13 популярных песен, исполненных а капелла
Даже песни без музыки иногда становятся известными.
Фото: Tim Mosenfelder / Getty Images
А капелла — это исполнение песен без инструментального сопровождения. Такие композиции обычно ассоциируются с церковью или хоровыми конкурсами, которые замкнуты в своей среде и имеют не так много фанатов.
Да, в популярной музыке композиции а капелла встречаются очень редко, но они есть. Убрать инструменты — смелый и авангардный шаг. В этой подборке расскажем о самых известных композициях и о причинах, которые заставили певцов отказаться от инструментов.
Don’t Worry Be Happy — Bobby McFerrin
Год: 1988
Это первая песня, исполненная а капелла, которая забралась на вершину американского песенного чарта Billboard Hot 100. На её примере видно: песня может звучать круто, даже если музыки в ней нет совсем.
Хоть Бобби Макферрин и джазовый певец, но в Don’t Worry Be Happy чувствуется большое влияние регги. В песне даже есть ритм-секция, сделанная исключительно голосом, и она звучит в ямайском стиле. Макферрин поёт с соответствующим акцентом, да и сам посыл у многих ассоциируется с Ямайкой. Поэтому неудивительно, что Don’t Worry Be Happy приписывали Бобу Марли, хотя ничего общего в звучании нет.
Tom’s Diner — Susanne Vega
Год: 1987
Редкий пример песни, которую одинаково уважает как инди-сообщество, так и любители популярной музыки. Люди андеграунда ценят смелость, с которой Сюзанна Вега отказалась от гитар в этой фолк-балладе. Вега моментально притягивает внимание слушателя необычным повествованием: певица рассказывает о посетителях закусочной, в которой находится.
Песня и в оригинальном виде была популярна: цепляющая мелодия делает своё дело. Но прославил её ремикс от британского дуэта DNA, вышедший в 1990 году. Благодаря хипхоповому биту тихая и элегантная баллада стала хитом европейских танцполов.
Caravan of Love — The Housemartins
Год: 1986
Caravan of Love можно назвать британским ответом Tom’s Diner. Песня занимала первые места чартов, хотя исполняет её не какой-нибудь известный певец, а инди-группа The Housemartins, где на басу играл тогда ещё не ушедший в электронную музыку Норман Кук, он же Fatboy Slim. Слишком попсовая для инди, слишком инди для попсы — такая песня могла выстрелить только в восьмидесятые.
Hide and Seek — Imogen Heap
Год: 2005
С распространением интернета песни без музыки обрели новую жизнь благодаря мощному мемному потенциалу. Интернет любит готовые формы, а песни а капелла любой мог вмонтировать в своё видео без особого труда. Примерно так Hide and Seek завирусилась и из инди-песни стала мемом.
В сериале «Одинокие сердца» под Hide and Seek убили человека, этот эпизод спародировали в шоу Saturday Night Live.
А затем миллионы пародий появились на YouTube: вот, например, подборка смертей злодеев Disney под фразу «Oom, what’cha say».
Песня даже добралась до вершин чартов, хоть и опосредованно. В конце нулевых поп-продюсеры любили семплировать мемные песни: Rihanna пела под Numa Numa, а Джейсон Деруло — под Hide and Seek.
levan’s Polkka — Loituma
Год: 1995
Среди мемных «акапелл» есть своя королева — песня, прославившаяся как «Як цуп цоп».
На самом деле это финская народная «Полька Евы» в исполнении группы Loituma. В оригинале песни есть текст, но квартет также записал шуточный вариант с бессмысленными наборами звуков и редкими вкраплениями настоящих финских слов. Он-то и стал вирусным.
Homeless — Paul Simon & Ladysmith Black Mambazo
Год: 1986
Ещё одна интеграция народной музыки и популярной. Пол Саймон, участник Simon & Garfunkel, в 1986 году выпустил Graceland — один из самых необычных альбомов того времени. Для записи Саймон уехал в ЮАР, где привлёк местных музыкантов. Получился двусторонний контакт: где-то южноафриканцы помогали сочинять, где-то Саймон использовал идеи и отрывки из их фолка.
В Homeless Саймону помогает Ladysmith Black Mambazo — хор, работающий в жанре исикатамия. Это вид южноафриканского акапельного пения, для которого характерно гармоничное сочетание голосов в весьма тихой и интеллигентной манере в противовес мбубе, более громкому и ревущему стилю. Саймон не выпячивает свой голос на первый план, а растворяет его в хоре.
La Di Da Di — Slick Rick & Doug E. Fresh
Год: 1985
В альбоме Тодда Рандгрена A Cappella понятие, вынесенное в заглавие, размывается, но не добавить его в эту статью было бы несправедливо. Рандгрен устроил один из самых амбициозных экспериментов своего времени: записал альбом, используя только свои голос и тело, а также семплеры — инструмент для обработки записанных звуков.
Something to Fall Back On звучит как вполне типичный поп-хит своего времени, а их тогда обычно писали на синтезаторах и драм-машинах. Только вот их здесь вообще нет. Подложкой для вокала Рандгрена служат переработанные звуки его же голоса, которыми музыкант имитировал типичные инструменты, а хлопки выполняли роль ударных.
Who Is It — Björk
Год: 2004
В 2004 году Бьорк выпустила альбом Medúlla, в котором отошла от привычного стиля — соединения оркестровых аранжировок и ломано-дёрганой электроники. Певица всегда хотела записать чисто вокальный альбом, для которого привлекла исландский хор, битбоксера Рахзеля из хип-хоп-группы The Roots, иннуитскую горловую певицу Таню Тагак и рок-вокалиста Майка Паттона, который славится необычными вокальными техниками.
Уйти далеко от прежнего звучания не получилось, однако все привычные элементы заменили голоса. В каких-то песнях битбокс Рахзеля и голос Паттона нарезали на части, делали из них шумы и добавляли в качестве «инструментала». В Who Is It Рахзель — живой дубль всей песни, и он без редакции пошёл в окончательную запись. Песня обладает тем же характерным ломаным грувом, что и прежние песни Бьорк, только звучит ещё более странно, поскольку в ней нет ни единого инструмента. Красота голоса самой певицы от этого раскрывается по-новому.
It’s So Hard to Say Goodbye to Yesterday — Boyz II Men
Год: 1991
Как ни крути, но в поп-музыке акапельное исполнение обычно ассоциируется с каким-то откровенным разговором со слушателем. Это момент близости, когда важны эмоции и слова, а не музыка, которая может отвлечь от сути. It’s So Hard to Say Goodbye to Yesterday — типичный пример, да ещё и один из самых успешных: песня добралась до второго места в американском чарте.
Изначально это была типичная соул-баллада из семидесятых, а потом стала типичным R& B начала девяностых — медленная, многоголосая и возвышенная. Вокал тогда обычно доминировал над музыкой, так что здесь от неё вообще решили избавиться. Но смысл не только в том, чтобы подчеркнуть сладкие голоса. Клип посвящён памяти рэперки MC Trouble, погибшей от осложнений после эпилептического припадка. Подобные посвящения в поп-музыке принято делать тихими и чувственными.
Only You — The Flying Pickets
Год: 1983
Как вы уже, возможно, успели заметить, золотая эра акапелла-хитов пришлась на восьмидесятые. Это и странно, и логично одновременно. Поп-музыка того времени звучала очень гламурно и избыточно. Это было десятилетие, когда музыку захватили синтезаторы и драм-машины, которые заместили «настоящие» инструменты. Неоновый звук, набрасывающийся на слушателя, как реклама в ТЦ, идеально вписался в эпоху процветания и дорогих клипов на MTV.
Так что даже не удивительно, что такой музыке потребовался противовес, который бы ушёл в противоположную сторону спектра. Only You выстрелила под Рождество, когда особо популярны хоровые «акапеллы». Символично, что песня The Flying Pickets — это кавер на синтипоп-песню группы Yazoo.
Mercedes Benz — Janis Joplin
Год: 1971
Классический рок небогат акапеллами — слишком велика страсть делать красивое гитарное «вжжж-вжжж». Mercedes Benz родилась как случайная импровизация: Дженис Джоплин, одна из главных рок-голосов конца шестидесятых, и автор песен Боб Нойвирт сидели в паре и набросали текст вокруг строки из одного битнического стихотворения: «Давай, Боже, купи мне Mercedes Benz».
Получилась песня, в которой Джоплин просит Бога доказать свою любовь к ней, купив ей автомобиль Mercedes-Benz, цветной телевизор и «ночь в городе». Этот текст можно рассматривать по-разному: в нём есть и традиционная для блюза тоска по красивой жизни, и рокерское расточительство, а кто-то может увидеть критику общества потребления. Эта странная песня, к сожалению, стала для Джоплин последней — через несколько дней она умерла от передозировки героином.
Stalin Wasn’t Stallin’ — Golden Gate Jubilee Quartet
Год: 1943
Во время Второй Мировой американские артисты в основном записывали песни в поддержку своей армии, но квартет Golden Gate решил иначе. Их песня стала едва ли не единственной, выпущенной в поддержку союзников. Квартет афроамериканцев в стиле госпела (религиозные песни) восхваляет силу СССР и Сталина в борьбе с Третьим Рейхом.
Интересна и дальнейшая судьба песни. Рок-экспериментатор Роберт Вятт в одиночку перезаписал Stalin Wasn’t Stallin’, использовав многодорожечную запись для имитации нескольких голосов. Его версия вышла в 1981 году, в разгар Холодной войны, и была призвана примирить государства, но большого успеха не имела.