Крупные российские интернет-платформы и СМИ подпишут меморандум о фактчекинге. Как сообщают «Ведомости», среди подписантов — медиагруппы РБК, ТАСС, РИА, Rambler & Co («Лента.ру»), «Интерфакс», «Ведомости» и The Bell. Держатель меморандума — Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий». Он будет действовать один год, но в перспективе возможно продление.
Одно из предложений документа — маркировка фейков в интернете. Компании, которые подписали меморандум, будут проверять контент на площадках интернет-компаний, таких как «Яндекс.Дзен», Mail.ru Group («ВКонтакте», «Одноклассники»), Rutube и Avito. Известно, что к фактчекерам также присоединится АНО «Диалог».
В меморандуме не говорится о том, какой именно контент будут проверять на достоверность — пользовательский или сообщения СМИ.
Предполагается, что фейки будут выявлять сами интернет-компании. Они будут проводить мониторинг и проверять контент по запросу пользователей и фактчекеров. Если информация действительно ложная, платформа её промаркирует, опровергнет или удалит. Кроме того, предлагается ввести более строгие меры — например, блокировку пользователей, которые распространяют фейковый контент, и ограничение возможности продвигать и монетизировать свой аккаунт.
В первую очередь будут проверять контент, разжигающий межнациональную рознь или содержащий информацию о количестве погибших в результате коронавируса или ЧС либо о росте цен на какой-либо продукт. По мнению экспертов, зачастую вокруг этих тем больше всего ложной информации.
Подобную практику по отношению к фейкам начал проводить YouTube. В сентябре компания заявила, что будет удалять все видеоролики, в которых распространяют ложную информацию о вакцинах — например, о том, что они опасны, наносят серьёзные последствия для здоровья или неэффективны в борьбе с коронавирусом. На прошлой неделе по этой причине YouTube удалил два немецкоязычных канала RT.