11 треков, где электронная музыка сочетается с классикой и неоклассикой
Изучаем оркестровое техно и семплы из Стравинского.
Фото: Niels Van Iperen / Hulton Archive / Getty Images
Электронная танцевальная музыка, вопреки стереотипам, — совсем не антагонист «живым» жанрам с акустическими инструментами. Диджеи постоянно вдохновляются классикой, и этой подборкой мы докажем, что можно совмещать, казалось бы, несовместимое.
Читайте также:
Girl/Boy Song — Aphex Twin
Aphex Twin соткан из противоречий. Это авангардный электронщик, но поп-звезда. Кажется, что его цель в музыке — порвать все шаблоны. Он выпускает то спокойные и расслабляющие песни (Xtal), то композиции с безумными ритмами и атональными шумами (Come to Daddy).
Песня Girl/Boy примиряет две стороны гения абсурда: тяжёлый и запутанный бит сочетается с красивой и стройной партией струнных. Некоторые фанаты предпочитают слушать замедленную версию: в ней хорошо слышен каждый удар барабанов, а мелодия не теряет в красоте.
Szerencsétlen — Venetian Snares
Venetian Snares ещё экстремальнее, чем Aphex Twin, как и подобает одному из главных продюсеров в жанре брейкор. Для него характерны очень сложные и быстрые партии ударных, экстремальные шумы, задвоения, нестандартные музыкальные размеры.
В 2005 году Venetian Snares издал альбом Rossz Csillag Alatt Született, в котором к звучанию брейкора добавил семплы из произведений классических композиторов: Стравинского, Малера, Паганини, Прокофьева. В треке Szerencsétlen звучит венгерский композитор Бела Барток.
Несмотря на такое дикое сочетание, песни из альбома не превратились в соревнование на технику — они по-настоящему качают.
Hunter — Bjork
Бьорк всю карьеру балансирует между поп-музыкой и электронным авангардом, красивыми мелодиями и сложными экспериментами, но её драматичный вокал всегда скрепляет музыку, будто собранную из двух совсем разных половин.
Ярче всего, пожалуй, это проявилось в альбоме Homogenic, где Бьорк и продюсер Марк Белл экспериментируют с живыми инструментами (скрипки, виолончели, органы) и агрессивными ударными в духе драм-н-бейса. Похожую смесь использует и Aphex Twin, и Venetian Snares, но музыка Бьорк получается совсем другой — чувственной, нежной, но истерзанной. И всё благодаря великолепному голосу как будто с другой планеты.
It’s a Rainy Day — Ice MC
Европейский электропоп девяностых, знакомый по песням вроде What is Love? , всегда пытался быть как можно эпичнее. Это чувствуется и в быстром ритме, и в размашистых припевах, и в количестве бэк-вокала.
Такая музыка лучше всего подходит для больших помещений с многослойным эхом. Поэтому неудивительно, что в поп-музыке девяностых часто проскакивали органы — инструмент, идеально подходящий под большие пространства и хорошую акустику.
На мелодии органа построена «It’s a Rainy Day» Ice MC, одного из самых характерных исполнителей евродэнса. В этой песне можно наблюдать мультикультурные переплетения, характерные для жанра: электронный бит, духоподъёмный припев от белой певицы, речитатив от чёрного MC и классические отсылки.
Nocturne — T99
Техно появилось в восьмидесятых, а в начале девяностых прошло «пубертат»: стало быстрее, тяжелее и агрессивнее. При этом в нём ходили настроения, схожие с евродэнсом: и там, и там музыканты хотели звучать как можно эпичнее.
В хардкор-техно тоже использовали органы и семплы классической музыки. Центром новой волны стала Бельгия.
Диджей T99 начинает песню Nocturne со вступления из симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, известной многим по использованию в «Космической одиссее» или «Что? Где? Когда?». Продолжает он эффектом «ментазм», также известным как «бельгийский пылесос». Его ядовито-механистичное звучание и правда напоминает пылесос-убийцу или рой робопчёл, вышедших на охоту.
O Fortuna — Apotheosis
Ещё один пример из Бельгии, доводящий смешение хардкор-техно и классики до высокой степени абсурда. Стереотипный пример эпичной музыки — O Fortuna, часть кантаты Карла Орфа Carmina Burana. Её постоянно используют в поп-культуре, чтобы создать ощущение величия и религиозного экстаза.
Как увеличить эпичность? Добавить ментазм! Причём самый истеричный, какой только был в те годы, — максимально рубленый и дёрганый.
People Are Still Having Sex — LaTour
Творчество LaTour близко и к техно, и к электропопу девяностых. Для евродэнса его песни слишком медленные, ритмика близка к техно, но при этом мелодические построения и вокал сделаны скорее в поп-формате.
В треке People Are Still Having Sex гулкое техно внезапно сменяется партией органа из токкаты и фуги ре минор — одного из наиболее известных произведений Иоганна Себастьяна Баха. Едва ли не самый яркий и характерный пример семплирования из музыки начала девяностых.
Narkopop 2 — Gas
Проект Вольфганга Фойгта привносит немного клубной энергии в эмбиент — жанр, на 100% состоящий из тягучих синтезаторов, которые не играют мелодии, а создают пространные звуковые полотна.
Gas в духе романтизма вдохновляется одиночеством и природой. Эмбиент под ровный бит создаёт картину странника, бродящего по лесу в поисках непонятно чего. Созерцательность наблюдателя сочетается с эмоциональным зарядом, который несут вставки филармонического оркестра.
Darkness — Carl Craig
Один из самых знаменитых техно-диджеев, Карл Крейг, объединился с пианистом Франческо Тристано и французским оркестром Les Siècles для записи альбома, в котором переработал свои старые записи. Например, оригинал трека Darkness, хоть и звучит необычно спокойно для техно, всё равно укладывается в рамки жанра.
В новой версии Крейг оставил структуру песни и еле слышный бит, но все остальные элементы заменил на оркестровые. В тех местах, где в треках обычно появляются ударные или синтезаторы, звучат фортепиано, флейта или духовые.
For an Angel — Paul Van Dyk
Одна из главных звёзд транса, Пол ван Дайк не поскупился на масштаб и дал концерт вместе с целым симфоническим оркестром. Хотя музыкант и ставит оригиналы, но в целом он скромно уходит в сторону, чтобы оркестр показал всю мощь и красоту.
Скрипки и виолончели при поддержке настоящих ударных ведут мелодии, которые в песнях ван Дайка были более быстрыми и прыгучими. Оркестр создаёт торжественность, которую редко услышишь в транс-музыке, обычно ориентированной на быстрый ритм и скоростные мелодии.
Rather Be — Clean Bandit
Кажется, что сшить классику и электронику проще для чего-то авангардного. А вот намного сложнее таким методом создавать идеальные поп-хиты, которые обычно стремятся быть чем-то обычным и привычным.
Но есть исключения, как одна из самых популярных песен 2014-го — Rather Be группы Clean Bandit. В её простой поп-форме соединились хаус-биты, глубокий вокал Джесс Глинн и скрипка при поддержке фортепиано.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс