Как перевезти бизнес в Евросоюз: пошаговая инструкция для стартаперов
Вместе с российскими специалистами по эмиграции разбираемся, как не допустить ошибок при переводе своего дела в страны Европы.
: illpaxphotomatic / shutterstock
- Выберите страну, где хотели бы жить, и поймите, какие бонусы от этого получит ваш бизнес
- Зарегистрируйте банковский счёт в новой стране. На удивление, это самый сложный шаг
- Получите вид на жительство. За деньги или за свои таланты
- Чуть-чуть другие правила действуют в Великобритании — там есть пять видов виз. Но только для инноваторов
- Не пытайтесь нанять самого себя — топ самых популярных ошибок при миграции бизнеса
По данным Счётной палаты на 1 июля 2020 года, Россия отставала от среднего показателя стран ОЭСР по объёму венчурных инвестиций в 43 раза, а в процентном отношении к ВВП — в 11 раз. Это означает, что венчурным проектам в России сложнее найти финансирование и начать работу. В результате основатели тех стартапов, модели которых могут работать на международном рынке, зачастую предпочитают сменить юрисдикцию. Традиционно при бизнес-миграции большой популярностью пользуются США как страна с одной из крупнейших экономик мира. Однако в борьбе за перспективные проекты участвуют и страны ЕС. И если обычному россиянину получить европейское гражданство или ВНЖ непросто, создателей общественно полезных бизнесов и инновационных стартапов почти любая страна Европы будет рада принять.
Сам факт переезда проекта за рубеж не означает, что компания прерывает связь с Россией. После того как компания получит финансирование и отладит бизнес-процессы, она снова может стать российским резидентом.
В 2019 году почти 19 тысяч россиян получили рабочие, предпринимательские или стартап-визы. Некоторые из них — предприниматели, которые перевезли в европейскую страну свой бизнес. Вместе со специалистами Skillbox Media составил руководство — как правильно перевезти своё дело за границу.
Эксперты публикации:
- Сергей Граф — руководитель B2B-направления компании Nalog.nl, которая помогает регистрировать и обслуживать юрлица в Нидерландах;
- Наталья Сёмина и Юрий Виленский — сооснователи миграционной платформы Hello Move;
- Анастасия Миролюбова и Михаил Шаронов — сооснователи миграционной платформы для высококвалифицированных специалистов и бизнесменов Immigram.io, которая работает преимущественно с Великобританией.
Шаг первый: выберите страну для перевозки бизнеса
Пользуясь поисковиками и открытыми источниками, найдите место, где бы вам хотелось жить, изучите налоговый режим, правила регистрации компаний, а также рассчитайте примерный бюджет релокации.
По словам Графа, при большом бюджете доступны любые страны. Однако если у компании актуальный бизнес и специалисты, то при должном юридическом консультировании переехать можно почти куда угодно и без огромных затрат.
Граф разделяет европейские страны на три группы:
- страны, которые сами испытывают отток умов. Здесь будут рады любым иностранным компаниям и специалистам, которые смогут обосновать свою пользу для страны. К ним относятся страны Прибалтики, которые могут похвастаться низкими налогами и самыми маленькими операционными расходами в ЕС, а также Польша;
- страны, испытывающие потребность в инвестициях: Греция, Португалия, Италия, Испания. Сюда удобно переезжать по инвестиционной программе, по которой затем можно перевезти и бизнес;
- наиболее развитые страны Северной и Западной Европы: Нидерланды, Скандинавия, Великобритания. Такие страны больше всего заинтересованы в высокотехнологичных и IT-компаниях. Требования к бизнесу здесь жёсткие, однако критерии отбора прозрачны, а решения регуляторов предсказуемы.
Шаг второй: зарегистрируйте европейское юрлицо и откройте счёт в местном банке
Вы определились со страной и посчитали расходы. Теперь нужно зарегистрировать юрлицо. По словам Графа, это совсем несложно, а в некоторых странах, таких как Нидерланды или Британия, это можно сделать через интернет.
Бюджеты на регистрацию сильно отличаются: в Германии один только уставный капитал GmBH должен составлять 25 тысяч евро, в Нидерландах он минимален (от 0,01 евро), но около 2,5 тысячи евро составляют расходы на инкорпорацию, в Латвии эти расходы — 700–900 евро, а в Британии — всего 50 фунтов.
Гораздо сложнее открыть банковский счёт. Если в управлении компании нет резидентов страны, открыть счёт в ней почти невозможно.
По словам Графа, здесь есть два универсальных решения — нанять местных менеджеров или переехать в Европу владельцам бизнеса и топ-менеджерам.
У европейских банков и регуляторов очень строгие требования к иностранным капиталам. Капиталы из стран с высокими рисками незаконного происхождения денег — с коррупцией, злоупотреблением налогами — рассматриваются под микроскопом. Финансовые учреждения могут отказаться работать с капиталом и без объяснения причин, сочтя слишком большим даже просто географический риск — когда не нравится сама страна бенефициара.
«Это несправедливо, но, к сожалению, это применимо не только к африканским диктатурам, но и к России», — говорит Граф.
Шаг третий: получите вид на жительство
Если у предпринимателя и компании нет проблем с прозрачностью происхождения капиталов, открыть юрлицо будет несложно. Однако сам факт регистрации компании в стране ЕС не обеспечивает предпринимателя ни видом на жительство, ни разрешением на работу. У предпринимателей и стартаперов есть две основные стратегии получения ВНЖ и дальнейшей релокации бизнеса.
Первый путь — за деньги
Некоторые государства ЕС предлагают вид на жительство в обмен на инвестиции в экономику или недвижимость. К ним относятся в основном страны Южной Европы — Испания, Греция, Португалия, Кипр, Мальта, Италия. Минимальный размер инвестиций колеблется от 250 тысяч евро в Португалии и Греции до 500 тысяч евро в Испании и Италии.
Кроме того, все страны ЕС выдают ВНЖ высококвалифицированным специалистам. Правила отличаются, посмотреть требования каждой страны ЕС к профессионалам из других государств можно на этой карте. Ограничения могут быть разными.
- От эмигранта могут потребовать трудовой договор с компанией-резидентом.
- Зарплата по договору должна быть не меньше определённой суммы — например, 1 249 евро в месяц для Польши и от 3 400 евро для Нидерландов. В некоторых странах зарплата должна быть в 1,5 раза выше, чем средняя по региону или стране, но в других ограничений по зарплате вовсе нет.
- В некоторых странах работодатель должен согласовать наём иностранного работника с миграционной службой.
- В Нидерландах нанимать сотрудников из-за рубежа может лишь компания, лицензированная миграционной службой. Юрлицу, которое только что было создано иностранцем, на такую лицензию рассчитывать не приходится. Для этого существуют пейролл-компании.
Второй путь — за навыки
В большинстве стран Европы существуют визы для предпринимателей и стартаперов.
По словам Натальи Сёминой, стартап-визы выдают проектам на стадии идеи или MVP. Чаще всего для такой визы нет требований к образованию или знанию языка страны, однако стартап обязательно должен уже привлечь инвестиции. В целом миграционные службы смотрят на значимость и инновационность проекта, а также на то, сколько он может создать рабочих мест. Самые низкие требования в Португалии, Латвии, Испании.
Юрий Виленский рассказывает, что предпринимательскую визу получить куда сложнее. Проект должен работать, иметь оборот, у него должны быть реальные и потенциальные клиенты в Евросоюзе. Здесь у заявителя могут потребовать продемонстрировать уровень образования, доходы бизнеса, связи со страной. При продлении визы будут смотреть на обороты и налоги компании.
«В некоторых странах есть чёткие размеры налогов, которые должны быть уплачены в казну государства за год. Такая система, например, в Латвии», — говорит Виленский.
Оценкой бизнес-проекта стартапа в Нидерландах занимаются фасилитаторы — специальные компании, сертифицированные правительством. Они же помогают стартапу найти инвесторов, а его фаундерам — подать на ВНЖ. В 2018 году Сёмина и Виленский попытались переехать в Нидерланды со стартап-идеей — аналогом YouDo. Из 40 фасилитаторов им отказали 18.
Сотрудничество с фасилитатором принесло много проблем. Его сотрудники помогли получить визу Юрию, однако документы Натальи они заполнили некорректно и предпринимательница осталась без визы. Кроме того, компания не смогла найти инвесторов для стартапа — оказалось, что стартап не подходит для Нидерландов. Виленскому и Сёминой пришлось срочно придумывать новую идею и искать инвесторов уже под неё.
По словам основателей Hello Move, в Европе востребованы проекты в MedTech, FinTech, DeepTech, IT, EdTech, Sustainability (экология), аграрной отрасли, а также в туризме — там, где он играет ощутимую роль в экономике.
В Нидерландах стартап-визу могут получить разработчики интересного мобильного приложения, специализированной интернет-утилиты, свежего B2B- или B2C-онлайн-сервиса, обладатели патента или коммерциализируемой интеллектуальной собственности. Предпринимательскую визу реально получить владельцу бизнеса в сфере разработки, кодинга, e-commerce с глобальными клиентами, в иной сфере, где экономика испытывает дефицит.
Если хочется жить в Англии — пять видов виз для инновационных бизнесменов
Великобритания проголосовала за выход из состава ЕС в 2016 году, а 1 февраля 2020 года официально покинула его. Однако для предпринимателей, желающих перевезти бизнес, это мало что изменило — многие из них рассматривают Британию в одном списке с другими западноевропейскими странами, входящими в ЕС.
Британская миграционная политика для бизнеса похожа на европейскую, но есть очень важное отличие — сюда получится перевезти только инновационный бизнес. У британцев востребованы любые высокотехнологичные компании, в особенности FinTech, EdTech и MedTech.
«Традиционные компании при подаче визы даже не рассматриваются», — говорит Михаил Шаронов.
Ещё одно отличие — визовая программа Global Talent, которая не привязана к конкретному бизнесу и подходит как фаундерам, так и высококвалифицированным специалистам. Правда, в основном в IT-сфере.
Миролюбова и Шаронов рассказывают, что в Британии сегодня действует пять иммиграционных программ.
Стартап-виза — для предпринимателей, учёных и разработчиков со всего мира, которые намерены запустить и развивать новый или перевезти уже существующий бизнес в Великобританию при условии первого выхода на английский рынок.
Основные требования — знание английского языка не ниже B2 и наличие бизнес-идеи, которая должна соответствовать трём критериям:
- перспективность — наличие всех инструментов и средств для обеспечения успеха своему бизнесу. Факторы оценки — потенциал роста и жизнестойкость;
- инновационность. Так как рынок перенасыщен услугами и товарами, важна оригинальность и инновационность идеи, которая обязательно найдёт своего покупателя на британском рынке;
- масштабируемость — способность развивать и расширять свой бизнес.
Ещё один формат — Innovator Visa, которая предназначена для опытных предпринимателей, стремящихся открыть или развивать свой бизнес на территории Великобритании. Для неё требуется всё то же, что и для стартап-визы, 50 тысяч фунтов на банковском счету, а также данные о состоянии бизнеса — денежные метрики или метрики роста либо доказательства серьёзного предыдущего опыта фаундера.
Sole Representative Visa подходит для сотрудников и партнёров иностранных компаний, которые занимают высокую должность, но не владеют долей более 50% и планируют открывать представительство или дочернюю компанию в Великобритании. В этом случае представительства должны на 100% принадлежать иностранному юридическому лицу, а главный офис должен быть не в UK. Для такой визы потребуется английский не ниже С1 и банковская выписка за полгода.
Global Talent Visa — для талантливых и перспективных IT-специалистов и предпринимателей со всего мира, желающих переехать в Великобританию для работы в сфере цифровых технологий.
Здесь нет конкретных требований по наличию средств, бизнес-идее или языку — важен хороший опыт фаундера или специалиста и успех на предыдущих позициях, демонстрирующий инновационный и интересный подход.
На визу для инвесторов может рассчитывать тот, кто планирует получить вид на жительство и гражданство через инвестиции. Минимальная сумма вложений — 2 млн фунтов. Это единственное требование.
Главные ошибки при перевозе бизнеса — не допускайте их, чтобы вас не депортировали
Сергей Граф перечисляет главные ошибки, которые совершают предприниматели на пути к релокации бизнеса. И сразу говорит, что нужно делать, чтобы их не случилось.
- Не думайте, что открытие компании автоматически даст право на работу или жизнь в стране. Это почти всегда две несвязанные вещи.
- Не пытайтесь релоцировать бизнес формально, то есть открыть юрлицо в европейской стране, но не вести в ней деятельность. Это сработает на небольшой срок, но затем компания неизбежно потеряет статус резидента.
- Составьте подробный план релокации и просчитайте всю цепочку ведения бизнеса от начала продаж до вывода дивидендов заранее. Иначе всё пойдёт не по плану.
- Не создавайте искусственные структуры, например офшорные компании или лишние звенья в цепи. Работоспособный бизнес должен быть прозрачным, иначе к нему сразу появятся вопросы.
По словам Миролюбовой и Шаронова, довольно частая ошибка предпринимателей, пытающихся перевезти бизнес в Великобританию, — наём самого себя в компанию по Tier 2 (визе для высококвалифицированных работников). В Британии такая практика вне закона.
«В итоге они лишаются свободы в плане развития и возможности работы в других сферах, фактически нарушая британское законодательство, запрещающее заниматься предпринимательством по рабочей визе», — объясняет Анастасия.
Ещё одна распространённая ошибка — когда фаундеры, которые хотят получить стартап-визу, создают компанию в Британии, ещё не обладая статусом резидента. «Стартап-виза выдаётся для новой компании, — объясняет Михаил Шаронов. — Поэтому нужно сначала подать на неё и только потом открывать юрлицо».
Также, по словам создателей Immigram.io, фаундеры стартапов часто стремятся получить стартап-визу, хотя им гораздо лучше могла бы подойти виза Global Talent.