«Ваш трек должен звучать хорошо даже на плохой акустике»: история Михаила Судакова
Михаил работал инженером, но мечтал о музыке. За пять лет он прошёл путь от новичка до владельца лейбла и музыканта с треками в топовых плейлистах.


Фото: личный архив Михаила Судакова

Михаил Судаков
Россия, Краснодар
Пройденные курсы
Достижения
За пять лет вырос с нуля от новичка в сфере до прослушиваемого артиста и владельца музыкального лейбла. Сегодня его треки собирают сотни тысяч прослушиваний на стримингах ежемесячно.
Михаил рассказал:
- как и на чём собирал свои первые треки и ремиксы;
- насколько сложно изучать музыку во взрослом возрасте (спойлер: сложно, но можно!);
- какие ошибки чаще всего делают новички;
- почему важно переслушивать собственную музыку — в том числе на дешёвой акустике;
- кто такой дистрибьютор и как правильно выкладывать музыку на стриминги.
«Всегда хотел писать треки с нуля»: о первом знакомстве с музыкой и карьере инженера
— Михаил, вы рассказали, что с самого детства мечтали создавать музыку. Помните, как это желание появилось впервые?
— Конечно. У нас дома стояло фортепиано — на нём училась играть моя старшая сестра. Но ей, как это часто бывает, это занятие не особо нравилось. Скорее настаивали родители. Зато я просто обожал слушать, как звучит инструмент. И иногда пробовал что-то наиграть и записать на диктофон.
Потом, когда я учился уже в классах постарше, стали появляться первые DAW — простые программки для создания музыки. В те времена они были очень примитивны и скорее подходили для развлечения, чем для серьёзной работы. Помню, в них можно было собрать трек из готовых семплов — и мне это дико нравилось.
А ещё были двухкассетные магнитофоны — с их помощью я делал свои первые ремиксы: перезаписывал фрагменты из чужих треков и собирал совсем другие композиции.
И всё же внутри я всегда ощущал желание не только работать с чужими сэмплами и лупами, но и самому писать музыку. С нуля.
— Звучит так, будто вы очень рано поняли, кем хотите стать! В вуз тоже пошли по музыкальному направлению?
— Нет, этого не случилось. Мой отец был инженером и меня тоже видел только в этой профессии. Поэтому я поступил на профильное направление в Кубанский государственный технологический университет, успешно отучился и вот уже много лет работаю по специальности.
Жаловаться не могу — как инженер, я хорошо зарабатываю и благодаря этому могу финансировать свои увлечения. Например, я обустроил у себя дома студию, приобрёл профессиональное оборудование, а ещё оплатил курсы по созданию электронной музыки и музыкальному продюсированию.

Фото: личный архив Михаила Судакова
Сейчас, оглядываясь назад, я искренне благодарен отцу. Благодаря его наставлениям у меня есть и стабильная профессия, и творческое хобби. Как инженер, я уже многого добился и теперь, имея эту надёжную опору, переключился на другое дело. Сейчас моя цель — реализоваться как музыкант и заработать деньги в музыкальной индустрии.
«Самостоятельно я бы точно не разобрался»: об обучении, его результатах и школе диджеев
— В какой момент и как вы решили, что хотите серьёзно взяться за детскую мечту и воплотить её в жизнь?
— Это случилось совершенно внезапно. Я просто увидел в «ВКонтакте» рекламу курса по созданию электронной музыки с нуля и подумал: «Я ведь всегда хотел заниматься именно этим. Так почему бы не попробовать прямо сейчас?»
Правда, тогда онлайн-обучение только набирало популярность и не было так повсеместно развито, поэтому, помню, я немного побаивался покупать курс. Переживал: а вдруг мошенники? Но в итоге всё же решился и оплатил.
— Что дало вам то обучение?
— Хороший и важный старт в профессии. Благодаря курсу я освоил базу — основы музыкальной теории, особенности разных жанров, структурное строение треков. Когда позже я начал работать с другими музыкантами, всё это очень помогало мне — я общался с коллегами на одном языке.
Самостоятельно я бы точно не разобрался, потому что был абсолютным новичком. Помню, я включал лекции и совсем ничего не понимал. Какие-то термины, схемы, кнопки. Но вперёд двигало огромное желание — научиться. Поэтому я ставил видео на паузу, гуглил понятия, читал дополнительную информацию и только потом возвращался.
Конечно, помогло и то, что курс предполагал выполнение большого количества домашних заданий, которые обязательно проверял куратор. Причём он не просто указывал на ошибки, а всегда давал развёрнутую обратную связь и советовал, как можно улучшить проект.

Фото: личный архив Михаила Судакова
— Каково вам было во взрослом возрасте снова оказаться в роли ученика?
— Комфортно. Я вообще убеждён, что учиться и развиваться нужно всегда, в любом возрасте. Да, какие-то темы и инструменты даются сложнее, какие-то проще, но я воспринимаю это как естественный процесс — ведь когда осваиваешь что-то принципиально новое, просто не может быть иначе.
Например, когда я только начал заниматься фортепиано, то мои руки будто жили отдельной жизнью — было очень тяжело скоординировать их и сделать так, чтобы они играли одновременно. И всё же даже это постепенно мне удалось.
Но, пожалуй, труднее всего было осваивать музыкальную теорию. Как я уже говорил, я вообще ничего не понимал в лекциях — что там спикер нажимает, что играет на синтезаторе, что это означает. Но сидел и упорно разбирался.
А ещё мне помог следующий лайфхак — играть вместе с записью лекции. Прямо сразу повторять и так тренироваться.
— Где вы ещё учились музыке уже после курса?
— Сначала пошёл на индивидуальные занятия по фортепиано. Потом записался в диджейскую школу: мне хотелось разобраться, как происходит сведение музыки именно на профессиональном пульте — какие там тонкости и технические нюансы. Окончил эту школу по базовому уровню и потом сразу пошёл на продвинутый: там мы диджеили на виниле, осваивали скретчи. Каждый урок открывал для меня что-то новое.
Но главное — во время обучения в диджейской школе я познакомился с Nifiant / Xm, который стал моим своего рода ментором и старшим товарищем в музыкальной сфере. Евгений — известный артист, владелец нескольких лейблов, он сам пишет музыку и много работает с российскими и зарубежными музыкантами.
— Вы где-то выступали как диджей?
— Да, на нескольких вечеринках. Но немного: всё-таки я всегда помнил, что моя главная цель — не играть чужую музыку, а писать свою. Зато благодаря этим выступлениям я лично познакомился со многими именитыми диджеями из нашего Южного федерального округа.

Скриншот: StarPulse Music / «VK Музыка»
— Интересно то, что в эпоху стримингов и соцсетей личное знакомство всё ещё остаётся таким важным!
— Абсолютно. Здесь ещё нужно понимать, что раньше музыкальная индустрия была устроена совсем иначе. Не было цифровых библиотек и мгновенного доступа к трекам — их нельзя было просто взять и скачать.
Всё держалось на энтузиастах — таких как DJ Остап, DJ Utah M. Paul. Они покупали пластинки в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе и буквально привозили музыку в чемоданах. Именно так электронная музыка и зарождалась в нашей стране, конкретно на юге.
Тот же DJ Клим первым привёз в Россию легендарный суперхит Бенни Бенасси Satisfaction. Представьте: вот с такими людьми я начал общаться после диджейской школы, такие люди приглашают меня на свои мероприятия. Это очень ценно и интересно.
«Ваш трек должен звучать хорошо даже на плохой акустике»: о качественной музыке и её создании
— Михаил, как бы вы ответили на вопрос, что такое качественная музыка и как её написать?
— Сложно дать точное определение. Прежде всего, качественная музыка должна хорошо звучать — настолько, чтобы хотелось послушать её ещё раз. Я работаю со множеством начинающих артистов на своём лейбле StarPulse Music и, честно говоря, в начале пути качественное звучание встречаю мало у кого.
Нередко приходится многое доделывать за ребятами: кто-то не попадает в тональность — бас играет в одной, а мелодия в другой. Кто-то перегружает трек — излишне наслаивает партии друг на друга, превращая всё в кашу.
Чтобы писать качественную музыку, нужно уверенно владеть нужной DAW-программой. И уметь работать с разной техникой. А то я часто вижу, как люди делают мелодию только на одном синте — звучит просто и скучно. Интереснее работать послойно: одну часть взять с одного синта, другую — с другого, подрезать частоты, добавить дилей. Так можно добиться объёмного звучания. А потом просто выравниваешь спектр, чтобы всё было сбалансировано.
— За пять лет вы прошли огромный путь — от нулевых навыков в сфере музыки до артиста с сотнями тысяч прослушиваний и музыкального продюсера со своим лейблом. В чём ваш секрет успеха?
— Я считаю, что надо постоянно учиться и много-много писать. Чем больше ты слушаешь и создаёшь музыку, тем сильнее развивается твой вкус, наслушанность, нарабатываются свои музыкальные схемы.
Наслушанность — это главное в работе с музыкой.
Причём музыку нужно слушать не только в наушниках и на мониторах, но и в привычных условиях — в машине, например. Пускай там и не самая лучшая акустика, Это как раз и хорошо — ведь и ваши слушатели не сидят в студии. Большинство слушает музыку через Bluetooth-наушники — в зале, на пробежке. Если трек звучит плохо на такой акустике — значит, надо всё переделывать.

Скриншот: Missud / «Яндекс Музыка»
— Сколько прослушиваний в среднем у ваших треков?
— У нескольких — до 170 тысяч прослушиваний в месяц. Правда, это в основном попсовые треки — такая музыка больше заходит аудитории. Её слушают лучше, чем клубную.
Вообще я экспериментировал с разными подходами: покупал вокал на зарубежных стоках и писал музыку специально под него. Должен сказать, работать с вокалом — это совсем другой уровень сложности по сравнению с инструментальными треками. Но он лучше заходит.
Например, у меня есть трек «So Baby, Goodbye» (как раз с вокалом). Вот он неожиданно и очень круто выстрелил, набрав 130 тысяч прослушиваний за первую неделю.
«Ошибок нет, все треки залетают»: о секретах попадания в популярные плейлисты
— Вы не только продвигаете свою музыку, но и помогаете с этим тем, кто приходит к вам на лейбл. Поделитесь секретами: как сделать так, чтобы трек стал популярен и его слушали?
— Во-первых, обязательно нужно выложить его на всех возможных площадках — на «Яндекс Музыке», «VK Музыке», «МТС Музыке», Spotify. Затем важно попасть в плейлисты на этих площадках. Это ключ. Именно это поможет вашей аудитории найти вас. И существенно повысит количество прослушиваний.
— А как зарегистрироваться и выложить свою музыку на этих площадках новичку?
— Есть два пути — либо через лейбл, либо через музыкального дистрибьютора. Самостоятельно тоже можно, но, как правило, для размещения на основных стриминг-платформах всё же нужен как минимум дистрибьютор.
В России дистрибьюторов достаточно много. Есть хорошие, есть плохие. Про каждого нужно читать в интернете. Разобраться в информации не сложно — я сам полностью прошёл этот путь от А до Я.
Раньше дистрибуция была бесплатной, но сейчас с артистов взимается небольшая плата. Например, разовая публикация трека может стоить 750 рублей. Зато он выйдет сразу на 50 площадках по всему миру.

Скриншот: StarPulse Music / «VK Музыка»
— Вы упомянули, что очень важно попадать в плейлисты. А как это сделать?
— Нужно подать заявку. Её отправляет либо лейбл, либо сам артист, если работает напрямую. Важно оформить всё грамотно — отправить не просто пару абстрактных строчек, а полноценное и обстоятельное описание трека. Так гораздо больше вероятность, что он попадёт в плейлист и дойдёт до слушателей.
Мы на своём лейбле StarPulse Music, например, пользуемся шаблонами. Заполняем всё чётко, без ошибок — попадаем в плейлисты, и треки обязательно залетают.
И всё же главное — это всё равно качество музыки. Плохой трек в плейлист не возьмут. Поэтому надо либо самому стараться изо всех сил, либо довериться лейблу, чтобы его специалисты помогли вам довести трек до нужного уровня. Мы в StarPulse Music именно так и работаем. Так что, если вы артист, пишите :)
Наш лейбл занимается дистрибуцией музыки в стилях Deep House, Progressive House, Minimal House, Club House. Работаем с артистами, продвигаем их на «Яндекс Музыке», «VK Музыке», BeatPort, «МТС Музыке». Сейчас планируем запустить ещё один лейбл, для совсем молодых музыкантов — тех, кто только-только делает первые шаги.
Слушать музыку Михаила— Михаил, а если не о музыке: о чём вы мечтаете?
— Наверное, переехать в небольшой город, спокойный, поменьше, чем Краснодар. Работать удалённо, писать музыку и зарабатывать только на этом. Развивать свой лейбл, помогать молодым артистам. Уверен, всё именно так и получится. Мы с партнёрами уже работаем как настоящая команда: ставим чёткие цели, схоже смотрим на будущее лейбла и, что главное, правда любим то, что делаем.