Бизнес Деньги
#статьи

Что такое олигополия и чем она отличается от монополии: главное по теме

Тайный заговор и ценовые войны. Объяснили, почему появляются олигополии и по каким принципам в них устанавливают цены.

Кадр: фильм «Ведьмы» / Warner Bros

Олигополия — это тип рынка, на котором товар производят всего несколько компаний. Как правило, такие компании зависят друг от друга: если одна из них снижает цены, остальные тоже должны на это реагировать.

Разбираться в том, как устроены такие рынки, важно не только экономистам, но также предпринимателям, чтобы понимать, например, как реагировать на действия крупных игроков и адаптироваться к условиям рынка.

В материале рассказываем:

Что такое олигополия и чем она отличается от монополии

Олигополия (от древнегреческого oligos — немногочисленный, незначительный; poleo — продаю, торгую) — ситуация, когда рынок контролирует несколько крупных компаний — как правило, от трёх до десяти. Они устанавливают цены на товар и услугу, а также определяют объём предложения.

При олигополии потребители могут выбирать, к какой из доминирующих компаний им обращаться, но обычно уровень цен примерно одинаков, поэтому особой разницы нет.

Примеры олигополий в России: компании-авиаперевозчики «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии». Они делят большую часть внутренних и международных авиаперевозок, поэтому могут влиять на цены билетов и количество рейсов.

Другие примеры олигополий в России и в мире приводим ниже.

Авиаперевозчики в России — пример компаний-олигополистов
Фото: пресс-служба аэропорта «Домодедово»

Олигополия говорит о несовершенной конкуренции на рынке, поскольку компании-олигополисты тесно взаимодействуют друг с другом. Все они владеют значительной долей рынка, поэтому, когда один из участников рынка повышает или понижает цены, это, как правило, вызывает реакцию со стороны других.

Есть и другая структура рынка — монополия. Она отличается от олигополии тем, что в этой ситуации рынок контролирует одна компания-монополист — единственный поставщик товара или услуги. Яркие примеры монополий в России — компании «Газпром», «Росатом», РЖД.

Подробнее о том, что такое монополия, какие есть виды монополий и как они возникают, рассказывали в этой статье Skillbox Media.

Отношение к олигополиям в экономической среде неоднозначно. Некоторые исследователи считают, что они лишь имитируют конкуренцию и сдерживают развитие свободного рынка. В то же время существует мнение, что олигополии — движущая сила научно-технического прогресса и инноваций.

Почему появляются отрасли с небольшим количеством компаний: причины олигополии

В учебнике «Экономическая теория» под редакцией Е. Н. Лобачёвой выделяют две основные причины возникновения олигополий: эффект масштаба и эффект слияния.

Эффект масштаба. Предполагает, что чем больше компания производит, тем дешевле ей обходится каждая единица продукции. Поэтому с течением времени прогресс в технологиях оставляет в лидерах только самые сильные компании — они могут предложить более низкие цены, чем мелкие игроки.

Пример — авиационная промышленность. Производство самолётов требует огромных вложений в технологии и оборудование — сейчас это могут себе позволить только компании Boeing и Airbus. Чем больше они производят, тем ниже себестоимость одного самолёта. Это затрудняет выход на рынок новых компаний.

Эффект слияния. Предполагает, что несколько компаний объединяются в одну или покупают друг друга, чтобы стать сильнее, снизить конкуренцию и получить больший контроль над ценами. В результате рынок концентрируется вокруг нескольких крупных игроков.

Пример — компания «Ростелеком», которая активно скупает интернет-провайдеров и сотовых операторов по всей России. Так она уменьшает количество конкурентов и усиливает свои позиции.

Какие есть признаки олигополий

В учебнике Н. Грегори Мэнкью «Принципы экономикс» выделены четыре признака олигополии:

  • Небольшое число компаний. Рынок контролируют несколько крупных игроков. Это позволяет им устанавливать цены и влиять на объём продукции.
  • Взаимозависимость компаний. Действия одной компании влияют на стратегию других компаний. Олигополисты постоянно отслеживают действия конкурентов, чтобы не потерять свою долю рынка.
  • Барьеры для входа. Новым компаниям трудно выйти на рынок, потому что затраты слишком высоки, а получить ресурсы и технологии, чтобы производить продукцию, сложно.
  • Неценовая конкуренция. Чтобы выделиться среди конкурентов и привлечь покупателей, компании используют инновации, улучшают качество продукции, а не просто снижают цены​.

Вот сравнительная таблица, с помощью которой олигополию можно отличить от рынка свободной конкуренции.

ПараметрРынок свободной конкуренцииОлигополия
Контроль над рынкомНет явных лидеровКаждая компания-олигополист занимает значительную долю рынка
Стратегия конкуренцииЕсть несколько ключевых игроков — средних и малыхКак правило, есть доминирующая фирма, задающая тон на рынке, а также несколько ключевых игроков, которые подстраиваются под лидера
ЦеныУстанавливаются свободноУ товаров компаний-олигополистов приблизительно равны
Барьер входаНизкий. Новичкам легко выйти на рынокВысокий. Новые компании практически не могут попасть на рынок олигополии
ТоварыШирокий выбор. Можно найти товар с любыми характеристиками по разным ценамАналогов продукции практически нет
ИздержкиКомпаниям не обязательно производить товары в больших объёмах, чтобы оставаться на рынкеЧтобы удерживать свою долю рынка и покрывать издержки, нужно производство в большом объёме
Принятие решенийДействия компаний-конкурентов не зависят друг от другаДействия одной фирмы вызывают действия и со стороны остальных

Какие выделяют виды олигополий

Чаще всего олигополии разделяют по трём критериям: по типу продукции, по количеству ключевых игроков и по формам концентрации. Давайте разбираться.

По типу продукции выделяют:

  • Недифференцированные олигополии — в этой категории компании торгуют однородной продукцией, разнообразия сортов или марок нет. Примеры такой продукции — сталь, медь, нефть. При таком виде олигополии конкуренты могут вытеснять друг друга за счёт большего объёма производства или более низких цен на продукцию.
  • Дифференцированные олигополии — в этом случае компании предлагают аналогичную, но неоднородную продукцию с большим разнообразием классов, характеристик, сортов и так далее. Потребители получают большой ассортимент, из которого можно выбирать. Яркий пример олигополий в этой категории — автопроизводители, предлагающие различные модели автомобилей с уникальными особенностями.

По количеству ключевых игроков выделяют:

  • Олигополии доминирования — одна компания контролирует около 60% рынка, другие компании делят оставшиеся 40%.
  • Дуополия — на рынке доминируют две компании, которые делят между собой основную прибыль.
  • Классическая олигополия — рынок делят от трёх до четырёх ведущих игроков.
  • Аморфная олигополия — рынок находится под контролем примерно десяти компаний, которые постоянно борются за свою долю.

По форме концентрации выделяют четыре вида олигополий:

  • Картель — несколько компаний договариваются между собой, чтобы контролировать цены продукции, объём производства и сбыта. Тем самым они уменьшают конкуренцию и зарабатывают больше. Это незаконно.
  • Синдикат — компании продают свои товары через один общий центр, который устанавливает цены и условия продаж.
  • Консорциум — временный альянс компаний-олигополий, который создают, чтобы выполнить один большой проект и после этого снова разойтись.
  • Концерн — большая группа компаний, которые сотрудничают и работают как одно целое. При этом каждая из них юридически остаётся независимой.
«Лукойл» — пример концерна в России. Это крупная нефтегазовая компания, которая объединяет множество дочерних предприятий в разных сферах
Фото: Aleksey Igonin / Wikimedia Commons

Какие примеры олигополий есть в России и в мире

Обычно олигополии образуются в отраслях самолётостроения, авиаперевозок, мобильной связи, нефтегазовой добычи и фармацевтики. На международной арене один из наиболее известных примеров олигополий — картель стран ОПЕК, который занимает ведущие позиции в нефтедобыче.

В России образование олигополий связано с распадом Советского Союза. В новых условиях многие предприятия, которые ранее находились в собственности государства, стали контролировать ключевые секторы экономики. У таких компаний остались все важные ресурсы, поэтому сложилась олигопольная структура рынка. В результате другим компаниям стало крайне сложно проникнуть в эти сферы.

Но и в современной ситуации в гонке за технологиями появляются олигополии. Вот несколько примеров олигополий на российском и на международном рынках:

  • Финансовые расчёты: около 90% пластиковых карт контролируют компании Visa, Mastercard и UnionPay.
  • Производство смартфонов: лидерами на этом рынке являются Samsung, Apple и Xiaomi.
  • Авиационная отрасль: основные производители самолётов — Boeing и Airbus.
  • Операционные системы для ПК: Microsoft Windows и Apple macOS.
  • Производство процессоров: Intel и AMD.
  • Мобильная связь: МТС, «МегаФон», «Билайн» и «Ростелеком» (включая Tele2).
  • Нефтегазовая отрасль: «Роснефть», «Газпром», «Лукойл».
  • Производство минеральных удобрений: «ФосАгро», «Еврохим», «Уралкалий».

Как олигополисты устанавливают цены: основные модели ценообразования

На практике выделяют пять моделей олигополии, по которым компании-олигополисты устанавливают цены: модель лидерства, модель картеля, модель ценовой войны, модель Курно и модель ломаной кривой спроса.

Модель лидерства по ценам или объёмам. В этой модели одна компания становится лидером рынка по ряду факторов — например, благодаря своему престижу, квалификации персонала или тому, что использует самые современные технологии. Лидер принимает решения об уровне цен и объёмах производства первым, а остальные компании следуют его примеру.

Модель картеля (или тайный сговор). Предполагает соглашение среди конкурентов о ценах и объёмах производства. Сговор позволяет компаниям увеличить свою рыночную власть и получать прибыль, сравнимую с той, что даёт монополия.

Модель ценовой войны (модель Бертрана). В этой модели каждая фирма стремится укрепить свои позиции и, возможно, захватить весь рынок. Одна компания инициирует снижение цен, вынуждая остальных конкурировать. Это приводит к постоянному снижению цен до тех пор, пока на рынке не останется только один игрок.

Модель Курно. Основа этой модели — прогнозирование поведения конкурентов. Каждый участник рынка рассчитывает, какой объём продукции и по какой цене ему следует предложить, чтобы стабильно работать в условиях конкуренции.

Модель ломаной кривой спроса. Понижая свои цены, один из участников рынка вынуждает других следовать за ним — так, чтобы не потерять клиентов. При этом, если одна фирма повышает цены, остальные не спешат делать то же самое. Концепция этой модели была впервые предложена экономистами Полом Суизи, Робертом Холлом и Чарльзом Хитчем в 1939 году.

Главное об олигополиях в 4 пунктах

  • Олигополия — ситуация, когда от трёх до десяти участников рынка производят схожую продукцию одновременно. Это явление чаще всего встречается в высокозатратных и технологически сложных отраслях — например, в нефтяной промышленности, авиастроении, электроэнергетике.
  • Чаще всего олигополии возникают под воздействием экономических факторов — эффекта масштаба и эффекта слияния.
  • Главные признаки олигополий — небольшое количество компаний, их взаимозависимость друг от друга, высокие барьеры для входа на рынок и неценовая конкуренция.
  • На олигополистическом рынке изменения цен происходят в основном в ответ на действия конкурентов. Например, если одна компания уменьшает цены на товар, остальные вынуждены сделать то же самое, чтобы не потерять свою долю рынка. Это приводит к тому, что небольшие компании, пытающиеся конкурировать с крупными игроками, несут убытки.

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто интересуется бизнесом и экономикой

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Как открыть бизнес: от идеи до реализации Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована