Кино
#статьи

«Агния»: драма о потерянных людях

Разбираем фильм о печнице-сибирячке, получивший приз фестиваля «Маяк» за лучший сценарий.

Кадр: фильм «Агния» / кинокомпания «Слон»

30 января состоялась премьера дебютного полного метра Павлы Стратулат «Агния». Фильм рассказывает о сложной жизни сибирячки Агнии, печницы (впрочем, сама она каждый раз поправляет: «печник»), которая пытается растить сына в аварийном доме. На фестивале актуального российского кино «Маяк» фильм получил сразу две награды: за лучший сценарий и за лучшую женскую роль. Разбираемся, почему стоит поймать картину в ограниченном прокате.

В статье расскажем:


О чём этот фильм

Агния (Евгения Громова) зарабатывает тем, что кладёт печи. Она потомственная печница, потому её считают чуть ли не местной достопримечательностью. Вместе с маленьким сыном (Нил Бугаев) Агния живёт в аварийном доме в небольшом городе на Крайнем Севере. Денег не хватает, а администрация никак не помогает людям, оставшимся без отопления в морозы, — котёл сломался, и чинить его никто не торопится. Не слишком волнует эта проблема и депутата Бориса (Сергей Гилёв), главного кандидата на место главы местной администрации. Однажды Борис и Агния знакомятся, и депутат приглашает её сложить печь в маленькой избе, построенной рядом с его особняком. Агния же видит в этом предложении способ решить свои проблемы с жильём.

Фильм «Агния» стал дебютным полным метром Павлы Стратулат, сценариста и режиссёра. Прошлые её работы — короткометражные — также были отмечены на фестивалях: «Чистота» получила номинацию на Московском международном кинофестивале, а «Родная душа» — Гран-при на фестивале русского кино Quand les Russes.

При этом критики отмечают, что идеи и режиссёрские приёмы Павлы близки к тому, как работают её педагоги. Стратулат училась в мастерской режиссуры игрового фильма Павла Лунгина и Ирины Волковой и в мастерской Юрия Арабова и Татьяны Дубровиной во ВГИКе. Они уделяют большое внимание национальным мотивам и исследованию внутренних проблемам — так что все ждут этого и от работ Стратулат.

Кадр: фильм «Агния» / кинокомпания «Слон»

Для дебютного полного метра Стратулат выбирает близкую себе историю. Она сама из Сибири, так что ей близок и понятен образ типичного жителя региона. У Агнии даже существует реальный прототип — знакомая Павлы, такая же холодная, жёсткая, своенравная и, конечно, тоже печник. При этом знакомые образы Стратулат переносит в сказочную фабулу, где все герои пытаются одновременно найти себя и решить свои проблемы. Видимо, именно такое пересечение и зацепило жюри «Маяка».

Как авторы рассказывают эту историю

Стратулат отправляет нас на Крайний Север, близкий ей самой, — это чувствуется. В картине север выглядит красиво, морозно, характерно: кто-то рыбачит на озере, кто-то развлекает себя походами в автобаню и обтиранием снегом, а кто-то пытается выживать в аварийном доме без отопления. Всё пространство города наполнено такими контрастами — например, в нём есть новые автобусные остановки, но автобус до них никогда не доедет.

Кадр: фильм «Агния» / кинокомпания «Слон»

В такой обстановке Агнии приходится выживать вместе с сыном, который должен учиться во втором классе, но в школу не ходит — автобусов же нет. Героиня холодна, самодостаточна и стойко держится перед лицом трудностей. Когда её соседи решают митинговать из-за проблем с жильём, она присоединяется к ним, но не говорит ни слова, когда её просят рассказать депутату о своих проблемах. Она сама должна решать свои проблемы, ей не нужны подачки. Предложение Бориса построить ему печь Агния тоже встречает в штыки, и её можно понять. Ведь даже познакомились они на открытии бассейна, который выглядит абсурдно в городе, где люди живут без отопления в домах.

Борис кажется хорошим человеком и, возможно, не таким уж и плохим кандидатом на пост главы администрации, — если бы мы не знали, что других-то кандидатов и нет. Да и приглашает он Агнию будто из прихоти: об этом проговаривается один из его товарищей. Новый бассейн он строит просто «чтобы было», по тому же принципу и зовёт Агнию к себе. Агния соглашается и в какой-то момент даже принимает деньги за работу, хотя изначально от них отказывалась. Возможно, она хочет честным трудом заслужить признание в глазах нового «руководства», а заодно замолвить словечко за себя и соседей по аварийному дому. Но в итоге печница находит другой способ получить новое жильё — спорный, но рабочий.

В какой-то момент Агния вынуждена даже переехать к Борису: в её доме случился пожар. Вместе с сыном она останавливается в избе, где кладёт печь.

Кадр: фильм «Агния» / кинокомпания «Слон»

У Бориса Агнию с сыном встречает Настя (Александра Виноградова) — супруга Бориса, которая пытается выслужиться перед ним, хотя тот ругает её за неумение варить борщи. Настя кажется просто красивым приложением к мужу, но общение с Агнией помогает ей наконец-то высказать свою позицию — она хочет уехать от этого глобального холода.

Их дочь Василиса (Александра Бабаскина) тоже словно застряла в их большом красивом доме. Она воспринимает Агнию как что-то новое и интересное, ведь единственное, что радует Васю в жизни, — это стрельба. Борис сам научил её стрелять, а теперь его расстаивает неженское увлечение дочери. Вася и Агния схожи в своей странной маскулинности: только если для Агнии это попытка ужиться с окружением и своим ремеслом, то у Василисы это связано с её хобби, которое ей действительно нравится, что бы ни говорил отец.

Попав в дом Насти и Василисы, Агния будто бы распространяет на них свою самодостаточность и уверенность. И они учатся новому — например, постоять за себя. Но как мы увидим позже, сама Агния от этого больше теряет, чем приобретает.

Кадр: фильм «Агния» / кинокомпания «Слон»

Общую безысходность Стратулат передаёт не только с помощью зимних пейзажей. Павел Фоминцев, оператор картины, выстраивает её так, будто это документалка, — хотя есть в ней и магически странные эпизоды. Зритель сразу оказывается там: на скамье вместе с бастующими жителями аварийного дома, в избе на печке, в тесном автобусе или на заднем сиденье автомобиля бизнес-класса. При этом Фоминцев просчитывает от и до каждый кадр, даже если это не влияющая на сюжет юмористическая вставка.

Особенно выделяется во всём фильме предпоследняя сцена, где Агния пытается отыскать дорогу в лесу, освещённом сполохами фейерверков. Кажется, что она ищет себя, но встречает лишь других героев, — сновидческий эпизод, который цепляет в первую очередь светом и композицией. Сказочность истории в этой мистической точке достигает апогея, а затем с треском ломается, когда Агния предаёт свои принципы.

Что не получилось у авторов

Фильм, несомненно, заслуживает всех наград: он качественно и красиво сделан, а как дебют — гениален. При этом в нём есть и несколько существенных недостатков. Все они, к сожалению, связаны с излишней простотой.

Основная проблема — это позиционирование истории. По словам режиссёра, «Агния» — это притча. Как мы знаем, притча всегда подразумевает мораль и нравоучение, как и сказка. Кроме того, она должна быть универсальной и при этом реагировать на проблемы общества.

Кадр: фильм «Агния» / кинокомпания «Слон»

Павла Стратулат прямо говорит, что не любит морализаторство и не хочет учить кого-то через экран, — видимо, настолько, что не только отказывается от морали истории, но и лишает героев чётких моральных ориентиров. Выходит, что обещанной притчи у нас нет. И непонятно, с какой идеей заканчивается история: Агния пытается спастись, но теряет себя ещё больше.

В конце истории она беременеет и получает новое жильё, хотя никогда не хотела детей. Они и первого сына не хотела, а социальные службы рекомендуют родить ещё раз. Выглядит так, будто она прогнулась под навязанные обстоятельства: у её дома нет шанса на расселение, забастовки бесполезны, а администрация всё так же лицемерна и только делает вид, что пытается решить проблему. Так что это даже не драма, это трагедия. И точно не притча или сказка.

Кадр: фильм «Агния» / кинокомпания «Слон»

При этом из «Агнии» мог бы получиться очень сильный социальный фильм: в кадре столько разных героинь, у каждой из которых есть своя проблема в жизни. Но мы всё больше и больше отдаляемся от реальности. Настолько, что у героев уже нет никаких реальных трудностей, а они сами всё больше походят на стереотипы.

Агния, которая постоянно говорит, что она «печник», а не «печница», пытается достичь чего-то с помощью нарочито маскулинного поведения, — но в итоге ей приходится использовать стереотипно женский способ «через постель». Настя, супруга Бориса, которая кажется безвольной красивой куклой, просто существующей в доме. Сам Борис — типичный лицемерный чиновник, которому плевать на проблемы, он делает что-то только для вида. Их дочь Василиса: отец хотел сына, так что, конечно, научил дочь стрелять, а потом сам же был расстроен тем, что она увлекается охотой. В какой-то момент Агния пытается их расшевелить, но они так и остаются в стагнации. В своём доме, больше похожем на современный коттедж в ближнем Подмосковье, нарочито противопоставленном ветхому дому Агнии. К слову, противопоставление семей испаряется из фильма примерно через полчаса после начала фильма.

Подобная непроработанность героев и лора истории вызывает в первую очередь грусть — у персонажей Агнии и других героев огромный потенциал. Возможно, будь это действительно притчей, стереотипные герои были бы к месту, но, повторим, это всё ещё не она. Множество фактов даны без пояснений, и это интересно — но такой приём не годится для основных линий сюжета. У героев нет прошлого, мы толком ничего о них не знаем. Мы не понимаем, почему, например, сын Агнии обращается к Борису как к отцу. Или почему сосед предлагает Агнии выйти за него. Такие недомолвки допустимы для сказочного нарратива, но «Агния» — всё ещё не сказка.

Кадр: фильм «Агния» / кинокомпания «Слон»

При этом Стратулат удалось собрать прекрасный каст: Евгения Громова пугает своей холодностью и вызывает трепет, Сергей Гилёв постоянно держит интригу, Александра Виноградова восхищает и вызывает желание спасти её от этого холода, Александра Бабаскина и Нил Бугаев тоже справляются на ура.

Выходит, что «Агния» прекрасна, но в первую очередь технически. Здесь хорошая операторская работа, актёрская игра, музыка, даже юмор, но позиционирование фильма выглядит крайне сомнительно. В любом случае эта картина — яркий показатель того, как развивается российская киноиндустрия, так что советуем искать в ограниченном прокате в своём городе (и, наверное, потом на стримингах).

В какой диджитал-профессии вы добьётесь успеха?

👩‍💻 Разработка, дизайн, маркетинг или менеджмент? Пройдите бесплатный курс и узнайте ответ.

Узнать →
Задумывались о новой профессии, но не знаете, с чего начать?
Узнайте, что подойдёт вам: IT, дизайн, геймдев, менеджмент или маркетинг. Пройдите бесплатную профориентацию.
Бесплатный курс →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована