Подводные камни архитектурного бизнеса: что важно узнать, прежде чем идти в эту сферу
Сооснователь архитектурного бюро рассказал, почему архитектурный бизнес похож на полёт в турбулентности, а дружеские связи иногда мешают.


Кадр: фильм «Мегалополис» / Caesar Film

Опытом поделился Иван Коренков, сооснователь бюро CORE.
Профессию архитектора и архитектурный бизнес часто романтизируют: творчество, красивые здания, амбициозные задачи, участие в создании новых городских пространств... Но за фасадом вдохновения и креативности скрывается настоящая бизнес-машина со своими законами и подчас жёсткие реалии.
В этой статье для редакции «Бизнес» Skillbox Media рассказываю, с какими сложностями можно столкнуться на этом пути и почему без деловой хватки не обойтись даже в такой творческой сфере.
- Нужно понимать, что архитектура — не только искусство, но и бизнес
- Нужно уметь справляться с неопределённостью
- Нужно быть готовым к тому, что финиша нет
- Интровертам будет тяжело на лидерских позициях
- Дружба может мешать развитию бизнеса
Нужно понимать, что архитектура — не только искусство, но и бизнес
Большинство студентов, поступающих в МАРХИ и другие архитектурные вузы, выбирают это направление из любви к искусству, вдохновляясь работами признанных мэтров. Им хочется придумывать красивые пространства, менять облик городов.
Но стоит сделать первые шаги в профессии — особенно если речь идёт о собственном бизнесе, — и становится ясно: архитектура подчиняется тем же правилам, что и любая другая коммерческая сфера. Здесь работают те же рыночные законы, что и в строительстве, ресторанном деле или продажах.
Да, архитектурное бюро — это творческий коллектив. Но одновременно и бизнес-структура. Поэтому важно не только придумывать и воплощать в жизнь интересные концепции, но и уметь искать клиентов, вести переговоры, управлять сроками, контролировать бюджеты и настраивать процессы.
Многие архитекторы, привыкшие к бесконечному поиску идеала, сталкиваются с необходимостью работать в условиях жёстких дедлайнов и ограниченных ресурсов. Особенно трудно принять, что понятия «красиво» и «эффективно» не всегда совпадают. Например, может оказаться, что идеально выверенный проект фасада слишком дорогой в реализации, и его придётся упростить.
При этом рынок, особенно в России, пока довольно лоялен: даже ошибки не всегда фатальны. Но многие студии терпят убытки именно потому, что фокусируются только на творчестве, забывая о бизнес-составляющей.
Поэтому в архитектуре важен правильный настрой с самого начала: даже если проект кажется делом всей жизни, он должен быть финансово жизнеспособным.
Нужно уметь справляться с неопределённостью
Архитектура не существует в вакууме. Экономический спад, политическая нестабильность, падение потребительской активности — всё это напрямую влияет на строительную отрасль. Более того, это одна из самых чувствительных к внешним изменениям сфер.
В кризисные периоды заказы на новые проекты могут резко сократиться, девелоперы откладывают строительство, сроки сдвигаются, а бюджеты урезаются. Архитекторы оказываются в ситуации неопределённости: проект «заморожен», обещанных денег нет, а зарплаты в бюро платить нужно, иначе придётся сокращать команду. Это может быть по-настоящему болезненно, поэтому важно уметь подстраиваться под постоянно меняющуюся реальность.

Один из способов справиться с этим — не ограничиваться одним направлением. Желательно иметь в разработке проекты разных форматов: консалтинг и редевелопмент, мастер-планирование и благоустройство общественных пространств, работа с госзаказчиками и частное строительство, проекты для российских и для иностранных клиентов.
Конечно, хорошо, когда вы можете позволить себе заниматься только ЖК премиум-класса в больших городах или ревитализацией промышленных зон в любимом регионе. Но именно гибкость и умение быстро реагировать на изменения — ключевые качества, которые помогут вашему бизнесу выжить в случае очередного витка турбулентности.
В такие периоды особенно важно следить за финансами: не раздувать штат даже в «жирные» годы, иметь финансовую подушку безопасности и жёстко контролировать расходы. Новички часто не понимают, что такое кассовый разрыв, пока не сталкиваются с ситуацией, когда нужно платить зарплаты, а денег нет.
Нужно быть готовым к тому, что финиша нет
Во многих профессиях есть понятные карьерные ступени и конечные цели, — профессия архитектора к ним не относится. В ней нет точки, когда можно сказать «теперь я всё умею». Даже статусный архитектор с десятками реализованных проектов продолжает учиться.
Новые технологии, программы, материалы, меняющиеся градостроительные нормы, запросы клиентов и тренды требуют постоянного развития методологии бюро и его специалистов. То, что работало десять лет назад, сегодня может быть неактуально.
Если архитектор перестаёт учиться, его подходы устаревают. Поэтому важно не только следить за новыми инструментами и технологиями, но и осваивать смежные сферы: управление проектами, предметный дизайн, устойчивое энергоэффективное строительство.
Архитектурный бизнес — это бесконечная лестница вверх, поэтому желательно ещё в самом начале пути ответить на вопрос, готовы ли вы идти по ней долго. Если да — важно с самого начала выстраивать систему, которая будет поддерживать это развитие не только лично для вас, но и для всей команды.
В нашей команде, например, создают внутренние стандарты — от работы в программах до этапов реализации проектов. Это не просто инструкции, а живая система, которая помогает сохранять качество даже в условиях жёстких сроков.
Насмотренность тоже важна, но с ней легко попасть в ловушку: сегодня многие архитекторы ограничиваются Pinterest, собирая картинки, но не понимая сути проектов.
Чтобы избежать этого, мы в бюро практикуем совместные поездки — обсуждаем увиденное, проводим воркшопы, на которых команда коллективно ищет решения сложных задач. Ведь в архитектуре важно не просто скопировать красивый фасад, а понять, почему он работает именно в этом месте.
Интровертам будет тяжело на лидерских позициях
Многие архитекторы — интроверты. Они привыкли создавать проекты в тишине, углубившись в собственные идеи и прорабатывая решения. Но современный рынок требует дополнительных навыков.
Чтобы бюро развивалось, основавшие его архитекторы становятся не только проектировщиками, но и лидерами мнений, управленцами, спикерами, идеологами. Нужно выступать на конференциях, вести переговоры, коммуницировать с подрядчиками и заказчиками, представлять себя в медиа и социальных сетях.
Для многих это оказывается непривычным и сложным: приходится выходить из зоны комфорта, учиться публичным выступлениям, развивать эмоциональный интеллект, строить личный бренд. Но без этого в профессии не выжить.
Активное лидерство и самопрезентация — это тоже часть архитектурного бизнеса. Многие быстро привыкают к этому и даже начинают получать удовольствие. Но в начале пути публичная деятельность — это действительно сложно.
Дружба может мешать развитию бизнеса
Архитектурная среда в России — тесное и довольно сплочённое сообщество. Все всех знают: кто-то вместе учился, кто-то делал совместные проекты, кто-то раньше работал в одном бюро.
Но когда дело доходит до бизнеса, дружеские связи могут и мешать. Друга трудно уволить, неловко делать ему замечания, неловко критиковать его, обсуждать бюджет или требовать соблюдения сроков. Нередко в бюро размываются границы личного и профессионального, и этого лучше избегать.

Не нанимайте друзей, если не готовы перевести отношения в формат «работа прежде всего». Если всё же работаете с друзьями, научитесь разделять роли. Это поможет избежать конфликтов и сохранит не только проект, но и отношения.
Мы, например, стараемся минимизировать любые конфликты с помощью открытого диалога. Перекладывание ответственности или замалчивание проблем просто невозможно — мы всегда стараемся решать все вопросы в моменте.
Интересуетесь архитектурой? Прочитайте эти статьи Skillbox Media
- Архитектурные тренды 2025 года
- Искусство коллабораций: как партнёрство художников, брендов и архитекторов меняет города
- «Дом должен быть честным»: как Адольф Лоос сделал архитектуру проще
- Нелюбимые дети Москвы: гид по лужковской архитектуре
- Как классицизм стал главным архитектурным стилем и за что его так любили в СССР