Коронабизнес. Что и почему взлетело в пандемию
Разбор абсолютно разных бизнесов из различных сфер нашей жизни, которые принесли деньги в эпоху «короны».
klikgame.id / klickgame
Авторы мотивационной литературы и бизнес-тренингов любят повторять, что кризис — время возможностей, а проблемы открывают перспективы. Часто забывая упомянуть, что это справедливо для тех, у кого достаточно ресурсов для извлечения возможностей и раскрытия перспектив. На коронавирусную пандемию никак не хочется смотреть сквозь розовые очки мотивирующих цитат: это несчастье для всего мира, подорвавшее экономики и унёсшее множество жизней.
Но она действительно породила новые бизнесы, товары и услуги. Она выявила разные стратегии, которые предприниматели задействовали чтобы выжить, сделать что-то новое или даже получить выгоду от обстоятельств. Анализ такой практики может быть ценнее любой теории.
Бизнес: маски для антимасочников
Суть: огорчённое ковидными ограничениями человечество быстро выдвинуло из своих рядов протестующих. Появились движения не верящих в «ковид», не верящих в грипп и вообще сторонников альтернативных научных теорий о заболевании, а также борцов с противовирусными мерами. Помимо прочего, они доказывали друг другу бесполезность масок — но государство заставляло их носить. Конфликт породил потребность. На маркетплейсе товаров ручной работы Etsy появилось сразу несколько магазинов масок с надписями типа «Меня заставили это надеть», «Эта маска так же бесполезна, как наш губернатор».
Перспективы: богатые. Ниша кастомизируемых масок только начинает набирать обороты. На противоположном конце идейного спектра от антимасочников осознали себя любители масок, посередине находятся люди, которые видят смысл и чувствуют готовность их носить. Брендированные маски как корпоративный подарок — ещё более интересная возможность.
Впрочем, варианты самовыражения с помощью масок наверняка будут меняться, как это происходило с кастомизированными футболками и другой одеждой. Волна маек со смешными надписями накатила и прошла, магазины, где можно было заказать майку по своему дизайну, тоже получили свой пик и спад кривой хайпа. В случае с масками придётся не просто держать руку на пульсе, а формировать моду, придумывать её самостоятельно. Это уже фэшн, а не гигиена и профилактика.
Отдельно стоят высокотехнологичные маски-гаджеты. Пока к массовому продукту ни один из стартапов не приблизился, но множество из них сейчас ищут концепцию, которая воплотит рентабельный ответ на реальную и распространённую потребность.
Урок: не стоит недооценивать стремление потенциального потребителя к самовыражению и демонстрации индивидуальности даже в самых нерасполагающих условиях.
Бизнес: страшная месть детям за постоянные вопросы взрослым
Суть: приложение с вопросами для детей 7–11 лет, которые заставят их порассуждать и развить у себя такие полезные навыки, как критическое мышление, эмпатия, креативность, лидерские качества, уверенность в себе и прочие soft skills. Приложение фактически подбрасывает родителям идеи — о чём можно пообщаться с детьми на самоизоляции, когда дети уже сами устали спрашивать, откуда они появляются и зачем кошке хвост. Помимо собственно вопросов, приложение объясняет, какие проблемы поднимает этот вопрос и через какие тезисы можно построить обсуждение.
Перспективы: всё в руках создателя (приложения). Детские развивающие приложения, помогающие родителям, — живая, многообразная и интересная инвесторам ниша с множеством вариантов монетизации.
Урок: приложение придумал отец двоих детей и потомственный педагог. Иными словами, человек, который не стал придумывать неожиданные идеи и искать уникальные ниши, а решил понятную ему проблему с помощью накопленного опыта и развитых навыков. Ничего особенно «пандемичного» в этом подходе нет, зато мы теперь знаем, что он отлично работает и в пандемию.
Бизнес: авиаперелёты неизвестно куда и никуда
Суть: авиакомпании оказались среди бизнесов, наиболее пострадавших от пандемии. Сначала их бизнес-креатив по переживанию локдауна сводился к попыткам не возвращать деньги за отменённые рейсы, «откупаясь» сертификатами и требуя господдержки. Но через некоторое время в отрасли вспомнили, что авиаперелёты — не просто способ попасть из точки А в точку Б, а эмоционально насыщенный культурный феномен.
Это романтика и адреналин. Это красивые самолёты и жутковатое небо. Это аэропорты — «чистилище» между адом маршрутки до Шереметьева с десятью чемоданами на руках и раем «олл инклюзива» в Египте, это странный перевалочный пункт, где не действует время суток и даже невидимая рука рынка бессильно опускается перед ценами на бутерброды.
Сотрудники авиакомпании «Победа», объединённые вокруг подкаста «НЕБОнутые», арендовали у своей авиакомпании самолёт и начали продавать билеты на рейс из Москвы в Москву. Они собирались взлететь из Внукова и через полтора часа приземлиться. Билеты за 7 500 рублей на первый и на второй рейс разобрали буквально за минуты.
А австралийский авиагигант Quantas запланировал на весну три рейса с неизвестным пунктом назначения, рассчитывая простимулировать внутренний туризм. Рейс — это полёт туда и обратно: пассажиров с утра куда-то отвезут, а вечером вернут в город вылета. Тут даже изобретать ничего не пришлось: «загадочные авиарейсы» уже практиковались Quantas в 1990-х.
Перспективы: такие идеи больше похожи на бизнес-перформансы, вирусные рекламные акции, а не полноценные продукты, которые останутся в ассортименте.
Урок: но это отличная прививка деловой гибкости и для самих компаний, и для тех, кто может взять с них пример. Какие проблемы решают продукт или услуга, помимо очевидных? Какие не решают, а могли бы? Что вы можете сделать, когда не можете того, что делали всегда?
Бизнес: любой каприз по видеоконференции
Суть: если психологи и преподаватели и до пандемии активно осваивали удалённое обслуживание клиентов с помощью видеосвязи, то с весны 2020 года это начали делать самые неожиданные специалисты. Появились, например, услуги организации фотосессий посредством сервисов видеоконференций.
С клиентов фотографы брали за удалённую фотосессию на треть меньше, чем за обычную, и утверждали, что людям комфортнее сниматься дома, чем в студии. Фотографы объясняли, в какой точке квартиры сниматься, как выставить технику и настроить освещение, руководили мимикой и позами.
Одним из первых Zoom-фотосессию провёл журнал Vogue. Коллектив в составе модели Беллы Хадид, фотографа, стилиста и аранжировщика фотосессии скоординировался в эфире и организовал серию снимков.
А в Нью-Йорке уже в апреле 2020 года успели легализовать Zoom-свадьбы. Достаточно пригласить на созвон чиновника, имеющего право регистрировать браки. Для чуждых эстетике «по-быстрому расписаться в джинсах без ритуалов и церемоний» немедленно развернулся рынок услуг организации «классических» свадеб. Одна из множества услуг — визажист отправляет невесте заранее утверждённый make up box (набор косметики) и удалённо руководит его нанесением. А если жених или невеста хочет пригласить на свадьбу свою технологически отсталую бабушку, агентство готово доставить ей ноутбук с настроенным Zoom.
Перспективы: кроются в понимании того факта, что многие услуги оставались в офлайне скорее по привычке, чем по необходимости, и могут оказываться удалённо. Конечно, Zoom-свадьба или фотосессия — это печальная дань самоизоляции. Но, например, специалисты по коррекции поведения собак внезапно поняли, что нет необходимости собирать в реальном мире группу занятых работающих людей и везти их за город, чтобы там поработать с питомцами. Группы коррекции поведения собак тоже можно проводить в Zoom, не говоря уже об индивидуальной работе.
Урок: иногда фантазия — ключ к успеху. Особенно если бизнес хорошо умеет сам создавать потребности у клиента и продавать ему новые услуги.
Бизнес: обречённые на недолголетие
Лондонский интернет-магазин Lockdown Liquor продаёт элитные коктейли с доставкой, которые предлагается сервировать дома самостоятельно. Например, два «Эспрессо-Мартини» по 100 мл сейчас можно купить за 13 фунтов стерлингов, это примерно 1 340 рублей. Люди, конечно, делают коктейли дома, но для многих это всё же центральный элемент барной субкультуры. Их пьют не для того, чтобы поместить в организм некоторое количество этанола и глюкозы, а для того, чтобы испытать весь спектр ощущений от специфической атмосферы бара, ресторана, вечеринки.
Перспективы такого бизнеса довольно сомнительны, особенно после открытия баров и ресторанов и разрешения вечеринок. Как, например, и перспективы магазина корпоративных наборов здоровых перекусов. Его создатели рассчитывают, что компании будут покупать наборы снеков и отправлять сотрудникам, работающим на дому.
Пожалуй, даже люди с мышлением серийных стартаперов желают своим бизнес-детищам долгой жизни, даже если заранее планируют выход из дела. Но многим предпринимателям на пандемии пришлось на стадии планирования признать, что вне условий пандемии, локдаунов и самоизоляции то, что они запускают, продаваться не будет. По крайней мере, будет иметь слишком ограниченный спрос.
Урок: мягко говоря, непросто планировать бизнес, который может прожить год, может — пять лет, а может стать неактуальным за полгода. Непросто и эмоционально, и интеллектуально. Независимо от успеха дела это интересный бизнес-кейс, о котором можно будет написать книгу или прочесть TED-лекцию, а потом капитализировать популярность.
Бизнес: волшебные пакетики и заразное здоровье
Это серая зона злоупотребления человеческой иррациональностью. В начале пандемии сайты объявлений взорвались частными предложениями самых неожиданных товаров и услуг. Например, блокаторов коронавируса, вызвавших бурные споры. Одни медики категорически утверждали, что бейджи бесполезны, другие пытались объяснять, что фактически находящийся в них хлор может убить вирус-другой, но вряд ли способен полностью защитить от заражения и к тому же сам может быть вреден. Третьи вспоминали про эффект плацебо. С хлорными бейджиками ходили звёзды и известные политики.
На сайтах объявлений предлагали себя «мужья на час», «деды морозы» и тамады «с антителами». Это может показаться достаточно логичным и прямолинейным предложением: вы заказываете ремонтника или артиста, а он готов подтвердить, что переболел COVID-19 и здоров. Но тон подавляющего большинства объявлений давал понять, что таргетированы они не на здравый смысл, а на магическое мышление: расчёт на то, что исполнитель «начихает антителами» на заказчика и как-то тоже сделает его «коронаустойчивее».
Насколько этична такая коммерция, не говоря уже об откровенно эзотеричных амулетах и оберегах «от ковида»? Можно сказать, что серая зона не переходит в чёрную, если бизнес на эмоциях не конкурирует с объективной реальностью и покупатель талисмана не отказывается в пользу него от прививки. А можно сказать, что это должно быть вопросом самостоятельной ответственности взрослого человека. Манипулировать чувством незащищённости человека в стрессовом состоянии, наверное, нехорошо, но не занимаются ли этим маркетологи хотя бы иногда чуть менее чем в любой бизнес-нише?
Заключение
Бизнес в эпоху пандемии или другой кризисной ситуации нужен не только для того, чтобы заработать на собственное выживание или нажиться на чужих проблемах. Для человека с предпринимательским мышлением новое дело может стать способом справиться со стрессом, проблемами из-за ограничений, одиночеством и другими психологическими трудностями.
Если вы запустили на пандемии интересный «коронавирусный» товар или услугу, пожалуйста, напишите нам. Мы с удовольствием расскажем своим читателям о вашем опыте.