Киновселенные: что это такое и кто их придумал
Разбираемся, как Голливуд превратил кино в сериалы и почему зрители устали от бесконечных миров.


Кадр: сериал «Супергёрл» / Berlanti Productions / Warner Bros. Television
В афишах кинотеатров сегодня каждый третий фильм — сиквел, приквел или спин-офф. И подразумевается, что зритель разбирается в событиях так же хорошо, как и создатели фильма: что за седой мужчина в каждом фильме Marvel, почему в фильмах о Человеке-пауке все постоянно вспоминают про какого-то дядю и зачем Чужие охотятся на людей. Иногда такая связанность — хороший маркетинговый ход, но всё чаще она утомляет зрителей и убивает интерес к истории. Разбираемся, зачем студии создают киновселенные, кто ввёл эту моду и действительно ли нужно смотреть все предыдущие выпуски популярной супергероики, чтобы получить удовольствие от нового фильма.
Что такое киновселенная
Киновселенная, или cinematic universe, — это серия кино- и телепроектов, объединённых общим миром, ключевыми событиями и персонажами; при этом у каждого из проектов есть свой автономный сюжет.
К киновселенным относят:
- франшизы — проекты, в которых одна история развивается на протяжении нескольких фильмов;
- общие вселенные (shared universe) — несколько фильмов и сериалов, объединённых общим сеттингом, хотя прямых связей между ними нет;
- мультивселенные — серии, в которых может существовать несколько разных вселенных;
- медиафраншизы — линейки продуктов, которые производит одна компания под единым брендом.
Что должно быть в киновселенной:
- единый канон, то есть мир со своими правилами и нормами;
- точка отсчёта — первый или главный фильм или сериал;
- единый перечень персонажей;
- несколько сюжетных веток.
От монстров до супергероев: как всё началось
В начале киновселенной всегда стоит какой-то один продукт — фильм или сериал, вокруг которого создатели конструируют следующие проекты. У киновселенных как явления тоже есть такая точка отсчёта. Это «Монстры Universal», серия классических хорроров студии Universal, сформировавшаяся в 1930-х. Сначала были «Дракула» (1931), и «Франкенштейн» (1931). Потом «Мумия» (1932), «Человек-невидимка» (1933), «Человек-волк» (1941), «Тварь из Чёрной лагуны» (1954) и кроссоверы вроде «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943).

Кадр: фильм «Франкенштейн» / Universal Pictures
Сама Universal такие проекты больше не выпускает, но технически вселенная Монстров всё ещё существует. Например, очевидный оммаж ей — «Ночной оборотень» Marvel.
На развитие киновселенных значительно повлияла научная фантастика. Для сай-фай-кино продуманный лор — обязательная составляющая, и это позволило студиям не придумывать вселенные с нуля, а опираться на уже придуманные научно-фантастические миры. В XX веке идею развивали японская студия Toho, снявшая «Годзиллу» (1954), создатели «Звёздных войн» (1977), «Стар Трека» (1966), мастера хорроров из студии Full Moon и даже режиссёры вроде Тарантино, который связывает многие свои фильмы общими отсылками.
Эра Marvel и коммерциализация формата
В 2000-х апологетами подхода «выпускать фильмы сериями» стали студии, взявшиеся за экранизации комиксов. В 2000 году вышел первый фильм про мутантов «Люди Икс»: студия 20th Century Fox приобрела права на линейку комиксов и выпустила дебютную часть трилогии. За ней последовало ещё два фильма, трилогия про Росомаху и серия приквелов. В 2017 году Disney объявил о покупке Fох вместе с правами на персонажей — и в 2019-м, после завершения сделки, началась интеграция франшиз в киновселенную Marvel. Та развивалась параллельно всё это время — с 2008 года, со старта «Железного человека».

Кадр: фильм «Годзилла» / Toho Film Co. Ltd.

Кадр: сериал «Звёздный путь: Оригинальный сериал» / Desilu Productions Inc. / Norway Corporation / Paramount Television

Кадр: фильм «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда» / 20th Century Fox Film Corporation / Lucasfilm Ltd.

Кадр: фильм «Повелитель кукол» / Empire Pictures / Full Moon Entertainment

Кадр: фильм «От заката до рассвета» / A Band Apart / Dimension Films / Los Hooligans Productions / Miramax Films

Кадр: фильм «Люди Икс» / 20th Century Fox Film Corporation / Genetics Productions / Marvel Enterprises
Сейчас киновселенные плотно ассоциируются именно с экранизациями комиксов. Одна только КВМ (киновселенная Marvel) насчитывает больше трёх десятков кинокомиксов, и студия не планирует останавливаться. Но в последние годы на первый план выходит серьёзная проблема — информационная перегруженность. Даже фанатам сложно держать в голове все ответвления истории, (которые часто расходятся с оригинальными комиксами), а случайным зрителям и вовсе перед походом в кино приходится гуглить, что было в прошлых фильмах и кто все эти люди.
Производство фильмов стало конвейерным: продакшен всё больше напоминает работу над телевизионной мыльной оперой, где считается нормальным выпустить блок филлеров без нормального сюжета, только чтобы ввести нового персонажа. Качество фильмов упало, интерес стал нестабильным: зрители с удовольствием ходят на фильмы про старых героев, но не так восторженно принимают новых.
В случае с Marvel помогла работа с новой аудиторией: студия начала выпускать телесериалы, которые практически не завязаны на сторилайне фильмов, — например, «Это всё Агата» и более экспериментальные картины вроде «Громовержцев*» и «Фантастической четвёрки».
Но длительный застой даёт о себе знать, появился даже отдельный термин «марвелизация».
Марвелизация (marvelization) — превращение кинопроизводства в конвейер, где сюжет и режиссура подчиняются маркетинговому плану. Главная задача такого продакшена — коммерциализация продукта за счёт максимального числа отсылок и камео, эксплуатирующих привязанность зрителей к киновселенной.
Даже Квентин Тарантино критиковал марвелизацию кино: она превращает средних актёров в звёзд только благодаря их связи с некой вселенной. А за коммерческим успехом скрываются сюжетные лакуны, метаотсылки в никуда и банальное рвение заработать на всём, что может дать прибыль. Итоговый же продукт — это масштабные циклы развлекательного контента, которые работают лишь как аттракцион. Прямо как завещал Эйзенштейн.

Кадр: фильм «Миротворец» / DC Entertainment / DC Studios / Warner Bros. Television
Интересные киновселенные, в которые стоит заглянуть
- Вселенная Рика Риордана: Disney+ выпускает новый сериал по фэнтези-саге Рика Риордана «Перси Джексон и Олимпийцы». Прошлую экранизацию фанаты франшизы не оценили, но сейчас студия привлекла к созданию сериала самого писателя — выходит красиво, интересно и актуально.
- Вселенная «Заклятия» — серия проектов режиссёра Джеймса Вана, в основу которой легли дела охотников за паранормальными явлениями Эда и Лоррейн Уоррен.
- «Реаниматор» — трилогия хорроров Стюарта Гордона и Брайана Юзны по мотивам рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор».
- «Форсаж» — медиафраншиза, которая стартовала после выхода одноимённого фильма в 2001 году. Культовый проект для всех фанатов гонок и фантастических трюков, нарушающих законы физики.
- ADAM — вселенная режиссёра Нила Бломкампа об андроиде по имени Адам, который пытается узнать хоть что-то о своём происхождении. Серия состоит из нескольких коротких роликов, это экспериментальный проект независимой студии Oats Studios. Даже несмотря на малый масштаб, проект стоит внимания как минимум из-за впечатляющего визуала, созданного с помощью игрового движка Unity.
- «Планета обезьян» — медиафраншиза, построенная вокруг истории о том, что судьба человечества и обезьян не так уж сильно и различается. Вселенная насчитывает пять фильмов в оригинальной серии, ремейк и четыре фильма в перезапуске.
- «Пухвёрс» — вселенная хорроров британского режиссёра Риса Фрейк-Уотерфилда, в которых Винни-Пух, Питер Пэн и Бэмби — кровожадные монстры.
Как начать карьеру в IT в 2025 году?
Откройте доступ к 4 бесплатным IT-курсам. Попробуйте себя в Java, Python, тестировании ПО, SQL и Excel. Выберите подходящее направление и получите полезные подарки.
Пройти курс