«Провожающая в последний путь Фрирен»: за что все полюбили самое популярное аниме 2024 года
Объясняем, почему могущественная эльфийка радуется чистой одежде и ярким закатам в компании друзей.


Кадр: мультипликационный сериал «Провожающая в последний путь Фрирен» / Madhouse
«Провожающая в последний путь Фрирен» — лучшее аниме 2024 года по версии новостного портала IGN. Критики на Rotten Tomatoes оценили тайтл на сто процентов свежести, а поклонники после просмотра придумали «теорию Химмеля», которая помогает им принимать важные решения. В чём секрет успеха медитативной истории об эльфийке, которая живёт сотни лет и стремится лучше узнать людей? Разбираемся вместе.
В статье рассказываем:
- сколько лет нужно взрослым людям, чтобы выбраться на встречу с друзьями;
- как новички аниме-индустрии задают высокую планку производства;
- почему «Фрирен» интригует зрителей даже без большого количества экшен-сцен;
- как стать героем, способным одолеть короля демонов.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.
Сюжет тайтла начинается с того, чем другие аниме обычно заканчиваются
Главную фишку аниме авторы раскрывают ещё в первом эпизоде. «Провожающая в последний путь Фрирен» начинается как инверсия — с того, чем принято заканчивать. С поля боя возвращается победоносный отряд, который десять лет охотился на короля демонов. В его рядах эльфийка-волшебница Фрирен, доблестный воин Химмель, дворф Айзен и священник Хайтер. Самого сражения зрителям не показывают. Сюжет аниме сразу переносится к событиям после путешествия и ставит перед зрителями вопрос: что происходит, когда все злодеи оказываются повержены?
Перед тем как разойтись, Фрирен вместе с товарищами любуется метеоритным дождём, который бывает раз в 50 лет. Она предлагает встретиться вновь спустя годы, чтобы насладиться видом, а сама отправляется в путешествие — собирать магические знания и заклинания по всему миру.
Проходит 50 лет. Фрирен, как и обещала, возвращается в столицу. Но город изменился, её товарищи постарели, а люди стали равнодушнее друг к другу. Для Фрирен такие изменения удивительны, ведь время для долгожителей-эльфов течёт по-другому. К ней приходит осознание: она ничего не знает о людях, с которыми десять лет бок о бок сражалась со злом. Что значит жизнь для неё и окружающих? О чём болит душа у тех, кто находится рядом? Чтобы лучше понять человеческие чувства и эмоции, Фрирен собирает новый небольшой отряд и вместе с ним отправляется искать ответы.

Сюжет «Фрирен» приятно обманывает зрителя. И хотя в нём есть все предпосылки для многообещающего приключенческого фэнтези с динамичными экшен-сценами, создатели аниме концентрируются на другом. Они переворачивают историю о магическом путешествии с ног на голову и вместо эпичной остросюжетной саги рассказывают интроспективную историю, которая вдохновляет пересмотреть отношение к жизни, дружбе, радостям и печалям.
Не только зрители наблюдают за тем, как меняется Фрирен, но и она сама. Главная героиня часто сравнивает прошлую и нынешнюю себя и всякий раз улыбается, осознавая, насколько теплее стала относиться к людям. Её персонаж помогает отвлечься от водоворота ежедневных событий, переживаний и проблем, чтобы взглянуть на себя стороны и поразмыслить: что значит быть человеком?

Читайте также:
Создатели сериала детально прорабатывают каждый кадр
Над производством тайтла работала студия Madhouse, которая славится открытостью к новым талантам. В своё время она приютила начинающего тогда режиссёра-сюрреалиста Сатоси Кона: здесь он создал все свои работы, включая самые известные — «Паприка» и «Истинная грусть». Также Madhouse выпустила культовые проекты вроде «Наны» и «Тетради смерти». Поэтому сотрудничество со студией стало гарантией качества, и ожидания от нового аниме были высокими.
Сериал «Провожающая в последний путь Фрирен» создан по мотивам манги. Фишка оригинальной истории в её медитативности, постоянной рефлексии. Потому поклонники переживали, что адаптация не сможет сохранить размеренный темп повествования, а без него проекту не удастся донести до зрителя главную мысль первоисточника. Ведь история Фрирен — не только об опасных приключениях и борьбе со злом, но и о том, как важно найти себя. И научиться радоваться мелочам вроде чистой одежды или яркого рассвета.

Для работы над «Фрирен» были нужны люди, которым удастся выстроить философский диалог со зрителем. Так в режиссёрское кресло попал Кэйитиро Сайто — новичок в аниме-индустрии. Его дебют состоялся в музыкальном тайтле «Одинокий рокер!» о преодолении собственных страхов. Сайто хорошо передал дух оригинальной манги и при этом оживил её замысел необычным авторским видением.
Для отрисовки локаций Сайто использовал кадры живой съёмки с наложением CGI-эффектов и трехмёрных сцен. Героини в них смотрелись лаконично — так, будто события происходят в реальной жизни. Подход режиссёра показал его профессионализм и добавил истории глубины. До этого Кэйитиро успел поработать над несколькими эпизодами «Сонни Боя» — философского набора притч о человеческой природе, где главные герои-школьники путешествуют между мирами. Благодаря этим проектам Madhouse разглядела в Сайто внимательность к деталям и умение создать неспешное повествование — всё, что было так нужно для экранизации «Фрирен».
Стремясь передать быстротечность времени для главной героини, режиссёр использовал редкий для аниме визуальный приём — таймлапс. Зрители увидели, что годы для Фрирен проходят так же быстро, как секунды для человека. Сайто часто изображает её и членов её отряда лишь маленькими точками на фоне огромных лесов, чтобы подчеркнуть: и люди, и эльфийка Фрирен одинаково малы в масштабах природы и вселенной.


Фото: студия Madhouse Inc.




Фото: студия Madhouse Inc.
Чтобы сюжетная и визуальная составляющие тайтла выглядели цельно, главный аниматор и дизайнер персонажей Рэйко Нагасава лично отсмотрела практически все кадры для 28 серий. Иногда за день она проверяла по 15 сцен. Это колоссальная работа, ведь в среднем над визуальным стилем аниме может работать около 200 человек, а общее число изображений варьируется от 3 тысяч до 10 тысяч в каждой серии. Для преданных поклонников «Фрирен» студия Madhouse даже выпустила 368-страничный сборник раскадровок под названием Wiedersehen Feiern с пояснениями и комментариями.

Читайте также:
И хотя экшен-сцен в аниме меньше, чем обычно бывает в других фэнтези-тайтлах, аниматоры тщательно их прорабатывают. Много времени уделено магии, ведь по сюжету Фрирен — самая могущественная волшебница в мире.
У каждого мага во «Фрирен» есть уникальные способности, вокруг которых он строит тактику боя. В ход идут иллюзии, клоны, управление стихиями и пространством. Для приключенческого фэнтези это обычное дело, но аниматоры «Фрирен» столкнулись с вызовом на голову выше: в поединке со своей копией протагонистка создаёт ещё и чёрную дыру. Чтобы воплотить такую магию на экране, пришлось глубоко погрузиться в физику — например, показать, как вокруг чёрной дыры искривляется пространство.

Над эпизодом работал Vercreek — Винс Аллен Лопез, 22-летний аниматор с Филиппин. Он отрисовывал ключевые сцены для «Магической битвы» и «Атаки титанов», а также особый эндинг для пятой серии третьего сезона «Госпожи Кагуи: в любви как на войне». Эта концовка с заразительной песней Chikatto Chika Chika даже завирусилась в TikTok.
Лопез умело соединяет в анимации 3D и 2D. Чтобы 3D-элементы не бросались в глаза на фоне других деталей, он применяет их лишь для того, чтобы создавать сакугу. Так называют красочную анимацию с высокой частотой кадров: в напряжённые моменты сюжета повышается прорисовка деталей, а герои начинают двигаться плавнее. Без 3D-эффектов на создание сакуги ушло бы много сил и часов.


Музыкальный ряд в аниме тоже на высоте. Композитор тайтла Эван Колл написал 70 треков, однако столь богатое музыкальное сопровождение не перегружает сериал и не отвлекает зрителей от размышлений во время просмотра. К тому же есть много моментов, в которые музыка становится тише или затухает вовсе. Например, когда Фрирен вместе с товарищами любуется метеоритным дождём, все звуки затихают, чтобы зрители вместе с героями насладились красотой звёздного неба.
Ранее Эван Колл работал над трогательным анимационным фильмом о девушке в инвалидном кресле «Её заветное желание» и душераздирающим тайтлом «Вайолет Эвергарден», где главная героиня вернулась домой после войны, потеряв обе руки.
Аниме сохраняет интригу и напряжение без большого количества экшен-сцен
Сюжет «Фрирен» отражает цикл человеческой жизни. Эльфийка теряет друзей не в жестоких сражениях, а из-за естественного хода времени — они стареют и умирают. Этим тайтл подчёркивает: пусть Фрирен — самая могущественная волшебница, способная победить демонов любой силы, даже она бессильна перед временем.
За потерями следуют трогательные флешбэки о тех годах, когда волшебница путешествовала с товарищами. Благодаря воспоминаниям она понимает, как сильно ей хочется вернуться в те дни.
Кажется, что места для экшена в таком повествовании мало. Но это ничуть не снижает интригу и градус напряжения. Из-за горечи утраты эльфийка не только старается лучше понять людей, но и сражается с демонами, чтобы помочь местным жителям. На первый взгляд, сценаристы идут по лёгкому пути и делают антагонистов стереотипно злыми: у демонов нет глубокой мотивации или трогательной предыстории, которая толкнула их на злодеяния. Однако создателям «Фрирен» не нужно играть с серой моралью, чтобы добавить антагонистам глубины.

В фэнтези-мире «Фрирен» демоны — монстры без души и чувств, которые ненавидят человечество и понимают только силу. При этом они достаточно умны, чтобы подражать людским эмоциям и пытаться обмануть жертв. Из-за этого герои и зрители порой поддаются на провокации и верят в ложную искренность чудовищ. Так создатели «Фрирен» делают монстров глубже как персонажей, но не размывают ключевую мысль сериала. Зрители же могут не отвлекаться на сочувствие злодеям — вместо этого они полностью концентрируются на истории главной героини и её товарищей.
Медитативность выделяет «Фрирен» среди прочих аниме. Во многих популярных тайтлах, особенно в подростковых сёнэнах, значительную часть хронометража занимают зрелищные битвы. Так авторы создают напряжение, чтобы вовлечь зрителей в сюжет. Но боевые сцены часто не представляют реальной опасности для персонажей: если нужно, главные герои могут и воскреснуть. «Фрирен» ломает эти стереотипы и переворачивает каноны жанра.
Отряд героев, защита королевства и поход на злодеев — звучит как типичный набор для фэнтезийной истории, но авторы выстраивают элементы так, чтобы они были не её центром, а всего лишь фоном. Сражения во «Фрирен» просто сопровождают сюжет и помогают раскрыть внутренние переживания героев.

Читайте также:
«Фрирен» напоминает зрителям о простых радостях жизни
Долгое время самыми популярными тайтлами среди зрителей были динамичные сёнэны («Атака титанов», «Поднятие уровня в одиночку») и однообразные исекаи («Реинкарнация безработного», «О моём перерождении в слизь»). Их смотрели в основном подростки, пока более взрослая аудитория подавляла зевки: чем больше смотришь аниме из таких жанров, тем чаще замечаешь, как много в них клише.
Сериал «Фрирен» собрал возле экранов зрителей всех возрастов. Философские темы, вопросы морального выбора и приятный юмор приближают персонажей к реальным людям, а яркая анимация и качественно поставленные битвы заставляют с замиранием сердца наблюдать за происходящим. «Фрирен» помогает поклонникам не только переосмыслить своё отношение к жизни, но и расслабиться за просмотром медитативной истории.
Авторы «Фрирен» вместе с героями рассуждают, что в жизни действительно важно и на что стоит тратить время. Эти вопросы наталкивают подростков на размышления о быстротечности жизни, учат ценить каждое мгновение. А старшей аудитории они помогают обдумать прошлое, ведь в зрелом возрасте так важно почувствовать, что все их выборы были сделаны правильно и для чего-то нужны.
Персонажи аниме так полюбились зрителям, что стали культурным феноменом в Японии и за её пределами. Фраза из тайтла «Храбрый Химмель так бы и сделал» завирусилась и прочно закрепилась в интернет-пространстве. Фанаты назвали её ヒンメル理論 — «логика Химмеля». Её используют, чтобы описать правильный поступок. Один родитель поделился в соцсетях историей: его ребёнок — ученик начальной школы — отказывался делать домашнее задание.
Чтобы мотивировать малыша, родитель сказал: «Герой Химмель бы так не поступил». Это убедило ребёнка всё-таки сесть за уроки. Если вбить на платформе X поисковый запрос «Himmel would have», можно увидеть много подобных историй и шуток от пользователей.

Закрутившись в рутине, мы порой перестаём ценить то, что делает нашу жизнь лучше. Тайтл «Провожающая в последний путь Фрирен» помогает зрителям увидеть радости в мелочах. Он напоминает, что истинное волшебство не в заклинаниях, оно вокруг нас — нужно только научиться замечать его.
Например, если встать пораньше, можно встретить самый красивый рассвет. В одном из первых эпизодов Фрирен поступила именно так, и тайтл приглашает зрителей не просто повторить её поступок, но и пронести это бережное отношение к мелочам сквозь всю жизнь.

Читайте также: