Проектная фотография
#статьи

В галерее Pennlab проходит выставка «Умри, замри, воскресни» Юлии Павловой

Успейте посмотреть до 11 апреля 2024 года.

Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

С 6 марта в галерее Pennlab на Винзаводе проходит выставка проекта «Умри, замри, воскресни» художницы Юлии Павловой. В экспозиции представлены фотографии, коллажи, скульптурная группа и видео-арт. Идея проекта — найти путь духовного спасения в турбулентные и сложные времена. Автор ищет этого спасения в материнстве и искусстве.

PENNLAB Gallery

Галерея актуальной российской фотографии. Сотрудничает как с молодыми художниками, так и с известными мастерами.

Источником вдохновения для художницы был театр абсурда — зародившийся в середине ХХ века, он стал реакцией на тотальную войну, лагеря смерти, оружие массового уничтожения и террора. Герой абсурдизма — всегда объект, марионетка, лишённый воли. Образы — гротескные, странные: жизнь в абсурдистском искусстве становится нелепым кошмаром, а смерть — игрой.

Название проекта отсылает к игре. «Умри!» — командует ведущий, и участники игры замирают в нелепых позах. «Воскресни!» — и игроки оживают. Примерно так мы ведём себя, когда жизнь становится слишком страшной, чтобы продолжать жить как ни в чём не бывало. Мы замираем в нелепых позах.

Работая над проектом, художница снимала своих детей. Вместе они создали собственный театр, в котором герои не задают вопросов и не трактуют реальность — они принимают её как есть. Это делает их счастливыми.

Концепция проекта

Фото: Юлия Павлова / PEBBLAB Gallery

Умри, замри, воскресни! Игроки начинают хаотично двигаться, бегать, прыгать. «Ночь наступает — всё замирает», — говорит ведущий. Игроки замирают. Ведущий выбирает игрока и просит рассказать о его позе — что он может в ней делать? Затем ведущий говорит: «День наступает — всё оживает». Игра продолжается.

К игре обращались многие классики. Был среди них и Альбер Камю.

Писатель задавался вопросами: как быть разумными существами в иррациональном мире? как осмыслить мир, который не имеет смысла? В качестве возможного ответа Камю предлагал придумать свои правила игры.

Итак, игра — это способ выживания в абсурдные времена. Но кто играет в игры? Конечно же, дети. Взрослые, безусловно, тоже играют, но героями проекта Юлии Павловой стали именно дети.

Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

Дети умеют прощать, любить, надеяться и мечтать. А ещё они верят в добро и чудеса и воспринимают мир всем своим существом, без остатка. Для детей игра и есть сама жизнь: в ней звери могут говорить, деревья — страдать, а солнце — смеяться.

Но чем старше становятся люди, тем больше они понимают и тем меньше воспринимают. Взрослые не расстаются с тревогами. Они заберут их с собой даже в монастырь, если решат удалиться от мира, а вместе с тревогами возьмут обиды, злость и весь багаж страстей.

«На фото выше я использовала детские игрушки. Мы вместе красили „коней апокалипсиса“»
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

Кажется, что, пока взрослые стараются рассудочно осознать происходящее и взять под контроль то, что от них не зависит, дети уже нашли выход. Они живут сегодняшним днём, проживая каждую эмоцию, будь то горе, отчаяние, радость, — и утром следующего дня начиная снова. Дети знают секрет счастья: нам уже дана полная чаша, и надо просто донести её и не расплескать.

Художница обращается к Евангелию от Матфея. Вот одна из цитат, которая раскрывает смысл работы:

«Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Смыслы

Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

«Первоначальной интенцией было сделать работу о духовном спасении, — говорит Юлия Павлова. — Именно поэтому я много читала о христианстве, а именно о православии. Изучала, как эту тему раскрывали другие авторы. Например, Юрий Норштейн в книге „Снег на траве“ пишет про иконы так:

„Мы настолько иссушили свои чувства и мозги, что ищем во всём сакральный смысл. Но есть ещё и чувственная сторона. Вы когда-нибудь видели, как жеребёнок сосёт свою мать?“»

«Я изучала, как правильно изображать руки на иконах и что означает каждый жест. Так получилась эта работа»
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

Вместе с детьми Юлия рисовала образы разных животных, например рыбу. Животное выбрано не случайно: первые христиане часто изображали рыбу на стенах катакомб. Так они аллегорически передавали образ Христа. Слово «рыба» (ихтис; Ίχθύς) — акроним, он состоит из начальных букв имени «Иисус Христос» (Ἰησοῦς Χριστός). Образ рыбы встречается в фотографиях прямо и косвенно, в виде мальков.

«Однажды на озере я сняла мальков. Образ оказался настолько удачным, что дальше он трансформировался в других работах»
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
«На одной из фотографий я использовала фото пренатального УЗИ своей дочки»
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

Коллажи

«Я решила продолжить ряд коллажей. Коллаж — это всегда игра, и он поддерживает концепцию проекта. Некоторые коллажи мы делали вместе с детьми», — рассказывает художница.

Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

По словам Юлии, она вдохновлялась собранием икон Новгородского музея-заповедника. Зелёный цвет в иконе символизирует жизнь. Красный — цвет гнева на грешников, с одной стороны и чистота с другой. Синий символизирует небо и стремление к Богу.

Кукольный театр

На эти фотографии художницу вдохновило литературное творчество Льюиса Кэрролла. Логика его известных произведений про Алису или про таинственного Снарка абсурдна: события часто никак не связаны между собой, персонажи нелепы, а их поведение и существование в целом бессмысленны.

«Для съёмок я использовала кукольный домик своей дочери и макет комнаты из кукольного театра, в котором работает мой друг»
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
Юлия рассказывает: «Для вдохновения я пересмотрела фильм Яна Шванкмайера „Сон Алёнки“ 1988 года, в котором использовались марионетки, чучела и куклы».
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

Скульптура

«Скульптурные человечки замерли в нелепых позах. Такие позы в настоящее время принимают многие, не исключая и меня»
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
«Мы с детьми создаём свою пьесу, в которой не задаём вопросов, где герои принимают бессмысленность своего существования как данность»
Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

Книга

На выставке также представлена книга художницы, в которой раскрыты концепция и идея проекта.

«Я вдохновлялась старыми театральными брошюрами, афишами и либретто. Поэтому форма книги вытянутая. А ещё я хотела совместить игру и театр и включить детей в работу», — объясняет художница.

Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

В игре правила звучат так: «Ночь наступает — всё замирает!», «День наступает — всё оживает». Книга поделена на главы, как пьеса — на сцены, и каждая глава посвящена отдельному действию игры.

Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована