Главное о проверках для малого бизнеса: ликбез, после которого будет не страшно
Не так страшны контрольно-надзорные мероприятия, как можно подумать.

Статью подготовила юрист, заместитель генерального директора по правовым вопросам в компании «Лигал Бутик» Мария Кузнецова.
Обычно для малого бизнеса любые проверки — это стресс, а в некоторых случаях — потеря времени и ресурсов. Однако большинства проблем можно избежать, если знать правила игры.
В этой статье для редакции «Бизнес» Skillbox Media расскажу:
- что такое проверка бизнеса и какие они бывают;
- какие у неё могут быть последствия;
- как понять, что компанию собираются проверить;
- как подготовиться к проверке.
Что такое проверка бизнеса и какие они бывают
Термина «проверка» в законе нет. Это бытовое название контрольно-надзорного мероприятия (КНМ). КНМ — мероприятие, во время которого органы государственной или муниципальной власти проверяют, насколько деятельность бизнеса отвечает требованиям законодательства.
Проверки могут проводить разные организации. Например, МЧС проверяет соблюдение норм пожарной безопасности, Роспотребнадзор — качество товаров и их маркировку, а ФНС — правильность исчисления и уплаты налогов. Всего есть 17 видов контроля.
Малый бизнес обычно проверяют нечасто. Это может быть, например, одна проверка в год или даже одна раз в несколько лет. Чаще проверяют компании с высоким уровнем риска и компании, которые уже допустили нарушения.
Все проверки можно классифицировать:
- По форме проведения. Проверки бывают документарные и выездные. Во время документарных сотрудник проверяющей организации изучает документы, которые предоставила компания. Во время выездных инспекторы выезжают на место, например в офис компании.
- По времени проведения. Проверки бывают плановые и внеплановые. Плановые проводят по графику, внеплановые — без включения в план даже в период моратория.
С 2025 года число оснований для проведения внеплановых мероприятий выросло. Согласно изменениям, внесённым в Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 и Федеральный закон N 248-ФЗ, их могут провести:
- из-за отсутствия уведомления о начале осуществления деятельности;
- из-за нарушений в маркировке товаров;
- из-за игнорирования профилактического визита;
- из-за проблем с транспортной безопасностью;
- при выявлении надзорным органом нарушений применения контрольно-кассовой техники (в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований).
Кроме плановых и внеплановых проверок, существуют профилактические визиты. Это очная или дистанционная беседа с инспектором по вопросам соблюдения обязательных требований. Её могут провести и по инициативе контролирующего органа — тогда это называют обязательным визитом, и по инициативе компании или ИП.
Профилактический визит обязательно проводят:
- если объект относится к категории чрезвычайно высокого и высокого риска — по закону, в отношении объектов из других категорий риска — согласно положению о виде контроля;
- если подано уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности — проверка проводится в течение шести месяцев;
- если визит предусмотрен программой проверок;
- если есть поручение президента, председателя правительства или его заместителя, главы региона.
Отказаться от такого визита нельзя. Мероприятие длится до 10 рабочих дней. Если в ходе проведения инспектор нашёл нарушения и их не устранили до окончания визита, бизнесу выдают соответствующее предписание их устранить.
Что такое мораторий?
Это ограничение, которое ввели 1 января 2016 года и продлили до 1 января 2030 года. Согласно ему плановые проверки субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) не проводят.
Однако мораторий не распространяется на некоторые субъекты: предприятия чрезвычайно высокого и высокого риска, производственные объекты второго класса опасности, гидротехнические сооружения второго класса.
Какие могут быть последствия проверок
Если во время проверки не нашли нарушений, никаких последствий не будет. Если же нашли незначительные нарушения, проверяющий составляет акт, на основе которого могут:
- выдать предписание устранить нарушение в указанный срок;
- наложить штраф — он зависит от вида нарушения. Чаще всего сумма не превышает 50 тысяч рублей.
Обычно проверяющие ограничиваются предписанием. Штрафы используют редко.
Кроме предписания и штрафа, возможны другие последствия. Так, проверяющие могут:
- приостановить деятельность бизнеса на некоторое время;
- инициировать штраф на более крупные суммы — он может достигать, например, 1 миллиона рублей в случае несоблюдения санитарных норм;
- инициировать возбуждение уголовного дела;
- отметить нарушение в реестрах, что может повлиять, например, на отношения с контрагентами;
- передать информацию о нарушениях в надзорные органы.
Но такие последствия возникают редко, обычно при серьёзных нарушениях. Например, если возникает угроза жизни и здоровья покупателей, если бизнес совершает нарушения повторно или скрывает доходы, занимается незаконной деятельностью.
Как понять, что компанию будут проверять
Предприниматели могут заранее узнать о предстоящих проверках своей компании или контрагентов. Вот на каких ресурсах можно искать информацию.
Единый реестр проверок (ЕРКНМ). Для этого необходимо ввести данные организации — ИНН, ОГРН, Ф. И. О. ИП. ЕРКНМ показывает информацию о предстоящих плановых проверках: дате, органе и предмете проверок, результатах уже проведённых проверок.
Единый реестр видов контроля. Позволяет узнать, какие органы в принципе могут проверять вашу деятельность и по каким основаниям.
Порталы и реестры контролирующих органов. Информацию на своих сайтах публикуют Роструд, сайты региональных отделений МЧС, Роспотребнадзор, ФНС. Генпрокуратура и Роструд, например, оповещают о визитах за несколько дней до них.
«Госуслуги». В личном кабинете на «Госуслугах» можно настроить уведомления о проверках — в разделе «Контроль и надзор».
Цифровая платформа МСП.РФ. На платформе тоже можно настроить уведомления о проверках — в разделе «Государственные уведомления о предстоящих проверках бизнеса». Платформа уведомляет о профилактических визитах, внеплановых проверках и плановых контрольно-надзорных мероприятиях.
Недостаток таких оповещений — не всегда можно заранее увидеть дату и инициатора проверки. Информация о внеплановых визитах же чаще всего появляется в системе уже после принятия решения о проведении или даже после самого визита.
Ещё можно воспользоваться мобильным приложением «Инспектор». С его помощью бизнес и органы контроля взаимодействуют в онлайн-режиме. В приложении можно обмениваться документами и уведомлениями, фиксировать переписку, видеть информацию о запланированных КНМ и пользоваться единым реестром видов контроля.
Как бизнесу подготовиться к проверкам
У каждой проверки своя специфика. Но есть общие советы, которые помогут если не избежать штрафов, то точно снизить уровень стресса при прохождении КНМ. Вот они.
Контролируйте категорию риска своей организации. Если она завышена, подайте заявление на её снижение в трудовую инспекцию, чтобы уменьшить частоту плановых проверок.
Вовремя оформляйте важные документы. Например, не забудьте подать уведомление о начале деятельности и зарегистрируйтесь в системе «Честный знак» для маркировки продукции.
Используйте профилактические визиты. Пригласите инспектора добровольно или инициируйте онлайн-визит — чтобы понять, есть ли у вас нарушения, и устранить их без штрафа.
Работайте с жалобами и обратной связью. Реагируйте на обращения работников и потребителей. Если работники или потребители пожалуются не только вам, но и в надзорные органы, это может стать причиной проведения внеплановой проверки.
Проводите регулярный аудит. Обновляйте информацию на сайте компании, проверяйте сроки подачи отчётности, пожарную и санитарную безопасность.
Проведите инструктаж сотрудников. Расскажите им, что делать при визите инспекторов, кто уполномочен общаться с ними, где хранятся документы. Общение с инспектором играет важную роль: даже неосторожный вопрос может послужить знаком, что у компании есть проблемы, и привести к отдельной проверке.
Привлекайте квалифицированных специалистов. Даже если в компании нет возможности нанять, например, штатного бухгалтера или юриста, привлеките квалифицированных специалистов на аутсорсе. Они помогут без ошибок оформлять договоры с клиентами и подготавливать бухгалтерскую отчётность.
Следите за новостями. Отслеживайте изменения в законодательстве и введение новых штрафных санкций. Вносите изменения в процесс работы, чтобы не нарушать новые правила.
Интересуетесь ведением бизнеса? Эти материалы редакции «Бизнес» Skillbox Media могут быть вам полезны
- 115-ФЗ: кто, как и зачем следит за вашими переводами
- Клиент всегда прав? Рассказываем о потребительском терроризме
- 5 признаков того, что в бизнесе есть проблемы
- Старт втроём: как запустить совместный бизнес и не сломать друг друга
- 10 неудобных вопросов, которые помогут увидеть слепые зоны в бизнесе