Проектная фотография
#подборки

Теория фотографии: что читать

12 основательных и очень основательных книг, которые помогут лучше понимать фотографию. Или отказаться от этой затеи.

Кадр: фильм «Хранитель времени» / Paramount Pictures

Сквозь бессилие, смех и слёзы обретаем новый взгляд на фотографическую практику.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы ничего не пропустить 🙂

«Фотография как…»

Александр Лапин

Изображение: издательство «Тримедиа Контент» / Skillbox Media

Российский бестселлер в области теории фотографии.

Александр Лапин, фотограф, чьи работы хранятся в музеях России и США и в частных коллекциях, был известен ещё и как педагог и исследователь художественной и документальной фотографии.

Его труд посвящён законам восприятия изображений и анализу фотографии. И хотя «Фотографию как…» нередко называют книгой о правилах композиции, сам автор утверждал, что ни одного правила в ней нет — потому что их нет в принципе. Главное для фотографа — это уметь видеть: во время съёмки и рассматривая снимок.

Книга рассчитана на подготовленную аудиторию. Читать её, по мнению самого автора, стоит тем, кто уже отлично освоил технику, поучаствовал в фотоконкурсах и начинает мучиться вопросами:

«…„Что же такого у этого Брессона, почему он может, а я не могу? А что такое настоящее искусство? Куда двигаться?“. Вот в этом „куда двигаться“ книга и может помочь тем, для кого это жизненно важно».

Впервые вышедшая в 2003 году, книга не раз переиздавалась.

«Фото и кино»

Осип Брик

Изображение: издательство Ad Marginem / Skillbox Media

Если хочется узнать, «как это было».

В книгу вошли статьи Осипа Брика о фотографии, кинематографе и театре, впервые опубликованные в 1923–1934 годах.

Теоретик русского авангарда, Брик к тому же был практиком молодого на тот момент искусства — киносценаристом и фотолюбителем.

В своих статьях он доказывает, почему всем, кто имеет отношение к кино, нужно изучать фотографию; одним из первых выделяет фотомонтаж как важный метод в искусстве; пишет об Александре Родченко и Дзиге Вертове; описывает западные модернистские эксперименты. Ну и, конечно, определяет роль советского искусства: показывать правду жизни (в отличие от буржуазного, цель которого — развлекать).

«Надо объяснить иностранцам, что мы раз навсегда порвали с эстетическим старьём, что мы не ищем больше художественных вдохновений в психоанализе и декоративной стихийности, что мы ищем их в законах биомеханики, конструктивности, в трудовых и производственных процессах».

Полезно ли для фотопрактики? Есть сомнения. Любопытно? Безусловно, да.

«О фотографии»

Сьюзен Сонтаг

Изображение: издательство Ad Marginem / Skillbox Media

Сборник философских эссе 1970-х, горячо любимый фотографами.

Американская писательница Сьюзен Сонтаг — из числа главных интеллектуалов XX века. Её художественная критика остаётся удивительно актуальной даже спустя десятилетия.

В сборнике «О фотографии», например, Сонтаг задолго до эпохи соцсетей говорит о «загрязнении» сознания множеством изображений и о фотозависимости.

«Малларме, этот самый логичный эстет XIX века, сказал, что всё на свете существует для того, чтобы в конце концов попасть в книгу. Сегодня всё существует для того, чтобы попасть на фотографию».

В своих эссе Сонтаг рассматривает сам акт фотографирования как действие с позиций всех участников процесса. (Спойлер: она считает, что сфотографировать человека — это в каком-то смысле убить его.) Писательница размышляет о фотографии и о её влиянии на зрителя поэтично, глубоко и при этом доступно для понимания.

«Краткая история фотографии»

Вальтер Беньямин

Изображение: издательство Ad Marginem / Skillbox Media

Вальтер Беньямин — немецкий теоретик культуры и один из важнейших авторов в европейской философии XX века. В сборник входят три его классических эссе: «Краткая история фотографии», «Париж — столица девятнадцатого столетия» и самое известное «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости».

Их объединяют размышления о новой форме существования искусства в обществе: оно становится массовым и тиражируемым. Немалую роль в этом процессе играет фотография.

Эссе написаны в 1930-е, но, обращаясь к теме воспроизведения искусства, Беньямин в каком-то смысле пишет о том, что окружает нас сегодня, в эпоху копирования информации. Как бы то ни было, Беньямина продолжают читать, издавать и переиздавать. Возможно, дело не только во влиянии, которое он оказал на теорию искусства, но и в своеобразии его текстов, которые издатель книги назвал «теорией, которая прорастает из чувственных картинок».

Camera Lucida

Ролан Барт

Изображение: издательство Ad Marginem / Skillbox Media

Нет слова «не хочу», есть слово «надо».

Возможно, придётся вспомнить эту корявую фразу из детства, приступая к классике Ролана Барта. Это чтение — непростое, но важное занятие.

Camera Lucida — последняя работа французского философа. Разглядывая снимки своей матери после её смерти в 1977 году, Барт лишь в одном из них отметил нечто, сумевшее его «уколоть». Это нечто он назвал punctum. От неуловимого punctum зависит, «приключится» фотография или нет. Серия эссе Барта — это его попытка вывести сущность фотографии как отдельного медиума.

Ворота в мир теории фотографии и основа основ.

«Фотографическое: опыт теории расхождений»

Розалинд Краусс

Изображение: издательство Ad Marginem / Skillbox Media

Третий богатырь среди теоретиков фотографии. Точнее, богатырша.

Сборник эссе крупнейшей исследовательницы современного искусства Розалинд Краусс, впервые опубликованный в 1990 году, ставят в один ряд с работами Беньямина и Барта. Её книга — большой шаг в становлении теории фотографии.

Краусс интересует развитие фотографии в параллели с развитием современного искусства. Она обращается к творчеству отдельных авторов, но её работа — это не анализ художественных произведений. Они только повод поговорить о контексте, в котором существует фотография и формируется наше отношение к изображениям. Для этого разговора Краусс вводит понятие «фотографическое» — это теоретический объект, отличный от «фотографии как объекта исследования».

Важное чтение, во время которого придётся встретиться с понятиями симулякра, индекса и дискурсивного пространства.

В России книга вышла в 2014 году, поэтому найти её больше шансов в перепродаже.

«Фотография. Между документом и современным искусством»

Андре Руйе

Изображение: издательство «Клаудберри» / Skillbox Media

Фундаментальный труд французского теоретика и историка фотографии его российские издатели называют одним из главных событий в области экспертной литературы.

Фотография перестаёт быть только лишь инструментом для документирования реальности. Снимки становятся предметом созерцания, а наше восприятие их — чувственным и философским. Андре Руйе прослеживает весь этот путь исторического развития фотографии: её появление в середине XIX века, расцвет фотодокументалистики, сегодняшнее слияние с искусством.

Оригинал впервые опубликован в 2005 году, а на русском языке книга вышла в 2014 году в петербургском издательстве «Клаудберри». Новых изданий, к сожалению, нет. Ищите на «Авито» и в букинистических.

«Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»

Изображение: издательство Ad Marginem / Skillbox Media

Одно из самых основательных современных исследований искусства.

Кое-кто сравнивает эту книгу с Библией, и не только из-за фундаментальности. Чтобы её начать, можно долго собираться с духом, а потом годами читать по главкам. Но если хочешь разбираться в современном искусстве — без неё никак.

Книга рассказывает о ключевых точках в искусстве с 1900 года. Это не только произведения, но и выставки и важные тексты. А ещё в ней разобраны главные теоретические методы описания искусства.

Конечно, стоит читать её полностью, но структура книги позволяет выбрать собственную тактику и её придерживаться — например, изучать именно историю фотографии.

Пять авторов, 130 глав и почти четыре килограмма веса для обстоятельного чтения в удобном кресле. На русском языке книгу выпустило издательство музея «Гараж» совместно с Аd Marginem.

«Фотография и её предназначение»

Джон Бёрджер

Изображение: издательство Ad Marginem / Skillbox Media

В сборник британского писателя и арт-критика Джона Бёрджера вошли его эссе, так или иначе посвящённые фотографии. Лейтмотив — исследование послевоенной фотографии ХХ века.

Тексты написаны преимущественно в 1960-е. Мы видим непосредственную реакцию свидетеля на события, важность которых утвердилась с годами: выход книги Сьюзен Сонтаг «О фотографии», смерть революционера Эрнесто Че Гевары.

«Обстоятельств его смерти мы не знаем. Некое представление о менталитете тех, в чьих руках он оказался, можно получить из того, как они обращались с его телом после смерти. Сначала они его спрятали. Потом выставили на обозрение. Потом захоронили в могиле без таблички в неизвестном месте. Потом откопали. Потом сожгли. Но перед тем как сжечь, они отрезали пальцы рук для последующего установления личности. Можно предположить, что у них имелись серьёзные сомнения относительно того, действительно ли убитый ими был Че Геварой. Точно так же можно предположить, что сомнений у них не было, но они боялись трупа. Я склонен верить в последнее.

Цель трансляции фотографии 10 октября — положить конец легенде. И всё-таки воздействие, оказанное ею на многих, было совершенно иным».

Книга впервые вышла в 2014 году — Бёрджер специально составил сборник для читателей в России. С тех пор её дважды переиздавали, последний раз — в 2024 году.

«Как смотреть на мир»

Николас Мирзоев

Изображение: издательство Ad Marginem / Skillbox Media

«…Каждую минуту люди со всего мира закачивают на YouTube более 300 часов видео. От смешных мемов, которые мы отправляем своим друзьям, до тревожных снимков из новостных сводок — мы потребляем и производим фотографии в таком количестве, которое мы никак не могли предвидеть».

Мы утопаем в изображениях. Но что мы действительно видим, когда смотрим на фото? Как изобилие визуального влияет на нашу жизнь? Как прямо сейчас меняется мир?

Николас Мирзоев, профессор отделения медиа, культуры и коммуникаций Нью-Йоркского университета, в поисках ответов на эти вопросы взялся создать «путеводитель по визуальной культуре, в которой мы живём».

В своей книге Мирзоев обращается к теории культуры и истории искусства, социологическим исследованиям и анализу прессы. Текст — насыщенный, динамичный и иногда забавный. Например, профессор разбирает схему стандартного селфи (и предостерегает от того, чтобы перестараться и получить дакфейс).

В США книга вышла в 2015 году, в России — в 2019 году.

«Фотография как современное искусство»

Шарлотта Коттон

Изображение: издательство Ad Marginem / Skillbox Media

Что собой представляет современная арт-фотография?

Куратор и писательница Шарлотта Коттон изучила снимки почти 250 фотографов в попытке ответить на этот вопрос. Коттон систематизировала работы не по жанрам, а по темам — в её фокусе авторский замысел.

Книга получила признание как качественное введение в концептуальную фотографию.

Первое оригинальное издание вышло в 2004 году. Через 15 лет исследовательница дополнила книгу новым материалом. На русском языке книга впервые опубликована в 2020 году в издательстве Ad Marginem.

«…измы. Как понимать фотографию»

Эмма Льюис

Изображение: издательство Ad Marginem / Skillbox Media

Одна глава — одно направление в искусстве, но со многих точек зрения.

Книга Эммы Льюис рассказывает о том, как развивалась фотография: технически, концептуально, художественно, жанрово.

Написано доступно, занятных фактов — в изобилии.

«Фотографы искали свои сюжеты на городских улицах, потому что эта среда предоставляла большие возможности для формальных экспериментов. В 1950-х годах, благодаря своим эстетическим поискам и желанию запечатлеть самую суть ночной жизни, Анри Картье-Брессон выработал свою основополагающую концепцию „решающего момента“ — точки, когда эстетический и повествовательный аспекты сцены сходятся».

Подойдёт не только тем, кто снимает, но и всем любознательным.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована