Всё это выглядело гротескно и зрелищно.
Глэм-рокеры использовали театральный макияж: тени и подводки для глаз, глиттер, краску для лица. Символом эпохи стала молния на лице Дэвида Боуи.
Выступления напоминали мини-спектакль: артист выходил на сцену в образе, загримированный и в костюме, а декорации и визуальные эффекты создавали атмосферу кабаре или театра кабуки.
Почему глэм-рок появился именно в 1970-е
Эпатажные звёзды в андрогинных образах, необычно ведущие себя, появлялись на сцене и раньше. Таким был Литл Ричард — «архитектор» рок-н-ролла и автор хита Tutti Frutti. Даже в скучном сером костюме он производил необычное впечатление благодаря тонким карандашным бровям, поднятым вверх волосам, обжигающим уши «кошачьим визгам» и энергичной игре на фортепиано.
Последователи Литл Ричарда стремились шокировать публику и создавали ещё более экстравагантные образы.
Появление глэма подготовила мода 1960-х. Не последнюю роль сыграл Энди Уорхол. Яркие картины Уорхола в стиле поп-арт фетишизировали звёзд и потребление.
К началу 1970-х заглохло яркое движение хиппи. Место на рок-сцене заняли академичные исполнители прогрессивного рока и бородачи в джинсе, игравшие блюз или кантри. И те, и другие считали несерьёзным заботиться о сценическом образе. Экстравагантными остались только хард-рокеры — именно к ним были ближе всего глэмеры.
Вдохновлённые поп-артом, глэмеры противопоставляли себя прог-рокерам и создавали сценические образы — произведения искусства. Дальше всех пошёл Дэвид Боуи, у которого было полноценное альтер-эго — инопланетная рок-звезда Зигги Стардаст. От его лица Боуи выпустил альбом. У Зигги был красный маллет, он носил широкую пузырящуюся одежду и узкие комбинезоны.
В альбоме The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars Боуи рефлексирует над статусом рок-звезды в современном мире: одновременно восхищается мессианством и насмехается над бессмысленностью. Поэтому некоторые критики считают, что сценические образы глэмеров — насмешка над роком.
Также существует мнение, что глэм покорил Британию из-за экономического застоя 1970-х. Жанр, в котором выступали не люди, а персонажи в масках, позволял совершить своего рода побег от реальности в мир фантазии.
История глэм-рока
Родоначальником жанра глэм-рока считается группа T.Rex, которая в феврале 1971 года исполнила песню Hot Love во время главной музыкальной передачи Британии Top of The Pops. Лидер группы Марк Болан был одет в серебристый обтягивающий костюм, а под глазами у него мерцали блёстки — так он познакомил зрителей с концепцией андрогинности. Песня стала синглом номер один в Британии и оставалась на вершине чартов шесть недель подряд.
В 1972-м начался расцвет глэма — благодаря дальнейшему успеху T.Rex, альбому Дэвида Боуи The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars и хитам вроде All the Young Dudes группы Mott the Hoople.
Следующие два года глэм-рок лидировал в чартах, особенно в Британии. Причина популярности крылась в том, что авторы композиций ориентировались на коммерческий успех. Верхние позиции чартов занимали песни Майка Чепмена и Ники Чинна, которые писали для Sweet, Mud и Сьюзи Кватро.
Но уже к 1976 году глэм ушёл со сцены. Его место занял панк-рок — более вызывающий и честный жанр, который прямо говорил о боли и несогласии с миром, накопившихся в душах молодых слушателей.
Читайте также:
Глэм как хард-рок
Тяжёлый глэм похож на классический хард-рок, но различия всё же есть.
Во-первых, глэм был популярнее: в 1971–1974-м верхние позиции чартов занимали синглы групп Slade и Sweet. Во-вторых, хоть по звучанию глэм и напоминал хард-рок с его мощью и энергией, но песни глэма были написаны и спродюсированы по канонам поп-музыки.
В глэме нет дискомфортных для уха слушателя черт хард-рока: песен длиной в два десятка минут, долгих соло, блюзовой ритмики. Достаточно сравнить Led Zeppelin и Slade. Первые — виртуозные инструменталисты. Вторые компоновали простые песни (куплет-припев-куплет-припев) и исполняли их громко и напористо. Авторы песен явно рассчитывали на то, что большие стадионы будут подпевать солисту Нодди Холдеру: песню легко напеть и запомнить благодаря текстовым хукам.
По простоте звучания глэм можно сравнить с рок-н-роллом 1950-х. Например, песня Дэвида Боуи Suffragette City по тяжести звучания сравнима с хард-роком, но гитары уходят на второй план, а основу песни составляет танцевальный рифф на фортепиано в духе Литл Ричарда и аккорды на синтезаторе.
Самая знаменитая группа, олицетворяющая тяжёлую сторону глэма, — Queen. Хотя в разные годы Queen играла музыку совершенно разных жанров, в семидесятые её творчество вполне укладывалось в рамки глэма. Queen сочиняла как хард-роковые номера (Stone Cold Crazy), так и поп-ориентированные, с акцентом на клавишные.
Глэм упростил хард-рок — и это лучше всего заметно в музыке New York Dolls. Самую яростную глэм-группу называют одной из предшественниц панк-рока.
Глэм как арт-рок
Арт-роком обычно называют музыку, которая выходит за рамки классического рока по количеству звуковых экспериментов и при этом не вписывается в рамки прогрессивного рока.
Прогеры насыщали звучание сложными гитарными соло и партиями на новейших синтезаторах, а также удлиняли песни: за счёт многочастной структуры получались целые сюиты длиной в 15–20 минут. В арт-роке таким занимались редко. Песни обычно длятся 3–5 минут — правда, они не обязательно имеют форму классической песни с куплетами и припевами. Пример — Good Vibrations группы Beach Boys, насыщенная неожиданными переходами, мелкими отрывками со множеством инструментов, в частности оркестровых.
Некоторые глэмеры пытались создать нечто похожее на арт-рок, но в более простой и эстрадной форме. Они реже включали в композиции элементы классики и авангарда, но создавали у слушателя ощущение эпичности — как если бы он послушал не обычную рок-песню, а небольшую сюиту.
Лидером этого направления была Roxy Music под предводительством Брайана Ино, сегодня известного как просто Ино. Например, композицию Re‑Make / Re‑Model группа оставила без припева — песня движется от одного соло к другому. Она звучит максимально горячо и энергично — именно так выглядит глэм. Ощущение сложности возникает из‑за наслоения нескольких инструментов: гитары, баса, фортепиано, саксофона и синтезатора.
Ladytron — это чистый эксперимент. Всё начинается с синтезатора с обилием эха, который звучит как инопланетный шум — группа будто создавала саундтрек для прилунения. Затем вступает типичное для глэма пение под размеренный ритм ударных и фортепиано, но песня снова ломается из-за наслоения абстрактных электронных шумов, размашистых гитар и соло на гобое.
Дэвид Боуи тоже приобщился к арт-направлению глэма. Например, он выпустил альбом Hunky Dory с межгалактическим хитом «Life on Mars?». Боуи написал эту песню как пародию на My Way Фрэнка Синатры и придал ей присущую эстрадной поп-песне помпезность. В редкой рок-песне роль гитары так мала: основу составляет фортепиано, которое постоянно меняет аккорды и тональности. Припев звучит максимально возвышенно благодаря скрипкам и виолончелям.
Некоторые относят к глэму творчество Элтона Джона. Музыкант существует в своей вселенной, но его яркий образ позволяет записать его в глэмеры. Музыка Элтона Джона основана в первую очередь на гламурном фортепиано, которое напоминает глэм-изыскания, но структура песен у него куда проще и попсовее.
На кого повлиял глэм
Глэм изменил стиль одежды музыкантов и обычных людей. Они стали одеваться ярче, смелее, и грань между мужским и женским постепенно стиралась. Это в равной степени относится как к высокой моде, так и к массмаркету.
Многие черты глэма заимствовали панки, добавив агрессии. Панки и панкессы носили то же, что и глэмеры, но только с шипами, булавками, дырами и грязью. Панки делали яркие причёски и наносили мрачный или кислотный кричащий макияж. Последний в конце 1970-х и начале 1980-х использовали готы, который пытались выглядеть как герои хорроров. Даже блек-металлисты с их чёрно-белым мертвецким гримом обязаны глэмерам легитимизацией макияжа в роке.
Что до музыкального влияния, то его будто не было. В восьмидесятые появился глэм-метал — внешне его исполнители напоминали глэм-рокеров, но в их музыке было мало общего.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс