Теория фотографии: что читать
12 основательных и очень основательных книг, которые помогут лучше понимать фотографию. Или отказаться от этой затеи.


Кадр: фильм «Хранитель времени» / Paramount Pictures
Сквозь бессилие, смех и слёзы обретаем новый взгляд на фотографическую практику.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «За шторкой», чтобы ничего не пропустить ?
«Фотография как…»
Александр Лапин

Российский бестселлер в области теории фотографии.
Александр Лапин, фотограф, чьи работы хранятся в музеях России и США и в частных коллекциях, был известен ещё и как педагог и исследователь художественной и документальной фотографии.
Его труд посвящён законам восприятия изображений и анализу фотографии. И хотя «Фотографию как…» нередко называют книгой о правилах композиции, сам автор утверждал, что ни одного правила в ней нет — потому что их нет в принципе. Главное для фотографа — это уметь видеть: во время съёмки и рассматривая снимок.
Книга рассчитана на подготовленную аудиторию. Читать её, по мнению самого автора, стоит тем, кто уже отлично освоил технику, поучаствовал в фотоконкурсах и начинает мучиться вопросами:
«…„Что же такого у этого Брессона, почему он может, а я не могу? А что такое настоящее искусство? Куда двигаться?“. Вот в этом „куда двигаться“ книга и может помочь тем, для кого это жизненно важно».
Впервые вышедшая в 2003 году, книга не раз переиздавалась.
«Фото и кино»
Осип Брик

Если хочется узнать, «как это было».
В книгу вошли статьи Осипа Брика о фотографии, кинематографе и театре, впервые опубликованные в 1923–1934 годах.
Теоретик русского авангарда, Брик к тому же был практиком молодого на тот момент искусства — киносценаристом и фотолюбителем.
В своих статьях он доказывает, почему всем, кто имеет отношение к кино, нужно изучать фотографию; одним из первых выделяет фотомонтаж как важный метод в искусстве; пишет об Александре Родченко и Дзиге Вертове; описывает западные модернистские эксперименты. Ну и, конечно, определяет роль советского искусства: показывать правду жизни (в отличие от буржуазного, цель которого — развлекать).
«Надо объяснить иностранцам, что мы раз навсегда порвали с эстетическим старьём, что мы не ищем больше художественных вдохновений в психоанализе и декоративной стихийности, что мы ищем их в законах биомеханики, конструктивности, в трудовых и производственных процессах».
Полезно ли для фотопрактики? Есть сомнения. Любопытно? Безусловно, да.
«О фотографии»
Сьюзен Сонтаг

Сборник философских эссе 1970-х, горячо любимый фотографами.
Американская писательница Сьюзен Сонтаг — из числа главных интеллектуалов XX века. Её художественная критика остаётся удивительно актуальной даже спустя десятилетия.
В сборнике «О фотографии», например, Сонтаг задолго до эпохи соцсетей говорит о «загрязнении» сознания множеством изображений и о фотозависимости.
«Малларме, этот самый логичный эстет XIX века, сказал, что всё на свете существует для того, чтобы в конце концов попасть в книгу. Сегодня всё существует для того, чтобы попасть на фотографию».
В своих эссе Сонтаг рассматривает сам акт фотографирования как действие с позиций всех участников процесса. (Спойлер: она считает, что сфотографировать человека — это в каком-то смысле убить его.) Писательница размышляет о фотографии и о её влиянии на зрителя поэтично, глубоко и при этом доступно для понимания.
«Краткая история фотографии»
Вальтер Беньямин

Вальтер Беньямин — немецкий теоретик культуры и один из важнейших авторов в европейской философии XX века. В сборник входят три его классических эссе: «Краткая история фотографии», «Париж — столица девятнадцатого столетия» и самое известное «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости».
Их объединяют размышления о новой форме существования искусства в обществе: оно становится массовым и тиражируемым. Немалую роль в этом процессе играет фотография.
Эссе написаны в 1930-е, но, обращаясь к теме воспроизведения искусства, Беньямин в каком-то смысле пишет о том, что окружает нас сегодня, в эпоху копирования информации. Как бы то ни было, Беньямина продолжают читать, издавать и переиздавать. Возможно, дело не только во влиянии, которое он оказал на теорию искусства, но и в своеобразии его текстов, которые издатель книги назвал «теорией, которая прорастает из чувственных картинок».
Camera Lucida
Ролан Барт

Нет слова «не хочу», есть слово «надо».
Возможно, придётся вспомнить эту корявую фразу из детства, приступая к классике Ролана Барта. Это чтение — непростое, но важное занятие.
Camera Lucida — последняя работа французского философа. Разглядывая снимки своей матери после её смерти в 1977 году, Барт лишь в одном из них отметил нечто, сумевшее его «уколоть». Это нечто он назвал punctum. От неуловимого punctum зависит, «приключится» фотография или нет. Серия эссе Барта — это его попытка вывести сущность фотографии как отдельного медиума.
Ворота в мир теории фотографии и основа основ.
«Фотографическое: опыт теории расхождений»
Розалинд Краусс

Третий богатырь среди теоретиков фотографии. Точнее, богатырша.
Сборник эссе крупнейшей исследовательницы современного искусства Розалинд Краусс, впервые опубликованный в 1990 году, ставят в один ряд с работами Беньямина и Барта. Её книга — большой шаг в становлении теории фотографии.
Краусс интересует развитие фотографии в параллели с развитием современного искусства. Она обращается к творчеству отдельных авторов, но её работа — это не анализ художественных произведений. Они только повод поговорить о контексте, в котором существует фотография и формируется наше отношение к изображениям. Для этого разговора Краусс вводит понятие «фотографическое» — это теоретический объект, отличный от «фотографии как объекта исследования».
Важное чтение, во время которого придётся встретиться с понятиями симулякра, индекса и дискурсивного пространства.
В России книга вышла в 2014 году, поэтому найти её больше шансов в перепродаже.
«Фотография. Между документом и современным искусством»
Андре Руйе

Фундаментальный труд французского теоретика и историка фотографии его российские издатели называют одним из главных событий в области экспертной литературы.
Фотография перестаёт быть только лишь инструментом для документирования реальности. Снимки становятся предметом созерцания, а наше восприятие их — чувственным и философским. Андре Руйе прослеживает весь этот путь исторического развития фотографии: её появление в середине XIX века, расцвет фотодокументалистики, сегодняшнее слияние с искусством.
Оригинал впервые опубликован в 2005 году, а на русском языке книга вышла в 2014 году в петербургском издательстве «Клаудберри». Новых изданий, к сожалению, нет. Ищите на «Авито» и в букинистических.
«Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»

Одно из самых основательных современных исследований искусства.
Кое-кто сравнивает эту книгу с Библией, и не только из-за фундаментальности. Чтобы её начать, можно долго собираться с духом, а потом годами читать по главкам. Но если хочешь разбираться в современном искусстве — без неё никак.
Книга рассказывает о ключевых точках в искусстве с 1900 года. Это не только произведения, но и выставки и важные тексты. А ещё в ней разобраны главные теоретические методы описания искусства.
Конечно, стоит читать её полностью, но структура книги позволяет выбрать собственную тактику и её придерживаться — например, изучать именно историю фотографии.
Пять авторов, 130 глав и почти четыре килограмма веса для обстоятельного чтения в удобном кресле. На русском языке книгу выпустило издательство музея «Гараж» совместно с Аd Marginem.
«Фотография и её предназначение»
Джон Бёрджер

В сборник британского писателя и арт-критика Джона Бёрджера вошли его эссе, так или иначе посвящённые фотографии. Лейтмотив — исследование послевоенной фотографии ХХ века.
Тексты написаны преимущественно в 1960-е. Мы видим непосредственную реакцию свидетеля на события, важность которых утвердилась с годами: выход книги Сьюзен Сонтаг «О фотографии», смерть революционера Эрнесто Че Гевары.
«Обстоятельств его смерти мы не знаем. Некое представление о менталитете тех, в чьих руках он оказался, можно получить из того, как они обращались с его телом после смерти. Сначала они его спрятали. Потом выставили на обозрение. Потом захоронили в могиле без таблички в неизвестном месте. Потом откопали. Потом сожгли. Но перед тем как сжечь, они отрезали пальцы рук для последующего установления личности. Можно предположить, что у них имелись серьёзные сомнения относительно того, действительно ли убитый ими был Че Геварой. Точно так же можно предположить, что сомнений у них не было, но они боялись трупа. Я склонен верить в последнее.
Цель трансляции фотографии 10 октября — положить конец легенде. И всё-таки воздействие, оказанное ею на многих, было совершенно иным».
Книга впервые вышла в 2014 году — Бёрджер специально составил сборник для читателей в России. С тех пор её дважды переиздавали, последний раз — в 2024 году.
«Как смотреть на мир»
Николас Мирзоев

«…Каждую минуту люди со всего мира закачивают на YouTube более 300 часов видео. От смешных мемов, которые мы отправляем своим друзьям, до тревожных снимков из новостных сводок — мы потребляем и производим фотографии в таком количестве, которое мы никак не могли предвидеть».
Мы утопаем в изображениях. Но что мы действительно видим, когда смотрим на фото? Как изобилие визуального влияет на нашу жизнь? Как прямо сейчас меняется мир?
Николас Мирзоев, профессор отделения медиа, культуры и коммуникаций Нью-Йоркского университета, в поисках ответов на эти вопросы взялся создать «путеводитель по визуальной культуре, в которой мы живём».
В своей книге Мирзоев обращается к теории культуры и истории искусства, социологическим исследованиям и анализу прессы. Текст — насыщенный, динамичный и иногда забавный. Например, профессор разбирает схему стандартного селфи (и предостерегает от того, чтобы перестараться и получить дакфейс).
В США книга вышла в 2015 году, в России — в 2019 году.
«Фотография как современное искусство»
Шарлотта Коттон

Что собой представляет современная арт-фотография?
Куратор и писательница Шарлотта Коттон изучила снимки почти 250 фотографов в попытке ответить на этот вопрос. Коттон систематизировала работы не по жанрам, а по темам — в её фокусе авторский замысел.
Книга получила признание как качественное введение в концептуальную фотографию.
Первое оригинальное издание вышло в 2004 году. Через 15 лет исследовательница дополнила книгу новым материалом. На русском языке книга впервые опубликована в 2020 году в издательстве Ad Marginem.
«…измы. Как понимать фотографию»
Эмма Льюис

Одна глава — одно направление в искусстве, но со многих точек зрения.
Книга Эммы Льюис рассказывает о том, как развивалась фотография: технически, концептуально, художественно, жанрово.
Написано доступно, занятных фактов — в изобилии.
«Фотографы искали свои сюжеты на городских улицах, потому что эта среда предоставляла большие возможности для формальных экспериментов. В 1950-х годах, благодаря своим эстетическим поискам и желанию запечатлеть самую суть ночной жизни, Анри Картье-Брессон выработал свою основополагающую концепцию „решающего момента“ — точки, когда эстетический и повествовательный аспекты сцены сходятся».
Подойдёт не только тем, кто снимает, но и всем любознательным.

Читайте также: