Бизнес
#статьи

Война подписок и триумф маркетплейсов. Подводим бизнес-итоги 2021 года

Небывалый рост цифровых сервисов, внедрение «зелёных» технологий, гибридный формат работы. Чем запомнился ушедший год и что ждёт бизнес в 2022-м?

Кадр: фильм «Игра на понижение»

В пандемию компании в авральном режиме меняли управленческие и организационные модели. В 2020-м, а потом и в 2021 году в ход шли совершенно новые рецепты, и от изменений нередко зависела дальнейшая судьба бизнеса.

Почти половина (40%) руководителей компаний во всём мире и около четверти (24%) в России заговорили об ускорении цифровизации и использовании новых бизнес-стратегий, свидетельствуют данные глобального опроса 3249 руководителей, опубликованного PwC в 2021 году. Амбиции российских компаний в сфере технологий сильно выросли: 21% меняли базовую модель бизнеса, а 18% осваивали новые рынки и отрасли. Бурно развивались сферы FoodTech, EdTech, FinTech и росли цифровые экосистемы крупных российских компаний.

Также бизнес интересовался «зелёными» технологиями, обсуждал темы устойчивого развития и укреплял управленческие модели в сфере ESG. При этом сотрудники компаний либо оставались на удалёнке, либо осваивали гибридные формы работы и нередко трудились в распределённых по регионам командах.

Эксперты и компании в подробностях рассказали Skillbox Media, как развивались эти тренды в России в 2021 году и как, скорее всего, они продолжат развиваться в 2022-м.


Продуктивность в «цифре»

Что было

В 2021 году компании сосредоточились на цифровизации рутинных процессов. На эти нужды были потрачены миллиарды рублей. Не осталось в стороне и государство, которое приступило к созданию цифровой экосистемы для бизнеса.

Почему это важно

Цифровизация позволяет автоматизировать процессы и повысить производительность труда. А после запуска цифровой госплатформы средние и крупные предприятия смогут внедрять IT-решения непосредственно через неё без найма дорогостоящих специалистов.

В начале пандемии компании пытались обеспечить непрерывность производства в условиях, когда нужно было переводить сотрудников на удалённую работу. Это подтолкнуло бизнес к поиску новых цифровых решений, вспоминает директор практики стратегического и операционного консалтинга в KPMG Алексей Нестеренко. Но в 2021 году акцент сместился на повышение производительности труда, говорит он.

Главным трендом в цифре стала роботизация однотипных процессов, рассказывает исполнительный директор SAP CIS Алексей Петунин. Он приводит в пример одну сельскохозяйственную компанию, которой в 2021 году SAP CIS помогла создать цифровую экосистему уборки урожая и автоматизировать учёт сельхозпродукции.

Фото: блог «Северстали» на «Хабре»

Цифровизация шла ускоренными темпами и в тяжёлой промышленности. «Северсталь» в 2021 году потратила на реализацию проектов в области IT и digital 9,1 млрд рублей, рассказал Skillbox Media представитель компании. Комплекс цифровых моделей, внедренный на стане 5000 на площадке Череповецкого металлургического комбината в Колпине, позволил значительно ускорить агрегат и произвести дополнительно более 20 тыс. тонн металлопроката.

А «Сибур» в этом году тиражировал на все предприятия систему визуализации данных «Эконс», которая позволяет быстро корректировать производственные процессы. В компании отметили, что с момента создания «Эконс» в 2019 году накопленный эффект от внедрения продукта составил 2,7 млрд рублей. При этом ожидаемый эффект от реализованных в 2021 году в «Сибуре» цифровых проектов составляет более 5 млрд рублей.

В 2022 году на помощь бизнесу в деле цифровизации придёт государство. По словам Нестеренко, роль властей в этой сфере росла в 2021 году и в дальнейшем станет ещё больше. Он напоминает, что в конце 2021 года Минэкономразвития приступило к созданию цифровой экосистемы нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Государство планирует до конца 2024 года потратить на неё более 3 млрд рублей.

Средние и крупные предприятия смогут внедрять IT-решения непосредственно через госплатформу без увеличения вычислительных мощностей и без найма дорогостоящих экспертов. В базовых отраслях экономики это поможет наращивать производительность не меньше, чем на 5% в год, считают в правительстве.

В технологиях, говорит Петунин, в 2022 году усилится тренд на интеллектуализацию бизнес-процессов. Они станут более простыми, автоматизированными и будут запускаться самостоятельно по решению руководителя.

«Зелёная» повестка

Что было

В 2021 году бизнес стал уделять больше внимания «зелёной» повестке. Для формирования стратегии в области устойчивого развития в России был создан Национальный ESG-альянс 28 крупнейших компаний под управлением «Сбера».

Почему это важно

Принятые в Европе правила углеродного регулирования могут распространиться на более широкий список отраслей, поэтому ESG-повестка становится всё более важной для бизнеса.

В начале 2021 года Российский институт директоров совместно со «Сбером» выпустил исследование о практике применения ESG-принципов в 44 российских публичных компаниях из 10 отраслей. Авторы пришли к выводу, что у бизнеса пока нет комплексного подхода к решению экологических, социальных и управленческих проблем. Компании написали стратегии и документы в сфере ESG, но уровень внедрения таких практик остался низким. Только в 27% компаний были определены стратегические показатели в области охраны окружающей среды, и лишь в 39% из них KPI топ-менеджеров включали показатели, связанные с устойчивым развитием (например, показатели снижения травматизма или уменьшения вредных выбросов).

Тем не менее за 2021 год российский бизнес сделал большой скачок в развитии ESG-повестки. Компании всё чаще стали включать такие вопросы в свою операционную деятельность и проводить аудит уровня ESG-зрелости, констатирует директор департамента устойчивого развития «Росатома» Полина Лион. Например, «Росатом» в этом году разрабатывал и внедрял рекомендации и требования в сфере ESG к своим продуктам и бизнесам, был утверждён кодекс поставщика для управления устойчивостью цепочки поставок.

А в «Сибуре», рассказывает представитель компании, совет директоров в ноябре 2021 года утвердил изменения в стратегии в области устойчивого развития. Компания собирается снижать климатическое воздействие и развивать экономику замкнутого цикла.

Фото: страница «Сибура» в Instagram*

В декабре был создан Национальный ESG-альянс 28 крупнейших российских компаний под управлением «Сбера». Как пояснил глава Сбербанка Герман Греф, альянс будет формировать ESG-повестку в стране, создавать нормативную базу и правила проверки внедряемых стандартов.

В целом в 2021 году значительно больше компаний стали раскрывать свою нефинансовую отчётность или наполнять её более качественными данными, резюмирует директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Денис Спирин. По его словам, самыми открытыми показали себя горнодобывающие, металлургические и энергетические компании. Они раньше всех озаботились внедрением ESG-стандартов. За ними в 2021 году стали подтягиваться многие ретейлеры, сельскохозяйственные компании и банки. Однако некоторые крупные игроки до сих пор не раскрывают полноценно нефинансовую отчётность, и это пагубно влияет с инвестиционной точки зрения не только на них самих, но и на весь рынок, замечает Спирин. По его мнению, из-за этого российский рынок выглядит непрозрачным в сфере устойчивого развития.

Рынок сейчас раскололся на компании, где ESG-процессы уже хорошо отлажены, и компании, где этим вопросом пока никто не занимается или о нём только начали задумываться, считает Спирин.

В 2022 году, говорит представитель «Сибура», ESG-повестка станет ещё важнее для компаний, потому что принятые в Европе правила углеродного регулирования могут распространиться на более широкий список отраслей. Уже сейчас «Сибур» видит запросы от клиентов, которым важно снижать углеродный след всей цепочки поставок, и работает над снижением углеродоёмкости своей продукции, поясняет он.

Рост цифровых экосистем и бум цифровых сервисов

Что было

В 2021 году в России развернулась настоящая битва цифровых экосистем. Высокие темпы роста показали подписочные сервисы, фудтех-проекты и образовательные платформы.

Почему это важно

Пандемия изменила поведение покупателей и привела к переформатированию рынка.

Благодаря капитальным инвестициям в 2021 году в России быстро развивались цифровые экосистемы. Они оставались убыточными, но их выручка стремительно росла.

Наибольший прирост уже в начале года показала экосистема «Яндекса». За первый квартал консолидированная выручка компании составила 73,1 млрд рублей, из которых 51% пришёлся на долю нерекламных доходов, то есть доходов от нетрадиционных бизнесов. Тогда же «Яндекс» изменил прогноз итогов 2021 года: выручка должна достичь 315–330 млрд рублей, говорилось в сообщении компании.

А «Сбер» в 2021 году рассчитывает получить около 200 млрд рублей от нефинансовых сервисов, что в три раза больше, чем в прошлом году, рассказал Skillbox Media представитель компании. По его словам, все нефинансовые В2В-сервисы банка уже показывают прибыль, а в B2C-секторе безубыточность будет достигнута по мере развития направления, пока у сервисов есть пространство для роста, и это требует больших инвестиций. По предварительным итогам года, сказал представитель компании, подписка «СберПрайм» показала рекордную динамику прироста клиентской базы. Число активных подписчиков «СберПрайм» и «СберПрайм+» превысило 4 млн. После первых восьми месяцев года подписчиков было 2,7 млн человек.

Стремительнее всего в 2021 году росли фудтех-направления экосистем, поскольку пандемия изменила поведение покупателей и привела к бурному росту сегмента доставки, рассказал президент аналитического центра «Бизнесдром» Арсений Поярков.

Основными драйверами роста в фудтехе в 2021 году стали большие рекламные бюджеты крупных игроков, направляемые на развитие привычки потребителей покупать продукты онлайн, а также скидки и промо на сами продукты и субсидирование стоимости доставки, полагает основатель компании — поставщика кулинарных наборов «Шефмаркет» Сергей Ашин.

Фото: Naletova Elena / Shutterstock

Выручка фудтех-направления «Яндекса» (включает «Яндекс.Еду» и «Яндекс.Лавку») в третьем квартале 2021 года, по данным неаудированных финансовых результатов компании, выросла на 124% в годовом выражении — до 9,8 млрд рублей. У более мелких компаний рост был скромнее, однако Ашин отмечает быстрый рост аудитории онлайн- клиентов в 2021 году. Эксперт прогнозирует быстрый рост фудтеха и в дальнейшем. По его ожиданиям, годовая выручка «Шефмаркета» к 2025 году увеличится до 7 млрд рублей (в 2020 году она составляла 1,2 млрд рублей).

Опережающими темпами росли в 2021 году и сервисы онлайн-образования. По данным исследования Smart Ranking, объём рынка российского EdTech в 2021 году составил 145 млрд рублей против 80 млрд рублей годом ранее. Это означает, что рынок в 2021 году вырос на 81%, говорит руководитель инкубатора специалистов в сфере образования EdMarket (проект «Нетологии») Анастасия Карпова. Она уточняет, что лидерами по скорости роста в 2021 году остались ниши дополнительного образования и проекты, которые обучают людей строить свой бизнес. Кроме того, сильно увеличился сегмент детского обучения. EdMarket, например, вырос на 70%, число его клиентов стало вдвое больше, и за год было запущено 11 новых образовательных продуктов, рассказывает Карпова.

Поход на маркетплейсы

Что было

Маркетплейсы окончательно захватили рынок электронной коммерции. В 2021 году всего на две платформы — Wildberries и Ozon — пришлось 66% рынка онлайн-торговли в России.

Почему это важно

Торговые онлайн-площадки позволяют производителям выйти на широкую аудиторию, а потому в 2022 году сотрудничать с маркетплейсами планируют 90% российских предпринимателей.

Ещё год назад пандемия изменила рынок электронной коммерции. Потребители стали всё чаще покупать товары на маркетплейсах. По данным исследования Data Insight, уже в 2020 году доля Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркета» и AliExpress в структуре заказов потребителей составила 60%. В 2021 году только Wildberries и Ozon заняли 66% рынка электронной торговли в России. У Ozon, по собственным данным компании, в третьем квартале 2021 года было 21,3 млн активных пользователей. На маркетплейсе продавали продукцию 60 тысяч продавцов, из которых 90% являлись представителями малого и среднего бизнеса. Оборот Ozon в третьем квартале составил 108,3 млрд рублей с учётом НДС.

Соучредитель магазинов товаров для новорождённых Gutikkid Сергей Ткачук в 2021 году разместил свои товары сначала на «Яндекс.Маркете», а потом на Ozon, потому что хотел выйти на более широкую клиентскую аудиторию. Для продаж на маркетплейсе он отобрал 5% всего своего ассортимента: выбор пал на самые ходовые товары — например, санки, которые хорошо продаются зимой, и рюкзаки для молодых мам. По его словам, продажи на маркетплейсе пошли так хорошо, что общий объём продаж Gutikkid вырос сразу на 25%.

Фото: Deman / Shutterstock

А владелица магазинов товаров для рукоделия «НеБабушка» Наталья Мальцева разместила в 2021 году свой товар на Wildberries и сейчас начинает продажи на Ozon. Для продажи на маркетплейсах она специально выпустила набор для ручного вязания с двумя мотками шерсти и инструкцией, как связать шапочку. За месяц удалось продать сразу 60 наборов. Пока выручка небольшая, признаётся Мальцева. Но в наступившем году предпринимательница планирует увеличить число своих товаров на маркетплейсах и зарабатывать на этом до 1 млн рублей в месяц.

Маркетплейсы не дают продавцам данных о клиентах и продажах, и в этом их большой минус, говорит владелец швейного производства и сети магазинов одежды на юге России DorogoBogato Семён Пименов. На производстве всегда важно знать, под какое количество продаж надо произвести продукцию, чтобы всё продать, а без аналитики это сложно, объясняет он.

Несмотря на эти недостатки, в 2022 году сотрудничать с маркетплейсами планируют 90% российских предпринимателей, показало исследование «AliExpress Россия» и сообщества поставщиков маркетплейсов MPGO в августе 2021 года. Всего был опрошен 891 представитель малого и среднего бизнеса.

От удалёнки к гибриду

Что было

В 2021 многие компании решили постепенно переходить с удалёнки на гибридный график, когда сотрудники часть недели работают из дома, а часть недели проводят в офисе.

Почему это важно

Год работы в новом формате показал, что управлять сотрудниками в таком режиме сложнее. Вместе с тем распределённые команды позволяют компаниям экономить на аренде офисов и зарплатах.

В феврале 2021 года сервис для управления бизнесом «Битрикс24» опросил 964 компании и выяснил, что в более чем половине из них планируют в 2021 году внедрить гибридный формат работы, когда сотрудники часть недели работают из дома, а часть — проводят в офисе. После продолжительной работы в удалённом формате в 2020 году многие компании полагали, что в гибридном формате им будет проще функционировать. 66% респондентов сказали тогда, что гибридная работа эффективнее полностью удалённой, а 84% были уверены, что культура дистанционной работы, привитая в 2020 году, поможет российским компаниям безболезненно адаптироваться к гибридному графику. На деле всё оказалось не так просто.

Год работы в гибридном формате показал, что управлять сотрудниками в таком режиме сложнее, чем в полностью удалённом или полностью очном формате, рассказывает гендиректор брендингового агентства Depot Алексей Андреев.

Ещё в начале года в компании решили, что два дня на неделе сотрудники компании работают из дома, а три дня — в офисе. Однако гибридный график стал неудобен после приказа мэра Москвы Сергея Собянина об обязательном переводе на удалённую работу 30% сотрудников столичных компаний. Приходилось постоянно составлять отдельные списки тех, кто совсем не ходит в офис, и тех, кто ходит три дня в неделю и отсутствует в офисе остальные два дня. Кроме того, говорит Андреев, со временем стало понятно, что общение в онлайне не заменяет личных встреч. Из-за этого всё больше сотрудников Depot стали проситься на работу в офис.

Фото: knyazevfoto / Shutterstock

Сложно оказалось также проводить гибридные совещания, при которых часть сотрудников находится в одном помещении, а другая подключается к общению дистанционно. Стали часто возникать технические проблемы, не всегда удавалось выслушать всех участников и грамотно провести презентацию, рассказывает управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел.

Тем не менее гибридный формат прижился: его внедрили в фармацевтических, банковских, IT-, медиа- и телеком-компаниях, а также в компаниях FMCG-сектора, замечает Кугел. Не прижился комбинированный формат лишь в госсекторе, и это было связано с особенностями задач госслужащих и контролем их работы, а также со строгими требованиями к безопасности информации.

Исследование рекрутинговой компании Hays показало, что в 2022 году гибридный формат работы сохранят 52% работодателей. Это закономерно, потому что гибридный формат отвечает запросам сотрудников, ищущих гибкие условия труда, полагает Кугел. Важно и то, что благодаря такому режиму работы компании снижают риски заражений, сокращая число сотрудников на одной площадке, добавляет он.

В России гибридный формат, так же как и удалённый, удобен компаниям ещё и тем, что позволяет нанимать сотрудников из других регионов — это решает проблему недостатка молодых квалифицированных кадров, замечает партнёр и руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Михаил Маргилов.

В распределённых по регионам командах на московские компании часто работают IT-специалисты, бухгалтеры и врачи, оказывающие телемедицинские услуги, говорит Феликс Кугел. За счёт распределённых команд компании экономят на аренде офисных площадей, обслуживании помещений и зарплате, так как региональные работники получают жалованье на уровне своего региона, а не на уровне московских зарплат.



* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Курс

Профессия Бизнес-аналитик

Вы освоите системный и бизнес-анализ, чтобы помогать компаниям принимать стратегические решения и увеличивать прибыль. Сможете работать удалённо через полгода и начать карьеру в российской или международной компании.

Узнать про курс
Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована