Бизнес
#статьи

Деньги, космос, Илон Маск: как заработать в космосе и почему не нужно хоронить наши ракеты

Разбираемся, по какой причине SpaceX не может диктовать новые правила на рынке космических запусков и в каком кризисе увязла отрасль.

Следующие несколько лет станут знаковыми для мировой космонавтики. Моду на дешёвые многоразовые ракеты ждёт проверка серьёзными проектами. Эпоха «частников», в которую стремительно ворвался Илон Маск со своим SpaceX, казалось, может оставить традиционные, одноразовые ракеты не у дел. Но на поверку всё оказалось совсем не так радужно, как хотелось бы.

Секрет успеха SpaceX

В начале нулевых Россия имела все шансы приложить руку к созданию SpaceX. В 2001 и 2002 годах Илон Маск приезжал с деловым визитом к российским ракетостроителям и хотел купить две баллистические ракеты (естественно, без ядерного заряда), переоборудовать их для научных и коммерческих проектов, а затем отправить в космос. Но дело не выгорело — то ли предложения бизнесмена оказались несерьёзными, то ли российскую сторону не устроила сумма сделки. В общем, все остались при своих.

Первые ракеты SpaceX запустила в 2010 году, и почти сразу после этого для компании Илона Маска настало золотое время. Для выведения тяжёлых и специализированных спутников на орбиту правительству США требовались дешёвые и надёжные ракеты, которые можно подготовить к старту за считаные дни.

У американских властей уже был под рукой один оператор пусковых услуг — компания United Launch Alliance. Только цена, которую просили покорители космоса из Boeing и Lockheed Martin, оказалась слишком высокой — 350–400 млн долларов за пуск. Предложение Илона Маска было минимум в пять раз меньше, поэтому военные и NASA закричали от восторга, наобещали SpaceX золотые горы, но осыпать компанию деньгами не торопились.

Принято считать, что Илона Маска встретили с распростёртыми объятиями, но в реальности SpaceX приходилось отрывать свой кусок космического рынка. Компания регулярно судилась с ВВС США за право продавать пуски на своих ракетах. Власти США не торопились делать окончательный выбор между ULA и крупным перспективным стартапом, небезосновательно считая, что новичок на рынке пусковых услуг может не справиться с нагрузкой.

Полностью захватить этот рынок в США SpaceX не смогла до сих пор: до 2027 года компания Илона Маска будет выполнять меньше половины государственных запусков, в то время как основная доля (60%) останется за ULA.

Зачем вообще нужны частные компании на космическом рынке?

Выгонять частные компании с космического рынка никто не планирует. Несмотря на скромный опыт, пользы от их работы гораздо больше, чем принято считать. Член Совета РАН по космосу Валентин Уваров рассказал Skillbox Media, что частные компании пришли на космический рынок неслучайно и в некоторых случаях они решают как государственные, так и коммерческие задачи быстрее и лучше, чем это делали госкомпании.

«Поначалу все космические проекты госструктуры реализовывали самостоятельно. Но в какой-то момент наши зарубежные партнёры поняли, что переложить все расходы и сложности на частные компании — это проще и дешевле. Поэтому частная космонавтика развивается семимильными шагами, и средства вывода на орбиту — это только часть перспективных направлений. Кроме них есть и операторы спутников, и разработка космических аппаратов, а также много смежных направлений, которые будут развиваться с ростом технологий», — пояснил Уваров.

По словам эксперта, частным компаниям, в силу их размера и структуры, гораздо проще доводить проекты от концепции до готового продукта. Именно для этой цели на рынок космических услуг в США допустили таких игроков, как SpaceX.

Действительно ли многоразовые ракеты дешевле?

Сравнивать напрямую стоимость пусковых услуг многоразовых и «классических» ракет не имеет смысла, но некоторые цифры для наглядности всё же стоит привести. Начнём с ракет компании SpaceX. Считается, что себестоимость запуска нового Falcon 9 составляет около 50 млн долларов. Цена для клиента — примерно 62 млн долларов за стандартный коммерческий запуск, из которых SpaceX получает порядка 12 млн долларов прибыли.

В теории многоразовость даёт возможность экономить и не производить ракету-носитель заново, и это должно как минимум удваивать прибыльность пуска. Но в апреле 2020 года специалисты компании «Главкосмос» проанализировали расходы государственных структур США на запуски SpaceX и пришли к выводу, что обещанные цифры далеки от реальности.

По оценке экспертов, в рамках контрактов CRS SpaceX получит от НАСА 3,7 млрд долларов за 23 пуска по доставке груза к МКС вплоть до 2024 года. Таким образом, агентство заплатит в среднем 160,9 млн долларов за пусковую услугу — это в три с лишним раза дороже, чем запуск самой современной версии российской ракеты «Союз», который обходится примерно в 50–55 млн долларов.

Только в 2015 году SpaceX получила от NASA 1,6 млрд долларов за 12 пусков, то есть по 133 млн долларов за один пуск. Это меньше, чем за свои услуги просили ракетостроители ULA, но в два с лишним раза превышает официальные, релизные цифры.

Крупные игроки подходят к выбору многоразовых технологий по-своему. SpaceX развивает проект спутникового интернета Starlink на своих же ракетах, потому что так проще и дешевле. А вот для британской компании OneWeb оказалось выгоднее работать с «Роскосмосом» и выводить аппараты на орбиту с помощью одноразовых кораблей.

Блогер, бывший сотрудник компании «Даурия Аэроспейс» Виталий Егоров в разговоре со Skillbox Media отметил, что так или иначе большая часть стран переходит на технологии многоразовости.

«Многоразовыми технологиями интересуются очень многие. Европейские компании, американская Rocket Lab, Blue Origin активно над этими технологиями работают. Даже китайская „Чанчжэн-8“ по плану должна быть перепроектирована в многоразовую, российская „Амур-СПГ“ тоже создаётся как многоразовая. Отстают по этому направлению только Индия и Япония», — подчеркнул Егоров.

Примечательно, что в России технология многоразовости появилась задолго до того, как в космос полетели ракеты Илона Маска. Первые детали о подобных проектах ещё в нулевых раскрыли специалисты РКК «Энергия». Однако ставить эксперименты с ракетами в непростое для страны время они не стали.

Пока рынок многоразовых ракет находится если не в зачаточном состоянии, то на одной из первых стадий развития. Проблема состоит в том, что единого рецепта по идеальной многоразовости не существует — сколько компаний работает на этом рынке, столько экономических моделей считается жизнеспособными. Ровно до того момента, пока очередной игрок не признаётся банкротом. Чем чаще одна и та же ракета летает в космос, тем ниже себестоимость пуска, но часто происходит так, что для клиента стоимость пуска либо не снижают вообще, либо снижают незначительно. Смогут ли ракеты SpaceX конкурировать на рынке без поддержки со стороны Пентагона — этот вопрос остаётся открытым и сегодня.

Что будет дальше?

В ближайшее время человечество будет зарабатывать деньги в космосе в трёх ключевых направлениях: производство ракет и пусковые услуги; создание, управление и обслуживание космических аппаратов; перспективные проекты. Последний пункт выглядит особенно многообещающим — объём капитала в этом сегменте может показаться незначительным в сравнении с объёмами крупных военных проектов и правительственных заказов, однако количество таких проектов (с небольшим финансированием, но большим потенциалом) растёт день ото дня.

По словам бывшего члена Совета РАН по космосу Валентина Уварова, эффективность космических технологий (например, ракет) может меняться с течением времени. Научный и технический задел, необходимый для снижения стоимости пусков, существует, но в полной мере реализовать все планы пока не смогла даже американская SpaceX. К тому же экономика одноразовых ракет постоянно изучается и совершенствуется, поэтому «хоронить» российские (да и любые другие) одноразовые ракеты пока преждевременно.

Многоразовую космонавтику эксперты сравнивают с электрическими автомобилями. Чтобы в полной мере насладиться экологически чистым видом транспорта, нужно иметь и приличные аккумуляторы, и низкую стоимость владения, и ещё много того, что снижает расходы конкретного пользователя на передвижения. Если всё сложится как надо, то электрические машины действительно смогут вытеснить бензиновые и дизельные с рынка. Но произойдёт это нескоро. С ракетами — та же история. Даже самые опытные игроки в этой области в полной мере не понимают, какой будет космонавтика завтра.

Многоразовые ракеты, которые должны были стать более дешёвой альтернативой классическим одноразовым, свою абсолютную эффективность ещё не доказали. Пока у крупных компаний вроде SpaceX образуется сверхприбыль от госконтрактов, о конкурентоспособности технологии повторного применения на открытом рынке говорить сложно. Ситуация может поменяться с выходом на поле многоразовых ракет компании Blue Origin. Проект Джеффа Безоса, вне всякого сомнения, будет претендовать, помимо коммерческих пусков для обычных заказчиков, и на крупные государственные контракты, в том числе оборонные.

Космонавтика, какой мы знаем её сегодня, останется не навсегда. Сейчас в моде многоразовые ракеты и технология «реюзабилити» везде, где это возможно, но совсем скоро всё может измениться. Перевернуть рынок с ног на голову и заставить космические компании взглянуть на освоение космоса по-новому могут сверхдешёвые двигатели, новейшие сверхлёгкие сплавы и материалы, которые будут востребованы, например, для отправки миссий по добыче полезных ископаемых с ближайших миров.

Вполне вероятно, что многоразовые ракеты проживут не так много, как планировали их создатели, и через 10–15 лет ракету размером с «Союз» на сверхпрочных и дешёвых компонентах можно будет построить всего за миллион долларов или меньше. Даже если всё пойдёт не по плану и классические ракеты подешевеют не так сильно, этого всё равно будет достаточно, чтобы обесценить и фактически убить многоразовую космонавтику, перезапустив гонку технологий.

В текущем историческом моменте космонавтика переживает нечто вроде кризиса среднего возраста. С одной стороны, у всех участников космической гонки есть достаточный опыт, компетенции, рынок, технологии, а с другой — никто из них не понимает, куда двигаться в ближайшие десятилетия. От того, насколько быстро и хорошо удастся сформировать план на будущее, будет зависеть и дальнейшее развитие космонавтики. Игроки вроде SpaceX адаптируются к условиям, но не диктуют новые правила в освоении космоса.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована