Компания «АРБ Про» провела исследование и выяснила, что 62% предпринимателей в России — серийные, то есть владеют более чем одним бизнесом. Из них 38% предпринимателей имеют 2–3 бизнеса, 10% — от 4 до 6 бизнесов и 14% — 7 и более бизнесов.
Мы поговорили с руководителем направления «Стратегический маркетинг» «АРБ Про» Еленой Сысуевой и директором по развитию «АРБ Про» Зоей Стрелковой и выяснили, почему предприниматели становятся серийными, какие есть модели участия в новых проектах и как понять, что пора открывать новое дело.
Почему становятся серийными предпринимателями
Согласно исследованию, многие серийные предприниматели в России начинают с операционного бизнеса. Они накапливают опыт в логистике, продажах и производстве, что позволяет им легко переходить из одной сферы в другую и применять свои знания на практике.
Среди своих мотивов серийные предприниматели чаще всего выделяли:
- желание использовать наработанные связи, опыт, команду, репутацию;
- стремление превратить новые увлечения в проект и возглавить его;
- ожидание, что несколько проектов будут усиливать друг друга и вместе дадут больший эффект;
- желание получать новый опыт и расширять связи.
При этом исследователи отметили, что никто из серийных предпринимателей не назвал в качестве своего мотива диверсификацию рисков.
Какие есть модели участия в серийном бизнесе
Предприниматель может играть разные роли в серийном бизнесе. Например, он может быть ментором, кофаундером или инвестором с правом вернуться в управление компанией. Ниже подробнее разберём каждую модель.
Кофаундинг с сильной командой. Предприниматель заходит как партнёр на старте, но с чётко ограниченной зоной ответственности. Например, занимается только стратегией и инвестированием, но не операционной деятельностью.
Такая роль подойдёт предпринимателям, у которых уже есть сильная команда с потенциалом, а также ресурсы, чтобы её ускорить. При этом важно, чтобы он был готов работать вместе с партнёрами и взять часть обязанностей на себя.
Ментор-интегратор. Предприниматель не занимается операционной деятельностью и не инвестирует в проект. Он работает как ментор, соархитектор и «открыватель дверей». Иногда такие бизнесмены через пару месяцев работы в проекте хотят вложиться в него деньгами.
Такой формат подойдёт, если предприниматель пока не готов полностью погружаться в бизнес, но при этом у него уже есть экспертный опыт и желание развиваться. Это также хороший вариант, если хочется осторожно протестировать новую нишу и понять её потенциал.
Инвестор с возможностью включения. Предприниматель вкладывает деньги, ресурсы, свою репутацию, но не включается в проект до тех пор, пока это не потребуется. В таком случае бизнесмен должен обговорить заранее, чтобы позже его смогли глубже погрузить в проект.
Такой формат подходит предпринимателю, который хочет протестировать новую бизнес-гипотезу или нишу без риска для основного дела. У него уже есть стабильный бизнес, и он рассматривает запуск нового направления как способ расширить свою экосистему проектов.
Как понять, что вы готовы стать серийным предпринимателем
Елена Сысуева и Зоя Стрелкова перечислили признаки того, что предприниматель готов открыть ещё один бизнес:
- есть опыт передачи управления;
- есть опыт работы через команды;
- нет склонности к микроменеджменту;
- нет стремления везде быть первым;
- предприниматель не рассматривает новый бизнес как спасение от проблем в старом;
- интерес к новой нише исходит из внутреннего импульса — хочется разбираться, думать, запускать, решать;
- предприниматель видит возможность экономии на масштабе между бизнесами;
- предприниматель видит логику экосистемы, даже если она ещё не оформлена;
- есть ресурсы, которые дадут проекту фору — деньги, команда, партнёр, канал продаж, технология, база клиентов, время или личный бренд;
- есть готовность принять риск неудачи, но при этом действовать, чтобы не упустить шанс вырасти.
При этом исследователи отметили, что при запуске второго бизнеса важно остерегаться ошибок, которые предприниматели совершают по неопытности. Многие бизнесмены, успешно запустив первое дело, ошибочно копируют его модель в новую нишу без должной адаптации, забывая, что разные рынки требуют разных подходов. Кроме того, они могут переоценить силу личного бренда — в новой сфере их могут не знать. Ошибочно считать, что прошлые достижения автоматически гарантируют успех в другом деле.
Спешка и эмоциональные решения после закрытия первого бизнеса часто приводят к повторению старых ошибок. Если вы открываете второй бизнес в состоянии выгорания, лучше взять паузу и проанализировать опыт. Не менее опасно начинать дело с партнёрами, чьи ценности и видение расходятся с вашими. Такие конфликты могут стать причиной развала бизнеса, объяснили исследователи.
Эти материалы Skillbox Media могут быть вам полезны
- Предприниматель: кого так называют, сколько он может зарабатывать и как им стать
- Что такое ИП, когда и зачем нужно его открывать
- Изучаем стили управления: как понять, какой стиль подойдёт компании
- Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать
- Дебиторская задолженность: какая бывает и как ей управляют