Блог Skillbox
#новости

CustDev и валидация: как составить актуальную программу по фронтенд-разработке

Рассказывают сотрудники Skillbox — программный директор направления программирования и тимлид факультета веб-разработки.

Привет! Это Серёжа Попов, программный директор направления программирования в Skillbox, и Маша Хизова — тимлид факультета веб-разработки.

Когда мы говорим, что у нас на курсе по фронтенду самая актуальная программа, — это не просто громкое заявление, а факт. И, конечно, это потребовало усилий, времени и системного подхода. Рассказываю, как мы сделали программу, максимально удовлетворяющую запросы рынка.

Сбор среза по компаниям: две ключевые проблемы

Чтобы составить программу, мы комплексно исследовали рынок и определили необходимые в работе навыки. На основе полученной информации и собирали программу. Но это был не просто опрос работодателей, а длительная и детальная проработка запросов рынка с разных сторон, составление карт навыков, методическая работа над курсом.

Наша цель — дать выпускникам возможность устроиться на первую работу. А значит, по окончании обучения выпускник должен удовлетворять потребностям большинства компаний на рынке. При этом навыки студентам нужно дать максимально быстро и без потери качества. Ведь отрасль постоянно развивается — и уже через год эти требования могут частично измениться.

Мы в Skillbox не верим в авторские образовательные программы. В большинстве случаев они аккумулируют опыт одного человека, и на выходе получаются специалисты, которые не подходят рынку в широком смысле слова. Вместо этого мы сосредоточились на общем срезе требуемых навыков по компаниям. Так собрали карту, в которой собран список всего необходимого для трудоустройства фронтенд-разработчиком.

Но собрать такую карту навыков непросто. Есть две проблемы:

  • Навыки собираются как есть, без привязки к решению задач. Из-за этого получаются выпускники, которые обладают знаниями и навыками, но не могут применить их в работе.
  • Программу нужно составлять с заделом на будущее, то есть с учётом ситуации на момент окончания обучения. Навыки должны быть востребованы не на момент старта курса, а к выходу выпускника на рынок труда. То есть нам необходимо смотреть за горизонт, думать о перспективе и предопределять вектор развития рынка в долгосрочной перспективе.

Несмотря на сложности, нам удалось построить процесс и собрать навыки так, чтобы решить перечисленные проблемы. Теперь расскажу подробнее, как мы подходили к исследованию, какие выводы и инсайты получили и как учли это в проектировании новой образовательной программы.

Как мы исследуем рынок и сопоставляем результаты с реальностью

Составляя новую программу для курса фронтенд-разработки, мы сразу применили рыночный подход. Это значит, что мы провели глубинное интервью — CustDev — компаний и экспертов, а потом валидировали результаты, сопоставив с вакансиями и мнениями экспертов по найму.

Мы сразу стремились получить не просто список навыков — нам нужно было понять, какие артефакты и инструменты должны быть в программе, как конкретный навык будет применяться «в бою» и как будет выглядеть в проработке реальной рабочей задачи. Теперь подробнее о каждом этапе.

Как мы проводили CustDev

Этот процесс у нас тоже структурирован и регламентирован. Мы не просто ходим по всем доступным для фидбэка работодателям, а отбираем наиболее релевантных рынку.

Наши требования к компаниям для CustDev такие:

  • Занимаются исследуемой нами отраслью — в данном случае фронтенд-разработкой.
  • Опытные — больше трёх лет работы на рынке.
  • Регулярно нанимают джунов на стажировки и работу.
  • Штат от 40 человек и более.

CustDev обязательно проходит в несколько этапов:

  • Созваниваемся с представителями компании, разговариваем и задаём вопросы.
  • Высылаем анкету и документ с открытыми вопросами для заполнения.
  • Все полученные данные подробно фиксируем.
  • Верифицируем полученные результаты, сверяясь с рынком.

Обычно в ходе CustDev мы опрашиваем представителей 5–10 компаний, чтобы результаты были статистически значимыми и показательными. Опрашиваем тим- и техлидов, CTO.

Для разработки программы обновлённого курса по фронтенд-разработке мы опросили представителей крупных и значимых для рынка IT-компаний, таких как «Альфа-банк»‎, «Магнит»‎, «Самокат»‎, KTS, «Азбука вкуса»‎, «Райффайзенбанк»‎, «Наука»‎, «Космос-веб»‎, Mish и других.

Каждого лида мы расспрашивали о структуре компании и курируемого подразделения. Обязательно интересовались наймом джунов — как происходит отбор, по каким критериям и как часто. Уточняли, какие сложности при отборе и найме возникают и как их решают в компании в целом и в команде в частности.

Отдельный список вопросов касался требований к нанимаемым джунам — какие навыки хотят видеть у кандидата, как их проверяют, каким должно быть портфолио: речь и про оформление, и про количество проектов, и про их специфику. Спросили и о том, требуют ли работодатели диплом вуза и как относятся к дипломам онлайн-школ — кстати, оказалось, что дипломы для работодателей не так важны, но у многих есть положительный опыт с выпускниками онлайн-курсов и успешно нанятые и хорошо себя показавшие сотрудники.

Про навыки расспрашиваем очень подробно: какими инструментами нужно владеть, какие фреймворки знать и какие задачи с их помощью решать. Это позволяет нам подобрать для студентов учебные проекты, аналогичные будущим рабочим. Так их навыки «мэтчатся» с тем, что придётся делать на первой работе.

«Например, TypeScript — язык, который дополняет JavaScript, делая код более надёжным за счёт добавления типизации. Большинство компаний используют именно TypeScript как основной язык для фронтенда. Без него будет значительно сложнее найти работу мечты, поэтому мы включили этот язык в программу профессии».

Тимофей Тиунов, архитектор в Skillbox, один из авторов курса

Мы обязательно задаём лидам вопросы о тестовом задании и необходимых soft skills для джунов, критериях их оценки. Мы стремимся готовить таких кандидатов, которые будут в состоянии справиться и с тестовым, и с реальными боевыми задачами, а также продемонстрировать важные для работодателя гибкие навыки на собеседовании и в дальнейшей работе.

И вот наконец спустя месяц мы собрали всю эту информацию. Но просто собрать её недостаточно, нужно обязательно свериться с рынком.

Как мы валидировали результаты

К составлению программы подходим дотошно и основательно — не ограничиваемся только CustDev. Полученные результаты сопоставляем с рынком. Для этого смотрим актуальные вакансии и внимательно систематизируем заявленные в них требования. Всего мы просмотрели 6700 вакансий на HeadHunter на должность фронтенд-разработчика, внимательно изучили запросы и сопоставили полученные результаты с ответами экспертов в ходе CustDev.

Только после этого мы составили портрет выпускника профессии — очень подробный, с описанием всех необходимых навыков и инструментов. Этот портрет мы показали нашим респондентам по CustDev, собрали обратную связь и систематизировали полученный результат в цельную картину. Это путь длинный и трудозатратный, но только он позволяет получить адекватный и правдивый результат. Теперь расскажу, что за портрет у нас получился и как, ориентируясь на него, мы составляли программу.

Какой результат мы получили: портрет выпускника факультета фронтенд-разработки

А теперь делимся результатами нашего исследования. Какими навыками должен владеть выпускник курса фронтенд-разработки, чтобы оказаться востребованным на рынке труда:

  • Анализировать и декомпозировать задачу и требования к ней.
  • Уметь работать с макетом, в том числе его анализировать, нарезать и импортировать из него графику, владеть инструментом pixel perfect.
  • Владеть стилями: работать с фавиконами и шрифтами, готовить проект для вёрстки, создавать разметку с контентом, интегрировать в неё графику, работать с сетками, слоями, адаптивностью.
  • Знать JavaScript, работать с анимациями и интерактивными элементами, использовать REST API.
  • Работать с окружением: с Git и модулями, устанавливать и настраивать пакеты, работать в терминале и редакторах кода.
  • Настраивать сборку и сервер, интегрировать API, владеть сборщиками Webpack, Vite.
  • Создавать интерактивные интерфейсы, добавлять поиск, фильтрацию, навигацию, авторизацию.
  • Уметь работать с фреймворками (Vue и React) и библиотеками (знать основные).
  • Разрабатывать приложения на TypeScript — знать синтаксис, уметь типизировать.
  • Обкладывать проект unit-тестами, писать тесты на Jest и Vitest.
  • А ещё нужно понимать принципы ООП, асинхронности, чистого кода, работу межсетевого взаимодействия. Знать алгоритм решения проблем, находить и исправлять баги в коде.
  • Уметь коммуницировать с дизайнерами и делать дизайн-ревью.

Разработали программу, закрывающую потребности рынка

Но собрать карту навыков — только половина дела. Дальше нужно было составить такую программу, которая бы прокачивала все перечисленные навыки. А ещё подобрать максимально приближенные к рабочей реальности задачи. Чтобы человек сразу учился на практических кейсах, а не на теоретических. Только в этом случае выпускник сможет на первой же работе проявить себя и приносить пользу.

Чтобы студент был максимально увлечён, мы использовали методологию обучения 3.0. Эту методологию характеризуют такие особенности:

1. Практикоориентированность.

После каждого блока программы — реальная задача из практики разработчиков, требующая не просто отработать конкретный навык, а продемонстрировать совокупность профессиональных знаний. Так студент может увидеть, каких знаний ему не хватает и как он будет применять их на практике после трудоустройства

2. Нелинейность обучения.

В зависимости от подготовки и глубины понимания, можно начать обучение с задач любого уровня сложности. Если какая-то тема быстро и легко усвоена — можно сразу решить сложную задачу. Если же следующая тема показалась трудной, то стоит начать выполнять более лёгкие задания. Уровни студент выбирает сам и всегда может вернуться чуть назад, к более простому

3. Персонализация трека.

Начать проходить курс можно с любого места, поэтому если, например, вы уже владеете азами вёрстки, то эту часть не придётся проходить с нуля. Ну и, конечно, всегда можно вернуться к прошлым материалам и повторить пройденное.

«Например, в модуле тестирования Vue-компонентов мы охватили все базовые понятия по тестированию. В результате прохождения модуля студенты смогут полноценно описывать тесты на компоненты и в дальнейшем изучать другие инструменты тестирования».

Павел Гонзалес, тимлид в «Гастроном.ру», один из авторов курса по фронтенд-разработке в Skillbox

Мы привлекли лучших практикующих экспертов из топовых компаний, чтобы каждый навык отрабатывался в максимально приближенных к будущей работе условиях. Ведь не хотим обучать специалистов знаниям без применения — нам важно, чтобы все свои навыки они умели правильно использовать.

Разместили учебные проекты из практики известных компаний разного масштаба и специфики, таких как «Хабр Фриланс», диджитал-агентства Whitemark, «Газпромбанк.Тех» и других. Нашей целью было создать аутентичные задачи. И нам это удалось.

Какие боевые задачи мы придумали для студентов:

  • Сверстать многостраничный сайт по дизайн-макету.
  • Сверстать одностраничный лендинг.
  • Разработать дизайн-макет.
  • Протестировать, оптимизировать и подготовить проект к интеграции.
  • Настроить интерактивность, подключить форму.
  • Настроить адаптивность, чтобы контент корректно выглядел на любом устройстве.

Студенты с первых заданий начинают работать в браузере и наглядно видят результаты своей работы. Мы принципиально не учим теории и основам без практики! Все полученные знания будут сразу применяться.

Напоследок

Если вы думаете, что мы потратили месяц на CustDev, ещё столько же на верификацию результатов с рынком, потом сделали портрет разработчика, подобрали задачи и успокоились — то это не так.

Конечно же, чтобы оставаться актуальным, курс должен регулярно обновляться и сверяться с рынком. И мы это делаем: СustDev, общение с экспертами, просмотр вакансий — это часть нашей ежедневной рутины. Как только мы видим какие-то изменения трендов — сразу корректируем наш курс, чтобы он покрывал все востребованные рынком навыки.

«Работая над частью курса по JavaScript, мы с командой проделали большую работу по систематизации знаний. Старались охватить базу, которая понадобится не только в работе, но и чтобы успешно проходить собеседования. И даже после записи курса мы постоянно улучшаем его и дорабатываем, ориентируясь на изменения на рынке и отзывы студентов».

Павел Гонзалес, тимлид в «Гастроном.ру», один из авторов курса по фронтенд-разработке в Skillbox

Можно ли было сделать качественный курс без месяцев исследований? Мы считаем, что для того, чтобы наши выпускники быстро находили работу и становились практикующими и востребованными фронтенд-разработчиками, мы должны очень хорошо понимать запросы и тенденции рынка. Конечно, в нашей команде — сеньоры и лиды из топовых компаний, члены программных комитетов крупных отраслевых конференций. Все они знают о рынке очень много.

Но мы не хотим масштабировать опыт и взгляды конкретного эксперта на программу курса, который должен помочь человеку радикально изменить свой профессиональный путь. Нам крайне важно выпускать специалистов, которые владеют всем необходимым для поиска работы. Поэтому мы выбрали этот непростой, но эффективный путь тщательного исследования и детальной проработки.

Научитесь: Профессия Фронтенд-разработчик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована