«Цифровые тени слов»: фотопроект о том, как помним мы и как будут помнить о нас
Разговор сквозь время между художницей из Санкт-Петербурга Юлией Павловой и классиком чеченской поэзии Арби Мамакаевым.


Фото: Юлия Павлова / PENNLAB Gallery
2 сентября в московской галерее Pennlab на Винзаводе открывается выставка Юлии Павловой «Цифровые тени слов». Проект состоит из фотографий, коллажей и одноимённой книги художника. Выставка продлится до 15 октября.

— Для того чтобы сделать этот проект, я провела исследование жизни чеченского поэта Арби Мамакаева, изучая оставленные им следы. Это была уже привычная для меня работа с архивами, которая в какой-то момент заставила задуматься о том, какие следы будут оставлены мной. Ведь большинство моих документов, фотографий и писем имеют цифровую природу. Арби Мамакаев и я являемся людьми разных эпох, но в какой-то точке времени наши пути неожиданно пересеклись.




Биография Арби — это история человека, жившего в тяжёлое время перемен. Он родился в 1918 году в селе Надтеречное. Воспитывался в детском доме, поступил на рабфак, потом работал в газете. Первые стихи Арби опубликованы в 1934 году, а первый сборник вышел в 1941 году. Стихи были посвящены Северному Кавказу, чеченскому народу и его идентичности и стали классикой чеченской литературы. Он переводил на чеченский язык стихи таких авторов, как Лермонтов, Есенин и Горький.
До 1941 года жизнь Арби складывалась удачно — современники называли его баловнем судьбы и чеченским Есениным. Но в 1941 году Арби был арестован по доносу и затем сослан в Магадан, где провёл 15 лет. За это время поэт не написал ни одной строки. В 1957 году он был реабилитирован и вернулся домой, но всего спустя год умер, не дожив до 40 лет.





Работа над проектом об Арби Мамакаеве началась с моей поездки в художественную резиденцию на Северный Кавказ. Предварительно я искала информацию в интернете, но это мало к чему привело.
Основным источником сведений о поэте для меня стал мемориально-литературный музей, созданный в Надтеречном его сыном Эдуардом Мамакаевым. Поездка в музей помогла восстановить часть пробелов в знаниях о биографии поэта. Практически вся информация об Арби Мамакаеве сосредоточена в этом месте, которое хранит артефакты памяти прошлого.



Это магаданский фотоальбом, где хранятся фотографии Арби до лагеря и после, портреты его близких и редкие снимки, сделанные во время его пребывания в ссылке. Это письма его сыну, второй жене Майе и друзьям, документы и личные вещи. В музее также хранятся рукописи стихов и поэм, написанных Арби до и после лагеря.
Но какие-то части биографии Арби Мамакаева мне так и не удалось прояснить . Что-то поглотила пустота ГУЛАГа, что-то исключила семья, что-то потерялось во времени.




«Цифровые тени слов» — размышление о способах помнить, хранить и воспроизводить события прошлого в рамках классических и новых мемориальных практик. Как помним мы и как будут помнить о нас? Какой цифровой след мы создаём и как по нему нас будут узнавать в будущем?
Проект также представляет собой диалог между мной, художницей, и Арби Мамакаевым, поэтом, которому я даю голос в настоящем, вплетая в современное цифровое измерение, и сама попадаю в его нарратив прошлого.

Телеграм-канал для тех,
кто любит фотографию
...и хочет узнать, какой разной она может быть. Подписывайтесь, мы публикуем хороших российских авторов, следим за мировыми конкурсами и выведываем творческие лайфхаки у практиков.
Подписаться