Бизнес
#статьи

Мама, я бизнесмен. Юристы отвечают на 10 самых частых вопросов стартаперов

Как защититься от плагиата, зарегистрировать товарный знак и правильно продать маленький бизнес крупной компании.

С чем могут столкнуться люди, которые только задумываются о запуске бизнеса, и те, кто уже имеет собственное дело? Skillbox Media совместно с директором правового департамента группы компаний RTM Group Еленой Хомяковой рассмотрели 10 реальных примеров и объяснили, как вести себя в той или иной ситуации.

Почему название компании должно быть уникальным и когда этот принцип не работает?

Ситуация: мы хотим зарегистрировать фирму с названием, похожим на название уже известного бренда. Можно так делать?

Юрлицу принадлежит исключительное право на использование своего фирменного названия. Это может быть название ООО, под которым оно участвует в сделках.

Зарегистрировать компанию с уже существующим на рынке названием можно. Главное, чтобы отличались сферы деятельности по ОКВЭД. Если же они совпадают, правообладатель имеет право потребовать у нарушителя сменить название или вид деятельности, а также возместить причинённые убытки.

При этом налоговая может отказать в регистрации компании, если её название совпадает с уже имеющимся в такой же сфере деятельности по ОКВЭД.

Зачем регистрируют авторские права и как это сделать?

Ситуация: зачем мне нужна какая-то регистрация авторских прав, если закон и так гарантирует автору право на его произведение?

Да, авторское право на творческий продукт возникает в момент его создания. Но в случае успешной продажи продукта кем-то другим надо будет доказать, что произведение ваше и прибыль должна идти вам. Чтобы защитить авторские права от плагиата, можно оформить их одним из следующих способов:

  • Депонировать. Разместить продукт в открытом доступе на коммерческой основе. Например, в каталоге Российского авторского общества или в Едином депозитарии результатов интеллектуальной деятельности.
  • Заверить у нотариуса. В этом случае фиксируется дата обращения.
  • Подготовить доказательства первоисточника своими силами. Например, сохранить логотип в облачном хранилище или диске с прикреплением метаданных с датой создания. Отправка произведения на материальном носителе по почте заказным письмом с описью вложения тоже будет считаться доказательством.
  • Использовать знак охраны авторского права © с именем автора или правообладателя и годом первой публикации.
  • Оформить авторское право через Роспатент.

Закон действительно предусматривает ответственность за нарушение авторских прав, однако автор сам должен активно их защищать.

Как зарегистрировать бренд?

Ситуация: хочу зарегистрировать бренд одежды. Как проверить его на уникальность и сколько времени Роспатент рассматривает заявку? Для чего, кроме подтверждения моего права, может пригодиться регистрация бренда?

В российском законодательстве нет официального определения термина «бренд», есть товарный знак. Его регистрация позволит обладателю распоряжаться им по собственному усмотрению — например, передавать третьим лицам, предоставлять лицензию на использование, заключать договоры коммерческой концессии и так далее.

Проверке на оригинальность подлежат уникальность обозначения, слова, его графика и фонетика. Убедиться в уникальности товарного знака можно через поиск в интернете — либо по реестру Роспатента, но уже платно.

Обычно заявки на регистрацию рассматриваются от 12 до 18 месяцев.

Есть ли правила использования логотипа?

Ситуация: наша компания занимается изготовлением и продажей пластиковых окон, но логотип не зарегистрирован. Уже некоторое время практически такой же использует другая компания, она оказывает бухгалтерские услуги. Если мы зарегистрируем наш логотип, то можно запретить этой аудиторской фирме его использовать? Каков порядок?

Как и бренд, логотип является частью товарного знака компании. Для его регистрации нужно подать в Роспатент заявку с необходимыми документами.

Чтобы впоследствии запретить аудиторской компании использовать ваш логотип, при регистрации товарного знака необходимо указать вид деятельности, который соответствует классу МКТУ.

Можно ли зарегистрировать чужое изобретение, усовершенствованное мной?

Ситуация: я учитель физики и хочу зарегистрировать что-то из модернизированных мной изобретений. Читал, что усовершенствованные предметы называют «полезной моделью». Какие они имеют особенности?

Действительно, в российском законодательстве есть такое понятие, как «полезная модель». Это предмет, который был исправлен или дополнен новыми функциями.

Чтобы разработчик смог зарегистрировать «полезную модель» и получить на неё патент, она должна обладать признаками новизны. Кроме того, в заявке необходимо указать информацию, позволяющую реализовать решение на практике.

Когда регистрируют ноу-хау?

Ситуация: работаю конструктором на заводе по производству станков для тяжёлого машиностроения. Схемы, чертежи, технологии — всё из пятидесятых годов прошлого века, все республики по ним работали и работают. Мы их, конечно, модернизируем понемногу, но точно не являемся собственниками. Однако директор считает, что конкуренты из Беларуси украли «наши» технологии, и намерен подавать в суд. Как выйти из ситуации и что можно предпринять?

Если технологии производства на вашем предприятии из далёкого прошлого, но есть документы, подтверждающие их модернизацию, то, безусловно, можно закрепить их как «ноу-хау». Для этого необходимо зарегистрировать разработку во внутренних документах предприятия и отнести технологию производства к конфиденциальной информации.

Получить государственную регистрацию такого «ноу-хау» невозможно.

Что является плагиатом?

Ситуация: создаём сайт, сами разрабатываем всё — видео, статьи, графику и так далее. Как можно защититься от плагиата и что вообще будет считаться таковым?

Видео, статьи и графика — это всё объекты авторского права. Никто не вправе пользоваться произведением без разрешения автора. Плагиатом считается полное копирование произведения, а вот его цитирование или использование в личных целях таковыми не являются.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела для нарушителей предусмотрена гражданская (возмещение убытков), административная или уголовная ответственность.

Как закрепить право на сайт?

Ситуация: мы организуем разные музыкальные фестивали, и у нас есть популярный сайт, с помощью которого мы продаём билеты. Недавно мы нашли ресурс с практически таким же оформлением, который занимается аналогичной деятельностью. Какие есть способы повлиять на конкурентов? Можем ли мы оформить патент или как-то ещё закрепить за нами право на сайт? Потери в прибыли и конверсии очень значительные.

Получить патент на сайт нельзя. Но можно зарегистрировать фирменное оформление сайта — например, код, статьи, графику или фото- и видеоматериалы. Для этого необходимо обратиться в Роспатент.

Как защитить права на 3D-модель?

Ситуация: совместно с коллегой создавали 3D-модели одежды по своим эскизам для заказчика. Договора о передаче прав моделей не было, но заказчик подаёт в суд. Он требует прекратить публиковать эти модели в качестве презентаций наших работ, заявляет, что они его. Какие перспективы у этого судебного дела? Нам запретят публиковать модели?

3D-модели относятся к графике, и их создание подпадает под статью об авторском праве. Соответственно, автор имеет все права на своё произведение, в том числе может свободно пользоваться и распоряжаться им.

Авторские права неотделимы от личности автора, они начинают действовать в момент создания произведения.

Насколько безопасен правовой аудит (Due Diligence) для компании?

Ситуация: хотим продать небольшой бизнес крупной компании. Они сказали, что должны провести комплексный Due Diligence. Штатного юриста у нас нет, поэтому вопрос: насколько это законно? Вдруг они просто «уведут» нашу клиентскую базу, а покупать организацию не станут?

Due Diligence, или правовой аудит, — это проверка «качества компании», как и любого товара перед покупкой, и здесь нет ничего опасного.

Если вы боитесь, что у вашей компании «уведут» клиентскую базу, а потом откажутся её покупать, то стоит убедиться, что у вас действуют:

  • положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации;
  • перечень сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • инструкция по внедрению режима коммерческой тайны;
  • приказ об утверждении Положения о коммерческой тайне и конфиденциальной информации;
  • соглашение о неразглашении для сотрудников;
  • журнал регистрации лиц, допущенных к работе с документами, содержащими коммерческую тайну.

Перед проведением Due Diligence подпишите с партнёром Соглашение о неразглашении и защите конфиденциальной информации с контрагентами/клиентами, укажите соразмерные штрафные санкции.

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Как открыть бизнес: от идеи до реализации Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована