33 лучших биографических фильма
Подборка вдохновляющих байопиков, которые действительно стоят потраченного на просмотр времени.
Кадр: фильм «Вселенная Стивена Хокинга» / «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Кинематографисты любят биографии. Снять байопик или сыграть в нём — проверенный способ получить «Оскар»: восемь из десяти последних победителей в номинации «Лучший актёр» получили золотую статуэтку за роли реальных личностей. Среди них — Рон Вудроф в «Далласском клубе покупателей» и Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии».
В этой статье мы собрали самые воодушевляющие байопики. Мы не стали включать в неё истории авантюристов, селебрити из мира шоу-бизнеса и миллионеров из списка Forbes, — чужая слава такого рода порой бьёт по самооценке и вызывает зависть. В нашей подборке — истории людей, чьи решения и поступки помогают находить в себе мужество и надежду, когда кажется, что всё летит к чертям.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки.
Дикая
Рейтинг IMDb: 7.10
Дата выхода: 29 марта 2014 года
Продолжительность: 1 час 55 минут
Страна: США
Режиссёр: Жан-Марк Валле
В ролях: Риз Уизерспун, Лора Дерн, Томас Садоски
«Одиссея» американки Шерил Стрейд, которая отправилась в одиночный поход протяжённостью 1100 миль (1770 километров) и прошла пешком от калифорнийской пустыни Мохаве до Орегона. Этим экстремальным паломничеством она стремится искупить смерть матери и сложный развод, которые не может себе простить.
Вдали от общества героиня понимает, что природа врачует лучше алкоголя и антидепрессантов. Захватывающая дух суровая красота пустыни заполняет пустоту в душе Шерил и исцеляет её от ненависти к себе. Преодолевая физические препятствия, она преодолевает и свою тягу к моральному саморазрушению, прощает себя и вновь начинает чувствовать вкус к жизни.
На что вдохновляет: на принятие и прощение себя, на физическую активность и пеший туризм.
Вселенная Стивена Хокинга
Рейтинг IMDb: 7.70
Дата выхода: 7 сентября 2014 года
Продолжительность: 2 часа 3 минуты
Страны: Великобритания, Япония
Режиссёр: Джеймс Марш
В ролях: Эдди Редмэйн, Фелисити Джонс, Эмили Уотсон, Дэвид Тьюлис
Фильм основан на мемуарах Джейн Хокинг «Путешествие в бесконечность: Моя жизнь со Стивеном» и рассказывает о жизни физика Стивена Хокинга, который совершил прорыв в описании чёрных дыр и Большого взрыва. Байопик фокусируется на отношениях между Хокингом (Эдди Редмэйн) и его первой женой Джейн (Фелисити Джонс). Они вместе учились в Кембриджском университете, вместе совершали научные открытия и вместе встречают страшный диагноз Стивена — прогрессирующую болезнь моторных нейронов. Жизнь Хокинга висит на волоске, и врачи дают ему максимум два года жизни, но, похоже, супруги не воспринимают это как смертный приговор.
«Вселенная Стивена Хокинга» была номинирована на всевозможные кинопремии почти сто раз и выиграла вагон и маленькую тележку золотых статуэток, среди которых два «Золотых глобуса», три награды Британской киноакадемии, две премии от ассоциации женщин-критиков, премия «Сатурн» и «Оскар» за главную мужскую роль. Иначе и быть не могло: истории человека с настолько ограниченными возможностями на экране, пожалуй, ещё не бывало. Если бы Хокинга не существовало, его стоило придумать.
Чем вдохновляет: стойкостью человеческого духа перед лицом невзгод.
Танцовщица
Рейтинг IMDb: 6.50
Дата выхода: 13 мая 2016 года
Продолжительность: 1 час 48 минут
Страны: Франция, Бельгия, Чехия
Режиссёр: Стефани Ди Джусто
В ролях: Стефани Соколински, Гаспар Ульель, Лили-Роуз Депп
Этот французский байопик основан на истории жизни Лои Фуллер, американской танцовщицы, жившей на рубеже XIX и XX веков. Фуллер прославилась завораживающими визуальными шоу с использованием шёлковых полотен и инновационного электрического освещения. Она стала пионером танца модерн и музой таких своих современников, как Анри Тулуз-Лотрек и Луи и Огюст Люмьеры.
В центре сюжета — сложные взаимоотношения Фуллер с её рафинированным покровителем, графом д’Орсэ, а также с подопечной и конкуренткой Айседорой Дункан. Но главное здесь — не отношения между людьми, а муки творчества. Это история страсти и неистовой самоотдачи — Фуллер (в исполнении Стефани Соколински) выкладывается на сцене на все сто, буквально истекая потом и кровью, поднимая пудовые тяжести, всерьёз изучая возможности электричества и инженерии, лишь бы создать сногсшибательно красивое представление.
И хотя сегодня все знают, кто такая Айседора Дункан, а про Фуллер не помнит никто и даже её авторский танец «Серпантин» в сохранившихся кинохрониках (например, этой или этой) танцует не она, это определённо история успеха. Вся эта красота, огни, шелка, вибрации, музыка не оставляли равнодушными зрителей 100 лет назад — и не оставляют сегодня благодаря реабилитации в фильме Ди Джусто.
На что вдохновляет: на безудержное творчество и эксперименты.
Тик-так… бум!
Рейтинг IMDb: 7.50
Дата выхода: 10 ноября 2021 года
Продолжительность: 2 часа
Страна: США
Режиссёр: Лин-Мануэль Миранда
В ролях: Эндрю Гарфилд, Александра Шипп, Робин де Хесус
Фильм рассказывает о музыканте Джонатане Ларсоне (Эндрю Гарфилд), который стремится прорваться на Бродвей. Все два часа Ларсон готовится встретить 30-летний рубеж: он никому не известен, его мюзиклы не нравятся продюсерам, он работает официантом и снимает квартиру на троих.
Кризис среднего возраста наваливается на Ларсона, и он начинает сомневаться в своих способностях и мечтах. Он ощущает, что время уходит, а его талант и амбиции остаются незамеченными. Мы знаем, что позже Ларсон получит «Тони» за свой мюзикл «Аренда», но пока он разрывается между любовью к музыке и желанием получать стабильную зарплату. Он то соглашается работать в офисе, то бросает работу в кафе, то возвращается в кафе — и пишет, пишет песни обо всём на свете: о той же аренде, о сахаре, о дружбе, о любви, о своём детстве.
Печальная лирика, энергичная музыка, трогательный и обаятельный Эндрю Гарфилд за фортепиано, будничные локации Нью-Йорка — это не столько история успеха, сколько гимн творчеству, рефлексия над тем, как сложно балансировать на грани амбиций и любви к искусству и как, в конце концов, сложно решить, кто ты.
Чем вдохновляет: тем, что, если успех не пришёл к вам до 30, это не значит, что поезд ушёл. В конце концов, кто сказал, что лучшие идеи приходят именно к молодым и неопытным?
Мэри Ком
Рейтинг IMDb: 6.80
Дата выхода: 4 сентября 2014 года
Продолжительность: 2 часа 2 минуты
Страна: Индия
Режиссёр: Санджай Лила Бхансали
В ролях: Приянка Чопра Джонас, Робин Дас, Сунил Тхапа
В фильме рассказывается история пятикратной (на самом деле шестикратной, шестое золото спортсменка получила уже после выхода фильма) чемпионки мира по боксу Мэри Ком.
Дочь крестьян из Манипура, что где-то на востоке Индии, доит по утрам корову, жарит лепёшки на углях и мечтает стать боксёром, буквально — кулаками — пробивая себе путь к успеху. Несмотря на давление общества и семьи («не женское это дело» и «на таких не женятся»), упрёки в отсутствии женственности («Пацанка!»), а также коррупцию и отсутствие мало-мальски приличных условий для тренировок, Мэри завоёвывает медаль за медалью и при этом умудряется быть любящей женой и матерью. Перебегающая от боксёрской груши к плачущим сыновьям и обратно Мэри вызывает восхищение тем, что умудряется балансировать между двумя такими непохожими ролями и успевать везде.
На что вдохновляет: бросать вызов общественным нормам и следовать за своими желаниями, преодолевая страх и сомнения.
W.E.
Рейтинг IMDb: 6.20
Дата выхода: 1 сентября 2011 года
Продолжительность: 1 час 59 минут
Страна: Великобритания
Режиссёр: Мадонна
В ролях: Андреа Райзборо, Эбби Корниш, Оскар Айзек, Джеймс Д’Арси
Хотя фильм и называется в честь обоих виновников самого громкого романа ХХ века — американской светской львицы Уоллис Симпсон и британского короля Эдуарда VIII, это, конечно, история Уоллис. Она не столько линейная, сколько эмоциональная — рассказ ведётся через призму восприятия миссис Симпсон и подлинных цитат из её писем к Эдуарду.
Уоллис Симпсон ненавидели, ей завидовали: ради женитьбы на ней монарх отказался от престола и отправился в изгнание. Но Мадонна смещает фокус с героического поступка короля на героическую выносливость Уоллис. Как атлант, она держала своими хрупкими руками небо, готовое обрушиться на неё за то, что она осмелилась принять любовь.
Похоже, все так привыкли, что для женщины естественно жертвовать собой, что никто не заметил, как Уоллис отказалась от дома, друзей, репутации и частной жизни ради Эдуарда.
Чем вдохновляет. За мечту нужно сражаться. Любовь, как пел Виктор Цой, стоит того, чтобы ждать. Но нужно быть суперсильным человеком, чтобы вынести бремя сбывшейся мечты и не дать ей сломать себе хребет.
Король говорит!
Рейтинг IMDb: 8.00
Дата выхода: 6 сентября 2010 года
Продолжительность: 1 час 58 минут
Страны: Великобритания, США
Режиссёр: Том Хупер
В ролях: Колин Фёрт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер
В продолжение истории об Уоллис и Эдуарде VIII в нашем списке — история короля Георга VI, младшего брата Эдуарда. После отречения Эдуарда от престола Георг должен стать следующим королём Англии.
Его никогда не готовили к политической карьере, поэтому никто не обращал внимания на его заикание. Теперь, когда ему нужно выступать на публике, обращаться к народу, проводить официальные мероприятия и обсуждать с политиками положение дел в стране, этот дефект может нанести серьёзный урон репутации монархии. Георг работает с логопедом и в процессе этой работы неожиданно много узнаёт не только о речевых возможностях, но и о роли суверена.
Чем вдохновляет. История о том, что и у сильных мира сего есть свои слабости, а стало быть, всем нам нелегко. От мысли, что ты не одинок в своих стараниях, становится чуточку легче жить.
Большая игра
Рейтинг IMDb: 7.40
Дата выхода: 8 сентября 2017 года
Продолжительность: 2 часа 20 минут
Страна: США
Режиссёр: Аарон Соркин
В ролях: Джессика Честейн, Идрис Эльба, Кевин Костнер
Режиссёрский дебют Аарона Соркина, автора сценариев фильмов «Социальная сеть» и «Стив Джобс» и мастера воодушевляющих историй. К слову, «Большая игра» — это по большому счёту история поражения, причём двойного.
Многообещающая спортсменка олимпийского резерва получает травму, после которой со спортивной карьерой покончено. Тогда она организует подпольное казино для знаменитостей и миллионеров — и к ней приходит ФБР, отбирает у неё все деньги и угрожает тюрьмой. В этом месте хочется спросить, зачем Соркин взялся за экранизацию автобиографии экс-принцессы покера и почему она в нашей подборке.
Это история женщины, которая проходит через травмы, унижения и побои — но каждый раз, падая, приземляется, как кошка, на все четыре лапы и продолжает движение вперёд. Молли Блум в одиночку построила финансовую империю. Несмотря на капризы властных мужчин, предательства партнёров и нападение вооружённых бандитов, она сохранила твёрдые моральные принципы, не сжульничала и не предала в отместку. В мире покера, где ловкость и лицемерие — кажется, главные достоинства, она осталась честной и сохранила самоиронию.
Чем вдохновляет. Тем, что на поражениях нужно учиться. Как минимум в следующий раз проще вставать с колен.
Охота на Веронику
Рейтинг IMDb: 6.80
Дата выхода: 8 июля 2003 года
Продолжительность: 1 час 38 минут
Страны: Ирландия, Великобритания, США
Режиссёр: Джоэл Шумахер
В ролях: Кейт Бланшетт, Киран Хайндс, Джерард МакСорли
1990, Дублин, Ирландия. Бесстрашная журналистка Вероника Герин (в исполнении Кейт Бланшетт) открывает охоту на наркодиллеров и наркобаронов, рассказывая о них в независимой газете. Наркомафия, в свою очередь, открывает охоту на неё…
В эту историю сложно поверить, но она абсолютно реальна. Женщина, у которой из всех способов защититься было только мало-мальски известное имя, рисковала своей жизнью и жизнью своих детей, чтобы рассказать правду и покончить с организованной преступностью. Несмотря на угрозы, запугивания и насилие, она продолжала расследование и пыталась ослабить влияние наркобаронов.
По следам расследования Вероники в 1996 году ирландский парламент принял Закон о доходах от преступной деятельности. По нему все доходы, полученные преступным путём, конфискуются правительством. Общественный резонанс вокруг дела был настолько силён, что только за первый год после расследования наркопреступность в Ирландии снизилась на 15%.
На что вдохновляет: быть честным, ценить независимых журналистов, изменить что-то в своём сообществе.
В диких условиях
Рейтинг IMDb: 8.10
Дата выхода: 1 сентября 2007 года
Продолжительность: 2 часа
Страна: США
Режиссёр: Шон Пенн
В ролях: Эмиль Хирш, Хэл Холбрук, Уильям Хёрт, Марша Гей-Харден
В фильме рассказывается о Кристофере МакКэндлессе, выпускнике колледжа, который решает отказаться от карьерных амбиций и отцовского содержания, разорвать отношения с семьёй и отправиться в одиночную экспедицию по Северной Америке. Его конечная цель — добраться до Аляски, где он планирует жить за счёт земледелия и охоты, и испытать, каково это — жить вне цивилизации, без денег и технологий, в чистейшей гармонии с природой.
Байопик Шона Пенна, конечно, нельзя назвать притчей или философской драмой. И всё-таки за оболочкой роуд-муви про путешествие автостопом, копчение лосятины, одиночество и голод скрывается экзистенциальное размышление о том, что же, в конце концов, такое свобода и счастье, что будет, если забить на все социальные нормы, и где грань между самопознанием и безрассудством.
На что вдохновляет: на внимательное изучение себя, пересмотр отношения к деньгам и карьере, выход за рамки чужих ожиданий и… встречу с друзьями.
Ганди
Рейтинг IMDb: 8.00
Дата выхода: 30 ноября 1982 года
Продолжительность: 3 часа 11 минут
Страны: Великобритания, Индия, США, ЮАР
Режиссёр: Ричард Аттенборо
В ролях: Бен Кингсли, Рошан Сет, Джеральдин Джеймс, Майкл Шин
Мощная кинопоэма, воспевающая жизнь, философию и достижения культового лидера ненасильственного движения за независимость Индии. История маленького человека в набедренной повязке и сандалиях, который в век нацизма, ядерного оружия и технологий вдохновил миллионы людей разных религий, каст и происхождения бороться за свободу, не прибегая к насилию.
В это сложно поверить, но фильм, собравший больше 30 наград по всему миру (среди них восемь «Оскаров») и входящий в пару десятков топов лучших фильмов всех времён и народов, отказались финансировать все до одной киностудии четырёх стран, в которые обращались создатели фильма.
Режиссёру Ричарду Аттенборо пришлось продать права на пьесу Агаты Кристи «Мышеловка»; остальные деньги он получил от Индиры Ганди, частных инвесторов и продюсера Джозефа Ливайна, для которого уже снимал фильмы «Мост слишком далеко» и «Магия». Жертвы Аттенборо окупились с лихвой: фильм завоевал сердца зрителей по всему миру и сегодня всё ещё имеет 89% свежести на сайте Rotten Tomatoes. История человека, который придумал альтернативу атомной бомбе и доказал, что она работает, будет, вероятно, актуальна всегда.
На что вдохновляет: противостоять всем формам дискриминации, неравенства и несправедливости.
Список Шиндлера
Рейтинг IMDb: 9.00
Дата выхода: 30 ноября 1993 года
Продолжительность: 3 часа 15 минут
Страна: США
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рэйф Файнс
Богатый немецкий промышленник и член нацистской партии Оскар Шиндлер привлекает заключённых евреев к работе на своей фабрике, начинает сочувствовать им и в итоге освобождает более тысячи человек. Ещё одна история, в которую трудно поверить, но придумать нациста-альтруиста не смог бы даже самый извращённый ум.
Биография Оскара Шиндлера (его играет Лиам Нисон) считается одним из лучших когда-либо снятых фильмов. Чтобы придать большую достоверность происходящему, Спилберг снял фильм в документальной стилистике, с помощью ручных кинокамер. Чтобы зритель не получал эстетического удовольствия, из картины вытравлен любой намёк на красоту мира, в том числе цвет: фильм снят на чёрно-белую плёнку. Единственным исключением стала девочка в красном пальто, — возможно, так Спилберг пытался привлечь внимание к проблеме Холокоста или подчеркнуть, насколько кровавыми были зверства нацистов, которые убивали даже детей.
На что вдохновляет: сострадать, проявлять терпимость, уважать разнообразие, противостоять несправедливости.
Время первых
Рейтинг IMDb: 7.20
Дата выхода: 6 апреля 2017 года
Продолжительность: 2 часа 20 минут
Страна: Россия
Режиссёр: Дмитрий Киселёв
В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин
На дворе 1965 год. США и СССР соревнуются, кто быстрее запустит человека в открытый космос. Корабль, на котором должны лететь космонавты Леонов и Беляев, провалил тесты и взорвался на старте. Американцы наступают на пятки, и отложить выход в космос, чтобы пофиксить ошибки и убедиться в том, что полёт пройдёт безопасно, нельзя.
Безумству храбрых поём мы песню: в собранном на коленке «Восходе-2», в скафандре с несгибающимися рукавами, в кое-как изолированной кабине два простых смертных отправляются в открытый космос, где ни одна живая душа не сможет им помочь — хотя бы потому, что других душ там просто нет.
Космос космосом, но это кино про людей. Об этом красноречиво свидетельствует и название, и количество крупных планов на экране. «Время первых» напоминает о том, что великие открытия делались абсолютно бескорыстно и на одной лишь вере: никто не мог предсказать, каким будет результат. Мы так старательно стремимся к гарантированному успеху, что предпочитаем копировать чужой опыт. Но маленьких людей делают великими большие мечты, а не проторённые тропы.
Чем вдохновляет: безудержным романтизмом, жаждой открывать, искать, находить, не сдаваться при неудачах, видеть возможность в тупике.
Северная страна
Рейтинг IMDb: 7.30
Дата выхода: 12 сентября 2005 года
Продолжительность: 2 часа 6 минут
Страна: США
Режиссёр: Ники Каро
В ролях: Шарлиз Терон, Вуди Харрельсон, Фрэнсис Макдорманд, Шон Бин
Обычно истории успеха — про спорт, бизнес, творчество или интеллектуальный труд. То есть про волков с Уолл-стрит, «Большие глаза» или «Легенду номер 17».
«Северная страна» — история о том, как Джози Эймс хотела быть рядовым шахтёром, а ей говорили «куда лезешь» и «не женское это дело». Она не слушала, устроилась на работу в шахте, купила домик, чем и настроила против себя весь шахтёрский городок. Терпя многочисленные издевательства и унижения от коллег-мужчин, героиня доходит до главного босса в надеждой, что он вмешается и успокоит распоясавшихся работников. Босс встречает её как отец родной… и увольняет. Кстати, родной отец также презирает свою дочь, стыдится её за глаза, а в глаза предлагает уехать куда подальше и перестать позорить его фамилию.
Ко всему прочему Джози и её редкие коллеги-женщины подвергаются постоянным сексуальным домогательствам. Намаявшись, героиня решается на беспрецедентный шаг — подаёт судебный иск о сексуальном домогательстве, да ещё о групповом.
Чем вдохновляет: ломает стереотипы о «мужском» и «женском», учит бороться за своё маленькое дело.
Эрин Брокович
Рейтинг IMDb: 7.40
Дата выхода: 14 марта 2000 года
Продолжительность: 2 часа 6 минут
Страна: США
Режиссёр: Стивен Содерберг
В ролях: Джулия Робертс, Альберт Финни, Аарон Экхарт
Нашумевшая и сумасшедшая история матери-одиночки с тремя детьми без образования, которая объявила войну могущественной корпорации и отрубила головы гидре, не оставив ей шансов на реабилитацию. Эрин Брокович стала спасительницей сотен людей и примером для женщин по всему миру.
Джулия Робертс играет одну из лучших ролей в своей карьере. Она собрала кучу премий, что справедливо — так убедительно отчаиваться от безработицы и безденежья, устать от приставаний мужчин, переть напролом в борьбе за справедливость и с такой эмпатией выслушивать истории пострадавших не могла, кажется, даже оригинальная Эрин Брокович. Её, кстати, можно увидеть в одной из сцен фильма: она появляется в камео официантки по имени Джулия.
На что вдохновляет: отстаивать свои права и помнить, что вода камень точит. Невероятно, но факт: усилиями даже одного-единственного человека можно изменить общество и призвать сильных мира сего к ответу.
Потом Барбара встретила Алана
Рейтинг IMDb: 6.70
Дата выхода: 21 марта 2022 года
Продолжительность: 1 час 7 минут
Страна: Великобритания
РежиссёрЫ: Брюс Гудисон, Амит Шарма
В ролях: Рут Маделей, Артур Хьюз, Лаура Айкман, Мэт Фрейзер
1989 год, Лондон. Два артиста с ограниченными возможностями здоровья, комик Барбара и музыкант Алан, влюбляются друг в друга. Их взаимная страсть и уважение помогают им поверить в себя. Уставшие от жестокого обращения и бесправия, они создают Direct Action Network — организацию инвалидов-активистов — и возглавляют митинги за права людей с ограниченными возможностями. Так любовь малоизвестной пары из Северного Лондона привела к появлению Закона о дискриминации по признаку инвалидности. Он был принят в 1995 году.
Актрисе Рут Маделей не понадобилось вживаться в роль персонажа с ограниченными возможностями: она родилась с расщелиной в позвоночнике и во всех проектах появляется в инвалидной коляске. Успех Маделей в фильме «Не забирай моего ребёнка» и в нашумевшем сериале «Годы» сам по себе манифестация неограниченных талантов людей с ограниченными возможностями здоровья.
Чем вдохновляет: верой в безграничные возможности и красоту человека.
Лев
Рейтинг IMDb: 8.00
Дата выхода: 10 сентября 2016 года
Продолжительность: 1 час 58 минут
Страны: Австралия, Великобритания, США, Индия
Режиссёр: Гарт Дэвис
В ролях: Дев Патель, Николь Кидман, Руни Мара
Фильм о мальчике Сару, который потерялся в возрасте пяти лет, забрался в поезд и случайно укатил на нём в Калькутту, за тысячу километров от родного города. Сару долго скитается по улицам, но в итоге его усыновляет австралийская пара. Двадцать лет спустя его накрывают воспоминания о детстве, и с помощью Google Earth он пытается восстановить свой путь в Калькутту и отыскать биологическую семью.
Биографическая драма режиссёра Гарта Дэвиса основана на нашумевших мемуарах Сару Брайерли «Долгая дорога домой». Истории потеряшек и возвращенцев, которые мы с детства привыкли читать только в сказках и отмахиваться: «Так в жизни не бывает!», — вроде «Маленькой принцессы» Фрэнсис Ходжсон Бёрнетт или «Оливера Твиста» Диккенса — благодаря умной технологии вдруг становятся реальными. Но, несмотря на линейность повествования и хеппи-энд, эта сбывшаяся сказка — сильное философское размышление о своих корнях и кровном родстве.
На что вдохновляет: искать и принять себя, надеяться, любить без условий.
Агора
Рейтинг IMDb: 7.10
Дата выхода: 17 мая 2009 года
Продолжительность: 2 часа 6 минут
Страны: Испания, Мальта, Болгария
Режиссёр: Алехандро Аменабар
В ролях: Рэйчел Вайс, Макс Мингелла, Оскар Айзек
Когда-то давно был на свете город, в котором все люди были равны. Они одевались в белые одежды, говорили о прекрасном и возвышенном, изучали устройство макрокосма — Вселенной и микрокосма — человеческого тела, лечили болезни и играли на разных музыкальных инструментах. А ещё у них были… рабы.
В один прекрасный день рабы увлеклись новомодными идеями о том, что перед богом все равны, и восстали. В итоге к власти пришли христиане, новомодные идеи стали официальной государственной религией, а светские развлечения, анатомия и научные исследования Вселенной были объявлены вне закона.
В центре внимания фильма — жизнь философа и астронома Гипатии Александрийской. Аменабар рисует портрет женщины на фоне эпохи великих перемен: античность со своей философией, гедонизмом и язычеством уходит в закат, а на смену ей приходит христианское средневековье с его невежеством, бездоказательной верой в плоскую землю и представлением о женщине как искусительнице и источнике греха.
Гипатия, ещё недавно читавшая лекции будущим политикам и учёным, теперь вынуждена скрывать свои поиски истины: за утверждения, что земля имеет форму шара и движется вокруг Солнца, теперь могут убить. Масла в огонь добавляет то, что её бывший ученик, ставший префектом, по-прежнему прислушивается к советам своей учительницы. Это неимоверно злит главу церкви и идеолога патриархального общества.
На что вдохновляет: искать истину, отстаивать свободу мысли и самовыражения.
Ангелы с железными зубами
Рейтинг IMDb: 7.40
Дата выхода: 16 января 2004 года
Продолжительность: 2 часа 3 минуты
Страна: США
Режиссёр: Катя фон Гарнье
В ролях: Хилари Суэнк, Фрэнсис О’Коннор, Джулия Ормонд, Вера Фармига
Кинопортрет лидера суфражисток Элис Пол и активистки Люси Бёрнс, которые бросили вызов консервативному обществу, президенту Вудро Вильсону и даже некоторым коллегам по партии и требовали равных избирательных прав для женщин.
Название фильма происходит от инцидента в работном доме Оккокуана, куда суфражисток отправили на 60 дней за «препятствование дорожному движению» (единственное обвинение, которое смогли выдумать против одиноких пикетчиц на… тротуаре). Самая сильная сцена фильма воспроизводит так называемую Ночь ужаса: суфражисток жестоко избивают, приковывают наручниками, разжимают зубы стальными расширителями и насильно кормят через нос, если чьи-то челюсти разжать так и не удаётся.
Несмотря на испытания, сравнимые с гонениями на первых христиан, Элис и Люси упорно не выглядят мученицами да и, похоже, сами себя таковыми не считают. Фильм насыщен яркими красками и юмором, а динамичный монтаж и аранжировка, в которой среди прочих инструментов звучит электрогитара, и вовсе превращают суфражисток в рок-звёзд, которым хочется подпевать подражать, а не сочувствовать.
На что вдохновляет: защищать свои интересы, требовать уважения к своим правам и уважать чужие.
Фрида
Рейтинг IMDb: 7.30
Дата выхода: 29 августа 2002 года
Продолжительность: 1 час 58 минут
Страны: США, Мексика, Канада
Режиссёр: Джули Тэймор
В ролях: Сальма Хайек, Альфред Молина, Валерия Голино, Эшли Джадд, Джеффри Раш, Эдвард Нортон, Антонио Бандерас
История жизни культовой мексиканской художницы Фриды Кало. Сальма Хайек продюсировала съёмки и сама снялась в этом вкуснейшем фильме (чувство, что потягиваешь мичеладу, или смакуешь большую миску начос, или и то и другое сразу), приправленном солнцем, цветами, национальными костюмами, музыкой, бровями и, конечно, картинами.
Сегодня Кало стала поп-иконой, её образ растиражирован и процитирован на каждой встречной футболке, и это заслуга в том числе Сальмы Хайек. И хотя её можно упрекнуть в том, что на экране она создаёт не столько реальную женщину, сколько предмет для поклонения, титанические усилия Хайек — от использования протезов и отращивания усов до смены режиссёров и поиска финансирования — вызывают восхищение и делают байопик о Фриде выдающейся работой.
На что вдохновляет: на творчество как самотерапию и самовыражение; видеть красоту в непривычном, использовать свой опыт для личностного роста.
Леди
Рейтинг IMDb: 7.00
Дата выхода: 12 сентября 2011 года
Продолжительность: 2 часа 12 минут
Страны: Франция, Великобритания, Таиланд
Режиссёр: Люк Бессон
В ролях: Мишель Йео, Дэвид Тьюлис, Джонатан Раджетт
Киноповествование об Аун Сан Су Чжи, лауреате Нобелевской премии мира из Мьянмы (ранее известной как Бирма), её отношениях с мужем Майклом Эйрисом и жертвах, на которые они оба пошли ради борьбы за демократию и права человека в Мьянме.
У этого фильма практически нет художественных достоинств, и критики даже советовали режиссёру больше не браться за биографии. Но это тот редкий случай в художественном кино, когда его достоинство — в его достоверности.
Борец за свободу в одной из самых закрытых стран мира Аун Сан Су Чжи остаётся фактически безвестной на фоне популярных политиков из Европы, Китая и Америки, которых таблоиды цитируют по 10 раз на день. Много лет Су Чжи находится под арестом, и ей запрещено общаться с журналистами. Наш единственный шанс увидеть и услышать эту героическую и умнейшую женщину — посмотреть фильм «Леди», где Мишель Йео максимально точно имитирует интонацию, походку и даже взгляд опальной оппозиционерки.
Главный хулиган французского кино Люк Бессон неожиданно для всех снял фильм с документальной точностью и трепетным отношением к деталям. Копия дома Су Чжи для фильма была построена в масштабе 1:1 с учётом сторон света, чтобы зрители видели восход солнца так же, как видит реальная Аун Сан Су Чжи, сидя под домашним арестом. В Мьянме строго запрещено фотографировать и снимать видео, и Люк Бессон, выезжая на разведку местности, проводил скрытую съёмку с угрозой для жизни. Мишель Йео удалось въехать в страну и встретиться с Су Чжи в перерывах между арестами последней.
На что вдохновляет: верить в свободу и достоинство человека, отстаивать свои убеждения.
Во власти стихии
Рейтинг IMDb: 6.60
Дата выхода: 31 мая 2018 года
Продолжительность: 1 час 36 минут
Страны: США, Исландия, Гонконг
Режиссёр: Бальтасар Кормакур
В ролях: Шейлин Вудли, Сэм Клафлин, Джеффри Томас
История Тэмми Олдэм Эшкрафт, мореплавательницы, которая вместе со своим женихом Ричардом Шарпом попала в смертельный шторм во время плавания по Тихому океану в 1983 году.
Про этот фильм кто-то из критиков съязвил, что это бюджетная версия «Изгоя», в которой Шейлин Вудли играет Тома Хэнкса (и не справляется), а Сэм Клафлин, соответственно, — мячик Уилсон (и получается неплохо). На самом деле сегодня «Изгой» интересен только бенефисом самого Хэнкса или постмодернистской трактовкой Робинзона Крузо, поскольку история Земекиса на сто процентов выдумана, да ещё и все знают, что будет в конце.
Неоспоримое преимущество истории Тэмми в том, что она реальна. Хэнкс театрально любит, театрально сходит с ума и на фоне нынешней волны новой искренности в интернете, кажется, откровенно переигрывает. Вудли и Клафлин играют буднично — но совершенно нетипично, непосредственно и искренне, и глубины во влюблённом взгляде Клафлина больше, чем в Марианской впадине.
Оператором картины стал троекратный лауреат «Оскара» Роберт Ричардсон. На съёмках «Во власти стихии» 60-летний экстремал прыгал в воду с отвесной скалы, чтобы снять падение и погружение под воду героя Клафлина без монтажных склеек. Он бесстрашно крутился с Вудли в яхте посреди шторма, чтобы запечатлеть момент катастрофы. История снята душераздирающе красиво и убедительно, даром что она о борьбе за выживание. Видимо, поэтому ей симпатизируют зрители по всему миру и на сайте Rotten Tomatoes у картины 70% свежести.
На что вдохновляет: бороться за жизнь, ценить отношения, преодолевать страх.
Персеполис
Рейтинг IMDb: 8.00
Дата выхода: 23 мая 2007 года
Продолжительность: 1 час 35 минут
Страны: Франция, США
Режиссёр: Маржан Сатрапи
В ролях: Кьяра Мастроянни, Катрин Денёв, Даниель Дарьё
Автобиографический анимационный фильм о жизни Маржан Сатрапи, основанный на одноимённом графическом романе. Главная героиня взрослеет во время Исламской революции в Иране и последующей ирано-иракской войны. Она пытается найти себя на фоне политических и социальных перемен в стране, размышляя на темы семьи, свободы и борьбы за справедливость.
Преимущество графических романов и их экранизаций в том, что их возможности ограничены только пределами человеческой фантазии. Будь эта история разыграна реальными актёрами, она бы не получилась такой красивой и выразительной и за 95 минут не показала бы так наглядно, в чём проблема — родиться женщиной в Иране.
«Персеполис» получил признание критиков и завоевал несколько наград, в том числе — приз жюри Каннского кинофестиваля 2007 года. Он также был номинирован на «Оскар» за лучший анимационный фильм.
На что вдохновляет: менять мир к лучшему, отстаивать свободу выбора.
Чудо на Гудзоне
Рейтинг IMDb: 7.40
Дата выхода: 2 сентября 2016 года
Продолжительность: 1 час 36 минут
Страна: США
Режиссёр: Клинт Иствуд
В ролях: Том Хэнкс, Аарон Экхарт, Лора Линни
История авиакатастрофы, в которой капитан Салли Салленбергер спас 155 пассажиров и членов экипажа, посадив самолёт на реку Гудзон. Но вместо того, чтобы наградить капитана, авиакомпания подаёт против него иск за порчу самолёта. Салли приходится пройти девять кругов ада, чтобы оспорить результат компьютерной симуляции и доказать свою правоту.
Клинт Иствуд в последнее время увлекается историями маленьких людей, совершивших большие поступки. Пилот Салли, спасший жизни полутора сотен людей, демонстрирует преимущество эмпатии и эмоционального интеллекта перед компьютерным алгоритмом. Так республиканец Иствуд пытается показать, что сила человечества — не в технологиях, политиках и государственных структурах, а в каждом из нас. В свои 93 года он мог бы ворчать, что слово «долг» для современных людей ничего не значит. Вместо этого он энергично пропагандирует веру в человечество и напоминает, что настоящие герои — не в фильмах про ковбоев или инопланетян, а среди нас. Каждый способен на поступок в самом неожиданном для себя месте и в самые трудные времена.
На что вдохновляет: развивать эмоциональный интеллект, сохранять самообладание в критических ситуациях, доверять партнёру, ценить жизнь каждого отдельного человека.
Ван Гог. На пороге вечности
Рейтинг IMDb: 6.90
Дата выхода: 3 сентября 2018 года
Продолжительность: 1 час 51 минута
Страны: Ирландия, Швейцария, Великобритания, Франция, США
Режиссёр: Джулиан Шнабель
В ролях: Уиллем Дефо, Руперт Френд, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен, Матьё Амальрик
Ван Гог при жизни продал лишь одну картину, после смерти стал известен в кругах ценителей, а к началу XXI века неожиданно оказался самым популярным художником: «Звёздная ночь» цитируется на самых немыслимых предметах обихода, начиная от носков и подставок для смартфонов и заканчивая хлебобулочными изделиями. «На пороге вечности» в лице Ван Гога воспевает всех самоотверженных художников, не получивших признания при жизни.
Ван Гог в исполнении Дефо — это такой христианский юродивый, который только прикидывается дурачком, а на самом деле видит суть вещей и знает будущее. В разговоре со священником Ван Гог рассуждает о том, что Христос на момент распятия тоже был не признан обществом (тут самое время вспомнить, что Дефо сыграл Христа в культовом фильме Скорсезе «Последнее искушение Христа»).
Такой Ван Гог не страдает от своих неудач и знает, что однажды мир оценит и полюбит его. Его не заботит день сегодняшний — он старается для грядущих поколений, для вечности. Если бы Ван Гог был знаком с Арсением Тарковским, то, помимо Евангелия, он процитировал бы и поэта: «Грядущее свершается сейчас…»
Пейзажи, по-детски распахнутые глаза Дефо и музыка Татьяны Лисовской полностью погружают зрителя в мир творчества великого мастера. Особенно прекрасно звучание ветра в ветвях кипарисов и великолепной траве. После просмотра фильма невозможно не слышать этот шелест, глядя на вангоговские «Кипарисы» или «Пшеничное поле с кипарисом».
На что вдохновляет: творить, пока не иссякнет фантазия, быть верным себе.
Сёстры Магдалины
Рейтинг IMDb: 7.70
Дата выхода: 20 августа 2002 года
Продолжительность: 1 час 54 минуты
Страны: Ирландия, Великобритания
Режиссёр: Питер Муллан
В ролях: Джеральдин МакЮэн, Энн-Мэри Дафф, Нора-Джейн Нун, Дороти Даффи
Три желторотые девчушки — Бернадетта, Роза и Маргарет — разными путями попадают в исправительный приют Святой Магдалины где-то в Ирландии. Там обречённые на пожизненное заключение женщины всех возрастов обдирают пальцы в кровь, стирая чужое бельё в обмен на прощение грехов. За блудницами надзирают (и наказывают их) католические монахини, запрещая смотреть, говорить и думать о чём-то, кроме покаяния и искупления.
У Бернадетты, Розы и Маргарет есть три выхода. Можно смириться и провести всю жизнь в заключении в ожидании Царствия Небесного. Можно ждать чуда ещё в этой жизни — вдруг родственники одумаются и заберут тебя домой. А можно разозлиться на несправедливость и попробовать сбежать. Правда, несмотря на отсутствие вооружённой охраны, сбежать от монахинь — тот ещё трюк.
Чтобы история не напоминала феминистскую версию «Побега из Шоушенка» и привлекала внимание к судьбам реальных жертв церковного беспредела, режиссёр Питер Маллан снимает весь фильм на ручную камеру. В нём много крупных планов: камера подбирается настолько близко, что проникает в душу (по факту — в глаз) к персонажам и передаёт их малейшие переживания.
Католический мир тяжело воспринял выход разоблачительного фильма на экраны, и Ватикан официально запретил его к показу, что только подогрело интерес к «Сёстрам». В 2002 году фильм выиграл главную награду на фестивале в Венеции — католической, кстати сказать, метрополии.
На что вдохновляет: на любовь к свободе, критическое мышление, борьбу с ложным смирением и, как следствие, с выученной беспомощностью.
Серпико
Рейтинг IMDb: 7.70
Дата выхода: 5 декабря 1973 года
Продолжительность: 2 часа 10 минут
Страна: США
Режиссёр: Сидни Люмет
В ролях: Аль Пачино, Джон Рэндольф, Джек Кихоу
Фриковатый полицейский в бини и с бородой разочаровывается в профессии, столкнувшись с коррупцией и рэкетом со стороны коллег. Другой человек нашёл бы работу попроще и поспокойнее, да и коллеги-полицейские красноречиво намекают «уйдёшь сейчас — целее будешь». И хотя от былого юношеского идеализма не осталось и следа, что-то мешает молодому копу в исполнении Аль Пачино закрыть глаза на беззаконие. Он пытается призвать к ответу коррупционеров, несмотря на то что все нью-йоркские полицейские объединились с преступниками, чтобы ликвидировать его.
Фильм входит в сотню самых воодушевляющих фильмов по версии Американского института кино. Аль Пачино играет лучшую из своих ролей: рассказывают, что он так глубоко вжился в роль Фрэнка Серпико, что однажды оштрафовал какого-то водителя за превышение скорости. Вдобавок ко всему Нью-Йорк в фильме живой и прекрасный во всех смыслах. Это ещё один персонаж фильма — просто не указанный в титрах. Люмет снимал картину в 104 разных локациях города, и больше планов в фильме, наверное, только у самого Аль Пачино.
На что вдохновляет: отвечать за свои действия, стремиться к прозрачности и доверию в своём сообществе.
В лесах Сибири
Рейтинг IMDb: 7.00
Дата выхода: 8 июня 2016 года
Продолжительность: 1 час 45 минут
Страна: Франция
Режиссёр: Сэфи Неббу
В ролях: Рафаэль Персонас, Евгений Сидихин, Александр Дулов
Тедди — режиссёр медиапроектов из Парижа. Он устал от столичной суеты, гламура и информационного шума, — за всем этим не видно смысла жизни. Утомлённый душой Тедди устраивает себе ретрит в необычном для дауншифтинга месте: едет в российскую глубинку, на берег Байкала. Там, в приюте спокойствия и вдохновения, он в полном одиночестве катается по замёрзшему озеру на коньках, играет на тромбоне в хрустальной тишине леса и коротает вечера в охотничьем домике в компании беглого преступника Алексея.
Эту немногословную экранизацию одноимённого документального романа Сильвена Тессона смотреть и больно, и сладко. Величественная родная природа, целительная сила одиночества и блаженный покой, который смог прямо у нас под боком снискать заезжий француз (когда мы маемся от тревог), одновременно восхищают и вызывают зависть. Самой же восхитительной оказывается дружба француза и русского, которые, не без достоевщинки, теперь на веки вечные связаны узами сострадания друг к другу.
Чем вдохновляет: любовью к миру и человеку.
В погоне за счастьем
Рейтинг IMDb: 8.00
Дата выхода: 15 декабря 2006 года
Продолжительность: 1 час 57 минут
Страна: США
Режиссёр: Габриэле Муччино
В ролях: Уилл Смит, Джейден Смит, Тандиве Ньютон
Фильм основан на реальной истории Криса Гарднера, коммивояжёра и отца одиночки. Крис, которого играет Уилл Смит, преодолевает многочисленные трудности, включая потерю работы, выселение из квартиры и развод, стремясь обеспечить лучшую жизнь для себя и своего сына (его играет Джейден Смит, сын самого Уилла Смита).
Несмотря на то что он идёт камнем на дно и помощи просить не у кого, Крис упрямо ищет работу, питается в столовой для бездомных, ночует в общественных туалетах и верит в то, что чёрная полоса кончится. В конце концов он устраивается стажёром в брокерскую компанию. Если на стажировке он сможет проявить себя, то его возьмут в штат и дадут хорошую зарплату. Правда, за стажировку на бирже не платят, а его маленькому сыну кушать хочется уже сейчас…
Чем вдохновляет: целеустремлённостью и силой воли героя.
Пианист
Рейтинг IMDb: 8.50
Дата выхода: 24 мая 2002 года
Продолжительность: 2 часа 28 минут
Страны: Франция, Польша, Великобритания, Германия
Режиссёр: Роман Полански
В ролях: Эдриан Броуди, Эмилия Фокс, Томас Кречман
Фильм о том, как война помешала герою Эдриана Броуди доиграть Шопена, но он не сдался, выжил, дождался победы и доиграл. Эта история о том, как война рушит все планы, отношения, дома и жизни. О том, как человека носит по волнам судьбы, будто щепку в океане, и всё, что он может, — это изо всех сил цепляться за жизнь и бессильно наблюдать, как гибнут другие.
История еврея, у которого отобрали несколько лет жизни, и пианиста, у которого отобрали его музыку. В этом фильме главный герой не совершает ничего героического. Настоящие герои здесь — другие люди. Они рисковали жизнью, спасая и передавая друг другу на попечение еврея, чтобы, когда всё кончится, он снова мог играть для них. Просмотр фильма приносит невероятный прилив веры в человечество: гитлеровцы были и сплыли, а хороших людей на свете было, есть и будет больше.
«Пианист» считается лучшим фильмом Романа Полански. В судьбе самого Полански много общего с судьбой его героя, Владислава Шпильмана. Во время войны еврей Полански оказался в краковском гетто и сумел сбежать оттуда. Мать Полански, как и мать Шпильмана, умерла в концлагере.
Чем вдохновляет. Это история о том, как сохранить человеческий облик, когда мир сошёл с ума, или наступил конец света, или всё сразу. Как говорил царь Соломон: всё проходит — и это пройдёт. Никакое зло не вечно. То ли дело — искусство.
Новый свет
Рейтинг IMDb: 6.70
Дата выхода: 25 декабря 2005 года
Продолжительность: 2 часа 15 минут
Страна: США
Режиссёр: Терренс Малик
В ролях: К’Орианка Килчер, Колин Фаррелл, Кристиан Бэйл
История Покахонтас без диснеевских песен и говорящей флоры и фауны. Америка, 1607 год. Безумно красивые поля кукурузы, медитативное течение воды в реке, блики солнца в волосах, шелест ветра в траве, сплетённые руки и неторопливое профанное время, разлитое по вечности, — вот она, гармония с миром. Так всегда было, так есть, так будет… казалось бы. Но нет. Бледнолицые пришельцы из других земель, похоже, не очень заботятся о гармонии. Зато они знают цену золоту, табаку и судят людей по цвету кожи, а не по поступкам.
При таких разных вайбах между коренными американцами и колонистами неминуемо назревает конфликт. В этом конфликте дочь вождя Покахонтас пытается понять и примирить обе стороны.
Чем вдохновляет. У Покахонтас определённо было чему поучиться: в 17 лет в ней было больше гармонии и зрелости, чем во всех книгах Элизабет Гилберт. Покахонтас в фильме Малика — амбассадор философии «живи сегодня, будь счастлив настоящим, заботься о себе и заботься о планете».
127 часов
Рейтинг IMDb: 7.50
Дата выхода: 4 сентября 2010 года
Продолжительность: 1 час 33 минуты
Страны: Великобритания, США, Франция
Режиссёр: Дэнни Бойл
В ролях: Джеймс Франко, Кейт Мара, Эмбер Тэмблин, Клеманс Поэзи
Опытный 28-летний альпинист Аарон Ролстон отправляется в каньон Блю Джон в полном одиночестве. Оступившись, он падает в расщелину, а следом на него падает валун. Ролстон остаётся цел, только вот уйти из каньона не может — он застрял в расщелине, прижатый валуном.
Если читатели автобиографии Ролстона с самого начала знают, будет ли финал счастливым, то зрителю остаётся гадать почти до самого конца, выживет ли герой. 127 часов, заявленных в названии, прожить зажатым в расселине, вероятно, сможет не каждый. Приключенческий фильм оборачивается саспенсом: наручные часы показывают, как сменяются минуты, часы, дни, Аарон вспоминает своих знакомых, и мы гадаем, хватится ли его кто-то из них. Финал будет неожиданно страшным и страшно неожиданным, а вы, собираясь в следующий одиночный поход, наверняка предупредите близких, где вас искать.
Чем вдохновляет: жаждой жизни — такой нет, кажется, ни у одного другого героя нашей подборки.
Джули и Джулия
Рейтинг IMDb: 7.00
Дата выхода: 30 июля 2009 года
Продолжительность: 2 часа 3 минуты
Страна: США
Режиссёр: Нора Эфрон
В ролях: Мерил Стрип, Эми Адамс, Стэнли Туччи, Крис Мессина
Мерил Стрип играет Джулию Чайлд, любимого шеф-повара американцев, которой приписывают знакомство широкой англоязычной публики с французской кухней. Эми Адамс играет блогера Джули Пауэлл, завоевавшую огромную популярность благодаря своему фуд-блогу. Джулия живёт в 1952 году, а Джули в 2002-м. Они никогда не встретятся, но между ними теснейшая связь.
То, что место женщины на кухне, — конечно, общее место и вообще сексизм. Но так как это кино сняла Нора Эфрон, автор «Силквуда», «Ревности» и «Когда Гарри встретил Салли», то язык не поворачивается упрекнуть её в консервативности или, прости господи, шовинизме. Очевидно, что это аппетитное кино о том, как восемь часов тушить говядину в бургундском, создано к вящей славе женской, ведь обе Джулии — не домохозяйки, а профессиональные кулинары. Джулия Чайлд и Джули Пауэлл сделали своё хобби своим призванием и построили на этом карьеру как самые что ни на есть мужчины. Правда, похоже, что мужчины от этого остались только в выигрыше.
На что вдохновляет: вести блог, готовить вкусно и с душой, найти своё призвание, ценить каждое мгновение жизни.