Музыка
#подборки

16 главных альбомов ноября: неожиданный Кендрик Ламар и Linkin Park с новой вокалисткой

Гвен Стефани поёт кантри, The Cure вернулась с новым релизом, а Saluki смешивает всевозможные звучания.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

2024 год подходит к концу, а вот музыкальным новинкам края не видно. Собрали самые интригующие релизы ноября, чтобы вы насладились звучанием минувшей осени.

Слушайте альбомы в жанрах:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Поп


Dolly Parton & Family — Smoky Mountain DNA: Family, Faith and Fables

Легендарная кантри-дива выпустила альбом, который занял особенное место в её дискографии. В кантри часто поют, что семья — это главное. Долли Партон решила подтвердить слова делом и собрала в одном альбоме треки, записанные с участием пяти поколений своей семьи Оуэнс-Партон.

Релиз охватывает широкий спектр американской народной музыки, от кантри до госпела. Среди 37 треков большинство — дуэты Долли Партон с её родственниками. Архивные записи сочетаются с новыми — например, есть запись от 1964 года, где дедушка Партон играет на скрипке. Заканчивается альбом поп-балладой с внучатой ​​племянницей Долли по имени Мерин Сивер.

Gwen Stefani — Bouquet

Ещё один кантри-альбом в нашем дайджесте. Но если пластинка Долли — это работа для себя и своей семьи, то альбом Гвен Стефани больше говорит о текущем состоянии музыкальной индустрии.

Стефани уже давно перестала быть суперзвездой. В последние годы её карьера встала на паузу: она не выпускала альбомы с 2017 года. И к чему Стефани обратилась, чтобы вернуть интерес аудитории? Конечно, к кантри — главному жанру Америки прямо сейчас. В 2023 году он занял 21% топовых позиций в списках хитов Billboard — столько же, сколько поп-музыка. Первые места достались артисту Моргану Уоллену — по популярности в США он может поспорить даже с Тейлор Свифт.

Поп-звёзды тоже хотят попасть на территорию кантри: в 2024 году альбомы в этом жанре выпустили даже Бейонсе и Пост Малоун. Правда, в отличие от коллег, Гвен не привлекала к записи альбома кантри-звёзд, за исключением своего мужа Блейка Шелтона. В итоге на фоне релизов Бейонсе и Пост Малоуна её альбом выглядит бледно. Ему не хватает жанрового разнообразия и цепких песен — он почти весь медленный и балладный. Неудивительно, что Гвен не удалось вернуться в чарты.

The Limba — «Стиль»

В наши дни контента производится так много, что это влияет на скорость возникновения ностальгии. Например, песни 15-летней давности кажутся далёкими: после них вышло так много всего, хотя их выпустили всего лишь в 2009–2010 годах.

Яркий тому пример — альбом «Стиль» казахского R&B-певца The Limba. Как и многие современные аренбишники, The Limba пел под биты в стиле хип-хоп и модные 808-е трещотки. Но сейчас он решил повторить то, как жанр звучал в русскоязычном пространстве в нулевые — во времена, когда ещё было актуально слово «гламур».

Биты в альбоме «Стиль» — весьма точная стилизация под хиты тех лет: продакшен похож на The Neptunes или Timbaland, а подача — на артистов вроде Криса Брауна. В нулевые в России ещё никто толком не понимал, что же такое это «аренби», и к нему относили всех, кто хотел звучать дорого и гламурно. Звёзд тех лет The Limba и позвал на фиты: Бьянка, Серёга, Доминик Джокер. Исключениями стали давний соратник Andro, с которым The Limba записал свой главный хит X.O, а также Джиган — один из немногих рэперов наших дней, способный непринуждённо вписаться в клубный стиль нулевых.

Ateez — Golden Hour: Part 2

Корейский бойз-бенд давно снискал популярность на Западе, но этот мини-альбом стал первой пластинкой, которая попала на первое место в американском чарте Billboard 200. Ateez разрушает стереотип о кей-попе как о громкой музыке, которая каждые 10 секунд трека хочет вдолбить слушателю в уши мощный хук. Биты в песнях группы приглушены, а участники Ateez поют и читают деликатно и размеренно.

Альбом Golden Hour: Part 2 также показывает, насколько сложным может быть кей-поп. Особенно в сравнении с западной поп-музыкой, где одной идеи хватает на всю песню. Песни Ateez же отличаются невероятно детализированной проработкой. Например, в треке Ice on My Teeth гладкий хип-хоп бит с глубоко утопленным вокальным семплом сменяется лакшери-интерлюдиями со скрипкой и фортепиано. В Selfish Waltz танцевальный поп после вставок космических синтезаторов переходит в речитатив. По всему альбому рассыпаны решения в духе альтернативного хип-хопа, например саксофоны, которые возникают будто из ниоткуда.

Хип-хоп


Kendrick Lamar — GNX

В 2024-м Кендрика называли рэпером года: всех впечатлила его разгромная победа в скандале с Дрейком. Ламар аннигилировал его публичный образ, а затем выпустил огромный хит Not Like Us. Теперь же Кендрик решил закрыть вопрос своих прав на трон в хип-хопе и безо всяких предупреждений выпустил альбом GNX.

Это, вероятно, самый простой и доступный альбом в карьере рэпера. В нём нет сюжета и сложной концепции, Кендрик просто читает рэп под модные, зачастую танцевальные биты, которые сейчас популярны на его родном Западном побережье. Вместо постоянного самокопания — самоутверждение и диссы на других рэперов. Вместо звёздных коллабораций — толпа ноунеймов с Вест-коста, которых Кендрик решил продвинуть. В пластинке GNX Ламар провозглашает себя патриархом современного рэпа и сравнивает себя с легендами афроамериканской музыки вроде Тупака или Джона Ли Хукера. Поэтому изменился и его речитатив. Никакого гнева или эмоционального надрыва: Кендрик читает лениво или полусонно, цедя сквозь зубы острые панчи.

Saluki — Bolshie Kurtki

После выхода альбома Wild East в 2023 году российские СМИ пели рэперу Saluki громкие оды, называя его стиль барокко-рэпом. Причину понять легко: большинство новых российских рэперов упрощают музыку в сравнении с тем, что было в конце 2010-х, а Saluki едва ли не единственный, кто её усложнил. Необычных музыкальных идей и влияний разных жанров в «Диком Востоке» больше, чем во многих альбомах в истории русского рэпа.

Однако у такого подхода есть очевидная проблема. Сравним с другой разножанровой пластинкой — «Домом с нормальными явлениями». Скриптонит сшил разные жанры в цельное полотно, а во всех песнях проявлялся его уникальный сторителлинг. Но у Saluki ничего такого нет: идеи сшиты случайно, а тексты не представляют большого интереса. Поверх роскошных битов Saluki читает про деньги и девушек.

С таким подходом высокий уровень можно держать только стопроцентным качеством битов. Однако новый релиз Bolshie Kurtki на фоне Wild East похож на стагнацию. Да, Салуки подвёз немного метала, фонка и других жанров, но пластинка не звучит так свежо, как предыдущий альбом. На фоне довольно плоских битов становится сложнее игнорировать пустоту в тексте, а местами и в подаче Салуки — его «зажёванная» подача больше напоминает скулёж.

Ferg — Darold

В 2020 году A$AP Ferg покинул группу A$AP Mob, а спустя год объявил, что уберёт её название из своего псевдонима. Такое решение не вызвало удивления: несмотря на свой талант, Ферг всегда оставался в тени A$AP Rocky. Роки считали модником и экспериментатором: фанаты и критики разбирали его альбомы на молекулы. А вот Ферга воспринимали просто как брутального парня, который качово читает.

Мириться с таким статусом он не захотел, и вот — в 2024 году вышел его первый альбом под псевдонимом Ferg. Рэпер хочет раскрыться по максимуму, а потому назвал альбом своим настоящим именем: Darold. Он стал самой разнообразной пластинкой этого исполнителя. В песнях угадываются элементы трэпа начала 2010-х, современного рейджа, мелодичного соула. Рэпер меняет стиль речитатива в ходе всего альбома, будто хочет показать: как музыкант он ничуть не хуже, чем A$AP Rocky.

ATL — «Скальпель»

Рэпер ATL уже давно ничего не выпускал — его последний альбом «Радио Апокалипсис» вышел в 2021 году. Та работа вызывала вопросы: ATL никак не менял свой стиль, и в итоге его музыка постепенно выдохлась. Биты становились невыразительнее, а из песни в песню кочевали одни и те же образы на стыке армагеддона и русских народных мемов. Эталон этого сочетания — песня «Чёрным снегом», где текст о смерти сочетается с семплированием хардбасса и мемного видео с YouTube про ловлю колбасы.

Вот и «Скальпель» звучит предсказуемо: ATL читает о том же, о чём читал всегда. Депрессия, противостояние обществу, всеобщая бессмысленность и продажность. Правда, в современном контексте его мрачная лирика звучит намного актуальнее.

К тому же «Скальпель» — это не альбом, а микстейп. В нём собраны работы ATL за последние годы: два сольных трека и куплеты из чужих песен, перезаписанные под новые биты. Совсем исчезла былая психоделия, которая возводила стиль ATL в ранг современного фольклора. Зато появилось много металлического скрежета и гнетущего гула, под который экзистенциальное разочарование ATL обретает новый оттенок мизантропии.

Рок


The Cure — Songs of a Lost World

Первый за 16 лет альбом The Cure — уже потрясающее событие. К тому же группа решила поднапрячься и придумать что-то действительно уникальное, а не выпускать «очередной» альбом, как это обычно делают рок-ветераны. Включите, например, последние релизы Deep Purple — это ровные, неамбициозные песни без эмоциональных всплесков или неожиданных решений.

Но The Cure экспериментировала с музыкой всю карьеру и такой подход для неё слишком скучен. Так что группа удивила поклонников тем, что попыталась замахнуться на Disintegration 1989 года — свой самый эпичный альбом, который часто называют лучшим у The Cure. Звучание Disintegration отличалось необычным сочетанием попсовых мелодий из середины восьмидесятых и гробовой депрессии из ранних восьмидесятых. Там были и поп-хиты (Lovesong, Lullaby), и длиннющие песни с масштабными партиями инструментов, которые создавали ощущение огромного простора.

Такая магия обычно случается раз в жизни. К счастью, в The Cure не стали гнаться за поп-потенциалом Disintegration. Вместо этого в новом альбоме Songs of a Lost World они воссоздали ощущение масштабности и эпичности, при этом сделав атмосферу более гнетущей. Подача и тексты Роберта Смита отлично передают чувства человека в возрасте, который предаётся ностальгии по утраченному миру.

Linkin Park — From Zero

Linkin Park выпустила первый альбом после смерти Честера Беннингтона, провернув редкий для рока трюк. В группе заменили вокалиста не другим мужчиной, а девушкой: на место Честера пришла Эмили Армстронг из хард-рок-группы Dead Sara. Такая рокировка помогла снять с Эмили бремя постоянных сравнений с Честером, ведь фанаты всегда будут на его стороне.

При этом группа не стала развиваться в новом направлении, а решила мимикрировать под свой стиль из начала нулевых. По сути, она повторяет собственные рецепты: в мелодиях, построении песен, сочетании вокальных партий Шиноды и Армстронг. Однако Linkin Park уже не под силу вернуть прошлое. Гитарные партии звучат сухо и недостаточно резко, диджейские вставки Джо Хана почти не слышны, а вокалу Армстронг не хватает глубины в тихие моменты, хотя с громкими частями песен она справляется прекрасно.

Poppy — Negative Spaces

Poppy — это дьяволица, посланная трушным фанатам метала, чтобы испытать их. Они не любят, когда в их музыку лезут посторонние, а тут блогерша с кукольно-андроидным образом, которая начинала в поп-музыке. Идейно и эстетически Poppy ближе артисткам вроде Grimes или Arca, но тем не менее она играет рок. И Negative Spaces — её самый тяжёлый альбом, почти целиком выдержанный в метал-звучании.

Ближайший референс для Negative Spaces — это металкор, жанр, который обычно звучит слишком уж однообразно. Poppy вносит в него новую жизнь за счёт электронных включений — от тяжёлого индастриала до танцевального электропопа. Иногда она разбавляет металкор более лёгким альтернативным металом, как в заглавной песне Negative Spaces. Poppy легко жонглирует вокальными стилями, переходя от оглушительного скриминга к соблазнительному поп-воркованию.

Chelsea Wolfe — Unbound

Ещё одна рок-дива в нашей подборке, но совсем другая: Chelsea Wolfe с Poppy объединяет разве что любовь к постоянной смене жанров. А вот эстетика совсем другая: Chelsea Wolfe — это объединение театральности готик-рока восьмидесятых и тёмной мистики, что всегда сидела в американской народной музыке.

Певица постоянно колеблется от рока к фолку, от метала к американе. Поэтому мини-альбом Unbound ощущается как промежуточный этап между большими релизами, где эти жанры будут исследованы подробнее. А пока Челси будто ограничивает себя: сдержанный вокал, минимум инструментов, — в альбоме звучит только акустическая гитара и фортепиано. Артистка убрала из готик-рока всю агрессию и оставила чистую красоту, поэтому новая работа не ощущается пустой. Напротив: Unbound — ещё одно слово в исследовании американской готики.

Электронная музыка


Carlita — Sentimental

За последние несколько лет диджей Карла Фрейман из Турции стала невероятно востребована на сцене танцевальной электроники. Её выделяет любовь к живой музыке: она умеет играть на барабанах, виолончели, басу и электрогитаре, сочетает в песнях живые и электронные инструменты, семплирует самые разные источники — в том числе полевые записи из своих путешествий. На её представления о мелодике значительно повлияла турецкая музыка — от рок-н-ролла до психоделического рока.

Все эти влияния слились в альбоме Sentimental. Его хаус-ритмы — примета наших дней, но атмосфера пляжного праздника, заимствования из диско, мелодии акустической гитары, мягкие клавишные — всё это вышло прямиком из солнечного хауса восьмидесятых и популярного тогда стиля Ибицы. Если переслушать сейчас записи тех дней, то они могут казаться наивными и устаревшими из-за винтажных драм-машин. Однако Sentimental соответствует скоростям и хай-теку современной рейв-сцены и при этом необыкновенно освежает при каждом прослушивании.

Kid Loco — Concrete Islands, Lies & Vanités

Француз Kid Loco — не самый известный представитель трип-хопа среди тех, кто начинал в девяностые, однако он всё ещё в строю. В начале его музыкальной карьеры трип-хоп был новаторским смешением жанров и подходов к созданию музыки, но эти времена давно позади: свойственные трип-хопу приёмы стали использовать все. Тем не менее в трип-хопе ещё есть куда копать — это и доказывает альбом Concrete Islands, Lies & Vanités.

Концептуального прорыва Kid Loco нам не предлагает, зато он наколдовал много интересного в области работы над звуком. Например, песня Come Again частично выдержана в стиле трип-хоп-музыканта Tricky: загадочное бормотание, гипнотизирующая атмосфера. Уникальный семпл звучит как нечто среднее между гитарой и клавесином, а затем Kid Loco выдаёт неспешное мини-соло на клавишных в духе классического прогрессивного рока. В треке The Crown тот же клавесин создаёт атмосферу барокко. Такими креативными сочетаниями альбом просто переполнен.

Djrum — Meaning’s Edge

В мини-альбоме Meaning’s Edge британский продюсер Djrum деконструирует дабстеп. Изначально это монолитный жанр: ровный бит, предсказуемые ударные, плавный бас, минимум мелодий. Djrum использует классические ритмы и бас, но подрывает медитативное восприятие дабстепа. Его треки постоянно удивляют слушателя чем-то новым, выводят из зоны комфорта.

К основному ритму Djrum добавляет сложные партии невротичных ударных, которые совершают резвые пробежки и вот-вот готовы сорваться в полноценный драм-н-бейс. В треках появляются флейты и скрипки — очень редкие гости в электронной музыке. Встречаются две басовые линии, конкурирующие друг с другом. Но всё это наслоение идей не выглядит разрозненным: Djrum точно знает, что и в каких количествах использовать, чтобы трек звучал «заумно», но не надоедал.

Ulver — The Red Light

В девяностые норвежская группа Ulver исполняла блэк-метал, но потом сменила вектор и начала записывать самую разную музыку, преимущественно электронную. В 2024 году Ulver играет синти-поп. Что парадоксально, в творчестве группы до сих пор слышно эхо блэка. Но речь не о включениях гитар, плотных стенах ударных или агрессивном вокале, — в Ulver и не думают выходить за рамки синти-попа. Речь про блэк как подход к звуку.

В некоторых песнях Ulver сквозит отрешённость и оторванность от мира — даже в тех песнях, где звучат стильный бас и красивые синтезаторные пэды. Инструментальные Nocturne #1 и Nocturne #2 будто хищной походкой подкрадываются к слушателю, чтобы внезапно напасть и так же быстро исчезнуть. Слушая эти песни, легко представить гитары с тремоло — они бы превратили треки в нечто вроде альбома Filosofem норвежской блэк-метал группы Burzum.

Впрочем, Ulver не одномерна: хватает в песнях и попсовых ходов. Например, в песне Hollywood Babylon припев написан так, будто выпал прямиком из поп-хита восьмидесятых.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована