Что такое олигополия и чем она отличается от монополии: главное по теме
Тайный заговор и ценовые войны. Объяснили, почему появляются олигополии и по каким принципам в них устанавливают цены.
Кадр: фильм «Ведьмы» / Warner Bros
Олигополия — это тип рынка, на котором товар производят всего несколько компаний. Как правило, такие компании зависят друг от друга: если одна из них снижает цены, остальные тоже должны на это реагировать.
Разбираться в том, как устроены такие рынки, важно не только экономистам, но также предпринимателям, чтобы понимать, например, как реагировать на действия крупных игроков и адаптироваться к условиям рынка.
В материале рассказываем:
- что такое олигополия и чем она отличается от монополии;
- почему возникают олигополии;
- по каким признакам можно определить олигополию;
- какие выделяют виды олигополий;
- какие есть примеры олигополий в России и в мире;
- как в олигополиях устанавливают цены.
Что такое олигополия и чем она отличается от монополии
Олигополия (от древнегреческого oligos — немногочисленный, незначительный; poleo — продаю, торгую) — ситуация, когда рынок контролирует несколько крупных компаний — как правило, от трёх до десяти. Они устанавливают цены на товар и услугу, а также определяют объём предложения.
При олигополии потребители могут выбирать, к какой из доминирующих компаний им обращаться, но обычно уровень цен примерно одинаков, поэтому особой разницы нет.
Примеры олигополий в России: компании-авиаперевозчики «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии». Они делят большую часть внутренних и международных авиаперевозок, поэтому могут влиять на цены билетов и количество рейсов.
Другие примеры олигополий в России и в мире приводим ниже.
Олигополия говорит о несовершенной конкуренции на рынке, поскольку компании-олигополисты тесно взаимодействуют друг с другом. Все они владеют значительной долей рынка, поэтому, когда один из участников рынка повышает или понижает цены, это, как правило, вызывает реакцию со стороны других.
Есть и другая структура рынка — монополия. Она отличается от олигополии тем, что в этой ситуации рынок контролирует одна компания-монополист — единственный поставщик товара или услуги. Яркие примеры монополий в России — компании «Газпром», «Росатом», РЖД.
Подробнее о том, что такое монополия, какие есть виды монополий и как они возникают, рассказывали в этой статье Skillbox Media.
Отношение к олигополиям в экономической среде неоднозначно. Некоторые исследователи считают, что они лишь имитируют конкуренцию и сдерживают развитие свободного рынка. В то же время существует мнение, что олигополии — движущая сила научно-технического прогресса и инноваций.
Почему появляются отрасли с небольшим количеством компаний: причины олигополии
В учебнике «Экономическая теория» под редакцией Е. Н. Лобачёвой выделяют две основные причины возникновения олигополий: эффект масштаба и эффект слияния.
Эффект масштаба. Предполагает, что чем больше компания производит, тем дешевле ей обходится каждая единица продукции. Поэтому с течением времени прогресс в технологиях оставляет в лидерах только самые сильные компании — они могут предложить более низкие цены, чем мелкие игроки.
Пример — авиационная промышленность. Производство самолётов требует огромных вложений в технологии и оборудование — сейчас это могут себе позволить только компании Boeing и Airbus. Чем больше они производят, тем ниже себестоимость одного самолёта. Это затрудняет выход на рынок новых компаний.
Эффект слияния. Предполагает, что несколько компаний объединяются в одну или покупают друг друга, чтобы стать сильнее, снизить конкуренцию и получить больший контроль над ценами. В результате рынок концентрируется вокруг нескольких крупных игроков.
Пример — компания «Ростелеком», которая активно скупает интернет-провайдеров и сотовых операторов по всей России. Так она уменьшает количество конкурентов и усиливает свои позиции.
Какие есть признаки олигополий
В учебнике Н. Грегори Мэнкью «Принципы экономикс» выделены четыре признака олигополии:
- Небольшое число компаний. Рынок контролируют несколько крупных игроков. Это позволяет им устанавливать цены и влиять на объём продукции.
- Взаимозависимость компаний. Действия одной компании влияют на стратегию других компаний. Олигополисты постоянно отслеживают действия конкурентов, чтобы не потерять свою долю рынка.
- Барьеры для входа. Новым компаниям трудно выйти на рынок, потому что затраты слишком высоки, а получить ресурсы и технологии, чтобы производить продукцию, сложно.
- Неценовая конкуренция. Чтобы выделиться среди конкурентов и привлечь покупателей, компании используют инновации, улучшают качество продукции, а не просто снижают цены.
Вот сравнительная таблица, с помощью которой олигополию можно отличить от рынка свободной конкуренции.
Параметр | Рынок свободной конкуренции | Олигополия |
---|---|---|
Контроль над рынком | Нет явных лидеров | Каждая компания-олигополист занимает значительную долю рынка |
Стратегия конкуренции | Есть несколько ключевых игроков — средних и малых | Как правило, есть доминирующая фирма, задающая тон на рынке, а также несколько ключевых игроков, которые подстраиваются под лидера |
Цены | Устанавливаются свободно | У товаров компаний-олигополистов приблизительно равны |
Барьер входа | Низкий. Новичкам легко выйти на рынок | Высокий. Новые компании практически не могут попасть на рынок олигополии |
Товары | Широкий выбор. Можно найти товар с любыми характеристиками по разным ценам | Аналогов продукции практически нет |
Издержки | Компаниям не обязательно производить товары в больших объёмах, чтобы оставаться на рынке | Чтобы удерживать свою долю рынка и покрывать издержки, нужно производство в большом объёме |
Принятие решений | Действия компаний-конкурентов не зависят друг от друга | Действия одной фирмы вызывают действия и со стороны остальных |
Какие выделяют виды олигополий
Чаще всего олигополии разделяют по трём критериям: по типу продукции, по количеству ключевых игроков и по формам концентрации. Давайте разбираться.
По типу продукции выделяют:
- Недифференцированные олигополии — в этой категории компании торгуют однородной продукцией, разнообразия сортов или марок нет. Примеры такой продукции — сталь, медь, нефть. При таком виде олигополии конкуренты могут вытеснять друг друга за счёт большего объёма производства или более низких цен на продукцию.
- Дифференцированные олигополии — в этом случае компании предлагают аналогичную, но неоднородную продукцию с большим разнообразием классов, характеристик, сортов и так далее. Потребители получают большой ассортимент, из которого можно выбирать. Яркий пример олигополий в этой категории — автопроизводители, предлагающие различные модели автомобилей с уникальными особенностями.
По количеству ключевых игроков выделяют:
- Олигополии доминирования — одна компания контролирует около 60% рынка, другие компании делят оставшиеся 40%.
- Дуополия — на рынке доминируют две компании, которые делят между собой основную прибыль.
- Классическая олигополия — рынок делят от трёх до четырёх ведущих игроков.
- Аморфная олигополия — рынок находится под контролем примерно десяти компаний, которые постоянно борются за свою долю.
По форме концентрации выделяют четыре вида олигополий:
- Картель — несколько компаний договариваются между собой, чтобы контролировать цены продукции, объём производства и сбыта. Тем самым они уменьшают конкуренцию и зарабатывают больше. Это незаконно.
- Синдикат — компании продают свои товары через один общий центр, который устанавливает цены и условия продаж.
- Консорциум — временный альянс компаний-олигополий, который создают, чтобы выполнить один большой проект и после этого снова разойтись.
- Концерн — большая группа компаний, которые сотрудничают и работают как одно целое. При этом каждая из них юридически остаётся независимой.
Какие примеры олигополий есть в России и в мире
Обычно олигополии образуются в отраслях самолётостроения, авиаперевозок, мобильной связи, нефтегазовой добычи и фармацевтики. На международной арене один из наиболее известных примеров олигополий — картель стран ОПЕК, который занимает ведущие позиции в нефтедобыче.
В России образование олигополий связано с распадом Советского Союза. В новых условиях многие предприятия, которые ранее находились в собственности государства, стали контролировать ключевые секторы экономики. У таких компаний остались все важные ресурсы, поэтому сложилась олигопольная структура рынка. В результате другим компаниям стало крайне сложно проникнуть в эти сферы.
Но и в современной ситуации в гонке за технологиями появляются олигополии. Вот несколько примеров олигополий на российском и на международном рынках:
- Финансовые расчёты: около 90% пластиковых карт контролируют компании Visa, Mastercard и UnionPay.
- Производство смартфонов: лидерами на этом рынке являются Samsung, Apple и Xiaomi.
- Авиационная отрасль: основные производители самолётов — Boeing и Airbus.
- Операционные системы для ПК: Microsoft Windows и Apple macOS.
- Производство процессоров: Intel и AMD.
- Мобильная связь: МТС, «МегаФон», «Билайн» и «Ростелеком» (включая Tele2).
- Нефтегазовая отрасль: «Роснефть», «Газпром», «Лукойл».
- Производство минеральных удобрений: «ФосАгро», «Еврохим», «Уралкалий».
Как олигополисты устанавливают цены: основные модели ценообразования
На практике выделяют пять моделей олигополии, по которым компании-олигополисты устанавливают цены: модель лидерства, модель картеля, модель ценовой войны, модель Курно и модель ломаной кривой спроса.
Модель лидерства по ценам или объёмам. В этой модели одна компания становится лидером рынка по ряду факторов — например, благодаря своему престижу, квалификации персонала или тому, что использует самые современные технологии. Лидер принимает решения об уровне цен и объёмах производства первым, а остальные компании следуют его примеру.
Модель картеля (или тайный сговор). Предполагает соглашение среди конкурентов о ценах и объёмах производства. Сговор позволяет компаниям увеличить свою рыночную власть и получать прибыль, сравнимую с той, что даёт монополия.
Модель ценовой войны (модель Бертрана). В этой модели каждая фирма стремится укрепить свои позиции и, возможно, захватить весь рынок. Одна компания инициирует снижение цен, вынуждая остальных конкурировать. Это приводит к постоянному снижению цен до тех пор, пока на рынке не останется только один игрок.
Модель Курно. Основа этой модели — прогнозирование поведения конкурентов. Каждый участник рынка рассчитывает, какой объём продукции и по какой цене ему следует предложить, чтобы стабильно работать в условиях конкуренции.
Модель ломаной кривой спроса. Понижая свои цены, один из участников рынка вынуждает других следовать за ним — так, чтобы не потерять клиентов. При этом, если одна фирма повышает цены, остальные не спешат делать то же самое. Концепция этой модели была впервые предложена экономистами Полом Суизи, Робертом Холлом и Чарльзом Хитчем в 1939 году.
Главное об олигополиях в 4 пунктах
- Олигополия — ситуация, когда от трёх до десяти участников рынка производят схожую продукцию одновременно. Это явление чаще всего встречается в высокозатратных и технологически сложных отраслях — например, в нефтяной промышленности, авиастроении, электроэнергетике.
- Чаще всего олигополии возникают под воздействием экономических факторов — эффекта масштаба и эффекта слияния.
- Главные признаки олигополий — небольшое количество компаний, их взаимозависимость друг от друга, высокие барьеры для входа на рынок и неценовая конкуренция.
- На олигополистическом рынке изменения цен происходят в основном в ответ на действия конкурентов. Например, если одна компания уменьшает цены на товар, остальные вынуждены сделать то же самое, чтобы не потерять свою долю рынка. Это приводит к тому, что небольшие компании, пытающиеся конкурировать с крупными игроками, несут убытки.
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто интересуется бизнесом и экономикой
- Куда вложить деньги в 2024 году: спросили экономистов и инвесторов
- Что такое ключевая ставка и как она влияет на бизнес и жизнь людей
- Что такое рецессия, почему она возникает и стоит ли её бояться
- Цифровой рубль в России: как он работает и когда его введут в оборот
- Главное об IPO: как компании выходят на биржу и стоит ли покупать акции «новичков»