Бизнес
#статьи

Вместо Дубая — туры в Мурманск. 7 историй о российском бизнесе в пандемию

Бизнес в России тяжело перенёс пандемию, но не всегда она оказывалась злом. Мы узнали, как российские проекты приспособились к новым условиям.


Утренняя зарядка на коврике в гостиной, доставка продуктов вместо похода в магазин, обучение за экраном ноутбука на собственном диване. Год назад мы едва ли могли представить, во что превратится бытовая рутина. Не были готовы к этому и предприниматели: ни финансово, ни командно, ни морально. Skillbox Media собрал истории адаптации к пандемии проектов из разных сфер — от продуктового ретейла до фитнеса.

Агентство авторских туров Neverbored Travel сменило венецианские фестивали на суровые туры в Мурманск

По оценке ассоциации туроператоров, общий поток внутренних туристов в России по итогам года сократился на 35–40% — с 68 млн поездок в 2019 до примерно 40 млн в 2020. За границу в 2020 выехали 2,7 млн вместо 12,2 млн годом ранее. Осенью Союз туристических агентств сообщал, что больше половины турагентств закрылись — некоторые не выдержали даже выплаты зарплат сотрудникам.

Neverbored Travel — агентство авторских туров, которое специализируется на путешествиях-девичниках. Дубай, Африка, Латинская Америка, Европа и другие флагманские направления стали недоступны, и после закрытия границ клиентки начали требовать возврата депозитов. Проблема в том, что на эти деньги уже были сделаны брони отелей и билетов, поэтому при возврате средства застревали на месяцы. Компания просила по возможности оставлять депозиты у них, ведь туры не отменены, а перенесены на неопределённый срок. Агентству удалось оперативно вернуть средства покупателям, но главная проблема осталась: что продавать.

«В нашей стране очень много красивых, ярких, невероятно красивых мест, но не развита инфраструктура. Я считаю, спрос порождает предложение. Если мы начнём путешествовать по необъезженным местам, наши курорты могут занять достойное место в мире», — говорит сооснователь Neverbored Travel Карина Матевосян.

Проект сместил фокус на Россию. Первый девичник после пандемии прошёл в Хакасии в июле. Продавать путешествия по России оказалось сложнее, чем венецианский карнавал или Дубай, но интерес у публики уже был и участниц следующей поездки в Приэльбрусье удалось набрать достаточно быстро. Последний на данный момент девичник прошёл в декабре в Петербурге, а на февраль запланировано ещё три суровых зимних тура: Алтай, Мурманск и Байкал.

«Вся пандемия была про то, что мы перестали зацикливаться на финансовых ценностях, сместили фокус на эмоции, общение, живые коммуникации, семью. 2020-й дал нам прекрасную возможность осознать свои истинные желания и ценности, понять, чего мы хотим».

Образовательный проект SETTERS EDUCATION перевёл все курсы в онлайн

По данным «Интерфакс Академии», ёмкость российского рынка онлайн-образования в 2019 году составила 45–50 млрд рублей, а в 2020 должна была достичь уже 55–60 млрд рублей.

До пандемии SETTERS EDUCATION специализировался на офлайн-обучении маркетингу, управлению и продвижению проектов. На момент начала пандемии образовательная площадка уже несколько месяцев работала в тестовом режиме с доступом к онлайн-курсам помимо обычных лекций. В начале карантина на оперативном штабе было принято решение заморозить все запущенные очные курсы — либо онлайн-образование, либо никакого.

За короткий период компании удалось перестроить продуктовую линейку. Все «офлайновые» курсы переписали под удалённый формат, а в онлайн-лекциях появился интерактив — создание дашбордов в Miro. Недостаток общения с преподавателями компенсировали семинарами в Zoom. Онлайн-курсы, интенсивы и тексты SETTERS объединили общей концепцией, создав экосистему непрерывного обучения. Вернуться к очным занятиям они бы и рады, но пока не могут из-за не до конца решенной проблемы с коронавирусом.

«2020 заставил команду ориентироваться на обстоятельства, быстро принимать правильные решения и ещё быстрее отказываться от неправильных», — отмечает представитель компании.

Ивент-агентство «Умная Москва» запустило доставку химии на дом

Рынок организации мероприятий пострадал от коронавируса сильнее многих других сфер. Уже с февраля 2020 стали массово отменять все запланированные на весну и лето события. В таких условиях ивент-агентства были вынуждены урезать зарплаты или сокращать штат.

Проект «Умная Москва» проводил интерактивные научные занятия для детей и подростков в специальных лабораториях. Участники полтора часа выполняли полноценные эксперименты по физике, химии, биологии и другим естественным наукам. После введения удалёнки проводить практические занятия перед камерой с материалами, которые доступны не в каждом магазине, казалось невозможным.

«У нас команда, которая знает, как создавать продукты о науке для детей. Мы сумели быстро разобраться, какой формат может существовать во время пандемии», — рассказывают в «Умной Москве» про первую волну.

Решением стала доставка наборов для экспериментов на дом. Опыт семи лет работы позволил компании подобрать эксперименты, которые можно повторить в любом месте, а многие из необходимых материалов уже были на складе. Так появились научные кружки: клиенты получают необходимое от курьеров, а затем подключаются к ведущему в Zoom. По словам «Умной Москвы», количество участников в онлайн-кружках «уже превосходит весьма оптимистичные оценки».

Агентство shishki collective открыло бар для тех, кто заперт дома

Городские власти, агрегаторы такси и другие компании весной 2020 года активно призывали россиян оставаться дома. Но самоизоляция оказалась лёгкой не для всех: по данным опроса Online Market Intelligence и Центра социального проектирования «Платформа», 6% респондентов весной жаловались на серьёзные ссоры с домочадцами, 2% рассказали, что уже обсуждали с супругами развод. А 12% опрошенных переживали самоизоляцию в одиночестве.

Петербургское агентство shishki collective решило дать людям взамен нечто большее, чем просто призыв сидеть дома. В первый же день карантина на платформе whereby открылся Stay the Fuck Home Bar. Это несколько открытых комнат для видеоконференций, в которых пользователь может знакомиться и общаться с другими посетителями в атмосфере барной улицы.

Комнаты поделены по группам и языкам: есть те, в которых все говорят на английском, те, в которых круглосуточно присутствуют пользователи, те, где обсуждают дизайн и моду, и другие тематические пространства. Регулярно проходили разовые мероприятия: концерты, онлайн-туры, выставки, лекции и игры. Можно было выбрать подходящий зал на сайте бара, а затем «постучаться», чтобы модератор разрешил присоединиться.

«У нас была задача просто объединить людей в период карантина и изоляции, чтобы им было легче общаться друг с другом», — говорит глава агентства и основатель бара Михаил Шишкин.

Онлайн-заведение сразу начало активно расти. Количество посетителей на пике доходило до 10 тысяч в день. За всё время гостями бара стали примерно 400 тысяч человек. Команда тестировала разные модели монетизации: привлечение спонсоров, продажи площадки мероприятиям, организация единоразовых событий, корпоративные вечеринки. Все они приносили доход, но бизнес-модель не складывалась. Рекламные кампании хорошо работали на волне хайпа, но для масштабирования проекта был необходим больший объём ивентов и зрителей.

С ослаблением ограничительных мер посещаемость упала: люди переключили своё внимание на реальные заведения. В какой-то момент агентство перестало вкладывать средства в развитие и поддержание. Сейчас бар — небольшая тусовка завсегдатаев. Команда Шишкина договорилась с сообществом модераторов о том, что проект будет продолжать существовать и поддерживаться за счёт комьюнити, которое там сформировалось.

«Случилась классическая проблема маркетплейса, — объясняет Михаил проблемы бара с монетизацией. — Нужно достаточное количество посетителей и достаточное количество поставщиков контента. Бар не стал удачной бизнес-моделью, но привёл нас к выводу, что люди не боятся общаться и открываться в онлайн-формате. Благодаря этому появились наши новые проекты: похожий бар для агрегатора хостелов Hostel World и проект для удалённой работы команд teamcheck.online».

Сеть «Перекрёсток» запустила соцсеть для сотрудников

Согласно расчётам INFOline, в 2020 размер отечественного рынка продуктов питания должен составить 16,7 трлн рублей и вырасти до 19,6 трлн рублей к концу 2023. Преимущество остаётся у формата магазинов «у дома», а негативную динамику показывают только гипермаркеты. Покупатели предпочитают делать масштабные закупки в онлайне. Согласно исследованию Criteo, во втором квартале 2020 года 54% российских пользователей скачали как минимум одно приложение для онлайн-покупок.

Сеть «Перекрёсток» планировала запустить приложение «Онлайн.Перекрёсток» летом 2020 взамен старой версии «Мой Перекрёсток», но разработчикам пришлось ускориться — в марте из-за количества заказов нагрузка на сайт Perekrestok.ru выросла втрое. В результате проект был запущен уже в мае.

Всего сеть обрабатывает около 10 тысяч заказов в день, и это количество растёт. С такими объёмами компания справляется благодаря тому, что подготовила задел по экспресс-доставке ещё в 2019-м. Ретейлер уже тестировал бесплатную доставку продуктов в Москве, курьеры привозили товары за час или быстрее.

Помимо доставки, в 2020 году сеть магазинов «билась» и за безопасность торговых объектов. Пришлось нанести разметку в торговом зале, регулярно дезинфицировать помещения и проводить санитарную обработку, предоставить клиентам антисептики. В марте высокий спрос на определённые продукты приводил к тому, что они заканчивались на прилавках раньше, чем их успевали выкладывать. Всё это вылилось в ряд новых требований к сотрудникам, появилась необходимость в обучении.

Для этих целей «Перекрёсток» разработал «Перчатку» — социальную сеть для сотрудников в формате мобильного приложения. В нём сотрудники магазинов могут, помимо обучения, свободно общаться с топ-менеджерами в комментариях к новостям и в блогах. Например, обсуждать идеи по изменениям, делиться рабочими лайфхаками и обучающими видеороликами.

«Самым сложным и важным было быстро адаптироваться к новым реалиям. И эта адаптация касалась всего: формата работы супермаркетов, дополнительных вложений и корректировки ассортимента, маркетинговых и цифровых решений. Поэтому важность быть гибкими — это, пожалуй, главный вывод 2020 года для нас», — считают в компании.

Студия ремонта Room To Me боролась с трудностями, хотя ремонтная индустрия взлетела

Из-за закрытых границ и большего количества свободного времени многие россияне решили начать ремонт в 2020 году. Средний чек в категории «ремонт и строительство» за время пандемии вырос почти на 20%, показывает исследование сервиса YouDo. А по данным «Avito Услуги», количество заказов на поклейку обоев и укладку пола увеличилось по крайней мере на 50%. Частные мастера и профессиональные игроки рынка начали увеличивать ценник, понимая, что в разгар коронавируса спрос на их услуги возрос.

Воронежский проект Room To Me проводит капитальный ремонт по готовым архитектурным стилям, заказчик только выбирает один из них и согласует стоимость. Все работы делаются с нуля и под ключ, клиент возвращается уже в готовое жильё.

Во время пандемии Room To Me пришлось дистанционно проводить встречи, согласовывать сметы и разработать облачную презентацию для новых клиентов. Переход в онлайн сказался негативно — у кого-то плохой интернет, кто-то возится с подключением в Zoom. Вопросы, требующие командного обсуждения, оказалось легче решать сидя за одним столом. Заказчики в большинстве случаев просили об очной встрече, поэтому сотрудники компании вышли в офис, как только появилась такая возможность и производительность вернулась на прежний уровень.

Организация поняла, что важна гибкость, и подготовила предложения по ремонту в более бюджетном сегменте, а также проработала схемы закупки товаров про запас. Но все идеи пришлось отложить — в России начали снимать ограничения.

«Приоритетом стало заключить максимум договоров с клиентами, даже если при этом нам приходилось менять какие-то детали соглашений или принятые условия оплаты. Важно быть уверенным в том, что мастера и сотрудники, несмотря ни на какие ограничения, будут обеспечены работой. Вместо сокращения объёмов мы показали прирост на 30 и 40%», — отмечает представитель компании.

Фитнес-клуб Yoga Space сделал онлайн-курсы не карантинной мерой, а постоянной услугой

В открытом письме Национального фитнес-сообщества из 1 700 клубов по всей России говорится, что за первый и второй кварталы фитнес-индустрия России понесла убытки в размере более 51 млрд рублей. Это почти треть годовой выручки за 2019 год. В период локдауна рынок потерял около 30% игроков, работы лишились 140 000 человек.

Клуб Yoga Space предлагал занятия, а также тематические курсы и мастер-классы медитации и йоги в студии. Столкнувшись с локдауном, команда разработала, записала и предоставила клиентам новые уроки в онлайне. Это позволило поддержать имеющуюся аудиторию, привлечь новых клиентов и вернуть тех, кто по каким-то причинам не мог физически заниматься в студии.

Постоянная аудитория вернулась в студию, как только появилась такая возможность. Но и занятия в интернете по-прежнему востребованы. Сейчас Yoga Space разрабатывает большой онлайн-курса о холистическом подходе к здоровью и йоге. В компании смотрят на пандемию как на вызов, возможность увидеть слабые стороны и развиваться с учётом этого опыта.

«Сейчас важно следить за трендами, быть готовыми к переменам и развиваться в разных направлениях. И, конечно, важно поддерживать свою аудиторию, выстраивать с ней эффективную коммуникацию, потому что это те люди, которые будут готовы поддержать вас в сложной ситуации», — считают представители Yoga Space.


Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована