Как зажглась и погасла киновселенная DC. И что будет дальше
15 июня на экраны вышел новый «Флэш», и он полностью перезапустил вселенную.
Кадр: фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» / Warner Bros.
Фильмы о героях комиксов DC снимали много лет. Вспомнить хотя бы нашумевшего «Тёмного рыцаря» с Кристианом Бэйлом в главной роли или «Зелёного Фонаря» с Райаном Рейнольдсом, а первый фильм о Супермене вышел вообще в 1978 году.
Но всё это были никак не связанные между собой истории. И вот в 2013 году стартовала так называемая расширенная вселенная DC. Но, увы, прожила она только 10 лет. 15 июня 2023 года вышел «Флэш», который перезапустил таймлайн.
В этой статье расскажем:
- почему эпопея, начавшаяся с «Человека из стали» Снайдера, проиграла киновселенной Marvel;
- почему та же участь не постигла анимационную вселенную DC;
- и почему новый «Флэш» всех спасёт.
Как появилась расширенная киновселенная DC
К 2013 году киновселенная Marvel уже существовала. Развивалась она по законам комиксов: Marvel Studios выпускала фильмы про каждого героя в отдельности, а затем скрещивала их сюжетные линии в эпичном кроссовере. Первые «Мстители» в 2012 году собрали 1,5 миллиарда долларов в прокате.
Конечно, такой успех не давал покоя DC. У него никакой киновселенной не было: Warner Bros. снимала лишь разрозненные фильмы, которые никак не были связаны друг с другом. И было решено это положение дел исправить.
Супермен — один из главных героев комиксов DC. Вряд ли в мире существует человек, который не знает этого бойскаута в синем трико. Поэтому и начать вселенную с него было логично.
Для постановки «Человека из стали» пригласили Зака Снайдера, снявшего «300 спартанцев» и «Хранителей» — образцовое комикс-кино. Одним из сценаристов стал Кристофер Нолан, нашумевший до этого культовым «Тёмным рыцарем».
В DC Снайдера окрестили героем — тем самым человеком, который поведёт компанию в светлое кинобудущее. Вернее, в тёмное: фильмы режиссёра всегда отличались мрачностью, приземлённостью, претензией на философию и деконструкцию образа супергероя.
И вот, даже Супермена, кумира миллиардов, Снайдер представил тем, кому предстоит утопить мир в смерти и самому утонуть в человеческих черепах. Зак нашпиговал «Человека из стали» религиозными метафорами. Впрочем, за этот мрак фанаты Снайдера его и ценят.
«Человек из стали» рассказывал о противостоянии пришельца Кал-Эла, воспитанного среди людей, и вторженца генерала Зода — этакого призрака прошлого с родной планеты Кал-Эла. Зод хотел спасти свой народ и надеялся, что Кал-Эл ему поможет, но тот отказался, так как воспитывался на обычной земной ферме и считает себя человеком (хотя мог бы быть богом, в общем-то).
Деконструкцию бога Снайдер продолжает в фильме «Бэтмен против Супермена» (2016). Проблема в том, что в процессе битвы с Зодом Супермен невольно убил множество людей. Согласитесь, нечастая тема в супергероике.
Бэтмен (который тоже не гнушается убивать людей, кстати) справедливо считает, что стал свидетелем битвы двух опаснейших существ, которые могут, глазом не моргнув, уничтожить весь мир. Он и не подозревает, что у Супермена есть важные для него, близкие люди: мать и любовь всей жизни, Лоис Лейн. Он видит лишь летающего всесильного инопланетянина, который взглядом разрезает небоскрёбы.
Так начинается противостояние Бэтмена и Супермена, а вместе с ним и начало падения киновселенной DC. Да, вот так сразу — и четырёх лет не прошло.
Вселенную начинает лихорадить
Вместо того чтобы работать со своими персонажами так же, как в комиксах, — то есть сначала сольные истории, а затем большой кроссовер, — Снайдер (или продюсеры, этого мы уже не узнаём) решил уже во втором фильме схлестнуть двух главных героев: Бэтмена и Супермена.
Конечно, это была ошибка. Несмотря на то, что подавляющее количество зрителей уже были знакомы с Суперменом и Бэтменом по другим фильмам, в рамках новой вселенной это всё-таки были новые персонажи, которых следовало раскрыть заново. Тем более, что в кино запихнули ещё и Чудо-женщину, вообще ничего о ней не сказав.
Злодеем в «Бэтмене против Супермена» выступил Лекс Лютор, один из главнейших людей в историях о Супермене и самый страшный его враг.
Сейчас трудно сказать, кто именно виноват в провале. Возможно, сам Снайдер с командой сняли слишком много, а может быть, слишком сильно влезли продюсеры. Но факт остаётся фактом: из фильма вырезали две важнейшие сюжетные линии, без которых противостояние Супермена и Бэтмена потеряло логику. В них раскрывалась политическая подоплёка и подстава Лекса, который создал негативные образы как Супермена, так и Бэтмена.
В итоге фильм утратил конфликт — то главное, что вообще движет героями.
Ещё одной причиной неуспеха фильма стало то, что Warner Bros. бежала впереди паровоза. Студия так хотела свою киновселенную «как у Marvel», что уже в «Бэтмене против Супермена» появилась линия, соединяющая фильм с предстоящей «Лигой справедливости». Из будущего прибыл Флэш и сообщил Бэтмену, что скоро явится Дарксайд, и главное сейчас — сохранить жизнь Лоис Лейн.
То есть обычный зритель, пришедший посмотреть на драку двух самых известных супергероев, внезапно увидел некие отсылки к грядущей «Лиге справедливости». Стоит ли говорить, что у многих после такого вброса остались вопросы?
В Warner Bros. так торопились показать Дарксайда до того, как Marvel покажет Таноса (а они во многом схожи), что просто всех запутали.
Увы, всё это вместе сделало столь амбициозный фильм провальным. Убыточным он, конечно, не стал, но не собрал даже миллиарда долларов — и это при таких-то титульных героях. Иными словами, это был не бизнес-провал, но провал идеологический.
После «Бэтмена против Супермена» внутри Warner Bros. образовалась структура DC Films (сейчас DC Studios), которая должна была снимать кино дальше и управлять развитием киновселенной.
Первым фильмом, который она выпустила, оказался «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра. Он не понравился ни критикам, ни зрителям. Как потом говорил сам Эйр, картину нещадно порезали и вообще по-продюсерски отвратительно вторгались в её производство.
Ну а потом в DC Films загорелись кресла и полетели головы. В ходе череды кадровых переназначений студия выпустила несколько в целом успешных фильмов, чтобы хоть как-то подвести к будущей «Лиге справедливости», которую снимал Снайдер. Но картину в результате приняли ещё хуже, чем «Бэтмен против Супермена».
Что случилось с «Лигой справедливости»
В 2017 году Снайдер покинул пост режиссёра проекта. Есть мнение, что Снайдера хотели убрать сразу после «Бэтмена против Супермена», а тут подвернулся повод: дочь Зака покончила жизнь самоубийством и ему стало не до работы. Другое мнение: у Снайдера и не получалась хорошая «Лига» — то ли из-за творческого кризиса, то ли из-за давления продюсеров.
Доделывать кинокартину поручили Джоссу Уидону, снявшему до этого «Мстителей: Эру Альтрона» (2015). Фильм, который у Снайдера должен был называться «Лига справедливости: Часть 1», потерял цифру в названии, а также пропали множественные сюжетные линии, ведущие к большому сражению с Дарксайдом, и мрачный тон (но, кстати, не факт, что это было решение Уидона). Словом, «я его слепила из того, что было».
Итог закономерен: «Лига справедливости» никому не понравилась. Фанаты начали требовать, чтобы опубликовали режиссёрскую версию Снайдера. В Twitter поднялся скандал, а тег про «снайдеркат», то есть про режиссёрскую версию Снайдера, стал завсегдатаем топов.
И как знать, возможно, она никогда бы и не вышла, если бы не запустили стриминговый сервис HBO Max (теперь просто Max). Привлекать народ надо, и «снайдеркат» отлично подошёл на эту роль.
Режиссёрская версия оказалась определённо удачнее той, что показали в кинотеатрах, но, увы, нужное количество материала Снайдер доснять не успел, так что сюжет не вёл ни к какому большому конфликту, а Дарксайда попросту слили.
DC Film выпустила ещё несколько фильмов в рамках киновселенной, но они были слабо связаны между собой. Короче, всё опять пришло к сольникам — тому, от чего DC так старательно уходило.
В результате киновселенная умерла, едва родившись. Хотя, быть может, с таким подходом она была мертворождённой изначально?
Но есть и хорошая новость: DC Studios поняла, что нельзя брать фильм и превращать его во что-то совсем иное на монтаже. Что нельзя запрещать авторам творить. И что торопиться тоже не стоит.
Из стана Marvel в DC перешёл Джеймс Ганн, снимавший «Стражей галактики», и, вместе с коллегой Питером Сафраном, взял планирование новой киновселенной DC на себя. А впереди нас ждёт уже череда новых фильмов. Но есть одно но. Как объяснить зрителю, что вообще случилось и почему Супермена с Бэтменом играют другие актёры? Где там Дарксайд? Что вообще происходит?
Всех спасает Флэш
Сольник Флэша должен был выйти ещё давно, но попал в производственный ад: менялись режиссёры и сценарий, фильм постоянно отодвигался. Так что вышел он только сейчас — 15 июня 2023 года. И несмотря на то, что впереди есть ещё новая часть «Аквамена» и «Синий Жук», именно «Флэш» знаменует собой перезагрузку вселенной.
Всё просто: благодаря суперскорости Флэш умеет попадать в другое время (а иногда — и в параллельные миры) и менять прошлое. Так что ему сразу предрекали обновление таймлайна.
Планировалось, что будет экранизация комикса «Флэшпоинт» 2011 года, где Флэш решил спасти свою погибшую давным-давно мать и тем самым изменить ход истории. В результате действий Флэша Супермен упал не на ферму, а на Метрополис — оказался в лабораториях и не видел Солнца, которое значительно усиливает его суперспособности. Чудо-женщина и Аквамен развязали кровопролитную войну и затопили половину Европы. А вместо Томаса и Марты Уэйнов умер сам Брюс Уэйн — будущий Бэтмен. Его место занял разочарованный в жизни отец, а мать сошла с ума и стала Джокером.
Как и любой другой большой кроссовер, «Флэшпоинт» рассказывал о судьбах разных персонажей, которые поломало решение Флэша изменить прошлое. Часть героев даже переубивали друг друга.
Что-то такое ждали и от «Флэша» в кино. Вот только новая киновселенная не успела накопить достаточно персонажей.
В итоге фильм совмещает в себе две комиксные арки: «Флэшпоинт» и «Конвергенцию», которая ответственна за все камео, кстати говоря. По итогу Флэш меняет пространственно-временной континуум, но к чему это всё ведёт — неясно. И теперь сюжет оставляет простор для Джеймса Ганна и Питера Сафрана.
Что будет дальше
Планы у Ганна и Сафрана амбициозные и при этом необычные. Они делают ставку на разножанровые фильмы и берут за основу далеко не самые известные сюжетные арки из комиксов.
Так, например, новая вселенная стартует с Супермена, но это не будет стандартная история происхождения (все же уже знают, кто такой Супермен, правда?). Вместо этого Джеймс Ганн собирается сконцентрироваться на эмоциональной части персонажа. «Супермен должен быть таким, чтобы его хотелось обнять», — говорит он.
Вместе с этим мы увидим кино про Супергёрл, кузину Супермена. Криптонский мальчишка свалился на американскую ферму и тут же обрёл любящих родителей. У Кары Зор-Эл этого не было: она всю юность наблюдала, как гибнет её родной мир.
Вместе с тем планируется фильм «Авторитеты» (в другом переводе «Власть») о жестоких малоизвестных супергероях, которые ни перед чем не остановятся и готовы причинять добро любыми способами. Новый фильм же про Бэтмена, «Отважный и смелый», сосредоточится на отношениях Тёмного рыцаря и его сына — наёмного убийцы.
Будет несколько сериалов — о космических копах Зелёных Фонарях и Бустере Голде. Наконец, обещают и настоящий хоррор — «Болотная тварь».
Нынче часто говорят об усталости от супергероики, но Ганн считает, что дело не в этом, а в очень похожих друг на друга фильмах. Сложно с этим не согласиться — ну и уже заметно, что Ганн и Сафран всячески сторонятся похожести в рамках DC Studios.
Но самое важное то, что они собираются объединять в одну вселенную вообще всё, что выходит по DC за пределами комиксов. То есть кинокартины, сериалы, мультфильмы и даже видеоигры будут связаны между собой. Что из этого получится — пока непонятно.
Вселенная, у которой всё получилось
Но рассказ об экранизациях DC был бы неполным без его анимационной вселенной. Она развивалась параллельно снайдеровской, и её авторы всё сделали идеально.
Она началась с экранизации «Флешпоинта» в мультфильме «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта» (2013). Барри Аллен попытался спасти свою мать, но испортил таймлайн, где всё пошло наперекосяк. Таймлайн удалось перезапустить, но история при этом началась совершенно новая.
Анимационная вселенная существовала с 2013-го до 2020-го, а её отголоски звучат до сих пор. За это время вышло более 20 анимационных фильмов, связанных одними и теми же персонажами и сквозной сюжетной линией.
О каждом важном герое сняли отдельный мультфильм, а то и несколько — как в случае с Бэтменом, например.
Авторы даже ввели магический аспект: появилась «Тёмная Лига справедливости» с рейтингом 18+. И что занимательно, мультфильмом с ней — «Войной Апоколипса» — вселенную и закончили: Дарксайд поработил Землю, влил в Супермена являющийся опасным ядом для этого персонажа криптонит, многие погибли, кто-то превратился в слуг тирана.
Вышло ничуть не хуже, чем у Marvel в дилогии «Войны бесконечности». Все сюжетные линии, начавшиеся ещё несколько лет назад, сплелись воедино, и Дарксайда всё-таки одолели, но высокой ценой. Некоторые герои не пережили эту арку, другие остались калеками.
Завершилась «Война Апокалипсиса» настолько мрачно и страшно, что Флэшу ничего не оставалось, как сделать ещё один прыжок во времени и снова всё перезагрузить.
Вот такой могла бы быть киновселенная DC от Снайдера, если бы не ошибки менеджмента и досадное стечение обстоятельств. Но, увы, имеем то, что имеем, — мёртвую вселенную, в которую вбухали огромное количество денег, а в итоге просто перезагрузили, чтобы начать заново.