Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Кино
#статьи

«Отдел нераскрытых дел»: 8 причин посмотреть нуарный детектив от Netflix

Хмурый Мэттью Гуд, депрессивные шотландские пейзажи и загадочное похищение в лучшем европейском сериале лета.

Детектив Карл Морк пытается вернуться к работе после того, как его подстрелили. Начальство не пылает любовью к хмурому, невоздержанному на язык детективу — поэтому отправляет его «с глаз долой, из сердца вон»: возглавить новый отдел, который будет заниматься «винтажными висяками» со всей страны.

К Морку присоединяются сирийский беженец Акрам Салим и офицер Роуз Диксон, которую из-за ПТСР сослали перебирать бумажки. А с больничной койки им помогает Харди — напарник и друг Карла, парализованный после злополучной перестрелки. Их первое дело — поиск прокурора Мерритт Лингард, бесследно пропавшей четыре года назад прямо с парома посреди залива.

Всё это — новый сериал британского Netflix от Скотта Фрэнка, режиссёра нашумевшего «Хода королевы». Кинокритик Елена Болотнова посмотрела «Отдел нераскрытых дел» и нашла восемь причин, почему он точно заслуживает внимания:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.

Колоритные персонажи, за развитием которых хочется следить

С первой же серии нам показывают персонажей, которые кажутся банальным набором клише: гений-социопат, стеснительная растяпа, молчаливый второй пилот и мужчина средних лет, переживающий профессиональный кризис. Но не ведитесь, это обманка. На самом деле все они идеально соответствуют месту и действию. Часто в историях важен лишь протагонист, а все остальные герои просто существуют в предложенных обстоятельствах. В «Отделе» же все центральные персонажи влияют на ход повествования — без каждого из них этот пазл бы никогда не сложился.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Карл Морк

Главный герой — детектив Карл Морк, прямолинейный и хмурый полицейский. Его и до ранения вряд ли можно было назвать душой компании, ну а после трагедии он стал совсем уж невыносим. Морк разительно напоминает типичных для подобного процедурала героев — то доктора Хауса, то Алека Харди из «Бродчёрча». Чувство собственного превосходства, высокомерие, проблемы с социумом.

Взять хотя бы то, как он ведёт диалог: люди думают, что Морк издевается над ними и бесконечно спорит просто ради спора. На самом же деле он просто хочет добиться ясного ответа на свои вопросы. Благодаря его отстранённости мы ярко видим все недостатки полицейской системы: провалы сотрудников, коррупционные схемы и то, насколько большинству откровенно наплевать на службу.

Обычно такое поведение — способ защиты, следствие травмы или зависимости (вспомнить хотя бы доктора Хауса). Но Морк и вправду считает себя лучше всех остальных. Кажется, что подобного героя любить не за что и незачем. Но Мэттью Гуд, английского бульдога съевший на образах всяческих благородных джентльменов, наделяет своего персонажа таким обаянием, что даже под несуразным свитером и неухоженной бородой его надменность выглядит безупречно аристократической. А ещё Карл Морк тут единственный англичанин среди шотландцев — и в этом ему можно лишь посочувствовать.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Акрам Салим и Харви

В кино и сериалах таких хаотичных социопатов всегда кто-то уравновешивает: не ради их блага, чтобы лучше работали, а ради нас, зрителей и читателей. В «Отделе» напарники Морка — что Харви (Джейми Сивес), что Акрам (Алексей Манвелов) — безупречно следуют этому правилу. Оба — чудовищные флегматики, замкнутые в себе и в своей работе.

Акрам — сирийский беженец и отец двух дочерей, ради которых и хочет вернуться к тому, что умеет лучше всего, — поиску людей. Акрам спокоен, знает своё дело и может контролировать эмоции в любой ситуации. Карл частенько выходит из себя, а Салим даже людей калечит со спокойствием удава. Вполне возможно, что в Сирии он был не просто полицейским, а палачом режима (остаётся лишь гадать). В любом случае персонаж Алексея Манвелова подкидывает зрителям массу поводов задуматься о природе добра и зла.

Харви — не разлей вода с Морком: оба считают себя выше остальных сотрудников и фривольно отшучиваются даже по пути на место преступления.

Пуля нападавшего почти полностью его парализовала, и Харви малодушно подумывает о смерти, но работа над новым делом (конечно, из позиции «кто, если не я») помогает ему снова почувствовать вкус жизни. Он мастер поиска информации и анализа улик, а ещё великолепно работает с документами, так что отделу Карла без него не обойтись.

Травма сломала Харди, и пока что он может участвовать в расследовании только в качестве стороннего консультанта, этакого «запасного напарника». При этом он всё ещё остаётся самым близким другом Морка, не зря они проработали вместе столько лет. И рациональный взгляд Харви частенько позволяет Карлу трезво взглянуть на собственную версию событий.

Роуз Диксон

Какой отдел полиции без девушки на подхвате, кто же будет тогда носить документы и собирать сплетни? Роуз (Леа Бирн) с её стилем «уставшей англичанки» кажется единственным нормальным человеком в отделе Q: случайным людям конечности не ломает, панические атаки посреди улицы не ловит. Но не тут-то было.

Поначалу можно подумать, что всё, из чего состоит Роуз, это прошлые неудачи, ПТСР и проблемы с диагностикой ОКР. Она уже работала с Морком, но из-за нервного срыва допустила фатальную ошибку — и, кажется, обречена теперь похоронить карьеру в полиции, довольствуясь ролью секретарши (кто выпустит «в поле» психически нестабильного копа?).

Возможность перебраться в новый отдел становится для Роуз спасительным тросом — и она цепко хватается за него, доказывая себе, другим героям и зрителям, что её рано списывать со счетов. В арсенале Роуз талант, хорошая интуиция, полицейский опыт и немного сумасбродства (как и подобает девушке с рыжей копной волос). Именно она становится персонажем, вместе с которым зритель следует по истории: задаёт кучу вопросов и ломает голову над происходящим.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Вместе вся эта пёстрая компания — на первый взгляд, самый травмированный коллектив, какой только можно представить. Или, как считает руководство, главные неудачники департамента. Сама идея создания их отдела — чистый пиар-ход, но в то же время они — единственные, кто действительно выполняет свою работу, а не просто бросается красивыми словами.

Разрушить эту идиллию может лишь харизматичный главный злодей: «Отдел» и тут следует по стопам классического детектива. Злодею, как водится, не повезло по жизни — тяжёлое детство, физические недостатки, проблемы в семье. При этом ему несложно втереться в доверие к жертве: он способен лгать, скрываться и выдавать себя за другого человека так, что никто не заподозрит подмены. Хороший кандидат на место злоумышленника из первого раскрытого «висяка» звёздного отдела (хотя и достаточно предсказуемый).

Old-fashion-детектив в его британском воплощении

«Отдел нераскрытых дел» — это в первую очередь классический детектив о работе полиции. Мы привыкли, что сегодня полицейские в фильмах и сериалах чаще всего просто ходят туда-сюда на фоне места преступления с задумчивыми лицами, а история разворачивается как-то сама собой. Но здесь всё иначе: сотрудники «Отдела» реально работают: изучают улики, выезжают на место преступления, опрашивают свидетелей и обсуждают все возможные версии.

Карл Морк выделяется среди коллег из других сериалов не только паршивым характером, но и профессиональной насмотренностью и интуицией. Даже расследование о покушении на полицейских (и на него самого в том числе) Морк лёгким движением руки ставит на нужные рельсы: ему достаточно лишь мельком бросить взгляд на доску с уликами, и всё становится ясно.

Дуэт Карла и Акрама (во время работы сириец блещет интуицией, например, выуживая из огромной кипы дел то самое) выглядит как слегка клишированный, но рабочий тандем. Роуз и Харди тоже работают в полиции не за красивые глаза — их навыкам поиска информации стоит только позавидовать.

В итоге образуется слаженная команда, где каждый знает свои задачи и выполняет их на отлично. Наблюдая за их работой, зритель может чуть ли не изучать детективное мастерство: так детально показаны в сериале даже мелкие детали работы полиции. Хотя, возможно, дело ещё и в хронометраже — за девять эпизодов сериал успевает подробно показать практически все составляющие расследования, даже повседневную рутину.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Основная сюжетная линия раскручивается постепенно, как в классических английских детективах: подсказки появляются одна за другой, то усложняя расследование, то подводя нас к разгадке. При этом здесь нет шокирующих сцен, единственная цель которых — удержать внимание зрителя.

«„Отдел нераскрытых дел“ — очень умный и проработанный [сериал], Скотт [Фрэнк] пишет блистательных персонажей. Он всегда относится к аудитории как к настолько же сообразительной. Он не снижает планку».

Мэттью Гуд для Country & Town House

Конечно, без клише не обошлось и в самом сценарии. Сколько раз мы уже это видели: команда талантливых «неудачников», собравшихся вместе по воле случая, и только они одни могут разгадать загадку, победить зло и спасти мир (ну или хотя бы разобраться с коррупцией в собственном полицейском департаменте).

Такой троп, весьма распространённый сегодня, может легко погубить сюжет, если следовать ему буквально. Но с клише тоже можно работать грамотно — тогда они не делают историю вторичной. Такой подход можно найти, например, в «Медленных лошадях» и «Охотнике за разумом». По такому же принципу выстроена и работа героев в «Отделе».

Они оказываются в одной лодке условных аутсайдеров не потому что их кто-то невзлюбил, а по объективным причинам: вопросы гражданства, медицинские проблемы, ПТСР. Да и расследуют дело они не потому, что «за всё хорошее против всего плохого», а потому, что это их работа. Зритель получает знакомый формат сюжета, в котором всем есть чем заняться, — и наблюдать за развитием этого сюжета крайне интересно.

Шотландские виды как неотъемлемая часть истории

Эдинбург становится в сериале не просто местом действия, а практически одним из его героев. Как и остров, куда персонажи отправляются на пароме в поисках правды. Вот только зритель посреди всей этой красоты в том же положении, что и Карл Морк: как говорится, нет ничего чудовищнее, чем англичанин, застрявший в сердце Шотландии. Сумрачное небо постоянно давит, а жить и работать в этих каменных стенах невозможно, так и хочется вырваться на свободу.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Тайны, которые стремится разгадать отдел, будто скрываются в самих местах — в первую очередь ими полон неприветливый Эдинбург. Даже подвалы, в которые отправляют детективов, — часть лабиринта из мелких преступлений, по которому можно дойти до главной разгадки. Морк с коллегами сидят там, в бывших душевых без окон, а над ними разворачивается жизнь остального департамента. Как будто они сознательно отделились от всех, чтобы срастись с мрачностью города, а не были сосланы туда.

Пока над ними ищут напавшего на детективов преступника, отдел роется в том, что сокрыто. Хмурые старые здания, в которых происходят преступления и их расследования, тоже воздействуют угнетающе: особенно показателен один из флешбэк-эпизодов про жертву похищения, которая беседует со своим коллегой о провальном деле в суде — на парковке, окружённой домами, сливающимися с чёрными небом, и будто в ливень, хотя никакого дождя и нет.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Сгущает мрачные краски и природа Шотландии, которую зритель наблюдает то на острове, то с парома. Эти эпизоды как будто дают нам возможность сбежать из каменного Эдинбурга, но Морка это не спасает. Детектив словно сознательно запирает себя в городе, который ему не нравится: в основном, конечно, раздражают люди, но и промозглая погода вносит свою лепту.

Сюжет-головоломка, от которого невозможно оторваться

«Отдел» не пытается угнаться за разрешением всех проблем разом. Герои постепенно разбираются в своих задачах, а зритель — в мотивации героев. При этом назвать историю простой не поворачивается язык: хотя сюжет раскручивается плавно, он иногда подкидывает альтернативные гипотезы, заставляя нажать на паузу и ещё раз обдумать все события. А порой зритель проваливается в ложные ветки истории, из которых довольно сложно выбраться.

«Я запутался в сюжете. Меня ввела в заблуждение структура, и я не хочу раскрывать слишком многое... Но в первом и втором эпизодах я подумал: „А, ладно, всë в порядке. Хорошо. Ты заставил меня почувствовать себя немного глупо“».

Мэттью Гуд для Hollywood Reporter

Одной из таких ловушек становятся флешбэки. Их довольно много, и в какой-то момент можно серьёзно запутаться — что из происходящего на экране углубляет историю, показывая дополнительные события, которые не влияют на основной сюжет, а что относится к актуальному времени.

Например, сперва совсем не очевидно, что начало истории про девушку-прокурора разворачивается за несколько лет до открытия отдела. Морку рассказывают, что к его отделу будет приставлен собственный прокурор, чтобы помогать с делами. Но прокурор, которую нам показывают, оказывается той самой жертвой, чьё дело нужно раскрыть детективам.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Создатели сериала частенько не утруждают себя объяснениями, кто кому кем приходится и какие истории кроются за полицейской рутиной. Зрителям приходится собирать целостный портрет каждого героя из мелких деталей. Так мы узнаём, что Морк не просто разведён, но и заботится о пасынке; что у Роуз не только ПТСР, но и ОКР, и это сильно осложняет ей жизнь. Зрителю остаётся лишь плыть по течению, ловя приметы, детали, зацепки — о том, какую роль сыграет каждая из них, в моменте можно лишь догадываться.

Для Скотта Фрэнка такой подход не нов, в «Ходе королевы» он выстраивал историю по таким же принципам: грамотно расставленные якоря, нарастающий саспенс и порой предсказуемые, но при этом совершенно не раздражающие клиффхэнгеры. Следуя за нуарным первоисточником, эпизоды «Отдела» иногда могут провисать в середине — такая проблема встречается во многих скандинавских детективах. Но все, даже провисающие серии, хорошо разгоняются под конец, так что оторваться от экрана практически невозможно.

Концепт обретённой семьи как главный троп сериала

В кинематографе существует популярный троп под названием found family — «найденная, обретённая семья». Герои находят близких себе людей не среди родных по крови, а среди друзей или коллег с общими взглядами на мир. Найденная семья может быть ближе официальной или полностью её заменять — это даёт надежду, что найти своих сможет каждый, даже тот, кому не повезло с кровными родственниками.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

В начале истории единственный близкий человек Карла — его друг и напарник Харди. Но чем дальше отдел продвигается в своём расследовании, тем больше вокруг главного героя собирается людей, близких ему по духу. В конце истории Карл, Роуз, Акрам и Харди все вместе сидят в гостиной дома Харди, будто счастливая семья.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Особенно очевидным троп обретённой семьи становится в момент, когда зритель собирает воедино картину прошлых событий и узнаёт, что все герои в некоторой степени травмированы своими родственниками. Развод Морка явно оставил его в ужасном положении — в городе, где ему не хотелось бы находиться, вынужденным заботиться о подростке, который ему даже не родня.

Роуз при каждом звонке домой убеждает всех, что у неё всё замечательно, что она ходит на свидания с респектабельными мужчинами и успешна на работе. По-видимому, родители и не подозревают о её ментальных проблемах. Акрам после побега из Сирии всю свою новую жизнь выстраивает вокруг идеи о том, чего хотела бы его семья, но никак не может оправиться после потери супруги.

Отдел, конечно, не может быть идеальной «найденной семьёй», как, например, было с музыкальным коллективом в сериале «Хор» (его традиционно считают одним из самых ярких примеров тропа): всё-таки Карл, Акрам, Харви и Роуз больше коллеги, чем друзья. Но эта новая связь для многих из них становится настоящим спасением.

Репрезентация, которая работает как терапия

В какой-то момент может показаться, что «Отдел» — не детектив, а стандартный драматический сериал, и всё, что делают герои, — пытаются решить свои проблемы. Но в итоге получается, что одни травмированные люди пытаются вылечить других таких же травмированных.

У Карла Морка даже есть свой терапевт, к которому его обязали ходить на работе. Но сложно сказать, помогает ли Карлу терапия: он травмирован и физически, и психологически, мучается от чувства вины и не способен критически оценивать своё ментальное состояние.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Роуз, по-видимому, тоже проходила подобное лечение: мы знаем, что в прошлом её отстранили от работы из-за нервного срыва. Акрам кажется самым психически устойчивым из всех, но зритель может лишь догадываться о тайнах его прошлого, которые превратили интеллигентного человека в машину для пыток.

Команду отдела очень хочется назвать командой неудачников — но это не так. Это лучшие сотрудники в своей сфере, талантливые профессионалы, просто попавшие в не слишком благоприятные обстоятельства. Скотт Фрэнк даёт им возможность раскрыться и получить помощь, которая им так необходима.

Для зрителя это выглядит не только как знак, что всё может наладиться, но и как репрезентативный маркер. Кажется, что фильмов, показывающих людей с ментальными особенностями и заболеваниями уже достаточно, — но нет, их не может быть достаточно. Тот же Морк — не просто высокоактивный социопат, которых мы привыкли видеть в центре европейского детектива, а реально нуждающийся в помощи и поддержке человек.

Особенно ярко это проявляется в эпизоде разговора Карла с пасынком: мужчина хвалится подростку, что наконец-то работал как настоящий полицейский, что он был полицейским. И этот момент становится для него одним из самых терапевтичных за всю историю.

Наконец-то удачная экранизация оригинальной серии книг

Несмотря на чисто британский формат, изначальная история — типичный скандинавский детектив, подобно «Девушке с татуировкой дракона» Стига Ларссона или «Снеговику» Ю Несбё.

«Отдел Q» придумал датский писатель Юсси Адлер-Ольсен: эти книги прославили его, сделав одним из главных авторов бестселлеров в стране. Больше 4,7 миллиона книг было продано только в Дании.

В романах Адлера-Ольсена детективы Карл Мёрк и Хафез Асад работают в специальном полицейском подразделении, раскрывая «висяки» по всей Дании. Первый роман цикла, «Женщина в клетке», вышел в 2007 году, а всего серия насчитывает 11 книг, которые рассказывают об одиннадцати различных расследованиях отдела.

Юсси Адлер-Ольсен на закрытом показе сериала «Отдел нераскрытых дел» в отеле Ham Yard в Сохо, в центре Лондона
Фото: Ian West / PA Images / Getty Images

Первые романы снискали статус культовых достаточно быстро, и уже в 2013 году датчане сняли первую экранизацию. Триллер «Мистериум. Начало» собрал в прокате 13 миллионов долларов, получив высокие оценки критиков и зрителей. Неудивительно: он идеально вписался в тренд на скандинавское кино, который в те годы только набирал обороты.

За следующие несколько лет вышло ещё пять фильмов об «Отделе». Их, как и первый, приняли тепло и в Дании, и за рубежом. Но сам Адлер-Ольсен изначально не оценил выбор кастинг-директоров: датчанин Николай Ли Кос, сыгравший Карла Мёрка, больше походил на Бонда, чем на уставшего от жизни детектива. В пятом фильме «Мистериум: Эффект Марко» роль перешла актёру Ульриху Томсену. Такой вариант устроил писателя больше, но, по-видимому, не до конца.

В новом сериале от книг осталась только основная экспозиция, намётки героев да главное дело в общих чертах. Первый сезон, как и первый фильм 2013 года, основан на романе «Женщина в клетке» — и там жертва была депутатом датского парламента, а не прокурором, что в корне меняет возможную мотивацию похитителей. Детективов никто не отстраняет от работы, в отличие от фильма: хотя и со скрипом, но руководство помогает отделу— например, всё-таки выдаёт Морку машину для поездок по стране.

Разительные изменения коснулись и образа главного героя. В романах он выглядит как типичный детектив из скандинавского нуара: циник, который непревзойдённо умеет держать лицо, несмотря на полный хаос в личной жизни. «Я скала, я кремень» — именно таким детектив Мёрк был в исполнении Ульриха Томсена. Морк Мэттью Гуда другой: потрёпанный жизнью, вспыльчивый. Он всё ещё укладывается в амплуа героев скандинавского детектива, которые часто балансируют между статусами героя и антигероя, но кажется более хрупким и эмпатичным.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

«На самом деле Скотт сказал мне, что нет смысла читать книги, потому что теперь, когда мы в Шотландии, они больше не имеют значения и я играю англичанина. Он сделал это, чтобы я стал аутсайдером, что очень умно».

Мэттью Гуд для Country & Town House

Новый сериал — более британская версия истории, где наследие английского детектива преобладает над чертами скандинавского романа. При этом влияние первоисточника велико, общее настроение и мрачные краски никуда не делись. Настолько, что Гуд, не читавший книг, устроил автора серии даже больше, чем актёр из первой версии, пытавшийся играть по тексту.

Продуманная работа с цветом, которая делает историю объёмной и яркой

Когда книги об «Отделе нераскрытых дел» только выходили, их активно критиковали за чрезмерную жестокость — мол, скандинавские детективы уже переходят всякие границы, предлагая читателям слишком много крови и насилия. Но в сериале таких моментов практически нет: бросаются в глаза лишь эпизоды нападения на детективов, избиения Карлом сталкера и [спойлер] в финале. Эти моменты заседают в голове намертво — в том числе из-за внезапных красно-бурых акцентов.

В остальном сериал, кажется, состоит из мрачного Эдинбурга, серого острова и редких цветовых акцентов. На самом же деле палитра этой истории гораздо красочнее и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Мы попросили рассказать о визуальной части сериала нашу коллегу — Ольгу Скворцову, которая лучше всех в Skillbox Media знает, как устроены цвет и композиция кадра.

Ольга Скворцова

Художница, арт-директор Skillbox Media

Цветовая гамма фильма строится на игре тёплого и холодного. В тёплых оттенках преобладают бордово-коричневые, с охристыми вкраплениями, а в холодной гамме правит зелёный — от синеватого до болезненного салатового. Это противостояние достигает кульминации в сценах со [спойлер] героиней: чистый красный и чистый зелёный бьют по глазам своей интенсивностью.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Тёплые цвета создают пространства безопасности и комфорта. Квартира героини, офис психотерапевта и даже подвал, куда ссылают героев, показаны в тёплой гамме — от жёлтого до тёпло-бордового и коричневого. Тем отчуждённее смотрятся на их фоне герои в сине-зелёных свитерах и худи, как будто не находящие умиротворения даже в свете и тепле.

Кадр: сериал «Отдел нераскрытых дел» / Flitcraft / Left Bank Pictures

Дом главного героя и пространство больницы, где находится пострадавший по его вине друг, могут конкурировать в своей синевато-голубой холодности. Но в сцене, где герой пытается наладить отношения с пасынком, освещение меняется на более тёплое. Выбивается из этого холода и комната соседа: она выглядит тёплой и обжитой, отдельным укрытым мирком.

Оператор использует активные цветовые пятна, чтобы расставить акценты: фото свидетеля на стене, которое должно привлечь внимание сюжетно и композиционно, ярко-салатовый мяч в руках героя и такая же яркая куртка убитого полицейского, не позволяющая перевести взгляд на вроде бы главных персонажей в сцене.

Единственный эмоционально живой персонаж — Роуз — выглядит на фоне холодного офиса ярким цветным пятном. Сам же офис со своими серо-синими стенами, изумрудными лампами и светом мониторов создает ощущение максимально неуютного пространства. Чего не скажешь о мрачном, на первый взгляд, подвале, который на самом деле оказывается убежищем для команды, что подчёркивается охристой гаммой и тёплым освещением. Свет вообще играет отдельную роль в общих планах — от назойливых пятен зелёных ламп до заполняющих источников света, дающих надежду.



В какой профессии на удалёнке вы добьётесь успеха?

Пройдите бесплатный тест и узнайте ответ за 15 минут. А потом попробуйте свои силы в выбранной специальности.

Пройти тест →
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать?
Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована