Портал о франчайзинге TopFranchise опубликовал рейтинг лучших российских франшиз. В него попали 237 компаний, причём 51 из них — впервые.
Рассказываем, что происходит с рынком франшиз в России, кто вошёл в топ-10 рейтинга и как оценивали компании.
Что происходит с рынком франшиз
По итогам 2024 года у участников рейтинга было 20 170 открытых франчайзинговых точек — в среднем по 36 на сеть. Наиболее популярными стали франшизы из категорий «Детское развитие и образование», «Рестораны», «Салоны красоты», «Услуги населению» и «Развлечения и досуг». Кроме того, заметно вырос интерес к блинным и пивным магазинам — их открывали на 34% и 28% чаще, чем в 2023 году. Одновременно с этим в 2024-м зафиксировали спад спроса на запуск новых пунктов выдачи заказов.
По мнению генерального директора TopFranchise Виктора Большакова, на рынок существенно влияет высокая ключевая ставка, из-за которой потенциальные покупатели предпочитают долгосрочные вклады вместо приобретения франшиз. Тем не менее рынок франчайзинга в 2024 году вырос на 10% относительно 2023-го.
Какие франшизы вошли в топ-10 по итогам 2024 года
Лидерами рейтинга стали франшизы от сетей «Крошка Картошка», «Мокрый нос» и «Полиглотики». Первая десятка выглядит следующим образом.
Место | Франшиза | Баллы | Новые точки |
---|---|---|---|
1 | «Крошка Картошка» | 820 | 11 |
2 | «Мокрый нос» | 800 | 71 |
3 | «Полиглотики» | 790 | 17 |
4 | «Пивная Борода» | 780 | 45 |
5 | «ДНКОМ» | 775 | 31 |
6 | «Лига Роботов» | 765 | 19 |
7 | «Туки-туки» | 760 | 33 |
8 | «БлинБери» | 760 | 11 |
9 | «IQ007» | 750 | 41 |
10 | «Грильница» | 740 | 10 |
«Рынок франчайзинга в России очень изменчив из-за большого количества факторов: от смены команд до потери интереса покупателей к целой нише. И если компания показывала хорошие результаты в 2023 году, то на основании результатов 2024 года она может вылететь даже из топ-100», — отметил генеральный директор TopFranchise Виктор Большаков.
Как оценивали компании
TopFranchise оценивает и ранжирует компании, используя специально разработанную методологию. В её создании участвовали крупные франчайзеры и эксперты рынка.
Они определили ключевые критерии оценки:
- количество заключённых договоров;
- возраст бизнеса;
- количество точек у одного франчайзи;
- наличие зарегистрированного товарного знака;
- вид договора франшизы;
- наличие собственных IT-систем;
- наличие собственных программ обучения;
- количество точек в России и за рубежом.
При составлении рейтинга в 2025 году также учитывали новый показатель — уровень удовлетворённости франчайзи. Чтобы его оценить, у предпринимателей спрашивали, насколько их поддерживают на этапе запуска бизнеса, получают ли они ожидаемую прибыль и планируют ли продолжать сотрудничество с франчайзером.
Дополнительно эксперты независимой компании International Franchising Consulting Group анализировали финансовую модель и договорные риски каждой франшизы перед включением её в рейтинг.
Больше материалов для предпринимателей от редакции «Бизнес» Skillbox Media
- Что продавать на маркетплейсах в 2025 году
- 5 предпринимательских ошибок, которые разрушают стартапы
- Социальный контракт: как получить от государства 350 тысяч рублей на открытие бизнеса
- 12 фильмов о бизнесе, которыми можно вдохновиться
- Главные изменения в законодательстве, о которых нужно знать предпринимателям