Шеринг во время чумы: компании делят работников, работники арендуют коз
Skillbox Media выясняет, чем люди согласны делиться в условиях пандемии, а чем — нет. Бонус: топ-5 вещей, которые можно пошерить прямо сейчас.
Шеринг умер. Да здравствует шеринг
В 2020 году, когда страны Европы и Азии одна за другой объявляли локдаун, а люди так сильно боялись заразиться коронавирусом, что всерьёз обсуждали, безопасно ли открывать посылки из Китая, казалось, что экономика шеринга — всё. Страх перед новой болезнью и необходимость соблюдать социальную дистанцию сделали любой обмен вещами практически невозможным.
Выручка Airbnb за год снизилась на 30%, а чистый убыток в 2020 году достиг 4,6 млрд долларов (для сравнения: в 2019-м — всего 674 млн долларов). Компания BlaBlaCar в 2020-м столкнулась с 30-процентным снижением активности своих пользователей.
И если флагманы экономики совместного пользования понесли большие убытки, но справились, то многие стартапы просто закрылись. Среди почивших в 2021 году проектов канадский фудшеринг Scarf, американский стартап Shuddle — что-то вроде BlaBlaCar, только для семей с детьми, — и сервис аренды солнечных батарей по подписке Yeloha (США).
И всё же говорить о смерти экономики шеринга рано. Даже в условиях пандемии многие проекты из этой сферы ухитряются привлекать инвестиции. Одни меняют свою бизнес-модель, чтобы адаптироваться к новой реальности, другие смело «взлетают» в разгар кризиса. Что сейчас происходит на этом рынке и какие у него перспективы?
Крупные компании инвестируют в самокаты, а каршеринг меняется
С переходом на удалёнку причин покидать границы своего района стало меньше. Изменение привычных маршрутов привело к перераспределению клиентских потоков. Например, москвичи в 2020 году ежедневно совершали на 8,6 млн меньше поездок в общественном транспорте, чем в 2019-м, зато чаще пользовались такси и личным транспортом.
А если работать можно откуда угодно, то стоит ли вообще переплачивать за квадратные метры в мегаполисе? Урбанисты уже предсказывают массовый исход из крупных городов в небольшие.
Самокаты в городе
В новых условиях относительно хорошо дела идут у операторов аренды велосипедов, электросамокатов и скутеров — всего, на чём можно быстро объехать округу. Так, в конце апреля 2021 года стало известно, что голландский стартап GO Sharing, который сдаёт в аренду такой транспорт, привлёк около 60 млн долларов инвестиций для экспансии в Турцию и страны Европы.
Для России этот тренд тоже актуален: даже в условиях пандемии летом 2020 года кикшеринг Urent сумел получить от частных инвесторов 150 млн рублей. А весной 2021 года АФК «Система» вложила в него ещё 200 млн. Другой российский оператор аренды самокатов, Whoosh, в 2021 году получил 1,9 млрд рублей от ВТБ и банка «Открытие».
Сооснователь сервиса краткосрочной аренды электросамокатов lite Борис Голиков объясняет успех кикшеринга интересом и со стороны горожан, и со стороны бизнеса: «При путешествиях на небольшие расстояния электросамокат вполне может стать заменой автомобилю — современные модели способны развивать большую скорость и долго держать заряд. Кроме того, на фоне бума электронной коммерции растёт спрос на средства индивидуальной мобильности среди курьеров. В ближайшей перспективе этот тренд может трансформироваться в эффективное сотрудничество между сервисами кикшеринга и службами доставки».
Каршеринг по-новому
За время локдауна в России стало больше желающих купить личный автомобиль, а доля сторонников аренды, наоборот, уменьшилась. В 2020 году жители США, по данным Ipsos, стали чаще гуглить автомобили и заходить на сайты дилеров. А среди причин покупки нового авто первое место в общемировой выборке ответов заняли соображения безопасности.
Всё это заставляет рынок каршеринга меняться. Возможно, уже скоро привычная горожанам кратковременная аренда машин перестанет быть на нём главной опцией. Генеральный директор оператора «Ситидрайв» Алексей Сергеев рассказал Skillbox Media, что «в 2020 году сегмент долгосрочных аренд сильно вырос, у пользователей появился запрос на более безопасный и изолированный транспорт, машины были в аренде днями и даже месяцами». Сбер тоже запускает сервис долгосрочной аренды — взять автомобиль можно будет минимум на полгода. А Bloomberg предсказывает, что операторы каршеринга станут пионерами во внедрении беспилотных машин. У таких компаний уже есть опыт управления большим и разрозненным автопарком и сильный софт — всё это может стать их преимуществами.
Коливинги побеждают изоляцию
Парадоксальным образом во время пандемии «взлетели» современные коммуналки — коливинги. По данным компании TheHouseMonk, которая разрабатывает решения для управления недвижимостью, за 2020 год число операторов коливингов в мире выросло с 610 до 870.
Директор департамента апарт-отелей Becar Asset Management Анастасия Заболотная так объяснила Skillbox Media это явление: «И в Москве, и в Петербурге всё большую популярность приобретает сегмент коливингов. Крупные застройщики и девелоперы уже смотрят в эту сторону. Однако пока большинство проектов, которые они представляют как коливинги, — это просто многоквартирные клубные дома с большими комнатами и дополнительными сервисами для жильцов (например, йогой, коворкингом, SPA).
Со временем сервисная составляющая, скорее всего, усложнится. Сама концепция коливинга предполагает формирование сообщества соседей, которые вместе участвуют в разных мероприятиях, посещают занятия и мастер-классы.
Я считаю, что в будущем спрос на коливинги возрастёт, потому что их потенциальные арендаторы — это миллениалы, на данный момент самая многочисленная и состоятельная группа населения Земли. Им проще снимать жильё, чем его приобретать. Их идеология — шеринг. Они разбираются в технологиях и могут себя обеспечить всем необходимым. Им не хватает только сообщества, которое как раз создаёт коливинг».
Бизнес тоже начал делиться
Экономика шеринга выросла из обмена между людьми и долгое время развивалась в основном в B2C-сегменте. Пандемия, с одной стороны, отдалила людей друг от друга, а с другой — заставила компании объединить усилия в борьбе с кризисом. Чтобы избежать массовых увольнений во время локдауна, работодатели стали делиться друг с другом персоналом. Например, пока кафе и рестораны были закрыты, ретейлер Metro принял на работу сотрудников McDonald’s, KFC и «Шоколадницы».
Компании делят друг с другом не только персонал, но и транспорт, дорогое оборудование, складские и офисные помещения. «Revenue sharing — это новый формат на рынке недвижимости, в рамках которого оператор гибких офисов берёт на себя поиск субарендаторов для временно невостребованных площадей крупных компаний», — рассказал Skillbox Media Павел Фёдоров, управляющий директор компании Space 1, которая сдаёт в аренду гибкие офисные пространства.
Шеринг в B2B не ограничивается физическими объектами. Компании делят даже интеллектуальную собственность. Такие платформы, как yet2.com и NineSigma, позволяют организациям извлечь прибыль из патентов, которыми они не пользуются, «одолжив» эти активы другим.
Скорее всего, в ближайшие годы сегмент B2B-шеринга продолжит расти. Издание MIT Sloan Management Review оценивает его потенциальный объём в несколько триллионов долларов.
Бонус
Пять вещей, которые можно пошерить прямо сейчас
- Виноградник в Бордо. Заплатив 215 евро, вы на год получите в аренду шесть виноградных лоз в Château de Pitray. А через два года из Франции пришлют шесть бутылок вина, сделанного из вашего урожая.
- Домашнюю аптечку. В ней часто копятся лекарства, которые остались после курса. При этом срок годности большинства медикаментов — год или два. «АптекаШеринг» позволяет обменять ненужные лекарства на нужные или просто отдать их кому-нибудь даром.
- Сухой бассейн или батут. На платформе Toyrent можно арендовать детские игрушки, которые по масштабу больше похожи аттракционы. И не придётся думать о том, где всё это хранить.
- Яхту. Например, роскошную — с баром, сауной и кинотеатром. Или бюджетный катер.
- Козу. Конечно, коза не вещь. Но её тоже можно пошерить, причём на разных условиях — в зависимости от ваших целей. Американская компания Rent a Goat предлагает арендовать её в качестве живой газонокосилки. А британская ферма Cronkshaw Fold даёт возможность «пригласить» козу на Zoom-встречу.