Почему новый альбом Bad Bunny — одно из главных событий минувшей осени
Разбираем Nadie Sabe Lo Que Va a Pasar Mañana.
Фото: Jason Koerner / Getty Images
Почему Bad Bunny — главная звезда латиноамериканской музыки сегодня
Сегодня пуэрториканец Bad Bunny — успешный, и, пожалуй, главный испаноязычный исполнитель в истории поп-сцены. Пару десятилетий назад не менее успешным был другой пуэрториканец, Рики Мартин, но в его дискографии много англоязычных песен, — например, хиты Livin' la Vida Loca, She Bangs и She’s All I Ever Had. А вот у Банни, чьё настоящее имя Бенито Антонио Мартинес Окасио, вся дискография на испанском.
Может показаться, что любой язык, кроме английского, станет культурным барьером для исполнителя песен — публика не станет слушать то, что ей непонятно. После выступления Bad Bunny на «Грэмми-2020» даже был скандал, когда в титрах написали «поёт на неанглийском языке». Но Бенито удалось покорить вершины, которые до него оставались неприступными для латиноамериканцев.
Судите сами:
- Альбом Бенито El Último Tour del Mundo 2020 года стал первым испаноязычным альбомом, занявшим первое место в чарте Billboard. В 2022-м Банни повторил это достижение с альбомом Un Verano Sin Ti.
- С 2020 по 2022 году Bad Bunny был лидером по общему количеству прослушиваний на Spotify — обошёл даже Бейонсе и Тейлор Свифт.
- Тур The World’s Hottest в 2022 году собрал больше денег, чем тур Эда Ширана.
- Банни первым из латиноамериканских артистов стал хедлайнером фестиваля Coachella.
Сегодня по Банни судят о современной музыке Латинской Америки, — благо он щедро приглашает в свои песни молодых испаноязычных рэперов и певцов. А потому его новый альбом интересен и сам по себе, и в контексте того, как западная аудитория воспринимает контент не на английском.
Что внутри альбома Nadie Sabe Lo Que Va a Pasar Mañana
Название альбома в переводе означает «Никто не знает, что произойдёт завтра». 22 трека на 81 минуту: для эпохи стримингов альбом такой же экстремально длинный, как и предыдущий Un Verano Sin Ti. Причём хронометраж не забит штампованными треками — музыкально они заметно отличаются друг от друга.
Такая длина альбома — своеобразный жест самоутверждения от исполнителя, который не боится экспериментов и больших форм. Молодые рэперы обычно выпускают короткие альбомы, полагаясь только на хитовые песни. А глыбы вроде Канье Уэста и Дрейка могут позволить себе альбомы на час-полтора — они знают, что преданная фан-база всё равно дослушает до конца. Это привилегия большой звезды, а Bad Bunny сейчас именно в таком статусе.
Первый сингл, Where She Goes, вышел в мае. Он отличался звучанием в стиле джерси-клаб — это смесь хауса и хип-хопа, к которой Банни прибегал и раньше. Затем последовали синглы Un Preview в стиле реггетон и трэп-песня Monaco. На каждую из песен Банни снял клип. 13 октября вышел альбом, который достиг первого места в чарте Billboard 200.
О чём альбом
Один из самых важных моментов в жизни артиста, который отражается и в его творчестве, — переход на более высокий уровень популярности. Сначала артист шагает от обычной жизни, где у него мало слушателей и денег, к статусу звезды. Этому посвящён, например, альбом Скриптонита «Уроборос». Намного меньше альбомов про следующую точку роста — когда музыкант переживает не первую славу, а становление суперзвездой. Это логично, ведь суперзвёздами становятся единицы.
Как суперзвёзды относятся к подобным переменам в жизни? Исполнители вроде Бейонсе наслаждаются славой, пышут энергией и готовы встряхнуть весь мир. А исполнители вроде Канье Уэста и Дрейка чувствуют себя на месте суперзвёзд некомфортно. В их песнях постоянно проскальзывают темы разочарования после успеха, отсутствия счастья, понимания того, что деньги и слава никак не помогают. Каноничным стал альбом Канье Уэста 808’s & Heartbreak, где тот не читал, а пел под грустные биты. Строчки звучали так:
«Мой друг показал мне фотографии своих детей,
А всем, что я смог ему показать, были фотки моих квартир.
Он сказал, что его дочери недавно вручили аттестат,
А я похвастался лишь недавно купленной спортивной тачкой».
В какой-то мере для Bad Bunny пятый альбом стал практически тем же, чем и 808’s & Heartbreak для Канье. До Nadie Sabe Lo Que Va a Pasar Mañana Банни был энергичным исполнителем самоуверенного и горячего хип-хопа или реггетона, разбрасывался хвастливыми строчками (и деньгами в клипах).
Nadie Sabe
Послушаем, с чего Bad Bunny начал альбом.
Nadie Sabe — медленная и печальная песня на шесть минут, в которой Bunny в сопровождении оркестра поёт о своём одиночестве. С первой же строки он заявляет: «Говорят, наступит конец света, надеюсь, уже скоро». Дальше он рассказывает об одиночестве, приступах агрессии, отчуждении от тех, кто обсуждает его в медиа.
«Но никто не знает, каково это —
Чувствовать себя одиноким перед сотней тысяч людей.
Пусть все люди говорят о тебе,
Ничего не зная, не зная тебя.
<…>
Сегодня я проснулся с ненавистью,
С желанием застрелить кого-нибудь на трассе.
Я давно не был у своего терапевта».
Отличие депрессивных песен в хип-хопе и другой музыке в том, что рэперы, даже будучи в глубоком эмоциональном упадке, находят возможность похвастаться. Вот и здесь Банни, не меняя печальный голос и тоскливую оркестровку, поёт:
«Скажи мне, кто был лучше меня, я забыл.
С тех пор как я здесь, я горжусь тем, что я тот самый.
<…>
И это правда, я не траппер и не реггетонщик.
Я самая большая звезда во всём мире».
Vuelve Candy B
Контраст между желанием продолжать развлекаться и выгоранием ярко подчёркнут в песне Vuelve Candy B, где Бенито заявляет следующее:
«Индустрия меня утомляет, клянусь, я уйду на пенсию в 33.
Как прекрасна жизнь, давайте поднимем тост.
Вы покупаете одежду, я покупаю здания».
Acho Pr
Как у каждого рэпера, в песнях Bad Bunny сквозит тема любви к родным местам. Если американские рэперы обычно читают про город или район, то Бенито признаётся в нежных чувствах ко всему Пуэрто-Рико. Больше всего это заметно в песне Acho Pr, в которой участвовали целых четыре молодых исполнителя из Пуэрто-Рико. Банни не только привлекает внимание к соотечественникам, но и рассказывает о родине в тексте песни. Некоторые отсылки жителям других стран сложно понять без Google:
- «Я скучаю по тому дню в Лас Хуста». Лас Хуста — неделя спортивных состязаний между университетами Пуэрто-Рико. Проводится в апреле. Радиостанции острова устанавливают на фестивале свои сцены.
- «Лучше я буду бесплатно петь в Лойзе, чем на „Коачелле“». Лойза — пуэрториканский город с населением в 23 тысяч человек. В декабре 2022 года Bad Bunny и рэпер Arcangel, который тоже есть в этом треке, устроили сюрприз для горожан, выступив на крыше заправки в Лойзе. «Коачелла» — один из крупнейших фестивалей мира, который проходит в Калифорнии; в 2017 году его посетило 250 тысяч человек.
Трилогия неудач
Через несколько песен альбома проходит тема неудачных отношений — и подаётся она довольно агрессивно. Эти песни складываются в трилогию, на протяжении которой меняется отношение Банни к происходящему.
- Песня Hibiki рассказывает о том, как Банни ностальгирует по девушке, с которой расстался. Он, как сам говорит, «сходит с ума» и проводит дни в сигаретах и алкоголе, пытаясь найти себе новое занятие. После депрессивного первого куплета во втором Банни соблазняет новую девушку.
- В Baby Nueva Банни пытается убедить себя, что расставание — к лучшему, а девушка о нём, наоборот, пожалеет.
- Gracias Por Nada — неприкрытое выражение злобы на бывшую. Банни жалуется на бессонницу, вызванную стрессом в отношениях, и панчит в духе «Если я увижу тебя снова, то в зеркале заднего вида, если ты увидишь меня снова, то по телевизору». А припев закрепляет обиду:
«Спасибо ни за что, спасибо ни за что.
Для вас больше не существует ни ошибок, ни Prada.
Я уже поймал тебя, ты сходишь с ума.
Забери свои вещи и ничего не оставляй».
Классическая бравада
Большая часть альбома посвящена тому, о чём Банни читает и поёт всегда, — сексу и хвастовству. Однако интонация новая. Fina — жаркий текст про секс, Mr. October — самоуверенный репрезент. Их Банни безрадостно зачитывает под тягучие и приглушённые биты с гладким басом, размеренной трещоткой ударных и смутными семплами на фоне.
Сравните с тем, как позитивно и танцевально Банни представлял эти же темы в 2020 году в песне A Tu Merced.
Как звучит альбом
Известность пришла к Bad Bunny в 2016 году, когда он стал звездой латин-трэпа — поджанра хип-хопа, в который встроены элементы латиноамериканского жанра реггетон, созданного в Пуэрто-Рико.
Супервезду из Банни сделал альбом Un Verano Sin Ti в 2022 году. В нём рэпер значительно расширил звучание: реггетон и хип-хоп встречались с элементами альтернативного рока, инди-попа, джаза, синти-попа, техно, диско, самбы, соула.
При такой жанровой палитре об изначальной связи Банни с хип-хопом можно было бы забыть — но исполнитель не дал этого сделать. В новом, пятом по счёту альбоме большинство песен — трэп-биты. Композиции в этом жанре Банни исполнял в своём первом альбоме X 100pre в 2018 году. В одной из песен нового альбома есть строки о том, как Банни угнетает слава, поэтому в каком-то смысле обращение к старому стилю — попытка вернуться в привычную среду, где можно играть по своим правилам.
Тем не менее в альбоме много элементов других музыкальных направлений, в том числе латиноамериканских. Разберём по косточкам, какие жанры использовал Bunny.
Gracias Por Nada
Треком, который отражает звучание альбома Nadie Sabe Lo Que Va a Pasar Mañana, можно назвать Gracias Por Nada: неспешный темп, ударные на драм-машине Roland TR-808, переход от речитатива к пению, нечёткий семпл на фоне растёкшегося звучания оригинального инструмента.
Похожие песни — Mercedes Carota, Veulve Candy B, Fina.
Monaco
Кесарю — кесарево, слесарю — слесарево, а артисту с богатым звуком — изысканные семплы с богатой инструментовкой. Так, в главной композиции Monaco семпл струнных взят из элегической песни Шарля Азнавура Hier Encore, а иногда бит прерывается и песня играет сама по себе, что добавляет контраста.
В плане текста Monaco — классический рэп-репрезент, то есть песня, в которой рэпер рассказывает, в чём он лучше всех. Банни называет себя Рокки Бальбоа, читает про отдых на яхте с толпой девушек, кидание денег в воздух, наезжает на других исполнителей. В клипе Банни ужинает с Аль Пачино, тусит на гонках и в казино.
Казалось бы, всё это — элементы типичного рэперского хвастовства, но бит будто вступает в диалог с текстом — весёлым его никак не назовёшь. Трек поддерживает общее унылое настроение альбома.
Where She Goes
Поп-версия джерси-клаба. Этот жанр на стыке хип-хопа и электронной музыки появился ещё в начале нулевых в Нью-Джерси, но в последние два года стал модным среди новых рэперов. Для него характерен быстрый темп в 130–140 ударов в минуту, такой же дёрганый речитатив, прыгающие туда-сюда кики и семплы на заднем плане. Банни из него взял только структуру ударных и предпочёл под такую танцевальную музыку мягко спеть — хотя бит зовёт танцевать, а толпа на фоне кричит «эй».
Thunder Y Lightning
По форме это дрилл — агрессивный и криминальный поджанр хип-хопа, построенный на битах с низким звучанием, короткими семплами и фразами. Как и в типичном дрилле (пример), песня построена вокруг короткого семпла клавишных, однако Банни преобразует его под своё настроение. В дрилле фортепиано звучит мрачно и угрожающе, в Thunder Y Lightning — меланхолично и задумчиво. Темы уличной преступности в песне тоже нет — Bad Bunny читает о себе любимом.
Hibiki
Поп-песня с прямой бочкой как в хаусе, однако её сложно назвать танцевальной. Hibiki звучит угрюмо, а бит немного добавляет энергии и скорости.
Vou 787
В треке семплирована шелковистая синтезаторная партия, открывающая Vogue Мадонны.
Cybetruck
Экспериментальный трек, в котором Банни несколько раз переходит от пения под призрачный электронный писк к тяжёлому и разогнанному биту с ритмикой реггетона.
Perro Negro
Классический современный реггетон. В девяностые в жанре звучали нарезанные живые инструменты, но в этой песне всё заменено электроникой.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс