Кино
#статьи

Как снять документальный фильм — 10 советов

Режиссёр-документалист Надежда Задорожняя о том, как сняла свой первый фильм, а второй уже делала для популярной стриминг-платформы.

Кадр: фильм «Стрингер»

Надя Задорожняя с детства увлекалась кино и хотела работать в этой сфере. Но всегда думала, что для этого нужно получать классическое высшее «киношное» образование — как минимум во ВГИКе.

При этом ей казалось, что туда берут только избранных, поэтому, когда пришло время выбирать университет, она пошла… на филологический факультет и получила диплом по специальности «Учитель русского языка и литературы».

Однако мечта о кино не отпускала её, и после окончания филфака она пошла на курсы сценаристов. Там она поняла, что хочет работать не над художественными фильмами, а над документальными. Сняла свой первый док «Это я — Машенька» про художницу Марию Янковскую. Затем её пригласили в команду фильма о сериале «Мир! Дружба! Жвачка!», а свою вторую документальную картину «Мамы» она снимала уже в сотрудничестве со стриминг-платформой Start и при поддержке Apple.

Надя рассказала:

Надежда Задорожняя

Режиссёр-документалист, автор телеграм-канала и подкаста «Оки Доки».

Какое нужно образование, чтобы снимать документальные фильмы

По моим наблюдениям, люди приходят в документалистику двумя путями:

  • Когда начинают замечать вокруг себя некие визуальные истории, интересных людей. Они понимают, что никто, кроме них, этого не видит, но хотят об этом рассказать и берут в руки камеру. То есть они просто очень любопытные и внимательные ко всему, что происходит вокруг.
  • А другой путь — это мой — когда ты находишь эти образы и интересные чувства через текст. Я всегда вела дневники и записывала какие-то свои чувства и переживания. Вот со мной что-то произошло, я думала: «Вау, как это было красиво, какой потрясающий жизненный узор!» — приходила домой, открывала Word, и получалась история.

Вот эта способность быть любопытным, замечать что-то вокруг — это одно из качеств режиссёра документального кино, и любовь к людям, конечно.

А что касается образования — я училась на филологическом факультете и, как потом выяснилось, это довольно популярный выбор для будущих кинематографистов.

После окончания университета я решила стать сценаристом. Нашла школу Германа Сидакова и поступила на курс шоураннеров Петра Внукова, креативного продюсера Good Story Media. Обучение длилось полгода.

Шоураннер — это и сценарист, и режиссёр в одном лице. Он не просто пишет сценарий и отдаёт его в продакшен, мол, делайте что хотите. Нет. Он создаёт сценарий, участвует в съёмочном процессе, каждый день взаимодействует с режиссёром и консультирует его.

Во время обучения мы создавали игровые короткометражки, и именно на их съёмках я поняла, что игровое кино — это вообще не моё! Но это обучение точно было для меня полезным, потому что мы научились взаимодействовать с командой — делать раскадровки, выставлять свет, записывать звук.

Документалисту часто приходится всё делать самому, особенно поначалу — он и сценарист, и режиссёр, и оператор, и иногда даже монтажёр. Этому всему можно научиться по ходу работы, а можно пройти такой комплексный курс, какой проходила я.

Не стоит думать, что если ты не учился во ВГИКе, то не сможешь снимать документальное кино (я так думала, и зря 🙂). Те, кто проходит длительное обучение, по факту всему учатся на практике — они много снимают и проявляются себя. А это можно делать и без учёбы во ВГИКе.

Как начать снимать документальное кино?

По прошествии некоторого времени после окончания курса я сидела дома, листала «Инстаграм»* и наткнулась на пост девушки, которая спасает бездомных собак. И я как-то неожиданно для себя ей написала: «Привет, меня зовут Надя, я режиссёр, хочу снять о тебе кино».

Совет №1


Никогда не используй формулировку «начинающий режиссёр»

Да, я ей так и написала: «Я режиссёр».

Воображай себя тем, кем ты хочешь стать. Не надо расписывать в письмах героям, что «я начинающий режиссёр, я так хочу рассказать вашу историю». Нет. Ты просто пишешь: «Я режиссёр, я хочу снять о вас кино», этого будет достаточно.

Эта девушка мне ответила: «Да, без проблем». Тогда я стала думать: «А на что же я буду снимать?»

Совет №2


Чтобы начать снимать, не обязательно иметь крутую технику

Мой стартер-пак документалиста был таким:

  • Телефон Huawei P10, или даже было что-то ещё похуже.
  • Я порылась в ящиках, нашла какую-то старую гоупрошку. Можете попросить что-то у друзей, а можно и телефоном обойтись.
  • Муж-звукорежиссёр дал мне рекордер Roland, чтобы писать звук. Если вы снимаете на iPhone, то можно вообще без рекордера или петлички.

Я всё это собрала и поехала снимать.

Совет №3


Анализируй свои ошибки и извлекай из них уроки

В итоге получился очень плохой документальный сериал 🙂

Но я им всё равно горжусь. А ещё больше горжусь тем, что я его выложила на YouTube. Потому что у меня была возможность видеть свою работу и анализировать ошибки, разбирать, что бы я сделала по-другому. Именно так и происходит процесс обучения.

Совет №4


Не бросай при первой неудаче

Нет, конечно, я подумала, что я так больше позориться не хочу и лучше я всё же буду филологом. Но потом я познакомилась с художницей Машей Янковской и поняла, что всё же хочу продолжать снимать.

И я написала Маше: «Слушай, давай что-нибудь поснимаем с тобой, какой-нибудь „Один день из жизни Маши Янковской“, а-ля Esquire». Она говорит: «Ой, я как раз хотела тебе предложить что-нибудь поснимать».

И я опять беру свой Huawei P10 и рекордер и еду к ней.

Совет №5


Установи контакт с героем

Мы снимаем Машину повседневную жизнь — как она работает, о чём-то рассуждает, как ездит покупать краски.

А однажды она мне говорит: «Знаешь, это было так классно. Обычно, когда ко мне приходит какая-то съёмочная группа, мне задают кучу вопросов, происходит какая-то суета. А ты просто находилась рядом, и было так комфортно. Ты умеешь слушать. Я это почувствовала, и мне хотелось рассказывать тебе обо всём подряд».

Она стала приглашать меня на какие-то свои тусовки, вечеринки, музеи, ужин с мужем, просто в гости. А я всё снимала и понимала, что набирается очень-очень много разного материала…

Совет №6


Не ограничивай себя форматом

Я поняла, что это будет опять-таки сериал.

Документальный сериал — это вообще очень удобный формат, потому что у фильма есть определённая структура, а в сериале ты можешь играть со структурой: у тебя одна серия о чём-то одном, вторая серия уже о чём-то другом, завязка и кульминация в каждой — своя. То есть сериальный формат даёт тебе свободу.

Таким, свободным и получился сериал «Это я — Машенька». Его я тоже выложила на YouTube.

Совет №7


Снимай о том, к чему у тебя есть человеческий интерес

Надо сказать, что фигура Маши уже тогда была довольно медийной. Но всё же снимала я про неё не из расчёта, что благодаря фильму о ней стану известной.

Как раз холодный расчёт был в фильме про бездомных животных. Я подумала, что это актуальная социалочка. Но, честно признаться, у меня самой к этой теме душа не лежала.

А вот в Машу и её творчество я действительно влюбилась. У меня возник к её жизни обычный человеческий интерес, любопытство: как у неё получилось стать популярной, как она добилась того, что её творчество заметили, как она проживала разные периоды, через какие-то ошибки прошла, как научилась позиционировать себя и зарабатывать на том, что делает.

Я была вовлечена во всё, что она говорит. И, кажется, что это видно в каждой серии.

Марии моя работа тоже понравилась, она начала ей делиться. А ведь могла бы и забыть про меня на следующий же день.

После публикации сериала меня заметили и стали приглашать к сотрудничеству. Так я начала зарабатывать на видеоконтенте — снимать и монтировать.

Совет №8


Говори «да» любой возможности

Я начала снимать «Это я — Машенька» всё на тот же Huawei. Но в середине съёмок купила iPhone и микрофон Zoom iQ7, который вставляется в разъём для зарядки и позволяет записывать видео с лучшим качеством звука.

Фильм посмотрела Аня, моя одногруппница по курсу шоураннерства, которая на тот момент уже работала в Good Story Media сценаристом.

Они работали над фильмом о сериале «Мир! Дружба! Жвачка!», и им пришла в голову идея снимать его на iPhone. Аня сказала своим коллегам, что у неё есть знакомая, которая снимает документалки на телефон (то есть я). Они позвонили мне и спросили, не хочу ли я заняться их фильмом о фильме.

Я сказала: «Да!» — а потом положила трубку и подумала: «Боже, на что я подписалась?»

Но на самом деле это важное умение — говорить «да», даже если ты не уверен в своих навыках.

Было непросто. Потому что здесь я впервые работала в большой команде профессионалов. Мы писали сценарий, брали интервью у работников из съёмочной группы и актёров, всё это требовало организованности и согласованности, потому что люди работали по сменам. Кроме меня были ещё операторы.

Но зато я окончательно распрощалась с мифом, что кино занимаются какие-то избранные, уникальные люди, что это какая-то закрытая тусовка, куда нельзя попасть и где все обладают какими-то тайными знаниями.

Нет. Меня пригласили просто потому, что у меня было желание снимать, я проявила себя и меня заметили. Если ты вкладываешься в то, что делаешь, то тебя не могут не заметить.

Моя смелость и желание работать окупились, этот фильм о фильме показали в эфире «ТНТ», и для меня это было про «Вау!».

Совет №9


Рассказывай о том, что делаешь

Пока мы работали над фильмом о фильме, я наконец-то придумала, как мне сделать документалку про материнство.

Я начала думать о ней, ещё когда была беременна. Я гуглила всякие проекты про мам, но тогда нашла один англоязычный док и шоу «Беременные» на «СТС». Но на мои вопросы о родительстве они не ответили 🙂

Я стала искать героинь для своего фильма. Через «Инстаграм»* нашла Кристину. Это мама пятерых детей, за которой я наблюдала с восторгом. Она с семьёй живёт в своём доме и, притом что у неё много детей, пребывает в абсолютном дзене! В общем, я предложила ей сняться в моём проекте, и она согласилась. Потом, также через «Инстаграм»*, нашла ещё одну героиню, у которой умер ребёнок. Я была так поражена: «Что? Дети могут умирать? А как с этим быть?» Написала этой девушке, она тоже согласилась сняться.

В общем, съёмки уже шли. Я также снимала это всё на телефон.

И однажды мы ехали со смены фильма о фильме и его креативный продюсер меня спросил, над чем я сейчас работаю. Я рассказала о героинях и идее фильма. И, видимо, так увлечённо, что продюсер попросил прислать драфт.

Никакого драфта у меня тогда ещё не было. Но я по-быстрому сделала «рыбу» вместе с Аней, которая порекомендовала меня на съёмки фильма о сериале. Этот черновик показали креативному продюсеру онлайн-платформы Start, и они предложили мне делать эту историю с продакшеном и публиковать её уже на стриминг-сервисе.

Помню, как они попросили составить смету, я такая: «Конечно, без проблем!» — а сама уже вбивала в поиске: «Как составить смету для документального фильма». Естественно, всё потом переделывали 🙂

Но фильм сняли. Тоже на iPhone, причём тут нас с оператором уже консультировали в Apple — рассказывали о том, какие фишки можно применять.

Совет №10


Развивай личный бренд и делись опытом

Летом 2022 года мы с режиссёром Николаем Викторовым запустили подкаст о документальном кино «Оки Доки». Ещё я веду телеграм-канал с таким же названием, где делюсь новостями, инсайдерской информацией, рассказываю про подкаст.

Во-первых, через эти каналы я знакомлюсь с другими документалистами и это очень развивает меня.

Во-вторых, благодаря им обо мне узнают люди, они понимают, что я разбираюсь в документальном кино, могу и беседу о нём поддержать и сделать качественную работу.

Какие навыки нужны режиссёру документального кино

Идеальный режиссёр-документалист должен уметь:

  • Наблюдать и замечать.
  • Проводить интервью, общаться с людьми, располагать к себе, слушать и слышать.
  • Монтировать, хотя бы на начальном уровне. Так ты будешь лучше понимать, какие кадры тебе нужны. А если будешь работать с монтажёром, то лучше сможешь объяснить, что тебе нужно.
  • Снимать. Опять же, когда ты снимаешь с оператором, ты можешь сказать: «О, смотри-смотри, какой кадр! Нам это точно нужно снять!»
  • Анализировать. Снимайте для себя. В такой работе можно позволить себе допустить ошибки и без ущерба для дела получить опыт. Это ценно, потому что, когда вы работаете с заказчиком, цена ошибки будет высокой.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».


Научитесь: Профессия Режиссёр Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована