15 лучших фильмов про писательниц
О чём пишет женщина.
Кадр: фильм «Маленькие женщины» / Columbia Pictures
Женские персонажи в кино встречаются в два раза реже, чем мужские — вы наверняка знаете об этом, если читали нашу статью про тест Бекдел. А в школьной программе по литературе женщин-авторов нет вовсе. Сегодня исполняется 220 лет со дня рождения Жорж Санд — и по этому случаю, а также чтобы восстановить баланс сил в ноосфере, мы собрали для вас пятнадцать лучших фильмов о писательницах:
- «Дети века» (1999)
- «Маленькие женщины» (2019)
- «Колетт» (2018)
- «Прислуга» (2011)
- «Джейн Остин» (2007)
- «Эмили» (2022)
- «Из Африки» (1985)
- «Быть Астрид Линдгрен» (2018)
- «Ангел за моим столом» (1990)
- «Ширли» (2020)
- «Вошедшие незримо: Сёстры Бронте» (2016)
- «Часы» (2002)
- «Мисс Поттер» (2006)
- «Туве» (2020)
- «Ханна Арендт» (2012)
Дети века
Жанр: драма, мелодрама, биография
Рейтинг IMDb: 6,5
Год выхода: 1999
Страна: Франция
Режиссёр: Диана Кюрис
В ролях: Жюльет Бинош, Бенуа Мажимель, Стефано Дионизи
В 1833 году в Париже на одном из светских вечеров познакомились два литератора: писательница Жорж Санд (Жюльет Бинош) и поэт Альфред де Мюссе (Бенуа Мажимель). Молодые люди сразу нашли общий язык и полюбили друг друга. Но творческие разногласия, жажда жизни и поиск новых источников вдохновения мешают им обрести покой и гармонию в отношениях. Санд и де Мюссе расстаются, но их чувства продолжают жить: история любви культовых французских авторов продолжалась вплоть до смерти поэта в 1857 году.
Диана Кюрис в своей картине не только с документальной точностью воспроизвела отношения длинною в несколько десятков лет, но и частично адаптировала роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века», в котором поэт рефлексировал роман с Жорж Санд, — помимо прочего, книга подарила фильму название.
Маленькие женщины
Жанр: драма, мелодрама
Рейтинг IMDb: 7,8
Год выхода: 2019
Страна: США
Режиссёр: Грета Гервиг
В ролях: Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен
1868 год, в Америке бушует Гражданская война. В маленьком городке Конкорд Новой Англии проживает семья Марч. Отец семейства (Боб Оденкёрк) отправился на фронт, а за главную в доме пришлось остаться матери (Лора Дёрн). Женщина самостоятельно растит четырёх дочерей: Маргарет (Эмма Уотсон), Джозефину (Сирша Ронан), Эми (Флоренс Пью) и Элизабет (Элайза Сканлен). Несмотря на неспокойное время, девушки сталкиваются с обычными трудностями взросления: обретают первую любовь и друзей, совершают ошибки и пробуют себя в новом. Одновременно с этим Джо отражает происходящее с их семьёй на страницах романа под названием «Маленькие женщины».
Картина Греты Гервиг — это седьмая экранизация одноимённой книги Луизы Мэй Олкотт. Версия Гервиг отличается от предыдущих нарушенной хронологией событий, острой критикой сексизма общества XIX века и необычайно звёздным кастом. Лента была удостоена шести номинаций на «Оскаре-2020» — победила картина в одной: за «Лучший дизайн костюмов».
Колетт
Жанр: драма, мелодрама, биография
Рейтинг IMDb: 6,7
Год выхода: 2018
Страна: Великобритания, США, Венгрия
Режиссёр: Уош Уэстмоленд
В ролях: Кира Найтли, Фиона Шоу, Доминик Уэст
Деревенская девушка по имени Сидони-Габриэль Колетт (Кира Найтли) выходит замуж за самоуверенного Анри Готье-Виллара (Доминик Уэст), писателя, публикующегося под псевдонимом Вилли. После свадьбы Анри замечает талант Колетт, и предлагает жене написать книгу, которую потом, — если произведение окажется стоящим, — выпустит под своим именем. Автобиографический роман о скромной провинциалке по имени Клодин действительно становится бестселлером. Вдохновленный успехом, Вилли требует, чтобы Колетт написала продолжение приключений Клодин. Девушка соглашается с одним условием: чтобы в публикации на этот раз было указано её авторство. Когда Анри отказывает, Колетт начинает борьбу против мужа и социальных ограничений эпохи.
«Колетт» — классический байопик о вдохновляющей истории преодоления себя и творческих преград. В основу фильма легла реальная история писательницы Сидони-Габриэль Колетт, ставшей на рубеже веков не только борцом за права женщин, но и не лишённым иронии автором, обличавшим в своих романах претенциозность светской жизни.
Прислуга
Жанр: драма, комедия
Рейтинг IMDb: 8,1
Год выхода: 2011
Страна: США, Индия
Режиссёр: Тейт Тейлор
В ролях: Эмма Стоун, Виола Дэвис, Октавия Спенсер
Америка 60-х, город Джексон. Белые и чёрные всё ещё пользуются разными туалетами и не могут спокойно беседовать друг с другом на глазах у всех. 23-летняя Скитер (Эмма Стоун) возвращается домой после окончания колледжа и решает создать книгу-интервью с домашней прислугой. Главные героини её книги — Эйбилин (Виола Дэвис) и Минни (Октавия Спенсер). Эйбилин живёт непримечательной жизнью домработницы, в то время как Минни промышляет далеко не только уборкой: женщина то жестоко мстит хозяйке за своё увольнение, то помогает создать уютный дом для неприметной бедной девушки.
«Прислуга» примечательна не только как история о становлении молодой писательницы, но и как яркие антирасистское и антисексистское высказывания. В основе сценария лежит одноимённый роман Кэтрин Стокетт, многострадальное произведение, отвергнутое более 60 раз перед тем, как наконец выйти в свет.
Джейн Остин
Жанр: драма, мелодрама, биография
Рейтинг IMDb: 7,0
Год выхода: 2007
Страна: Великобритания, Ирландия
Режиссёр: Джулиан Джаррольд
В ролях: Энн Хэтэуэй, Джеймс Макэвой, Джули Уолтерс
Джейн Остин (Энн Хэтэуэй) — девушка из бедной семьи, мечтающая стать писательницей. Родители Джейн хотят, чтобы она вышла замуж по расчёту — в Англии 1795 года другого выбора не было. Однако встреча с молодым Томом Лефроем (Джеймс Макэвой) меняет жизнь девушки: ум и красота Лефроя не оставляют её равнодушной, и он отвечает Джейн взаимностью. Влюблённая пара решает пожениться, но строгий дядя Лефроя, от которого тот зависит материально, не даёт согласия на невыгодный брак. В отчаянии Том предлагает Джейн бежать вместе. Однако побег оказывается обречён: Остин понимает, что должна отпустить возлюбленного, иначе пострадает не только он, но и его младшие братья и сёстры, которые тоже зависят от поддержки деспотичного дяди.
«Джейн Остин» хоть и именуется биографической драмой, но не особо коррелирует с реально происходившими в жизни писательницы любовными перипетиями — слишком мало по сей день информации насчёт любовных увлечений девушки. Роман Лефроя и Джейн по большей части придуман — в реальной жизни не было ничего, кроме пары танцев. Однако это не помешало создателям снять действительно красивую, пусть и не сильно правдоподобную историю обречённой любви в духе лучших романов настоящей Джейн Остин.
Читайте также:
Эмили
Жанр: драма, мелодрама, биография
Рейтинг IMDb: 6,8
Год выхода: 2022
Страна: Великобритания, США
Режиссёр: Фрэнсис О’Коннор
В ролях: Эмма Маки, Оливер Джексон-Коэн, Финн Уайтхед
Молодую девушку по имени Эмили Бронте (Эмма Маки) окружающие считают странной. Она избегает людей, предпочитая проводить время с братом Бренуэллом (Финн Уайтхед) и старшей сестрой Шарлоттой (Александра Доулинг), а также в бесцельных гуляниях по болотам, по лугам. Эмили мечтает стать писательницей, но сталкивается с непониманием и скепсисом со стороны знакомых и соседей: всё-таки, участь женщины — семья и хозяйство. Однажды в родовом доме Бронте появляется Уильям Уэйтман (Оливер Джексон-Коэн), викарий, которому поручено учить своенравную девушку французскому. Первоначальная неприязнь молодых людей быстро перерастает в бурный роман.
«Эмили» — первая режиссерская и сценарная работа постановщицы Фрэнсис О’Коннор. Её дебют посвящён не только роману Эмили и Уэйтмана, но и отношениям внутри семьи Бронте, а также созданию единственного романа английской писательницы — «Грозового перевала».
Из Африки
Жанр: драма, мелодрама, биография
Рейтинг IMDb: 7,1
Год выхода: 1985
Страна: США, Великобритания
Режиссёр: Сидни Поллак
В ролях: Мэрил Стрип, Роберт Редфорд, Клаус Мария Брандауэр
В начале XX века датчанка Карен (Мэрил Стрип) переезжает в Кению, где выходит замуж за барона Блика фон Бликсена (Клаус Мария Брандауэр). Вместе пара начинает управлять кофейной плантацией. Вскоре Карен понимает, что раннее замужество оказалось ошибкой, и что барон — не тот партнёр, с которым она хочет идти по жизни.
Вскоре Карне влюбляется в полную противоположность Блика — свободолюбивого охотника и путешественника Дениса Финча Хаттона (Роберт Редфорд). Между героями начинается роман, но их отношения осложняются из-за разницы в мировоззрениях и личных амбициях. Трудности в бизнесе, война и личные потери заставляют Карен вернуться в Европу, оставив бесценные воспоминания об Африке, которые позже найдут своё отражение в литературном творчестве.
Картина Сидни Поллака основана сразу на трёх биографических книгах: «Африканской ферме» самой Карен Бликсен, «Isak Dinesen: The Life of a Story Teller» Джудит Турман и «Silence Will Speak» Эррол Тжебински — все они рассказывают об Африке того времени и приключившихся с Бликсен событиях. На «Оскаре-1986» фильм был удостоен семи премий: начиная от категории «Лучший фильм» и заканчивая «Лучшим звуком».
Быть Астрид Линдгрен
Жанр: драма, биография
Рейтинг IMDb: 7,1
Год выхода: 2018
Страна: Швеция, Дания
Режиссёр: Пернилла Фишер Кристенсен
В ролях: Альба Аугуст, Мария Бонневи, Трине Дюрхольм
Дети со всего мира присылают письма пожилой Астрид Линдгрен. Отвечая юным читателям, писательница вспоминает свою юность в Смоланде.
Тогда Астрид много фантазировала и мечтала писать. Благодаря отцу девушка попала в местную газету, где её талант заметил главный редактор, женатый мужчина Блумберг. Между ними завязался роман, Астрид забеременела и родила сына Ларса. Ребёнка взяла на попечение датская семья, а Астрид уехала на заработки в Стокгольм. Когда приёмная мать Ларса заболевает, Астрид наконец забирает сына домой. Поначалу отношения между ними не клеятся, но преодолеть невидимый барьер помогают сказки, которые Линдгрен начинает сочинять специально для Ларса.
Байопик об Астрид Линдгрен мало чем выделяется на фоне схожих историй о других культовых писательницах. Фильм Кристенсен — это точное жизнеописание, которое максимально полно отражает то, с чем пришлось столкнуться писательнице на своём пути. Однако дочь Астрид Карин Ниман осталась недовольна картиной. Девушке показалось, что общественность не должна знать подробности личной жизни её матери — тем более, что подробности касаются не только самой Астрид, но и её сына.
Ангел за моим столом
Жанр: драма, биография
Рейтинг IMDb: 7,4
Год выхода: 1990
Страна: Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, США
Режиссёр: Джейн Кэмпион
В ролях: Керри Фокс, Алексия Кеог, Карен Фергюсон
Дженет Фрейм выросла в многодетной семье в Новой Зеландии. В школе девушка увлекается поэзией и пробует писать первые стихи, а в колледже публикует первые работы — в том числе, прозаические. Но психическое состояние Фрейм нестабильно: депрессия и нервные срывы приводят девушку в лечебницу, где ей ошибочно ставят диагноз «шизофрения». В течение восьми лет героиню держат взаперти и лечат электрошоком.
Пытки не останавливают Дженет: она продолжает писать, и даже получает литературную премию за первый сборник рассказов. Эта премия спасает поэтессу от лоботомии и позволяет покинуть место заточения.
«Ангел за моим столом» — экранизация трёх автобиографических книг Дженет Фрейм, в которых писательница в подробностях рассказывает о своём детстве, юности, заточении в лечебнице и литературных изысканиях. «Ангел» стал первым новозеландским фильмом, представленным на Венецианском кинофестивале. Кроме того, этот фильм открыл миру Джейн Кэмпион, постановщику нашумевшей «Власти пса».
Ширли
Жанр: ужасы, триллер, драма
Рейтинг IMDb: 6,1
Год выхода: 2020
Страна: США
Режиссёр: Жозефин Декер
В ролях: Элизабет Мосс, Одесса Янг, Майкл Стулбарг
Главная героиня фильма — писательница Ширли Джексон (Элизабет Мосс), известная своими хоррор-романами («Призрак дома на холме»). Ширли живёт в затворничестве с мужем Стэнли (Майкл Стулбарг) и не может сесть за новый роман: творческий кризис лишил писательницу вдохновения.
Выход из кризиса сам находит Джексон: в доме супругов появляются временные жильцы — Фред Немзер (Логан Лерман) и его жена Роуз (Одесса Янг), поклонница творчества Ширли. Познакомившись с фанаткой поближе, Джексон делает её героиней нового романа о пропавшей девушке. Ширли начинает манипулировать своей гостьей и проводить над ней психологические эксперименты, постепенно стирая грань между персонажем Полой и настоящей Роуз.
Хотя формально в основу сценария лёг роман Сьюзан Скарф Меррелл «Ширли», настоящая Джексон, конечно же, над гостями никогда подобным образом не издевалась. Всё показанное на экране — антибайопик формата «что, если?». В конце концов, авторы хорроров во все времена подвергались мистификациям, — и Ширли Джексон не исключение.
Вошедшие незримо: Сёстры Бронте
Жанр: драма, биография
Рейтинг IMDb: 7,4
Год выхода: 2016
Страна: Великобритания
Режиссёр: Салли Уэйнрайт
В ролях: Финн Аткинс, Чарли Мерфи, Хлоя Пирри
1845 год, Йоркшир. Сестры Энн (Чарли Мерфи), Шарлотта (Финн Аткинс) и Эмили (Хлоя Пирри) Бронте живут вместе с братом и отцом, которых не могут оставить одних. Брат девушек пьёт и портит жизнь домочадцам и соседям. Отец семейства — старый священнослужитель со слабым зрением, нуждающийся в особом уходе. Убежать от неприглядной действительности сёстрам помогает творчество — девушки пишут романы, с головой уходя в воображаемые миры. Правда создают произведения Бронте исключительно под мужскими псевдонимами, понимая, что нельзя просто так взять и противопоставить талант гендерному неравенству.
«Вошедшие незримо» — телевизионная драма, миновавшая широкий кинотеатральный прокат. За создание картины отвечал канал BBC, а постановщицей выступила малоизвестная сценаристка Салли Уэйнрайт, для которой фильм стал режиссёрским дебютом. Благодаря ограниченному бюджету лента даже выиграла: происходящее на экране воспринимается скорее как театральная постановка, нежели большое игровое кино, — но это играет на руку меланхоличной истории о трёх не сдающихся сёстрах.
Часы
Жанр: драма, биография
Рейтинг IMDb: 7,5
Год выхода: 2002
Страна: США, Великобритания, Франция, Канада, Германия
Режиссёр: Стивен Долдри
В ролях: Николь Кидман, Джулианна Мур, Мэрил Стрип
Один день из жизни трёх женщин, существующих в разных мирах. Вирджиния Вулф (Николь Кидман) живёт в Англии в 1920-е, пишет «Миссис Дэллоуэй» и терзается мыслями о самоубийстве. Лара Браун (Джулианна Мур), американская жена, мать и домохозяйка, которая читает роман «Миссис Дэллоуэй» и томится скучной жизнью в пригороде Лос-Анджелеса 1950-х. Кларисса Вон (Мэрил Стрип) живёт в Нью-Йорке XXI века и устраивает вечеринку для своего лучшего друга Ричарда (Эд Харрис), умирающего от СПИДа. Прозвище Клариссы — миссис Дэллоуэй, и её история повторяет сюжет романа Вулф почти буквально.
«Часы» — экранизация одноимённого романа Майкла Каннингема, за который писатель был награждён Пулитцеровской премией в 1999 году. И, поскольку материал никак не был видоизменён режиссёром Стивеном Долдри и сценаристом Дэвидом Хэа, картину тоже не обошли стороной награды: на «Оскаре» 2003 года, например, за лучшую женскую роль была награждена Николь Кидман.
Мисс Поттер
Жанр: драма, мелодрама, биография
Рейтинг IMDb: 7,0
Год выхода: 2006
Страна: США, Великобритания
Режиссёр: Крис Нунен
В ролях: Рене Зеллвегер, Юэн Макгрегор, Эмили Уотсон
Мисс Поттер (Рене Зеллвегер) всю свою жизнь посвятила творчеству: девушка рисовала и писала детские книжки. Когда Поттер обращается в небольшое литературное издательство с предложением опубликовать свою книгу «Сказка о Кролике Питере», за проект берется неопытный Норман Уорн (Юэн Макгрегор). Неожиданно книга становится невероятно успешной. Вдохновленные процветающим делом, Беатрис Поттер и Норман Уорн понимают, что им нравится не только работать друг с другом, но и просто проводить вместе время — молодые люди влюбляются, и Норман делает предложение Беатрис. Однако родители писательницы выступают против вопиющего брака.
Фильм Криса Нунена мало похож на классические байопики о литераторах, и больше напоминает «классические» ленты с Зеллвегер — незамысловатые мелодрамы нулевых, которые чуть более феминистичны, чем предшественники из 90-х. Получилось так же сказочно, как было и в книгах настоящей Беатрис Поттер.
Туве
Жанр: драма, биография
Рейтинг IMDb: 6,8
Год выхода: 2020
Страна: Финляндия, Швеция
Режиссёр: Зайда Бергрот
В ролях: Альма Пёвсти, Криста Косонен, Шанти Рони
В 1944 году, во время войны в Европе бедная художница Туве Янссон пытается свести концы с концами. Отец девушки считает, что ей лучше работать над крупными проектами для государственного финансирования, но Туве предпочитает политике богемную среду, где ценят её сатирические рисунки и иллюстрации. Отец недоволен решением дочери и критикует созданные ей работы, в том числе и наброски персонажей из будущей Долины Муми-троллей.
В попытках скрыться от разрушений войны и холодного родителя, Туве погружается в мир волшебных созданий и любовных похождений: сначала заводит роман с женатым политиком Атосом Виртаненом, а после с замужней светской дамой Вивики Бандлер.
Биографическая драма финской постановщицы Зайды Бергрот фокусируется на первых этапах карьеры Туве Янссон — примерно с середины 40-х до середины 50-х годов. Повествование уделяет равное количество времени как раскрытию творческого потенциала художницы, так и принятию создательницы Муми-троллей своей сексуальности.
Читайте также:
Ханна Арендт
Жанр: драма, биография
Рейтинг IMDb: 7,1
Год выхода: 2012
Страна: Германия, Люксембург, Франция, Израиль
Режиссёр: Маргарете фон Тротта
В ролях: Барбара Зукова, Джанет Мактир, Юлия Йенч
В Южной Америке ловят одного из организаторов Холокоста Адольфа Эйхмана, куда фашист сбежал с поддельными документами. Заинтересованная делом профессор Ханна Арендт (Барбара Зукова) вызывается писать о суде над Эйхманом для «Нью-Йоркера».
Во время суда в Иерусалиме Арендт поражена посредственностью человека, ответственного за убийства десятков тысяч евреев. Вернувшись в Нью-Йорк с судебными протоколами, Ханна пишет серию статей как о самом Эйхмане, так и о судебном деле. Арендт не может принять тот факт, что Адольф оправдывает свои поступки бюрократическими речами и утверждениями, что он «просто выполнял приказы». Публикация работ Арендт вызывает общественный резонанс, а близкий друг Ханс Йонас (Ульрих Нётен) ссорится с ней.
Фильм немецкого режиссёра фон Тротты посвящен реакции Ханны Арендт на суд над нацистом Адольфом Эйхманом в 1961 году, о котором она писала для журнала «Нью-Йоркер». Примечательна эта статья тем, что в ней впервые был употреблён термин «банальность зла». Введённая Арендт концепция была раскритикована многими учёными и общественными деятелями, поскольку «Её осторожные попытки разобраться в формах ответственности и отделить ответственность от намерения были неправильно поняты почти всеми и вызвали возмущение и ярость даже у её ближайших друзей. Неудивительно, что с тех пор многие моральные философы предпочитают ограничиваться „проблемой вагонетки“».
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс