Кино
#статьи

Гермиона любит Гарри: как фанфики соединяют сердца, воскрешают умерших и набирают просмотры

И становятся блокбастерами и бестселлерами.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Современные фанаты — настоящие самодостаточные творцы: они размещаются на тех же площадках, что и профессионалы, и фанфикшен собирает не меньшие аудитории, чем оригинальные произведения. Интернет подарил возможность самовыражаться ноунеймам, мечтающим, например, свести Гермиону Грейнджер с Гарри Поттером или Драко Малфоем, дополнить обожаемую вселенную или продолжить историю, финал которой разочаровал.

Разбираем современное народное творчество и рассказываем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как фанфики становятся бестселлерами

Слово «фанфик» — это жаргонизм, и произошло оно от английского fan fiction, то есть фанатский вымысел. Иногда фанаты просто хотят увидеть любимых персонажей под другим углом, а порой целенаправленно упражняются в писательском мастерстве. Часто можно услышать, что фанатское творчество — лишь попытки несостоявшихся авторов или юных школьниц продолжить полюбившиеся истории на свой лад. Причём пишут они красивые любовные сказки про бурные отношения и нереалистичную сексуальную жизнь.

Отчасти так и есть. Взять хотя бы «50 оттенков серого» — самое нашумевшее произведение, созданное фикрайтером. Первоначально Э. Л. Джеймс просто переделала «Сумерки», сделав их куда более откровенными. Она опубликовала свою версию вампирской саги под названием «Мастер Вселенной» на нескольких фанатских сайтах.

Неожиданно её творчеством заинтересовались не только обычные пользователи, но и литературные агенты: они увидели в работе огромный потенциал. Джеймс предложили создать полноценную оригинальную историю, и она переписала рассказ, сменив персонажей и сеттинг, но оставив те самые сцены.

Кадр: фильм «50 оттенков серого» / Universal Studios

В конечном счёте миру явился эротический роман о БДСМ-фетишисте Кристиане Грее и молодой невинной Анастейше Стил. Книгу успешно экранизировали и продолжили не менее кассовыми сиквелами.

Не только любители, но и состоявшиеся, и даже хорошо известные писатели балуются фанфикшеном. Например, английский писатель-фантаст Нил Гейман опубликовал свой «Этюд в изумрудных тонах» в 2003 году в антологии «Тени над Бейкер-стрит» — годом позже он получил премию «Хьюго» за лучший рассказ. В «Этюде» Гейман скрещивает миры Артура Конан Дойля и Говарда Филлипса Лавкрафта и отправляет Шерлока Холмса в измерение, в котором древнее зло в виде Ктулху тайно существует многие века и наводит ужас на жителей Англии. Вот так, вдохновившись чужим творчеством, можно создать нечто новое, кардинально иное.

Конечно, фанфики часто интересны только фанатскому сообществу и редко становятся общеизвестными. А читать книги и даже профессионально иллюстрированные комиксы фикрайтеров можно на ранее упомянутых специализированных сайтах и в социальных сетях.

Как Данте Алигьери стал фикрайтером: краткая история фанфикшена

Принято считать, что первым фанфиком стало продолжение «Дон Кихота»: некий Алонсо Фернандес де Авельянеда опубликовал его в 1614 году, не спросив Мигеля де Сервантеса. Авельянеда высмеял как самого писателя, так и его персонажа, пародируя всё несимпатичное ему в оригинале.

Сервантес был настолько возмущён наглостью неизвестного «фикрайтера», что уже через год выпустил собственное, авторское продолжение похождений сумасшедшего рыцаря. Писатель оставил Авельянеде гневное сообщение прямо в тексте:

«Для меня одного родился Дон Кихот, а я родился для него; ему суждено было действовать, мне — описывать; мы с ним составляем чрезвычайно дружную пару — назло и на зависть тому лживому тордесильясскому писаке, который отважился (а может статься, отважится и в дальнейшем) грубым своим и плохо заострённым страусовым пером описать подвиги доблестного моего рыцаря, ибо этот труд ему не по плечу и не его окоченевшего ума это дело».

Но и задолго до Авельянеды писатели интерпретировали известные сюжеты, как хотели, и отправляли их в собственные вселенные. Взять Данте Алигьери — пионера Ренессанса. В поэме «Божественная комедия», написанной примерно в 1308–1321 годах, встречаются герои разных эпох и культурных пластов. Это и Рахиль из Ветхого Завета, и Клеопатра, и римский поэт Вергилий, который играл роль проводника Данте на протяжении всего его пути.

Фото: Алонсо Фернандес де Авельянеда, Вторая часть хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского, 1614 / Vědecká knihovna v Olomouci

Наверняка определить, за кем «первенство» в создании фанфиков, невозможно. Зато мы точно знаем, кто создал первый фандом. Тут мы снова возвращаемся к Шерлоку Холмсу Артура Конан Дойля: именно вокруг этого персонажа впервые сплотились неравнодушные поклонники.

В 1891 году Артур решил покончить с детективом и убил его руками профессора Мориарти на Рейхенбахском водопаде. Писатель больше не желал иметь дело с «бульварным чтивом», и хотел наконец заняться «серьёзным творчеством». Его всегда привлекало написание исторических романов и пьес, а истории про Холмса он писал просто для заработка.

Читатели были недовольны подобным решением и умоляли Конан Дойля продолжить историю культового персонажа. Дошло до того, что поклонники начали выходить на улицы с плакатами «Даёшь Холмса!». Ходил даже слух, что королева Виктория лично написала письмо, в котором просила воскресить героя. Как все знают, в конечном счёте Конан Дойль сдался и дал-таки фанатам то, чего они желали, — они получили ещё три сборника рассказов и повесть «Собака Баскервилей». Событие стало самым настоящим прецедентом: раньше подобные фанатские сообщества не формировались и уж тем более не имели такого влияния на автора.

Самые известные кинофанфики

Кинофанфики напрямую зависят от своих литературных собратьев: именно с письменного первоисточника начинается любая экранизация. Небольшие малобюджетные ленты, которые не имеют возможность выйти на большие экраны, чаще всего размещаются на видеохостинге YouTube. Там можно найти тысячи фанатских фильмов по самым популярным вселенным — начиная с Marvel и DC и заканчивая «Гарри Поттером» и «Властелином колец».

Человек-паук: Лотос

Недавний фанатский фильм по вселенной Человека-паука, «Человек-паук: Лотос», основан сразу на нескольких сюжетах, позаимствованных из оригинальных комиксов.

Картина создавалась фанатами для фанатов. Деньги на проект ребята собирали на краудфандинговой платформе Indiegogo: за короткий срок им задонатили сумму, в несколько раз превышающую запланированный бюджет. В итоге получился удобоваримый фильм про похождения любимого супергероя, со спецэффектами и продолжительностью аж в два часа. Он пользуется популярностью: сегодня у него более 8,5 млн просмотров на YouTube.

«Человек-паук: Лотос» наглядно показывает, что запросы фанатов часто отличаются от того, что продают киностудии. Благодаря подобным проектам продюсеры могут подмечать актуальные тенденции: если создатели прислушаются к пожеланиям зрителей, то смогут сделать свои продукты более качественными и интересными целевой аудитории.

Фильмы Тарантино

Не все фикрайтеры дополняют уже существующие истории. Они могут создавать и оригинальные работы с отсылками на другие источники. Отсылки — самая яркая черта постмодернистского творчества, а самым известным режиссёром-постмодернистом можно считать Квентина Тарантино. Его работы изобилуют сценами, которые на самом деле принадлежат не ему, а создателям менее известного артхауса или фильмов категории B. Многие знают танец Винсента Веги и Мии Уоллес из «Криминального чтива», но не все помнят, что изначально похожий танец исполняли герои картины «Восемь с половиной» Федерико Феллини.

Интертекстуальность — вообще одна из главных особенностей pulpфанфикшена. Это не столько заимствование, сколько лёгкий поклон в сторону тех, кто создал нечто уникальное.

Тарантино использует и основной приём фикрайтеров — переписывание событий, изменение их на свой лад. Он расстреливает Гитлера в кинотеатре («Бесславные ублюдки») и сохраняет жизнь Шэрон Тейт в ту ночь, когда «Семья» Мэнсона пришла к ней домой на Голливудские холмы («Однажды в… Голливуде»). Тарантино намеренно меняет ход событий, переписывает концовки известных историй. По-человечески он бессилен изменить пугающую действительность злополучной ночи 1969-го, но как художник может восстановить справедливость хотя бы на экране.

Вселенная Гарри Поттера

Вселенная Гарри Поттера, вероятно, самая востребованная среди фикрайтеров. Официальной статистики нет, но в опросах фанаты чаще всего называют любимыми фанфиками именно истории о волшебнике из Хогвартса. Джоан Роулинг поддерживает независимых писателей и не запрещает им использовать интеллектуальную собственность, но при соблюдении нескольких условий:

  • творчество должно оставаться некоммерческим;
  • также оно должно выходить на специализированных площадках;
  • автор должен избегать не предназначенного для несовершеннолетних контента.

При этом Джоан не признаёт работы фикрайтеров каноном, оставляя фанфикшен существовать где-то за рамками лицензированной франшизы.

Кадр из первого фильма фанатской кинотрилогии Mudblood (2021) о вселенной Гарри Поттера.
Кадр: Conrad Studios / YouTube

Фанатское творчество по Гарри Поттеру — тот редкий случай, когда количество фильмов не уступает количеству написанных историй. Оно и неудивительно: одно дело — читать о красотах Хогвартса, и совсем другое — наблюдать их воочию. Фанаты стараются максимально расширить границы привычного им мира. Они снимают и предыстории антагонистов, и мини-трилогии о похождениях второстепенных персонажей и, конечно же, картины о нелёгком прошлом Северуса Снейпа (в переводе «Росмэн» — Снегга) и четвёрки Мародёров.

Снейпу фанаты посвящают больше всего историй. Он — их любимая трагическая фигура. Чтобы в этом убедиться, достаточно увидеть количество видеотрибьютов на YouTube и лишний раз вспомнить, как относятся поттероманы к Алану Рикману — исполнителю роли Снейпа.

Среди многообразия снятых кинофанфиков выделяется короткометражка под названием Mischief Managed («Шалость удалась»). Сюжет повествует о событиях, произошедших в Хогвартсе в 1978 году накануне Дня святого Валентина. Главные герои фильма — Мародёры и Лили Эванс. Съёмки были организованы студентами Оксфорда и проходили при поддержке университета, стены которого и послужили декорациями.

Фанаты максимально ответственно подходят к вопросу экранизации своих фанфиков. Сюжеты лент тщательно проработаны и отвечают всем законам вселенной Джоан Роулинг. Поттероманы прекрасно знают первоисточник и бережно переносят на экран свои идеи, вдохновлённые оригинальной сюжетной аркой про мальчика, который выжил. Неудивительно, что подобные картины собирают миллионы просмотров на площадке видеохостинга, а их создатели уходят работать в большое кино. Так что фанфикшен — ещё и прекрасная стартовая площадка для молодых авторов, которая открывает юные дарования не только для сообщества, но и для большой индустрии.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована