Скидки до 60% и розыгрыш MacBook 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Музыка
#истории

«Музыкант — профессия вне времени и возраста»: история Михаила Савчука

Михаил с детства мечтал писать и исполнять песни, но ему всегда что-то мешало. В итоге он всё-таки осуществил мечту и уже записал дебютный альбом.

Фото: личный архив Михаила Савчука

Михаил Савчук

Россия, Москва


Пройденные курсы


Достижения

Разобрался в тонкостях написания песен, выпустил дебютный альбом и в скором времени планирует его продвижение.


ссылки


Михаил рассказал:


«Всю жизнь я находился где-то рядом с музыкой, но не был её частью»: о начале творческого пути

Сколько себя помню — всегда хотел играть на гитаре. Но мама была против и отдала меня на скрипку. Я её понимаю и не виню: она хотела как лучше — сделать из меня академического специалиста в области музыки. И я старался — хорошо учился и окончил музыкалку.

Развиваться самостоятельно я тоже пытался. В юности я понемногу писал музыку на чужие слова — это началось где-то в 2003 году. Иногда даже выступал — в компаниях, на квартирниках. Думал и о том, чтобы пойти дальше и получить высшее музыкальное образование, но тогда это казалось не слишком перспективным с точки зрения заработка. Так что серьёзные занятия музыкой я забросил. Надолго.

Я начал строить свою карьеру совсем в другом направлении — работал и продолжаю работать в автомобильном страховании. Трудился в компании «Ингосстрах», Volkswagen, Mercedes, а сейчас вместе с партнёрами запускаю собственного страхового брокера.

И вроде бы с работой всё было стабильно, жизнь шла по накатанной, но потом меня настиг кризис среднего возраста. Офисная рутина и её однообразие угнетали всё сильнее — я не видел особого смысла в своей работе и не чувствовал, что делаю нечто уникальное. И тогда я подумал: «Всю жизнь я находился где-то рядом с музыкой, но по-настоящему так ни разу и не почувствовал себя внутри неё, не стал её частью. Так почему бы не исправить это?»

Так я и оказался в точке, где покупаю курс по сонграйтингу в Skillbox. Помню, что удачно попал на какую-то распродажу. Правда, какое-то время покупка просто лежала — как мечта, которая вот-вот станет реальностью. Хотелось оттянуть момент. Казалось, что сейчас я соберусь, послушаю лекции — и всё сразу получится.

Фото: личный архив Михаила Савчука

Конечно, в реальности всё оказалось совсем иначе. Когда я начал учиться, стало понятно: нужно делать домашние задания, слушать и переслушивать лекции, чтобы детально разобраться, о чём речь идёт. Поэтому на время я вновь поставил обучение на паузу.

А потом жена подарила мне запись в студии. Я записал трек, выложил — и понял, что никто его особо-то и не слушает. Тогда я начал собирать обратную связь, общаться с профессиональными музыкантами и неожиданно для себя осознал: почти всё, что они мне рассказывают, уже собрано в курсе. С этого момента я стал проходить его уже серьёзнее — внимательно и вдумчиво.

«Сначала нужно освоить правила, чтобы потом знать, как их нарушать»: об учёбе и её пользе

Курс оказался действительно хорошо структурированным. Особенно мне помогли лекции по написанию текстов. Там очень подробно разбиралось, из чего состоит песня, как искать вдохновение, какие есть жанры, как выстраивать драматургию. Правда, с жанрами мне до сих пор тяжеловато — в моей юности они были совсем иными.

Кроме этого, на курсе были блоки и по аранжировке, и по маркетингу, и по правовым вопросам — отличная всесторонняя программа. Жаль, что таких не было лет пятнадцать назад, — сколько бы всего я мог сделать за это время.

Но главное, что дало мне обучение, — осознание, что создание песен является такой же работой, как и любая другая.

Если относиться к процессу как к чистому творчеству — ждать музу, не заниматься регулярно, романтизировать сферу, — ничего не получится. Признаюсь, поначалу я из-за этого даже немного расстроился: снова работа? Но потом понял — так даже лучше. Когда есть цель и понимание результата, двигаться вперёд гораздо легче.

Лекции у нас вели уже состоявшиеся артисты. Круто в этом то, что они делились не только профессиональными знаниями, но и личными историями. Я смотрел их старые видео и выступления, слушал рассказы и понимал: прежде чем стать узнаваемым музыкантом и блогером, каждый проходит через неудачи, провалы, сомнения. Это очень вдохновило не сдаваться.

А ещё во время обучения я осознал одну важную вещь: не нужно стараться быть лучшим во всём. Надо понять, в чём силён именно ты, и развивать это. И, конечно, учиться красиво упаковывать своё творчество — чтобы люди захотели его слушать.

Фото: личный архив Михаила Савчука

Когда я слушал некоторые лекции в первый раз, у меня часто возникало желание поспорить. Но со временем пришло понимание: сначала нужно просто принять правила и играть по ним. Они ведь тоже не просто так возникли — их сформировал опыт тысяч других людей.

И только поняв правила и научившись играть по ним, можно позволить себе их нарушать.

Если говорить про формат обучения в целом — мне особенно понравилось то, что к любым лекциям и сопровождающим материалам можно вернуться в любой момент. Это очень важно, потому что со временем ты растёшь как профессионал, набираешься опыта и твоё восприятие меняется.

Например, был момент, когда я буквально застрял в написании текстов — все мои рифмы получались примитивными, по типу «ответ-привет». Но потом я переслушал лекцию об ассонансных рифмах, и дело сдвинулось с мёртвой точки: я стал распознавать их в песнях других авторов и пробовать использовать в своих.

Вообще музыка — это и образ артиста, и его эмоции, и личный опыт. Способов быть в ней — бесконечное множество: можно выступать в одиночку или работать в команде, писать песни на заказ или продавать готовые. Всё это хорошо показано в курсе.

«Это — первый шаг к мечте»: о дебютном альбоме

Первый шаг к мечте я уже сделал — записал дебютный альбом «На Малой Бронной». Пока в нём всего шесть песен. Но за ними — десятки часов, проведённых в студии. Мы писали всё по несколько раз, выверяя до мелочей.

Слушать альбом Михаила «На Малой Бронной»

Звукозапись и сведение я доверил своему другу-профессионалу. И ни разу об этом не пожалел. Когда мы записывали первую песню, я просто поставил себе задачу: «Сделай так, чтобы складывалось ощущение, будто мы играем в прокуренном баре, где-то в подвале, где полно маргиналов. Звук должен быть как из плохого комбика». Друг понял меня с полуслова и сделал именно то, что я представлял, хотя для этого требовалось учесть множество нюансов.

Работа в студии — это вообще отдельный мир. Даже правильно расставить микрофоны — отдельная наука. Например, когда мы писали барабаны, мы использовали 16 микрофонов, и только на их расстановку ушёл час!

При записи на мне были вокал, бас и ритм-гитара. А вот музыкантов на соло-гитару и барабаны я приглашал отдельно. В какой-то момент даже решил восстановить навык игры на скрипке, но до конца так и не смог синхронизировать ухо с пальцем — у взрослого человека пластичности сильно меньше, чем в детстве.

Продвижением пока особо не занимался. Так, сделал простую промостраничку со ссылками на стриминговые сервисы — и на этом всё.

«В наши дни музыка — как конструктор LEGO»: о написании песен и делегировании задач

В сонграйтинге грань между творчеством и ремеслом очень тонкая. Но всё-таки овладеть последним на определённом уровне — это обязательно. Без профессиональных навыков по-настоящему творить не получится.

Важно честно ответить себе на вопрос: что ты хочешь и можешь сделать сам, а за что лучше заплатить, чтобы потом это делегировать. Потому что абсолютно всё сделать самостоятельно и при этом качественно просто невозможно.

Зато благодаря фундаментальным знаниям, полученным на курсе, я понимаю, как должен выглядеть процесс в целом, — поэтому могу подобрать специалистов и грамотно поставить задачи.

Фото: личный архив Михаила Савчука

В современном мире музыка — как конструктор LEGO. Ты собираешь процессы и людей так, как тебе нужно, под разные задачи. Музыканты, звукорежиссёры, продюсеры — рынок специалистов огромный. Многие из них сами ищут интересные проекты.

Аранжировку я обычно делаю сам — мне просто это нравится. Но кто-то может нанять аранжировщика — это абсолютно нормально.

Правовые вопросы я тоже не делегирую — по основной работе я много занимался договорами и юридическими нюансами, умею пользоваться «КонсультантПлюс».

К тому же курс помог мне понять нюансы музыкального права: например, я знаю, что если однажды я захочу исполнять песни на слова Шекспира, Маяковского, Филатова или Вознесенского (а такие песни у меня есть), то мне потребуется лицензия.

«Впереди — активное продвижение и живой концерт»: о планах

Моя ближайшая цель — собрать команду для живого выступления примерно к моему дню рождения, 6 июля. Нужно к тому же успеть дозаписать оставшиеся треки и кое-что перезаписать из старого.

Планирую продвигаться, снимать видео — без этого сейчас никак. Как и в целом без понимания маркетинга. Это уже не про творчество — это про чистую коммерцию. Но иначе через информационный шум к слушателю просто не пробиться.

Сегодня музыка — это в первую очередь продукт. Я, кстати, закончил Академию Г. В. Плеханова (ныне университет) именно по специальности «Маркетинг», даже защитил кандидатскую. Но всё-таки это было академическое освоение дисциплины. А сейчас всё меняется очень стремительно — появляются новые инструменты, фишки, подходы. Если этим не заниматься постоянно, легко выпасть из обоймы — и тогда всё закончится простым сливом бюджета. Поэтому чуть позже я обращусь к знакомому, который разбирается в теме.

Если говорить языком маркетинга, то я воспринимаю свой первый альбом как MVP — минимально жизнеспособный продукт, который можно откатать на аудитории, собрать обратную связь и понять, куда двигаться дальше.

Фото: личный архив Михаила Савчука

Буду и дальше писать, работать, развиваться в музыке. Со временем хочу полностью уйти в эту сферу, потому что музыка — это профессия вне времени и возраста. Ею можно заниматься до глубокой старости, если найти своего слушателя.

И это очень важно: ведь можно сделать всё по канонам, блестяще спеть, написать аранжировку — но если твои песни не находят отклика, их просто не будут слушать. Почему? Просто не зацепило, и всё.

Несмотря на все успехи ИИ, живого музыканта невозможно заменить — у роботов нет авторской подачи, нет внутреннего переживания, они не способны передать глубокие идеи, смыслы, настроение. А в музыке именно это и ценно.



Бесплатный тест: какая digital-профессия вам подходит?
Узнайте ответ за 15 минут и попробуйте свои силы в новой специальности.
Пройти тест →
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована