Отправляемся в «Подземелье вкусностей»: почему не стоит пропускать это аниме
Тот случай, когда рисовка действительно аппетитная.
Кадр: мультипликационный сериал «Подземелье вкусностей» / Trigger
В этом году культовая студия Trigger («Киберпанк: Бегущие по краю») представила поклонникам аниме новый долгожданный тайтл «Подземелье вкусностей». Режиссёр Ёсихиро Миядзима подошёл к задаче с энтузиазмом, ведь и сам очень любит одноимённую мангу. Для Ёсихиро это был непростой и довольно ответственный шаг: раньше он отвечал лишь за отдельные эпизоды, а теперь ему доверили работу над целым аниме.
Смогла ли история про поиск сокровищ в подземельях стать новым фэнтези-шедевром? Предлагаем выяснить это в лучших традициях классического данжена, на котором основано аниме. «Спускаясь» по статье уровень за уровнем, вы узнаете:
- как выжить, если тебя съел дракон;
- что можно приготовить из ходячего гриба и скорпиона;
- как связаны «Подземелье вкусностей» и Baldur’s Gate 3;
- какие моральные вопросы тайтл ставит перед зрителем;
- как юмор в аниме контрастирует с мрачным сюжетом.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Погружаемся в сюжет
В мире тайтла гильдии наёмников отправляются в экспедиции, чтобы исследовать Подземелье и добыть там сокровища. Рыцарь Лайос Торден и его товарищи — один из таких отрядов. В поисках приключений они сталкиваются под землёй с красным драконом. Но тот оказывается слишком сильным и съедает сестру Лайоса — целительницу Фарлин. Остальным членам команды удается спастись, однако теперь побеждённые авантюристы должны вернуться обратно, и поскорее. Ведь пока дракон не переварил Фарлин окончательно, её ещё можно воскресить с помощью магии. Правда, сделать это не так просто: идти далеко, а на провиант не хватает денег. Чтобы не умереть от голода, Лайос и компания решают приготовить еду из подземных монстров.
На помощь приходит дворф по имени Сенси. Он сооружает для героев вкуснейший обед из ходячего гриба и огромного скорпиона, после чего решает присоединиться к команде. Сенси движет исключительно гастрономический интерес — наделать из красного дракона стейков. Так четвёрка героев начинает своё путешествие вглубь Подземелья.
Главный в команде — Лайос, высокий коротко стриженный блондин в сияющих доспехах. Он сильный воин и хороший стратег: тщательно продумывает свои действия даже в пылу сражения и всегда готов постоять за членов группы.
Лайос искусен в бою с монстрами, но вот общение с другими людьми даётся ему с трудом. Он может раздражать и смущать своей прямолинейностью, казаться отстранённым и невнимательным. При этом герой относится к окружающим дружелюбно и радуется, когда удаётся наладить приятельские отношения с кем-то кроме членов команды.
Лайосу помогают полуэльфийка Марсиль и плут Чилчак. Марсиль — талантливая чародейка, предпочитает боевую магию огня и молний. При этом способна создавать защитные заклинания и лечить союзников, хотя боль от исцеления часто сильнее боли от ран. Марсиль принципиальна: она не хочет есть монстров и негодует, когда это приходится делать.
Чилчак — авантюрист из расы полуросликов. В отличие от Лайоса и Марсиль, которыми движут эмоции и принципы, он более прагматичен. Несмотря на то, что визуально Чилчак кажется ребёнком, он довольно опытный воин и часто помогает своей группе советом. Основная работа этого героя — взламывать замки и обезвреживать ловушки. Часто Чилчак берёт на себя роль проводника: он хорошо составляет карты, а его обострённые чувства помогают вовремя замечать врагов.
Дворф-кулинар Сенси — в рогатом шлеме и с длинной бородой — годами учился готовить монстров подземелья и относится к своему делу с большой страстью. Иногда он настолько увлечён готовкой, что забывает проверить своё оружие или попадает в ловушки. Настороженно относится к любым видам магии, особенно магии воскрешения. Но в итоге понимает, что без заклинаний их отряду далеко не уйти.
Вместе члены команды продвигаются по разным уровням подземелья, сражаются с монстрами, заключают союзы с разными подземными расами и постепенно узнают друг друга лучше. Особенно в этом помогают совместные трапезы у костра: пока герои поедают аппетитные блюда в перерывах между зрелищными сражениями, зритель успевает получше узнать характеры персонажей и понять их переживания.
Внимательный читатель уже наверняка заметил, что типажи героев отряда укладываются в классическую схему D&D-пати: файтер, клирик, маг и вор. Архетипы стали популярны благодаря классам в настольных играх вроде Dungeons & Dragons — за приключениями там обычно отправляются именно таким составом.
Читайте также:
Всматриваемся в визуал
«Подземелье вкусностей» радует яркой и продуманной до мелочей рисовкой. Например, у каждого члена группы Лайоса есть своя отличительная черта во внешности. Сам Лайос всегда коротко стрижен и гладко выбрит, чтобы не быть похожим на своего отца.
У полуэльфийки Марсиль акцент сделали на торчащие ушки и длинные светлые волосы, из которых она даже в походе умудряется собирать затейливые причёски. У низкорослого Чилчака детские черты лица и забавная лопоухость. А Сенси легко узнать по коренастому телосложению, бороде, шлему и мультяшным круглым глазам.
От блюд в этом аниме не оторвать глаз. Здесь стоит отдать должное как кулинару Сенси, так и создателям аниме. Жареный василиск с аппетитной корочкой даст фору курице гриль, а самый первый обед героев — из ходячего гриба, скорпиона и слизня — по подаче (а возможно, и по вкусу) отлично впишется в меню мишленовского ресторана. Еда прорисована вплоть до мельчайших деталей: ингредиенты переливаются в свете факелов, в супе заметны небольшие пузырьки, а жареные монстры окружены клубами пара. А на случай, если вам захочется повторить одно из блюд, герои во всех деталях проговаривают рецепт и даже указывают соотношение калорий, белков, жиров и углеводов в своих трапезах.
Кулинарные изыски персонажей отлично вписаны в сюжет «Подземелья вкусностей». Сцены готовки создают необходимую для зрителя паузу, помогают расслабиться. А некоторые фанаты даже пробуют самостоятельно приготовить блюда по мотивам рецептов из тайтла. Используя тему кулинарии, создатели аниме стремятся найти баланс между серьёзностью и юмором, драматичными поворотами сюжета и спокойными моментами. И чаще всего им это удаётся. Кроме того, во время готовки герои рассказывают, как устроены монстры, в чём их сильные и слабые стороны. Так зритель может углубиться в лор «Подземелья вкусностей» и узнать больше про его обитателей.
Яркие цвета художники используют не только для рисовки блюд. Атмосфера, напоминающая Средневековье, прослеживается в саундтреке, изображении города, лавок Подземелья и одежде героев. Из-за насыщенных и ярких оттенков временами кажется, что мы смотрим детское шоу, в котором с персонажами точно не может произойти ничего по-настоящему плохого. Схожий приём можно часто увидеть в аниме 1990-х, например в «Истинной грусти». Зритель обманывается внешней красочностью и теряет бдительность. Идеальный рецепт саспенса.
Читайте также:
Наслаждаемся атмосферой
Одна из причин популярности «Подземелья вкусностей» — проработанный и знакомый многим сеттинг. Приключения героев в подземельях часто становятся основой компьютерных или настольных игр, из-за чего их даже определили в отдельный жанр — данжен-кроулер. Его концепция проста: команда персонажей проходит опасное подземелье, попутно сражаясь с монстрами и добывая сокровища. У каждого похода обычно есть своя цель и финальный босс. «Подземелье вкусностей» повторяет многие сюжетные тропы данжен-кроулера.
Чаще всего сеттинг этого аниме сравнивают с популярной игрой Dungeons & Dragons, и у них действительно немало общего. Хотя создательница манги Рёко Куи однажды призналась, что никогда не играла в знаменитую настолку. Зато мангака любит жанр RPG и вдохновляется компьютерными играми — например, Baldur’s Gate 3. По аниме это заметно: автор заимствует для сюжета многие игровые механики. Практически каждую серию можно условно разделить на одни и те же фазы: бой, отдых, выполнение квестов, переговоры.
Само подземелье — не просто напичканная опасностями территория. Оно живёт по своим правилам, и персонажи во время прохождения вынуждены эти правила учитывать. При этом у «Подземелья вкусностей» есть своя фишка, ведь далеко не в каждом данжен-кроулере уделяют столько времени кулинарии. Переходы от сцен сражений к кулинарным изыскам дают и зрителю, и персонажам желанную передышку — ведь порой даже между самыми интересными приключениями нужен перерыв.
Копаемся в деталях
Подземелье в аниме — сложная экосистема, в тонкости которой зритель вникает по мере развития сюжета. Через туннели древние люди попадали в иное измерение, а заодно мешали чудовищам из другого мира выбраться на поверхность. Подземелье из аниме, согласно легендам, когда-то было самостоятельным королевством. Но безумный волшебник запечатал государство под землёй. Теперь оно кишит монстрами и наполнено магией. Например, здесь можно воскресить персонажа, если большая часть его физической оболочки уцелела.
Подземелье делится на этажи, каждый из которых опаснее предыдущего. На первом этаже собрались искатели приключений и торговцы, второй заполнен высокими деревьями, живыми растениями и василисками. А на третьем можно попасть в Золотой замок — сердце древнего королевства, которое нынче облюбовала нежить. Чем ниже спускаются герои — тем сильнее враги.
Например, самоуверенная Марсиль хорошо справляется с чудовищами на первых этажах, но терпит поражение от ундины на четвёртом. Про красного дракона и говорить не стоит.
Как и другие истории про подземелья и монстров, «Подземелье вкусностей» основывается на эстетике средневекового фэнтези. Здесь есть короли, замки, рыцари, барды, торговцы, драконы, эльфы, гномы. Средневековый сеттинг помогает Рёко Куи поднять сразу несколько сложных тем. Нормально ли убивать ради еды? А если это вопрос выживания? И можно ли лишать жизни кого угодно? Позиции героев аниме по этим вопросам едва ли сходятся: Лайос и Сенси спокойно относятся к поеданию монстров, Чилчак наотрез отказывается есть полулюдей, а Марсиль в принципе категорически против того, чтобы употреблять в пищу других живых существ.
Но что, если другой провизии, кроме монстров, поблизости нет, а вылазки в подземелье не приносят денег? Создатели аниме используют сложные обстоятельства, чтобы проверить на прочность убеждения героев. Может ли цель в таком случае оправдывать средства? Насколько гуманна эксплуатация ресурсов Подземелья? Монстры в этих моральных дилеммах — ключевая метафора, поэтому их детализации художники уделяют немало внимания. У каждого из чудовищ своя роль в иерархии подземного мира, чётко прорисованная анатомия, обозначены сильные и слабые места.
Вспоминаем, что это ещё и тёмное фэнтези
Первая половина сезона более размеренная, поэтому может показаться, что и дальше всё будет завязано только на кулинарии и юморе. Но ближе к середине темп повествования набирает обороты, и поклонникам дают понять — никто из героев не в безопасности. Параллельно с шутками постепенно закручивается серьёзная история, а персонажи всё чаще попадают в опасные приключения. Визуал в тёплых оттенках контрастирует с мрачными событиями Подземелья. Поначалу это вводит в ступор, но постепенно зритель привыкает к эмоциональным качелям «Подземелья вкусностей» и даже находит в них некоторый шарм.
Создатели хорошо справляются с задачей, балансируя между комедией, драмой и триллером. Показывая вкусные кадры рецептов, они через пару минут напоминают: подземелье — опасное место, где многие авантюристы расстались с жизнью и воскресли только благодаря волшебникам. Такой подход помогает выдерживать интригу и заставляет сопереживать героям. Ради этого создатели порой не чураются даже самых жестоких сцен.
Но, справедливости ради, у мрачных эпизодов есть и другая задача. Благодаря им мы лучше узнаем характеры героев, правила подземного мира, взаимоотношения между расами. На авансцену вновь выходит вопрос о цели и средствах. Мы видим, как персонажи, чтобы выжить, убивают не только монстров, но и друг друга. И даже в такие леденящие душу моменты общая атмосфера тайтла позволяет надеяться на благополучный исход. Ведь и в самых непростых ситуациях герои находят в себе силы двигаться дальше.
«Подземелье вкусностей» подкупает ярким, во всех смыслах сочным визуалом и поначалу может показаться лёгкой весёлой сказочкой. Но, погружаясь в «Подземелье» всё глубже, зрители понимают, что под обёрткой сладко-приторного аниме скрывается многослойное тёмное фэнтези.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс