Кино
#статьи

«Игры», но не в Париже: отправляемся на Олимпиаду-80 вместе с «Кинопоиском»

И умиляемся прекрасному далёку.

Кадр: сериал «Игры» / «Плюс Студия» / «Лунапарк»

С 3 августа на «Кинопоиске» гремит премьера нового сериала «Игры», посвящённого предыстории Олимпиады 1980 года. Кинокритик Елена Болотнова посмотрела первые эпизоды и размышляет, станет ли ностальгическая история главным проектом сезона.

Сюжет и каст

3 августа выбрали датой премьеры не просто так: в этот день 44 года назад торжественно закрылись Олимпийские игры в Москве. Сериал был анонсирован ещё в июле прошлого года, тогда же появились и первые фотографии с площадки. «Игры» — самостоятельный проект от «Кинопоиска» с модным ностальгическим вайбом. Сериал обещает стать блокбастером, но сможет ли?

Работу над «Играми» доверили команде, которая работала над «Нулевым пациентом» — возможно, лучшим сериалом последнего времени. К режиссёру Евгению Стычкину и продюсеру Александре Ремизовой присоединился оператор Михаил Дементьев. Сценарий лёг на плечи Михаила Покрасса, для которого «Игры» стали дебютом в игровом кино. За продакшен взялась кинокомпания «Лунапарк» — по-видимому, любимая у «Кинопоиска», если судить по количеству общих проектов.

Сюжет крутится вокруг Игоря Зорина (Григорий Верник), который вынужден работать в оргкомитете Олимпиады. Его отец (Алексей Серебряков) — чиновник, который отправляет сына на приличную работу, подобающую статусу и образованию. Постепенно Игорь преисполняется чувством солидарности и соглашается помогать коллегам готовить Олимпиаду-80: всё плохо, и мероприятие буквально на грани отмены.

Кадр: сериал «Игры» / «Плюс Студия» / «Лунапарк»

С Игорем рука об руку работают его начальница Ирина (Мария Карпова) и коллега по комитету Виталя (Вячеслав Чепурченко), а освещать всё будет Евгений Стычкин в роли иностранного журналиста Энтони. На фоне трудных московских будней где-то в Афганистане разрастается вооружённый конфликт, проблема которого выходит на первый план и заслоняет подготовку Игр.

Первые серии: полёт нормальный

«Кинопоиск» обещает, что, как и в упомянутом «Нулевом пациенте», авторы «Игр» покажут нам «напряжённую производственную драму» с «хрупкими человеческими судьбами» и «непростыми взаимоотношениями» в основании. Тон сериала заявлен как драматичный и напряжённый, но, если честно, таковым не выглядит.

Ощущение от сериала примерно как от тех олимпийских объектов, которые всё никак не достроят, когда Игры уже на носу. Вроде как они есть, их много, но что-то обваливается, затапливается или протекает. Вместо драмы сериал постоянно сворачивает в комедию (исключение — только кадры хроники, особенно военной). Игорь Зорин со своим рвением не работать и делать что-то интересное, будто герой ситкома, попадает в переплёты, из которых ему нужно выбраться. Но все невзгоды главному герою нипочём: он ни минуты не рефлексирует и раз за разом наступает на те же грабли. Ей-богу, не хватает закадрового смеха.

Кадр: сериал «Игры» / «Плюс Студия» / «Лунапарк»

История верной комсомолки Ирины и немного туповатого Игоря — двух противоположностей, которые, по-видимому, должны притягиваться, — вызывает раздражение или всё тот же смех, только нервный. Совершенно непонятно, чем сдался красавице и просто хорошей девушке парень, даже не пытающийся скрыться от обвинений в тунеядстве.

Съёмка только подчёркивает комедийный характер истории — например, постоянный зум на крупных планах в моменты, которые предполагаются как драматические. Это тот самый зум, который использовался в «Офисе», а ведь классический dolly zoom явно подошёл бы лучше. А ещё тут есть монтажные склейки кадров, которые совсем не сочетаются.

Странная история происходит и с музыкой: то её много, то она не к месту.

Вишенка на торте — образ Леонида Ильича Брежнева, блистательно исполненный Юрием Стояновым. Это уже не «Нулевой пациент», а, если измерять градус сатиры, «Последний министр». Он здесь апогей всего абсурда, из-за чего мы окончательно оказываемся в трагикомедии. Филигранная актёрская работа Стоянова позволяет ощутить себя в том самом сериале, который должен был получиться, если бы работа была проделана честно, рефлексивно, если бы создатели и правда стремились взорвать публику новым, актуальным высказыванием. Наполненный политической сатиры, он бы позволил оценить плюсы и минусы кризисного времени, когда вся страна коллективно пыталась сотворить чудо.

Кадр: сериал «Игры» / «Плюс Студия» / «Лунапарк»

Но знаете что? При всех недочётах хочется продолжать следить за событиями. Причина тому — работа с источниками, которая была проведена командой.

Камбэк в восьмидесятые: продакшен показывает красивое

Вселенная сериала — убедительная, детализованная: от стилизации самой картинки до вещей, появляющихся в кадре. Команда долго подбирала референсы, выбирая те визуальные маркеры эпохи, которые будут бить точно в сердечко зрителя.

Над гримом работал Игорь Бойко — художник, который тщательно подходит к своей работе. Несмотря на достаточно натуральный грим, его нанесение занимало порядка 40 минут.

Гардероб главных героев подбирала художница Наталья Каневская, и большинство костюмов — винтажные находки. Облик главного героя создавался с оглядкой на Александра Абдулова образца 1970-х. Экипировку спортсменам шили по архивным изображениям.

Кадр: сериал «Игры» / «Плюс Студия» / «Лунапарк»

Наталья изучила огромное количество материалов, от журналов до видеосъёмок, искала участников и организаторов Олимпиады-80, пытаясь узнать всё из первых уст. Именно так она узнала, например, о существовании цветового кода одежды участников события: светлое выдавалось организаторам, голубые куртки получали журналисты, а зелёные доставались переводчикам.

Работа с историями свидетелей — отдельный пункт работы команды, которая честно пыталась создать у зрителя ощущение соприсутствия. Параллельно премьере сериала на «Букмейт» выпустили книгу «Свидетели Игр» с воспоминаниями об Олимпиаде-80. В неё вошли 15 разговоров, а подготовили издание руководитель спецпроектов «Кинопоиска» Юрий Сапрыкин, историк спорта Станислав Гридасов и спортивная журналистка Марина Крылова. Эти интервью противоречивы так же, как и настроение сериала, — тут и олимпийский чемпион Владимир Сальников, и тут же Лев Лещенко.

Ответственно создатели подошли и к спортивной стороне вопроса. В некоторых спортивных сценах мы видим реальных спортсменов. Например, в эпизоде велогонок приняли участие спортсмены, чувствующие себя на треке в Крылатском как дома.

Профессиональные спортсмены есть не только в массовых сценах и эпизодах — одну из ролей сыграла гимнастка Ангелина Мельникова, олимпийская чемпионка, которая отлично справилась с ролью, убедительно передав зрителям и собственный опыт, и переживания.

Кадр: сериал «Игры» / «Плюс Студия» / «Лунапарк»

Архивные кадры соревнований также позволяют своими глазами увидеть индустрию спорта в 1980-х. Команде продакшена пришлось потрудиться, подтягивая по качеству некоторые фрагменты, но игра стоила свеч: архивные эпизоды балансируют тон повествования в сторону документалистики.

При всех своих недочётах «Игры» выходят занимательными. Технически сработано красиво, а вот рваность повествования мешает осуществить главную цель проекта — показать эпоху и коллективный героизм, который помог преодолеть и заговоры Запада, и внутренние конфликты.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована