Скидки до 50% и курс по ИИ в подарок 2 дня 12 :27 :27 Выбрать курс
Кино
#статьи

Киновселенные: что это такое и кто их придумал

Разбираемся, как Голливуд превратил кино в сериалы и почему зрители устали от бесконечных миров.

Кадр: сериал «Супергёрл» / Berlanti Productions / Warner Bros. Television

В афишах кинотеатров сегодня каждый третий фильм — сиквел, приквел или спин-офф. И подразумевается, что зритель разбирается в событиях так же хорошо, как и создатели фильма: что за седой мужчина в каждом фильме Marvel, почему в фильмах о Человеке-пауке все постоянно вспоминают про какого-то дядю и зачем Чужие охотятся на людей. Иногда такая связанность — хороший маркетинговый ход, но всё чаще она утомляет зрителей и убивает интерес к истории. Разбираемся, зачем студии создают киновселенные, кто ввёл эту моду и действительно ли нужно смотреть все предыдущие выпуски популярной супергероики, чтобы получить удовольствие от нового фильма.

Что такое киновселенная

Киновселенная, или cinematic universe, — это серия кино- и телепроектов, объединённых общим миром, ключевыми событиями и персонажами; при этом у каждого из проектов есть свой автономный сюжет.

К киновселенным относят:

  • франшизы — проекты, в которых одна история развивается на протяжении нескольких фильмов;
  • общие вселенные (shared universe) — несколько фильмов и сериалов, объединённых общим сеттингом, хотя прямых связей между ними нет;
  • мультивселенные — серии, в которых может существовать несколько разных вселенных;
  • медиафраншизы — линейки продуктов, которые производит одна компания под единым брендом.

Что должно быть в киновселенной:

  • единый канон, то есть мир со своими правилами и нормами;
  • точка отсчёта — первый или главный фильм или сериал;
  • единый перечень персонажей;
  • несколько сюжетных веток.

От монстров до супергероев: как всё началось

В начале киновселенной всегда стоит какой-то один продукт — фильм или сериал, вокруг которого создатели конструируют следующие проекты. У киновселенных как явления тоже есть такая точка отсчёта. Это «Монстры Universal», серия классических хорроров студии Universal, сформировавшаяся в 1930-х. Сначала были «Дракула» (1931), и «Франкенштейн» (1931). Потом «Мумия» (1932), «Человек-невидимка» (1933), «Человек-волк» (1941), «Тварь из Чёрной лагуны» (1954) и кроссоверы вроде «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943).

Образ Монстра Франкенштейна из классического фильма 1931 года стал наиболее распространённым в медиа — именно с ним сравнивали все последующие попытки воссоздать Монстра на экранах
Кадр: фильм «Франкенштейн» / Universal Pictures

Сама Universal такие проекты больше не выпускает, но технически вселенная Монстров всё ещё существует. Например, очевидный оммаж ей — «Ночной оборотень» Marvel.

На развитие киновселенных значительно повлияла научная фантастика. Для сай-фай-кино продуманный лор — обязательная составляющая, и это позволило студиям не придумывать вселенные с нуля, а опираться на уже придуманные научно-фантастические миры. В XX веке идею развивали японская студия Toho, снявшая «Годзиллу» (1954), создатели «Звёздных войн» (1977), «Стар Трека» (1966), мастера хорроров из студии Full Moon и даже режиссёры вроде Тарантино, который связывает многие свои фильмы общими отсылками.

Эра Marvel и коммерциализация формата

В 2000-х апологетами подхода «выпускать фильмы сериями» стали студии, взявшиеся за экранизации комиксов. В 2000 году вышел первый фильм про мутантов «Люди Икс»: студия 20th Century Fox приобрела права на линейку комиксов и выпустила дебютную часть трилогии. За ней последовало ещё два фильма, трилогия про Росомаху и серия приквелов. В 2017 году Disney объявил о покупке Fох вместе с правами на персонажей — и в 2019-м, после завершения сделки, началась интеграция франшиз в киновселенную Marvel. Та развивалась параллельно всё это время — с 2008 года, со старта «Железного человека».

Сейчас киновселенные плотно ассоциируются именно с экранизациями комиксов. Одна только КВМ (киновселенная Marvel) насчитывает больше трёх десятков кинокомиксов, и студия не планирует останавливаться. Но в последние годы на первый план выходит серьёзная проблема — информационная перегруженность. Даже фанатам сложно держать в голове все ответвления истории, (которые часто расходятся с оригинальными комиксами), а случайным зрителям и вовсе перед походом в кино приходится гуглить, что было в прошлых фильмах и кто все эти люди.

Производство фильмов стало конвейерным: продакшен всё больше напоминает работу над телевизионной мыльной оперой, где считается нормальным выпустить блок филлеров без нормального сюжета, только чтобы ввести нового персонажа. Качество фильмов упало, интерес стал нестабильным: зрители с удовольствием ходят на фильмы про старых героев, но не так восторженно принимают новых.

В случае с Marvel помогла работа с новой аудиторией: студия начала выпускать телесериалы, которые практически не завязаны на сторилайне фильмов, — например, «Это всё Агата» и более экспериментальные картины вроде «Громовержцев*» и «Фантастической четвёрки».

Но длительный застой даёт о себе знать, появился даже отдельный термин «марвелизация».

Марвелизация (marvelization) — превращение кинопроизводства в конвейер, где сюжет и режиссура подчиняются маркетинговому плану. Главная задача такого продакшена — коммерциализация продукта за счёт максимального числа отсылок и камео, эксплуатирующих привязанность зрителей к киновселенной.

Даже Квентин Тарантино критиковал марвелизацию кино: она превращает средних актёров в звёзд только благодаря их связи с некой вселенной. А за коммерческим успехом скрываются сюжетные лакуны, метаотсылки в никуда и банальное рвение заработать на всём, что может дать прибыль. Итоговый же продукт — это масштабные циклы развлекательного контента, которые работают лишь как аттракцион. Прямо как завещал Эйзенштейн.

Сериал «Миротворец» стал первым реально успешным проектом новой вселенной DC, которую сейчас перезапускает режиссёр Джеймс Ганн
Кадр: фильм «Миротворец» / DC Entertainment / DC Studios / Warner Bros. Television

Интересные киновселенные, в которые стоит заглянуть

  • Вселенная Рика Риордана: Disney+ выпускает новый сериал по фэнтези-саге Рика Риордана «Перси Джексон и Олимпийцы». Прошлую экранизацию фанаты франшизы не оценили, но сейчас студия привлекла к созданию сериала самого писателя — выходит красиво, интересно и актуально.
  • Вселенная «Заклятия» — серия проектов режиссёра Джеймса Вана, в основу которой легли дела охотников за паранормальными явлениями Эда и Лоррейн Уоррен.
  • «Реаниматор» — трилогия хорроров Стюарта Гордона и Брайана Юзны по мотивам рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор».
  • «Форсаж» — медиафраншиза, которая стартовала после выхода одноимённого фильма в 2001 году. Культовый проект для всех фанатов гонок и фантастических трюков, нарушающих законы физики.
  • ADAM — вселенная режиссёра Нила Бломкампа об андроиде по имени Адам, который пытается узнать хоть что-то о своём происхождении. Серия состоит из нескольких коротких роликов, это экспериментальный проект независимой студии Oats Studios. Даже несмотря на малый масштаб, проект стоит внимания как минимум из-за впечатляющего визуала, созданного с помощью игрового движка Unity.
  • «Планета обезьян» — медиафраншиза, построенная вокруг истории о том, что судьба человечества и обезьян не так уж сильно и различается. Вселенная насчитывает пять фильмов в оригинальной серии, ремейк и четыре фильма в перезапуске.
  • «Пухвёрс» — вселенная хорроров британского режиссёра Риса Фрейк-Уотерфилда, в которых Винни-Пух, Питер Пэн и Бэмби — кровожадные монстры.

Как начать карьеру в IT в 2025 году?

Откройте доступ к 4 бесплатным IT-курсам. Попробуйте себя в Java, Python, тестировании ПО, SQL и Excel. Выберите подходящее направление и получите полезные подарки.

Пройти курс



Хотели бы работать на удалёнке, но не знаете, с чего начать?

Попробуйте себя в IT, дизайне или маркетинге. На практике узнайте, как устроена работа по топовым digital-профессиям 2025 года.

Пройти курс
Хотите попасть в IT? ➞
Пройдите 4 бесплатных курса по топовым направлениям IT. Определите, какая сфера вам ближе, и сделайте первый шаг к новой профессии.
Пройти курс→
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована