Чем метафорические карты будут полезны педагогу и тренеру
Этот инструмент изначально был придуман для самоанализа и психотерапии, но эффективно применяется и в учебных целях.
Катя Павловская для Skillbox Media
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что представляют из себя метафорические карты
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор карточек, на которых изображены люди, животные, сюжеты, пейзажи, фигуры или абстракции. Они могут напоминать гадальные или игральные карты, однако важное отличие состоит в том, что изображения на МАК не предполагают однозначных интерпретаций и смыслов. Такие карты, о чём и говорит их название, содержат сложные метафоры и вызывают личные ассоциации, поэтому все люди толкуют их по-разному.
Создателем первых МАК считается канадский художник Эли Раман. Колода под названием «O» была издана в 1981 году и состояла из 176 карт. Половина из них содержала изображения, а другая половина — слова вроде «любовь», «горе», «игра». По задумке Рамана предполагалось объединять карту-изображение с картой-словом, которое задавало направление для интерпретации картинки.
Раман создал ещё несколько колод, среди них — Persona («Персона»), Saga («Сага»), Mythos («Мифы») и другие. Сейчас существует множество разнообразных колод и других художников. Наборы МАК продаются в книжных и специализированных магазинах, есть и специальные сервисы для работы с картами онлайн: MACards, MAKarcanes.
Однако в целом для использования в качестве метафорических карт подойдут практически любые иллюстрации и фотографии.
Как применять метафорические карты в обучении
Метафорические карты широко применяют психологи и психотерапевты для работы с эмоциями, установками и ценностями через образное мышление. Также МАК нашли своё применение как вспомогательный инструмент в обучении.
Важная особенность метафорических карт в том, что каждая из них представляет собой неоднозначный образ, при попытке толкования которого человек раскрывает собственные мотивы, эмоции и переживания, личный или профессиональный опыт.
Коуч или педагог может задавать направление, например с помощью открытых вопросов, однако кроме этого не должно быть никаких ограничений и тем более оценок («правильно» или «ошибочно»).
Однако, проявляя уважение к любым возникшим у обучающегося ассоциациям, педагог или тренер должен помочь перенести эти образы в реальные решения и практические действия. Иначе достичь результатов обучения не получится.
Образная природа МАК предполагает, что эффективнее всего использовать их для тренировки soft skills, а также для работы с мотивацией и установками обучающихся. Так, метафорические карты могут подойти для задач, описанных ниже.
Карты для мотивации и вовлечения в учебный материал
Метафорические карты помогают создать атмосферу доверия, настроить обучающегося на самоанализ, рефлексию, саморазвитие и поиск решений. В начале тренинга или занятия можно предложить участникам выбрать по карте из колоды и попросить их интерпретировать изображение с точки зрения внутренних мотивов обучения, желаемых результатов, возможных препятствий.
Читайте также:
Основополагающие принципы использования МАК — отсутствие критики и свобода самовыражения — создают безопасный контекст. Поэтому участникам будет легче выявить внутренние барьеры на пути обучения и справиться с ними.
Карты для развития soft skills
Педагоги Светлана Павлова и Александр Прутченков отметили в своей научной статье, опубликованной в журнале «Школьные технологии», эффективность метафорических карт в развитии креативного и образного мышления среди школьников. МАК вошли в перечень инструментов, используемых в проекте JuniorSkills — программе ранней профориентации и основ профессиональной подготовки.
Учитель английского языка Ричард Стоктон разработал колоду, основанную на архетипах Юнга и традиционных сказках, чтобы с её помощью преподавать английский индонезийским детям. По его мнению, общекультурные образы, заложенные в сказках, преодолевают языковые барьеры, что положительно сказывается на результатах обучения. Так, ученики Стоктона после упражнений с МАК показали более высокие результаты в творческих письменных работах, чем те, кто учился без применения карт.
В обучении взрослых людей метафорические карты тоже полезны. Так, колода Persona («Персона»), как было описано в статье Николая Буравцова в журнале «Мир науки, культуры, образования», успешно применялась в тренинге по развитию креативности, харизматичности и других лидерских качеств. Психолог-консультант предлагал клиенту выбрать и описать карты-портреты, а также ответить на вопросы, какими качествами, по его мнению, обладают эти личности и какую роль названные качества играют в их жизни. В результате это помогло клиенту построить стратегию личностного развития.
Для корпоративного обучения можно использовать и специализированные колоды — такие тоже появились. Например, Mapping Business и «Деловые игры». В коробках, как правило, содержатся описания техник и упражнений. Также можно применять самый простой подход: попросить участников тренинга вытащить вслепую по три карты, а затем истолковать их как ответы на следующие вопросы:
- Что сейчас происходит в моей профессиональной сфере?
- Что мешает моему карьерному росту и финансовым успехам?
- Что может способствовать моему карьерному росту и финансовым успехам?
Карты для проработки сценариев поведения
Как уже упоминалось выше, МАК помогают создать безопасное пространство, а это благоприятный контекст для рефлексии и проработки способов поведения в сложных ситуациях — учебных, профессиональных, межличностных. Например, можно попросить участников тренинга вытащить несколько карт и с их помощью ответить на вопросы:
- Как я ощущаю себя в данной ситуации?
- Что мне мешает с ней справиться?
- Какие действия мне нужно выполнять, чтобы решить проблему?
- Какие качества, знания или навыки мне помогут?
Так, колоды «Хранительницы сада», «Я и все-все-все», «Эмоции и чувства», Saga показали свою эффективность в развитии стрессоустойчивости у старшеклассников кировской школы, как рассказали педагоги Любовь Ершова и Елена Кувалдина в статье в журнале «Психологические науки». Педагоги применяли МАК в программе, направленной на проработку стрессовых ситуаций и формирование способов саморегуляции у школьников. В итоге экспериментальная группа показала более высокую стрессоустойчивость, чем контрольная.
Карты для анализа групповой динамики и управления ею
Можно использовать МАК при знакомстве с группой обучающихся и для установки контакта между её участниками. Например, преподаватель или тренер предлагает студентам или участникам тренинга вытащить по карте и с её помощью описать свою роль в группе.
Для сближения также хорошо помогает упражнение, где каждый член группы вытаскивает вслепую по одной карте, а потом сочиняет фрагмент общей истории, продолжая за предыдущим рассказчиком.
Карты для подведения итогов обучения
МАК могут быть полезны и в конце обучения. Попросите участников вытащить по две карты и с их помощью описать своё состояние в начале и конце учебного курса или тренинга: вспомнить свои цели, оценить достигнутые результаты. Это поможет педагогу или тренеру получить обратную связь, а обучающимся — отрефлексировать свой опыт.